Оплата труда: позиции сторон социального партнерства



Опубликовано в журнале "Кадры предприятия" №3 год - 2003


Ответственный секретарь Российской трехсторонней комиссии
по регулированию социально-трудовых отношений, заслуженный экономист
Российской Федерации

Механизм правового регулирования оплаты труда

Решение проблемы оплаты труда предусматривает комплексный подход — и с экономической, и с политической, и с социальной точек зрения.

Прежде всего, уровень оплаты труда зависит от состояния экономики и роста производительности труда. Наверное, не случайно стало расхожим изречение многих политиков и руководителей: «Как работаем так и живем».

Трудно спорить с мнением ряда экономистов о том, что низкий уровень минимальной заработной платы и медленно сокращающаяся задолженность по ее выплате объясняются необходимостью сдерживания денежной массы во избежание всплеска инфляции, а также выполнения обязательств по выплате внешнего долга, который с развалом СССР практически целиком лег на плечи России.

В преддверии избирательной кампании в новую Государственную Думу в конце этого года и выборов Президента РФ в 2004 году проблема, по понятным причинам, приобретает политических оттенок. И, естественно, она всегда будет социальной при значительном росте цен на товары, тарифов на газ, электроэнергию, жилищно-коммунальные услуги.

Недостаточная эффективность социальной политики во многом связана и с тем, что труд в России остается пока самым дешевым товаром. Заработная плата составляет менее половины от денежных доходов. Для нормальных рыночных отношений это недопустимо

Практика последних лет убедительно доказала, что дальнейшее движение российской экономики по пути реформ, преодоления кризиса в социальной сфере во многом зависит от уровня взаимодействия профсоюзов, работодателей и органов государственного управления на федеральном, отраслевом, региональном и территориальном уровнях.

Новый Трудовой кодекс РФ, подготовленный на основе консенсуса социальных партнеров, определил понятие оплаты труда как системы отношений, связанных с обеспечением установления и осуществления работодателем выплат работникам за их труд в соответствии с законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными актами, трудовыми договорами (статья 129).

В основные государственные гарантии (статья 130 Трудового кодекса РФ) включены:

-

величина минимального размера оплаты труда;

-

обеспечение получения работником заработной платы в случае неплатежеспособности работодателя;

-

ответственность работодателя за нарушение установленных требований;

-

сроки и очередность выплаты заработной платы.

 

Трудовым кодексом РФ также законодательно закреплено понятие развивающегося в России социального партнерства как системы взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленной на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений (статья 23).

На сегодняшний день трудовым законодательством создан действенный механизм защиты работником своих прав, в том числе в случае невыплаты или задержки выплаты заработной платы. К нему относятся:

-

материальная компенсация за несвоевременную выплату заработной платы в соответствии со статьей 236 Трудового кодекса РФ;

-

возмещение морального вреда, причиненного работнику в случае неправомерных действий или бездействия работодателя в денежной форме согласно статье 237 Трудового кодекса РФ в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора;

-

приостановка работы в соответствии со статьей 142 Трудового кодекса РФ;

-

забастовка.

 

Статья 145.1 Уголовного кодекса РФ предусматривает применение по отношению к руководителю организации независимо от формы собственности штрафных санкций в размере от 100 до 200 МРОТ в случае невыплаты заработной платы свыше 2-х месяцев из корыстной или личной заинтересованности либо лишение его права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет, либо лишение его свободы на срок до 2 лет.

Однако следует учитывать, что в ряде случаев невыплата или задержка выплаты заработной платы могут происходить по обстоятельствам, не зависящим от работодателя и работника. В соответствии со статьей 157 Трудового кодекса РФ такой простой оплачивается из расчета 2/3 тарифной ставки (оклада) работника.

Взаимодействие социальных партнеров в области оплаты труда

Социальное партнерство в России все еще находится в стадии становления. Развитие этой системы взамен административного регулирования вопросов труда направлено на создание условий, позволяющих работнику своим трудом обеспечить достойную жизнь себе и своей семье, защитить его права.

Законодательно установленный статус Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, как органа системы социального партнерства, основной целью которого является согласование социально-экономических интересов федеральных органов государственной власти, профсоюзов и работодателей, позволяет оказывать определенное влияние на обеспечение социальной стабильности, своевременно предотвращать возможные коллективные споры и конфликты.

За более чем 11-летний период деятельности Комиссии абсолютное большинство рассмотренных на ее заседаниях вопросов посвящено заработной плате и ликвидации задолженности по ее выплате в отраслях экономики. Эти вопросы также регулярно обсуждаются на заседаниях территориальных комиссий по регулированию социально-трудовых отношений в регионах.

Согласно Регламенту РТК решение считается принятым, если за него проголосовало большинство представителей всех трех сторон Комиссии (в РТК входят по 30 членов от каждой стороны).

В Комиссии проводятся консультации и согласование позиций сторон по основным направлениям социальной политики. Согласно закону Комиссия формируется на основе принципа добровольности участия сторон в ее деятельности.

Правительственная сторона рассматривает все обращения и заявления профсоюзов и работодателей и сообщает по ним свою официальную позицию.

Практика показала, что результативность работы РТК зависит от активности координаторов сторон общероссийских объединений профсоюзов, работодателей и Правительства РФ.

Важнейшим этапом социального диалога является подписание Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ на 2002—2004 годы, которое установило общие принципы регулирования социально-трудовых отношений на федеральном уровне.

Генеральным соглашением определены обязательства сторон в области занятости населения, поэтапного повышения социальных гарантий гражданам, социальной защиты наиболее уязвимых групп населения, обеспечения роста доходов трудящихся по мере стабилизации экономики, реализации целевых социально-экономических программ

В ходе коллективных переговоров было снято много разногласий, но не достигнуто согласия по ряду вопросов. Так, не включено в Генеральное соглашение и оформлено протоколом разногласий предложение общероссийских объединений профсоюзов о конкретном сроке доведения минимальной заработной платы работников организаций бюджетной сферы до прожиточного минимума. Общероссийские объединения профсоюзов ставили задачу по решению этой проблемы уже в 2002 году. Это было основным требованием осенней массовой акции протеста профсоюзов.

Конкретные меры по осуществлению достигнутых договоренностей предусмотрены в планах мероприятий Правительства РФ, общероссийских объединений профсоюзов и работодателей по реализации Генерального соглашения.

В перспективе по договоренности сторон Генеральным соглашением могут регулироваться вопросы минимальной заработной платы, прожиточного минимума и другие социальные нормативы с последующей ратификацией согласованных сторонами норм Государственной Думой.

Такая практика распространена в Москве. Московская Федерация профсоюзов подписала с правительством Москвы и объединениями работодателей трехстороннее соглашение на 2003 год, согласно которому минимальная заработная плата с 1 января устанавливается в размере 1500 рублей в месяц, а во втором полугодии ее размер достигнет 1800 рублей, обеспечивая выход на уровень не менее 55% от прожиточного минимума трудоспособного населения города Москвы.

Наиболее остро в трехсторонних комиссиях как в Российской, так и в территориальных, проходит обсуждение вопросов, связанных с формированием средств на развитие федеральной сферы, с повышением заработной платы бюджетникам, увеличением минимальной заработной платы до прожиточного минимума и другими жизненно-важными вопросами социальной политики.

Реализация определенных Федеральным законом «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» прав не препятствует общероссийским объединениям профессиональных союзов и общероссийским объединениям работодателей, представленным в Комиссии, реализовывать свои права в соответствии с определенными федеральными законами.

На практике углубленная проработка законопроектов, по которым не достигнуто согласованной позиции в рамках РТК, происходит в комитетах Государственной Думы. Так было, например, с Трудовым кодексом РФ. Учитывая важность и политический характер документа, Государственной Думой было принято решение о создании рабочей группы, в которую вошли представители всех сторон РТК и которые подготовили согласованный вариант.

В качестве результата согласования интересов социальных партнеров следует отметить, что уже начали давать практическую отдачу ранее принятые законы, регулирующие отношения социальных партнеров, такие, как «О коллективных договорах и соглашениях», «О регулировании коллективных трудовых споров», «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях их деятельности», Гражданский кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, другие законодательные и нормативные правовые акты.

Уровень оплаты труда и мероприятия по ликвидации задолженности по выплате заработной платы

Масштабы бедности в России, несмотря на относительно благоприятные изменения в области доходов населения, по-прежнему являются одной из наиболее острых проблем.

По оценке Всероссийского центра уровня жизни («Труд» от 24.12.2002), население России подразделяется на бедное население — 54 млн человек (среднедушевые доходы до 1817 рублей), низкообеспеченное — 42 млн человек (доходы от прожиточного минимума до так называемого потребительского бюджета восстановительного и развивающего характера — от 1817 до 3645 рублей), относительно обеспеченные (или средние) граждане — 41 млн человек (доходы от 2 до 6,5 прожиточного минимума — от 3645 до 11807 рублей), состоятельные и богатые россияне — 6,5 млн человек (от 11807 рублей до тысячи и десятков тысяч долларов в месяц) — расчет для третьего квартала 2002 года.

Правительством РФ реализуются меры по усилению адресности социальной поддержки малоимущих, сокращению бедности. По мере экономического роста и расширения доходной базы бюджетной системы проводится постепенное приближение минимального размера оплаты труда и других минимальных гарантий к прожиточному минимуму.

По расчетам Минтруда России и Мин-экономразвития России, основанным на данных Госкомстата России о дефиците доходов малоимущих семей, для оказания социальной помощи всем нуждающимся гражданам в соответствии с нормами, предусмотренными статьей 13 Европейской социальной хартии, требуется 230—240 млрд рублей в расчете на год.

По данным Госкомстата России, денежные доходы в среднем на душу населения по состоянию на ноябрь 2002 года составили 4245,3 рубля, что на 25% выше, чем на соответствующий период прошлого года. Реальные располагаемые денежные доходы (доходы за вычетом обязательных платежей, скорректированных на индекс потребительских цен) увеличились на 7,7%.

Начисленная номинальная среднемесячная заработная плата одного работника в ноябре 2002 года составила 4785,2 рубля, и по сравнению с ноябрем 2001 года возросла на 34,0%.

В октябре 2002 года уровень начисленной средней заработной платы работников здравоохранения, физкультуры и социального обеспечения составил к ее уровню в промышленности 56%, работников образования, культуры и искусства — 53 % (в октябре 2001 года — соответственно 43, 41 и 44 %).

Наиболее высокие заработки имеют работники топливной промышленности (12438 рублей в месяц), в первую очередь, в нефтедобывающей (15801 рублей) и газовой (18797 рублей) отраслях. Самые низкие зарплаты у работников сельского хозяйства — 1897 рублей.

Здесь следует отметить, что уровень заработной платы определяет активность профсоюзного движения и отношение к власти работников отраслей экономики.

Суммарная просроченная задолженность по заработной плате по кругу наблюдаемых Госкомстатом России отраслей по состоянию на 1 декабря 2002 года составила 36260 млн рублей.

Задолженность из-за недофинансирования из бюджетов всех уровней составила 4493 млн рублей или 12% объема просроченной задолженности.

По данным Госкомстата России, из общего объема задолженности из-за бюджетного недофинансирования 14,6% приходится на федеральный бюджет с учетом невыплаченных своевременно средств федерального бюджета, относящихся в соответствии с бюджетной классификацией к статье «оплата труда», а также суммы оплаты труда, предусмотренные за выполнение государственных заказов и целевых производственных программ, финансируемых из федерального бюджета, и 85,4 — на бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты. По заявлению Минфина России, задолженность федерального бюджета отсутствует.

Согласно статье 133 Трудового кодекса РФ минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного человека.

В 2001 году минимальный размер оплаты труда не превысил 20% от прожиточного минимума несмотря на повышение минимального размера оплаты труда с 1 января до 200, а с 1 июля до 300 рублей в месяц. Федеральным бюджетом на 2002 год установлено минимальное среднегодовое соотношение между минимальным размером оплаты труда и величиной прожиточного минимума трудоспособного населения — 24,4. С 1 мая минимальная заработная плата была повышена до 450 рублей.

Минимальная заработная плата с 1 октября 2003 г. составит 600 рублей, а по одному из вариантов прогноза социально-экономического развития будет доведена до 900 рублей в 2005 году. Такой расчет, естественно, вызывает возражения профсоюзной стороны.

Требования и действия профсоюзов в области оплаты труда

Социальное партнерство в решении социально-трудовых вопросов на основе социального диалога предусматривает, прежде всего, урегулирование трудовых отношений и, в том числе, трудовых споров.

Следует отметить позитивные сдвиги в урегулировании возникающих разногласий. В результате удается избежать серьезных социальных потрясений. В прошлом году зафиксировано самое низкое за 10 лет количество забастовок. За 9 месяцев их было 67, а в 2001 году — 275.

Вместе с тем, по объективным причинам профсоюзы продолжают организовывать акции протеста: митинги, пикетирование зданий органов государственной власти, в том числе и Дома Правительства Российской Федерации, обращения через прессу, коллективные письма и телеграммы.

По данным членских организаций ФНПР, во всех формах общероссийской акции «За достойную заработную плату и социальные гарантии» 17 октября 2002 года приняли участие более 9,3 млн человек. В ходе ее подготовки в регионах проведено более 90 тысяч собраний; в 60-ти республиканских, краевых и областных центрах, 300-ах городах прошли шествия и митинги, участники акции поддержали требования Исполкома и Генерального Совета ФНПР.

Обращение ФНПР по данному вопросу рассмотрено на заседании Российской трехсторонней комиссии. Было отмечено, что профсоюзы, безусловно, имеют право на организацию акций протеста. Однако стороны Российской трехсторонней комиссии, представляющие общероссийские объединения работодателей, и Правительство РФ, такой подход не поддержали, обратив внимание на меры, принимаемые Правительством РФ: решена задача погашения задолженности по выплате пенсий, активно проводится погашение задолженности по заработной плате бюджетникам в регионах, найдены подходы к снижению задолженности по пособиям безработным и др.

По-видимому, в ближайшее время полностью избежать коллективных выступлений не удастся, так как в ходе экономической реформы главными причинами конфликтов являются взаимные неплатежи, длительные задержки выплаты заработной платы, требования индексации задержанной суммы заработка с учетом уровня инфляции, проблемы занятости, условий и охраны труда, решение которых зависит от экономических результатов работы и роста производительности труда.

Социальную опасность представляют, прежде всего, неорганизованные стихийные выступления, направленные на де-стабилизацию политической обстановки.

Пока нельзя констатировать наличие конструктивного делового сотрудничества и взаимопонимания с профсоюзами и работодателями в проведении на основе социального партнерства курса по вопросу выхода из кризисной социально-экономической ситуации.

Предъявляя справедливые требования в связи с необходимостью увеличения заработной платы и ликвидации накопленной задолженности, профсоюзные органы недостаточно организуют работу по проверкам нарушений законодательства по оплате труда для подготовки материалов к рассмотрению в суде. На многих предприятиях коллективные договоры вообще не заключены.

Однако положение постепенно меняется. На парламентских слушаниях в Государственной Думе 12 ноября 2002 года на тему «Проблемы совершенствования трудового законодательства и практики его применения» отмечено, что только по системе ФНПР заключены коллективные договоры на 175,5 тысячах (75,3) промышленных предприятий и организаций. При этом рост к 2001 году составил 10%.

Государственный контроль за выплатой заработной платы и ответственность работодателей

О многочисленных случаях нарушения законодательства об оплате труда свидетельствуют выявленные Рострудинспекцией факты. Имеются случаи незаконного расходования средств, предназначенных для выплаты заработной платы, а также широкого применения натуральной оплаты труда, ущемляющей экономические интересы работников.

За 9 месяцев 2002 года органами федеральной инспекции труда проведено около 43000 проверок соблюдения законодательства об оплате труда, по результатам которых работодателям выдана 21000 предписаний об устранении выявленных нарушений; общая сумма выплаченной более чем 1,7 млн работникам заработной платы в результате вмешательства государственных инспекторов труда составила свыше 5,5 млрд рублей. За этот период государственные инспекторы труда за нарушение норм по оплате труда наложили штрафы более чем на 8500 руководителей и других должностных лиц организаций на общую сумму 8,7 млн рублей.

В этих условиях вопросы обеспечения социального мира приобретают первостепенное значение, а их решение невозможно без эффективного функционирования всеобъемлющей системы защиты интересов всех участников трудовых отношений, соблюдения ими трудовых норм. Основой такой системы являются социальное партнерство и организация социального диалога между профсоюзами и работодателями с участием Правительства РФ в рамках Российской трехсторонней комиссии.

Несмотря на принимаемые меры, социальные последствия экономической реформы, к сожалению, нельзя признать удовлетворительными. Положение дел с уровнем доходов населения, заработной платы, пенсий, пособий и некоторых других социальных показателей практически не улучшается. Доходы семей с детьми и пенсионеров по прежнему отстают от изменения потребительских цен. Уровень дифференциации номинальных доходов из-за различия в потребительских ценах не отражает уровня жизни регионов.

В определенной мере мы имеем результаты проведения в России курса реформ, концептуальные положения которых изложены в «Хьюстонском докладе» — программе Запада для России (основное его содержание опубликовано в «Вопросах экономики», № 3, 1991), которую подготовили четыре ведущие международные экономические организации Запада: Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития, Организация экономического сотрудничества и развития и Европейский банк реконструкции и развития. Рекомендации охватывали проблемы приватизации, цен, конвертируемости рубля, внешней торговли, иностранных капиталовложений, финансов и кредитов, налогообложения, банков, политики в области доходов и социальной помощи и демонополизации.

Главная задача государственной власти в России, по мнению экспертов, заключается в том, чтобы разрушить старый административный механизм управления народным хозяйством и разработать законодательство для рынка; создание рыночного механизма и реконструкция экономики являются задачами свободных предприятий, стихийных рыночных сил. Принципиальные рекомендации иностранных экспертов свелись к быстрому, одновременному комплексному решению трех проблем: макроэкономической стабилизации экономики, ценовой реформы (переход к конкурентным ценам) и реформы собственности (приватизации).

Вместе с тем, рекомендации не предусматривали оценку последствий такой реформы: размер безработицы, темпы спада производства и жизненного уровня народа, необратимое разрушение научно-технического, производственного и оборонного потенциала страны и др. В результате трудящиеся расплачиваются потерей рабочих мест, утратой источников дохода, снижением качества жизни.

В реальной жизни, несмотря на то, что качественный уровень работников предприятий существенно уступает требованиям, предъявляемым на международном рынке труда, основная масса работодателей и работников не заинтересована в повышении профессиональной квалификации и росте на этой основе результативности производства.

Сложившаяся профессионально-квалификационная структура рынка рабочей силы маловосприимчива к изменившимся отношениям в сфере производства. Более половины занятых в народном хозяйстве являются работниками простого неквалифицированного труда с узкой специализацией или традиционного труда средней сложности.

С принятием Федерального закона «Об объединениях работодателей» намечается подготовить и реализовать комплекс мероприятий по повышению активности работодателей в решении задач социальной политики.

Приоритетные направления совместных действий в области оплаты труда

В предстоящий период социальная политика будет направлена на решение приоритетных проблем, выработку механизмов эффективного использования ресурсов, выделяемых на социальные цели, а также на согласование обязательств государства с реальными возможностями их финансирования.

В основе деятельности Правительства РФ по реформированию социальной сферы находятся такие важнейшие программные документы, как Основные направления социально-экономического развития России на долгосрочную перспективу (до 2010 года) и Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002—2004 годы).

Общая их направленность — приоритетность социальных проблем, обеспечение устойчивого повышения уровня жизни населения, сокращение разрыва по уровню благосостояния с ведущими экономически развитыми странами путем построения динамично развивающейся рыночной экономики со стабильным и ясным законодательством, оптимальное участие государства в хозяйственной деятельности при усилении его роли в обеспечении социальных стандартов.

Улучшить ситуацию кардинальным образом предусматривается за счет усиления адресности социальной поддержки наиболее бедных групп населения, оказания государственной помощи реально нуждающимся людям.

Предполагается расширить права регионов в выработке обоснованной политики в области оплаты труда. Субъекты Российской Федерации и муниципальные образования получат возможность устанавливать ставки и оклады работников организаций бюджетной сферы, ориентируясь на достигнутый в регионе уровень жизни и величину прожиточного минимума с учетом собственных финансовых возможностей.

В настоящее время повышение государственных минимальных гарантий в оплате труда до уровня прожиточного минимума трудоспособного населения сдерживается недостаточностью финансовых средств в бюджетах всех уровней и нестабильным экономическим положением некоторых субъектов Российской Федерации.

Намечается закрепить основополагающие моменты в организации оплаты труда работников бюджетной сферы в законодательных актах, которые по мере готовности будут вноситься в Государственную Думу.

Минтрудом России подготовлена Концепция реформирования системы оплаты труда работников бюджетной сферы. Был разработан соответствующий законопроект, которым предусматривается упразднить с 1 октября текущего года Единую тарифную сетку (ЕТС). На смену ей должны прийти до 30 отраслевых систем оплаты труда работников. Оклад работников теперь будет зависеть от типа учреждения, должности, квалификации, стажа и региона, в котором они трудятся.

Запланированное с 1 октября повышение оплаты труда бюджетники ощутят по-разному. Самой заметной станет прибавка зарплаты в научной сфере и культуре. По прогнозам Минтруда России в этом году рост доходов россиян опередит темпы инфляции. Как сообщил А.П. Починок Российской бизнес-газете (№ 1, 14.01.2003) увеличение средней заработной платы будет, как минимум, на 12% опережать инфляцию.

Реформирование системы оплаты труда работников организации бюджетной сферы затрагивает более 15 млн человек (в том числе в организациях образования — 5,8; здравоохранения — 4,0; науки — 0,5; культуры и искусства — 0,57; социальной защиты населения — 0,5 млн человек). Концепция прорабатывалась в Российской трехсторонней комиссии и в регионах.

Основная доля затрат по финансированию организаций и учреждений этой сферы приходится на долю бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. В целом по бюджетной сфере в 2002 году она составила до 80% всех затрат по оплате труда.

Несмотря на имеющийся рост, уровень оплаты труда остается крайне низким, что в первую очередь, как уже отмечалось, обусловлено экономическими причинами и недостатком финансовых средств, направляемых на оплату труда.

В качестве основополагающих подходов к реформированию оплаты труда и перехода к отраслевым системам ее по-строения для работников организаций бюджетной сферы определены:

-

отказ от Единой тарифной сетки и переход к дифференцированным условиям оплаты по отраслям бюджетной сферы, исходя из особенностей в содержании и условиях труда в каждой отрасли, объемов бюджетных ассигнований и наличия внебюджетных средств;

-

изменение структуры заработной платы работников в пользу основной тарифной части, поскольку результаты труда работников организаций бюджетной сферы в меньшей степени, чем в производственных отраслях экономики, поддаются прямому учету и, следовательно, главным фактором дифференциации в оплате труда выступают сложность и отклонение условий труда от нормы;

-

обеспечение гарантий, предусмотренных законодательством, минимального размера оплаты труда, а также оплаты труда в повышенных размерах за работу в особых условиях;

-

расширение прав субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в части принятия решений о размерах тарифных ставок (окладов), стимулирующих и компенсационных вы-плат работникам организаций, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации.

 

Переход на отраслевые принципы организации оплаты труда основывается на формировании отраслевой системы оплаты труда, предусматривающей дифференциацию размеров оплаты труда работников в зависимости от уровня образования, квалификации и специального стажа работников, сложности выполняемых работ и особенностей деятельности отдельных организаций.

В этой связи предусматривается утверждение схем должностных окладов и тарифных ставок (тарифной системы), упорядочение системы доплат и надбавок, совершенствование нормирования труда, создание перечней профессий (должностей), которые могут быть переведены на срочные трудовые договоры, определение финансовых и иных ограничений, устанавливающих объемы финансирования из бюджетов всех уровней и других характеристик.

Основные принципы государственной политики в области оплаты труда работников бюджетной сферы, предусматривающие обеспечение отраслевого подхода, будут формироваться на основе федерального закона «О системах заработной платы работников организаций бюджетной сферы», проект которого рассмотрен в Российской трехсторонней комиссии.

С 2003 года изменена функциональная структура расходов федерального бюджета. В связи с переходом на формирование бюджетов государственных внебюджетных фондов по единой бюджетной классификации, применяемой для консолидированного бюджета Российской Федерации, расходы, ранее отражаемые по разделу «Социальная политика» и направляемые в бюджеты государственных внебюджетных фондов, отражены по разделу «Финансовая помощь бюджетам других уровней».

Объемы расходов федерального бюджета в 2003 году учитывают также индексацию по инфляции отдельных статей сметы бюджетных учреждений, таких, как оплата питания, медикаментов, увеличение с 1 января 2003 года стипендий студентам в 1,5 раза.

С 1 октября 2003 года планируется увеличение минимального размера оплаты труда, применяемого для расчета оплаты труда работников бюджетной сферы, с 450 до 600 рублей.

Дополнительно на все виды повышений денежного содержания из федерального бюджета в 2003 году будет направлено 23,6 млрд рублей.

Созданной Межведомственной комиссией Российской Федерации проводится работа по подготовке к ратификации Европейской социальной хартии от 3 мая 1996 г. (пересмотренной в 2002 году).

В настоящее время министерствами социального блока совместно с общероссийскими объединениями профсоюзов и объединениями работодателей в рамках Российской трехсторонней комиссии подготавливается пакет проектов федеральных законов, нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ. Подготовлен и внесен в Государственную Думу ряд основополагающих законопроектов, направленных на существенное реформирование действующего социально-трудового законодательства.

Также по этой теме:


Список просмотренных товаров пуст
Список сравниваемых товаров пуст
Список избранного пуст
Ваша корзина пуста