Опубликовано в журнале "Менеджмент в России и за рубежом" №2 год - 2007
д-р экон. наук,профессор, декан факультета коммерции
Нижегородского коммерческого института
Ефремов А.С.,
аспирант Нижегородского коммерческого института
Торговые центры становятся неотъемлемым атрибутом российской торговли. Бурное развитие торговых концентраций в России сопровождается хаотичностью терминологии именования.
Категории «торговый центр», «торговый комплекс», «крупный торговый объект», «молл» используются произвольно. Такая же ситуация с понятиями «пассаж», «галерея», «торгово-развлекательный центр». Учитывая бурное развитие подобных торговых концентраций, необходим точный понятийный аппарат, дифференциация понятий, четкая классификация.
В России понятийный аппарат отражен в нормативном документе ГОСТ Р 51303-99 «Торговля. Термины и определения» и в разработке Департамента потребительского рынка и услуг г. Москвы.
В стандартах даны определения торгового центра (ТЦ) и торгового комплекса (ТК). В работе департамента потребительского рынка и услуг г. Москвы предлагаются определения торгового комплекса. Его размеры 10–80 тыс. кв. м, торгового объекта — до 10 тыс. кв. м, торговой зоны — размер более 80 тыс. кв. м.
Торговый центр — совокупность торговых предприятий и (или) предприятий по оказанию услуг, реализующих универсальный ассортимент товаров и услуг, расположенных на определенной территории, спланированных, построенных и управляемых как единое целое и предоставляющих в границах своей территории стоянку для автомашин [5].
Во всех отечественных работах торговым центром называется совокупность торговых точек, предприятий общественного питания и бытового обслуживания, расположенных концентрированно на определенной территории в одном или двух-трех территориально сближенных зданиях [2, 6, 7, 12].
Подобные торговые центры были распространены в советское время. Они находились на центральных улицах городов: в Москве на Новом Арбате, в Санкт-Петербурге на Невском проспекте, в Петропавловске-Камчатском на ул. 50-летия Октября. За рубежом они получили название ленточных. «Ленточные торговые центры состоят из примыкающих друг к другу магазинов, расположенных вдоль крупных улиц и шоссе» [10, с. 172].
Американский институт градостроительства определяет понятие торгового центра следующим образом: «Торговый центр — это группа коммерческих предприятий, спроектированных, построенных, эксплуатируемых и управляемых как единое целое; центр обслуживает запланированный контингент населения и обеспечивает автостоянку для посетителей».
Институт городского планирования Великобритании определяет торговый центр как «группу коммерческих заведений, спланированных, созданных, управляемых как единица, соотносящаяся расположением, размером, типом магазинов с обслуживаемым районом».
По определению компании SMT-Developments торговый центр — это «группа архитектурно объединенных торговых предприятий, работающих на едином специально спланированном, развитом и управляемом участке, находящемся в собственности, управляемых как единое целое».
Анализ различных взглядов на дефиницию торгового центра показывает, что единого мнения по этому вопросу нет, однако большинство ученых склоняются к мнению, что ТЦ — это обязательно совокупность близлежащих предприятий. Из этого следует, что называть торговым центром одно торговое предприятие некорректно. Для этого есть названия соответствующих форматов торговых предприятий: гипермаркет, супермаркет, дом торговли, торговый дом, универмаг, универсам.
На наш взгляд, торговый центр следует трактовать следующим образом: ТЦ — это совокупность торговых предприятий и предприятий, оказывающих различные услуги населению, находящихся на близлежащей территории и предназначенных для комплексного обслуживания населения.
Торговый комплекс в соответствии с российским стандартом — «совокупность торговых предприятий, реализующих универсальный ассортимент товаров и оказывающих широкий набор услуг, а также централизовавших функции хозяйственного обслуживания торговой деятельности» [5].
В зарубежной литературе термин «торговый комплекс» используется довольно редко. Хотя известна переводная работа английских авторов Д. Гослинга и Б. Мэйтленда с названием «Проектирование торговых комплексов» [4], но в тексте используются только понятия «торговый центр» и «молл». Вероятно, нестыковка с названием связана с неточностью перевода.
В торговые комплексы трансформировались прежние отечественные уличные рынки, которые сегодня объединили под одну «крышу» иногда до тысячи розничных торговцев. К торговым комплексам следует отнести и крупные торговые предприятия интернациональных сетей «АШАН», «МЕТРО», «ИКЕА».
Определение торговому комплексу дано в работе Майкла Леви и Бартона А. Вейтц: «Торговые комплексы, как правило, имеют более четкую планировку, нежели ленточные центры, и здесь выше движение пешеходов. Такие комплексы могут находиться в одном или нескольких помещениях и под открытым небом» [10, с. 172].
На наш взгляд, торговый комплекс — это совокупность торговых точек, расположенных в одном или нескольких зданиях, спланированных, построенных и управляемых как единое целое, реализующих универсальный ассортимент товаров и оказывающих широкий набор услуг, централизовавших функции хозяйственного обслуживания торговой деятельности. Размер торгового комплекса до 100 тыс. кв. м.
Отличия торговых комплексов от торговых центров:
1) торговый комплекс располагается в одном большом здании или нескольких зданиях, имеющих один архитектурный стиль;
2) в нем централизованы функции управления и хозяйственного обслуживания;
3) торговые комплексы четко спланированы, равно и размещение торговых точек.
Особо крупные торговые комплексы следует называть моллы. Молл — это огромный (более 100 тыс. кв. м) торговый комплекс, основу которого составляет ряд крупных магазинов-якорей. Они соединены между собой крытыми галереями, в которых располагается множество различных магазинов, служб быта и автосервиса, центров развлечений, ресторанов, кафе и проч. Как правило, моллы строятся вдали от центра города. Понятия молл в стандарте нет. В предложенной трактовке он согласуется с двумя другими вышеуказанными понятиями концентрированных образований.
В этой связи стандарт [5] требует конкретизации и доработки. В него следует внести понятие «молл» и конкретизировать понятия торгового центра и торгового комплекса.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аванесов Ю.А. Организация торговли. М.: Экономика, 1994.
2. Басовский Л.Е. Маркетинг: Курс лекций. М.: Инфра-М, 2000.
3. Бурмистров В.Г. Организация торговли непродовольственными товарами. М.: Экономика, 1988.
4. Гослинг Д. Проектирование торговых комплексов. М.: Стройиздат, 1979.
5. ГОСТ Р 51303-99 «Торговля. Термины и определения».
6. Гуз Р.З. Организация продажи непродовольственных товаров. 2-е изд., перераб. М.: Экономика, 1983.
7. Дашков Л.П. Коммерция и технология торговли.
8. Князева А. Концепции роста//Новости торговли. 2003. № 5. С. 10.
9. Концепция развития внутренней торговли товарами народного потребления Министерства торговли Российской Федерации // Торговая газета. 2000. 7 января.
10. Леви М. Основы розничной торговли. СПб.: Питер, 1992.
11. Малышков В. Столичная торговля равняется на мировые стандарты // Торговая газета. 2000. 5 сентября.
12. Малышков В. Торговые сети Москвы растут // Торговая газета. 2001. № 72. 3 октября.
13. Мацкивская Ю. Сдерживающий фактор//Молл. 2005. № 7. С. 48.
14. Чередниченко А. Особенности торговых центров в России //Торговое оборудование. 2005. № 3 (93). С. 53–58.