Опубликовано в журнале "Кадры предприятия" №2 год - 2005
а) |
время управления автомобилем; |
б) |
время специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем в пути и на конечных пунктах; |
. . .
Так же, как и в предыдущем случае, характеристика «специальный перерыв» заменила существовавшее ранее его название «кратковременный».
Фрагмент Положения
. . .
в) |
подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии в организацию, а при междугородных перевозках — для выполнения работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и после окончания смены; |
г) |
время проведения медицинского осмотра водителя перед выездом на линию и после возвращения с линии; |
д) |
время стоянки в пунктах погрузки и разгрузки грузов, в местах посадки и высадки пассажиров, в местах использования специальных автомобилей; |
е) |
время простоев не по вине водителя; |
ж) |
время проведения работ по устранению возникших в течение работы на линии эксплуатационных неисправностей обслуживаемого автомобиля, не требующих разборки механизмов, а также выполнения регулировочных работ в полевых условиях при отсутствии технической помощи; |
. . .
В подпункт «ж» внесено важное уточнение: теперь время проведения работ по устранению неисправностей обслуживаемого автомобиля включается в состав рабочего времени водителя, если не требует разборки механизмов. Не совсем понятно, куда теперь относить время, когда водитель разбирает вышеупомянутый механизм: ко времени вынужденного простоя не по вине водителя или все-таки к «другим случаям» (подпункт «к»)? Скорее к последним — простой автомобиля еще не означает простоя водителя, он-то как раз работает: разбирает механизм.
Вероятно, такие ситуации должны быть отдельно оговорены в трудовом договоре или локальном нормативном акте организации, и учитывать соответствующую компенсацию водителю.
Фрагмент Положения
. . .
з) |
время охраны груза и автомобиля во время стоянки на конечных и промежуточных пунктах при осуществлении междугородных перевозок в случае, если такие обязанности предусмотрены трудовым договором (контрактом), заключенным с водителем; |
и) |
время присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем при направлении в рейс двух водителей; |
к) |
время в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. |
16. Время управления автомобилем (подпункт «а» пункта 15 Положения) в течение периода ежедневной работы (смены) не может превышать 9 часов (за исключением случаев, предусмотренных в пунктах 17, 18 Положения), а в условиях горной местности при перевозке пассажиров автобусами габаритной длиной свыше 9,5 метра и при перевозке тяжеловесных, длинномерных и крупногабаритных грузов не может превышать 8 часов.
17. При суммированном учете рабочего времени время управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) может быть увеличено до 10 часов, но не более двух раз в неделю. При этом суммарная продолжительность управления автомобилем за две недели подряд не может превышать 90 часов.
18. При суммированном учете рабочего времени для водителей автобусов, работающих на регулярных городских и пригородных пассажирских маршрутах, может вводиться суммированный учет времени управления автомобилем. При этом суммарная продолжительность времени управления автомобилем за две недели подряд с учетом времени управления автомобилем в период работы сверх нормальной продолжительности рабочего времени (сверхурочной работы) не может превышать 90 часов.
. . .
Пункт 18 — это новая норма, особо регламентирующая учет рабочего времени водителей автобусов, работающих на регулярных городских и пригородных пассажирских маршрутах.
Фрагмент Положения
. . .
19. На междугородных перевозках после первых 3 часов непрерывного управления автомобилем водителю предоставляется специальный перерыв для отдыха от управления автомобилем в пути (подпункт «б» пункта 15 Положения) продолжительностью не менее 15 минут, в дальнейшем перерывы такой продолжительности предусматриваются не более чем через каждые 2 часа. В том случае, когда время предоставления специального перерыва совпадает со временем предоставления перерыва для отдыха и питания (пункт 25 Положения), специальный перерыв не предоставляется.
. . .
В этом пункте при описании порядка предоставления специального перерыва (в старом Положении — «кратковременного») приводимый пример приобрел статус аксиомы: если ранее этот пункт начинался со слов «после первых 3 часов непрерывного управления автомобилем (например, на междугородных перевозках)… ...», то теперь — «на междугородных перевозках после первых 3 часов непрерывного управления автомобилем …...». Видоизменена и концовка части первой данного пункта — ранее она выглядела следующим образом «при остановке на перерыв для отдыха и питания ... указанное дополнительное время для кратковременного отдыха водителю автомобиля не предоставляется», Произведенное изменение можно отнести скорее к более четкой логической конструкции, нежели к нововведению.
Фрагмент Положения
. . .
Частота перерывов в управлении автомобилем для кратковременного отдыха водителя и их продолжительность указываются в задании по времени на движение и стоянку автомобиля (пункт 5 Положения).
20. Состав и продолжительность подготовительно-заключительных работ, включаемых в подготовительно-заключительное время (подпункт «в» пункта 15 Положения), и продолжительность времени проведения медицинского осмотра водителя (подпункт «г» пункта 15 Положения) устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации.
21. Время охраны груза и автомобиля (подпункт «з» пункта 15 Положения) засчитывается водителю в рабочее время в размере не менее 30 процентов. Конкретная продолжительность времени охраны груза и автомобиля, засчитываемого водителю в рабочее время, устанавливается работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации.
. . .
В новом Положении немного изменился порядок учета рабочего времени водителя при охране груза и автомобиля — в пункте 21 это время засчитывается не «в размере не менее 1/3», а «в размере не менее 30 процентов». То есть нижний предел соотношения уменьшен примерно на 3,3%.
Фрагмент Положения
. . .
Если перевозка на одном автомобиле осуществляется двумя водителями, время на охрану груза и автомобиля засчитывается в рабочее время только одному водителю.
22. Время присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем при направлении в рейс двух водителей (подпункт «и» пункта 15 Положения), засчитывается ему в рабочее время в размере не менее 50 процентов. Конкретная продолжительность времени присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем при направлении в рейс двух водителей, засчитываемого в рабочее время, устанавливается работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации.
23. Применение сверхурочных работ допускается в случаях и порядке, предусмотренных статьей 99 Трудового кодекса Российской Федерации.
При суммированном учете рабочего времени сверхурочная работа в течение рабочего дня (смены) вместе с работой по графику не должна превышать 12 часов, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 1, 3 части второй статьи 99 Трудового кодекса Российской Федерации.
. . .
В новом Положении больше, чем в предыдущем уделено внимания регламентации сверхурочных работ. Это объясняется подробным регулированием этого вопроса в Трудовом кодексе РФ, к статье 99 которого и дается прямая отсылка.
А вот при суммированном учете рабочего времени Положением установлены исключения из общих ограничений по времени: при производстве работ, необходимых для обороны страны, а также для предотвращения производственной аварии либо устранения последствий производственной аварии или стихийного бедствия (подпункт 1 части второй статьи 99 ТК РФ); при необходимости выполнить (закончить) начатую работу, которая вследствие непредвиденной задержки по техническим условиям производства не могла быть выполнена (закончена) в течение нормального числа рабочих часов, если невыполнение (незавершение) этой работы может повлечь за собой порчу или гибель имущества работодателя, государственного или муниципального имущества либо создать угрозу жизни и здоровью людей (подпункт 3 части второй статьи 99 ТК РФ). В Положении, как специальном нормативном правовом акте по отношению к Трудовому кодексу РФ, приводятся лишь два случая исключений, которые напрямую могут относиться к управлению автомобилем.
Фрагмент Положения
. . .
Сверхурочные работы не должны превышать для каждого водителя четырех часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год.
. . .
А здесь, казалось бы новое ограничение продолжительности сверхурочной работы (ранее такой нормы не было), является лишь повторением основного посыла, прозвучавшего в начале Положения — «все вопросы рабочего времени и времени отдыха, не предусмотренные Положением, регулируются законодательством Российской Федерации о труде», поскольку такое ограничение уже установлено в части пятой статьи 99 Трудового кодекса РФ.
Особенности режима времени отдыха водителей
Раздел III нового Положения уже не содержит общего перечисления видов времени отдыха — они установлены статьей 107 Трудового кодекса РФ и здесь по умолчания соблюдается принцип отсылки к Кодексу. В данном разделе основное внимание уделяется трем разновидностям отдыха:
- | перерыву для отдыха и питания; |
- |
ежедневному (междусменному) отдыху; |
- |
еженедельному непрерывному отдыху. |
Фрагмент Положения
. . .
III. Рабочее время
24. Водителям предоставляется перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов, как правило, в середине рабочей смены.
. . .
В новой редакции нормы, регламентирующей предоставление перерыва для отдыха и питания, снято ранее существовавшее рекомендательное ограничение «но не позднее, как правило, чем через 4 часа после начала работы» (по всей видимости, именно ввиду его нечеткого императива, столь не свойственного документу, который должен выступать в качестве специального нормативного правового акта по отношению к Трудовому кодексу РФ).
Фрагмент Положения
. . .
При установленной графиком сменности продолжительности ежедневной работы (смены) более 8 часов водителю могут предоставляться два перерыва для отдыха и питания общей продолжительностью не более 2 часов и не менее 30 минут.
. . .
Здесь нововведением является «нижнее» ограничение времени перерыва для отдыха и питания при предоставлении водителю двух таких перерывов, в случае если продолжительность работы (смены) превышает 8 часов: не менее 30 минут.
Фрагмент Положения
. . .
Время предоставления перерыва для отдыха и питания и его конкретная продолжительность (общая продолжительность перерывов) устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников или по соглашению между работником и работодателем.
25. Продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха вместе с временем перерыва для отдыха и питания должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену).
При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха должна быть не менее 12 часов.
. . .
Вторая часть пункта 25 введена впервые.
Фрагмент Положения
. . .
На междугородных перевозках при суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха в пунктах оборота или в промежуточных пунктах не может быть менее продолжительности времени предшествующей смены, а если экипаж автомобиля состоит из двух водителей, — не менее половины времени этой смены с соответствующим увеличением времени отдыха непосредственно после возвращения к месту постоянной работы.
26. Еженедельный непрерывный отдых должен непосредственно предшествовать или непосредственно следовать за ежедневным (междусменным) отдыхом, и его продолжительность должна составлять не менее 42 часов.
. . .
А вот уточнение состава минимальной продолжительности еженедельного непрерывного отдыха из нового Положения изъято: ранее окончание фразы звучало следующим образом: «при этом суммарная продолжительность времени отдыха вместе с временем перерыва для отдыха и питания в предшествующий день должна составлять не менее 42 часов».
Фрагмент Положения
. . .
27. При суммированном учете рабочего времени выходные дни (еженедельный непрерывный отдых) устанавливаются в различные дни недели согласно графикам работы (сменности), при этом число выходных дней в текущем месяце должно быть не менее числа полных недель этого месяца.
28. На междугородных перевозках при суммированном учете рабочего времени продолжительность еженедельного отдыха может быть сокращена, но не менее чем до 29 часов. В среднем за учетный период продолжительность еженедельного непрерывного отдыха должна быть не менее 42 часов.
. . .
Поменялось условие о возможности сокращения продолжительности еженедельного отдыха: теперь она может быть сокращена «на междугородных перевозках при суммированном учете рабочего времени», а не просто «в случае установления водителям при суммированном учете рабочего времени рабочих смен продолжительностью свыше 10 часов» как раньше. Впрочем, минимально допустимая продолжительность осталась прежней (29 часов). Также сохранена и продолжительность еженедельного непрерывного отдыха в среднем за учетный период (она должна быть не менее 42 часов).
Фрагмент Положения
. . .
29. Привлечение водителя к работе в выходной день, установленный для него графиком работы (сменности), производится в случаях, предусмотренных статьей 113 Трудового кодекса Российской Федерации, с его письменного согласия по письменному распоряжению работодателя, в других случаях — с его письменного согласия по письменному распоряжению работодателя и с учетом мнения представительного органа работников.
30. Работа водителей в нерабочие праздничные дни допускается в случаях, предусмотренных статьей 112 Трудового кодекса Российской Федерации. При суммированном учете рабочего времени работа в праздничные дни, установленные для водителя графиком работы (сменности) как рабочие, включается в норму рабочего времени учетного периода.
Последний блок изменений касается работы водителей в выходные дни и нерабочие праздничные дни (в ранее действовавшем Положении регламентировался порядок привлечения к работе только «в праздничные дни»). Поскольку указанные вопросы регулируются самим Трудовым кодексом РФ, то к нему и делаются соответствующие отсылки, однако в пункте 29 почему-то опять с воспроизведением его норм. Пункт 30 уже не содержит такого повтора и прямо указывает на статью Кодекса.
* * *
Как уже отмечалось, объектом приведенного сравнительного комментария являлись только очевидные и существенные изменения правового регулирования труда и отдыха водителей автомобилей.
В общем и целом, можно сделать вывод, что изменений немного и тем, кто знал старое Положение, придется привыкать к небольшому количеству изменений, которые выделены по тексту настоящего комментария. Тем же, кто впервые решает вопросы организации труда водителей автомобилей и его оплаты, предоставляется возможность воспользоваться текстом нового Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей.
Также по этой теме:
- Книги по этой тематике в разделах: Организация и оплата труда, охрана труда, Управление персоналом и кадровая работа
- Другие статьи по этой тематике