Опубликовано в журнале "Кадры предприятия" №6 год - 2005
зам. декана факультета
охраны труда и занятости РГСУ,
доцент, засл. экономист РФ
В начале 90-х годов прошлого века предприятия пережили резкое сокращение численности и даже полную ликвидацию многих структурных подразделений.
В настоящее время хорошо просматривается общая тенденция изменений по отношению руководства предприятий к службе охраны труда, создание и деятельность которой регламентируются статьей 217 Трудового кодекса РФ. Крупные и средние предприятия, имевшие такую службу ранее, сейчас ее восстановили. Но пока не везде она работает с должной эффективностью, и было бы большим преувеличением сказать, что размер производства и численность специалистов по охране труда автоматически гарантируют безопасные и здоровые условия труда.
Ежегодные страховые выплаты в связи с несчастными случаями на производстве превышают 30 млрд рублей, затраты по оплате временной нетрудоспособности работающих составляют около 50 млрд рублей. При этом от 20 до 40 % трудопотерь по болезням связаны с неудовлетворительными условиями труда.
Количество травм и аварий уменьшается очень медленно. По оценке Международной организации труда, прямые убытки от неудовлетворительных условий труда в целом оцениваются в размере до 4 % ВВП.
На сегодняшний день имеется широчайший спектр отношений к проблеме: от полного пренебрежения до идеального выполнения всех требований законодательства. Любой руководитель всегда аргументированно обоснует, почему в его штатном расписании нет места для многих важных и очень нужных должностей.
Каждому ясно, что даже небольшое производство, с одной стороны, остро нуждается в услугах специалистов, а с другой — не всегда в состоянии платить достойную зарплату. Некоторые предпочитают работать «в тени» — до той поры, пока не нагрянет проверка территориального управления Роструда или не случится беда.
В ряде случаев, особенно на малых предприятиях, инженером по охране труда назначают юриста или бухгалтера, которые заводят необходимые журналы, составляют протоколы и перечни, при этом совершенно не обращают внимание на производство как таковое.
В последнее время сформировалась практика заключения договоров с квалифицированными специалистами, работающими одновременно на нескольких малых предприятиях. Как правило, такой работой в сфере охраны труда занимаются люди, обладающие большим опытом и глубокими знаниями. Потому что реальная ситуация, с которой приходится иметь дело в малом бизнесе, «необстрелянным» явно не по силам. Из числа опытных специалистов успешнее всего продвигается дело у бывших инспекторов Госгортехнадзора, технической инспекции профсоюзов или федеральной инспекции труда.
Работники службы охраны труда в своей деятельности руководствуются законодательными и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором и соглашением по охране труда, нормативной документацией организации и осуществляют свою деятельность во взаимодействии с другими структурными подразделениями, а также совместно с комитетом (комиссией) по охране труда, уполномоченными (доверенными) лицами профессиональных союзов или трудового коллектива, органами государственного управления, надзора и контроля за охраной труда.
Организация труда работников службы охраны труда предусматривает строгую регламентацию их должностных обязанностей и закрепление за каждым из них определенных структурных подразделений или направлений работы.
Для определения и обоснования необходимой численности, детализации должностных обязанностей, распределения работы между исполнителями Минтруд России разработал и утвердил Межотраслевые нормативы численности работников службы охраны труда в организациях (постановление от 22.01.2001 № 10).
Нормативы численности охватывают следующие направления деятельности работников службы охраны труда:
1) |
управление охраной труда; |
2) |
организация работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных и производственно обусловленных заболеваний в организации; |
3) |
проведение аттестации рабочих мест на соответствие их требованиям условий и охраны труда в организации; |
4) |
организация пропаганды по охране труда; |
5) |
проведение вводного инструктажа; |
6) |
организация проведения инструктажей, обучения, проверки знаний требований охраны труда работников; |
7) |
планирование мероприятий по охране труда, составление отчетности по установленным формам, ведение документации по охране труда в организации; |
8) |
оперативный контроль за состоянием охраны труда в организации и подразделениях; |
9) |
контроль за соблюдением законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда; |
10) |
участие в реконструкции производства и организации мероприятий, направленных на улучшение условий труда в организации; |
11) |
расследование и учет несчастных случаев в организации. |
(Порядок организации деятельности службы по охране труда и определения должностных обязанностей ее специалистов подробно рассматривался в «Кадры предприятия» № 3/2005 в статье О.П. Фролова «Создание службы охраны труда и организация ее деятельности» (стр. 53).)
Нормативами охвачены такие должности, как начальник отдела (бюро), специалисты всех категорий. Штатная численность работников санитарно-промышленных лабораторий и санитарных врачей в указанные нормативы не включена.
В тех случаях, когда отдельные производственные подразделения удалены друг от друга на расстояние от 0,5 до 1,5 км, к рассчитанной по нормативам численности следует устанавливать коэффициент 1,2, а на расстоянии от 1,5 км и более — коэффициент 1,4.
В обособленных производственных структурах численностью от 400 человек и выше численность работников службы охраны труда рассчитывается отдельно для каждой единицы. Обособленной производственной структурой считаются предприятия, цехи, управления автомобильного транспорта и жилищно-коммунального хозяйства, входящие в структуру организации, расположенные на разных производственных площадках и имеющие законченный производственный цикл.
В организациях со среднесписочной численностью работников (при отсутствии рабочих, занятых на тяжелых и связанных с вредными и опасными условиями труда работах) до 700 человек эти функции могут выполнять отдельные специалисты по охране труда. В организациях с большей численностью создается бюро охраны труда при штатной численности работников 3 — 5 единиц (включая начальника) или отдел — при штатной численности работников от 6 единиц.
Руководитель службы охраны труда:
1) |
осуществляет руководство службой охраны труда, планирует и организует ее работу, разрабатывает должностные инструкции работников, несет ответственность за эффективное и качественное выполнение возложенных на службу задач и функций, отвечает за представление отчетности; |
2) |
координирует работу уполномоченных по охране труда; |
3) |
обеспечивает своевременное рассмотрение представляемых документов, писем, предложений, заявлений по вопросам, входящим в компетенцию службы; |
4) |
представляет работодателю предложения по подбору и расстановке кадров в службе охраны труда, о поощрении отличившихся работников или о применении дисциплинарных взысканий к работникам за ненадлежащее исполнение своих обязанностей; |
5) |
обеспечивает систематическое повышение квалификации работников службы охраны труда. |
Рассмотрим составы работ и предлагаемый Межотраслевыми нормативами порядок расчета численности работников службы охраны труда по конкретным направлениям ее деятельности.
Организация работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных и производственно-обусловленных заболеваний в организации
Состав работ:
1. |
Изучение и анализ причин аварий и производственного травматизма, профессиональных и производственно-обусловленных заболеваний. |
2. |
Участие в расследовании аварий и несчастных случаев на производстве и разработке мероприятий по предупреждению и устранению причин производственного травматизма, а также в подготовке документов на выплату возмещения вреда, причиненного здоровью работника в результате несчастного случая на производстве или профзаболевания. |
3. |
Контроль за выполнением мероприятий по устранению причин производственного травматизма. |
4. |
Доведение приказов, писем вышестоящих организаций по предупреждению производственного травматизма до коллективов цехов; подготовка проектов приказов, предписаний, писем по вопросам охраны труда. |
Таблица 1
№ п/п |
Среднесписочная численность работников в организации |
Численность рабочих, занятых на тяжелых и связанных с вред-ными условиями труда работах |
|||||
|
|
до 100 |
101-350 |
351-500 |
501-1000 |
1001-3500 |
5000 и свыше |
|
|
Нормативная численность, человек |
|||||
1 |
до 500 |
0,13 |
0,14 |
0,16 |
- |
- |
- |
2 |
501-750 |
0,14 |
0,16 |
0,17 |
- |
- |
- |
3 |
751-1000 |
0,16 |
0,17 |
0,19 |
- |
- |
- |
4 |
1001-1500 |
0,19 |
0,21 |
0,24 |
0,27 |
- |
- |
5 |
1501-3000 |
0,28 |
0,31 |
0,34 |
0,37 |
- |
- |
6 |
3001-5000 |
0,40 |
0,43 |
0,46 |
0,51 |
0,56 |
- |
7 |
5001-7500 |
0,55 |
0,58 |
0,63 |
0,68 |
0,74 |
0,81 |
8 |
7501-10000 |
0,70 |
0,75 |
0,80 |
0,86 |
0,93 |
1,02 |
9 |
10001-20000 |
1,30 |
1,35 |
1,41 |
1,48 |
1,57 |
1,68 |
10 |
20001 и свыше |
1,60 |
1,65 |
1,71 |
1,79 |
1,88 |
1,99 |
Организация работы по проведению аттестации рабочих мест на соответствие их требованиям условий и охраны труда в организации
Состав работ:
1. Организационное и методическое руководство работой по аттестации и рационализации рабочих мест в части соответствия рабочих мест требованиям условий охраны труда.
2. Формирование необходимой нормативно-правовой базы для проведения аттестации рабочих мест и организация ее изучения.
3. Учет рабочих мест и классификация работ по категориям работников, наименованию профессий (должностей), по количеству профессий (должностей) и виду работ (подвижные, сезонные, периодического использования и др.) с целью выявления наиболее травмоопасных участков, работ, оборудования и приспособлений.
4. Оценка рабочих мест по условиям труда:
- |
соответствие санитарно-гигиеническим нормативам и требованиям охраны труда; |
- |
составление перечня опасных и вредных факторов производственной среды, показателей тяжести и напряженности трудового процесса; |
- |
кодирование производств, цехов, участков, рабочих мест для проведения автоматизированной обработки результатов; |
- |
обеспеченность работающих спецодеждой и спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты и их соответствие стандартам безопасности труда и установленным нормам; |
- |
проведение оценки условий труда инструментальными, лабораторными и эргономическими методами исследований. |
5. Организация оформления документов о результатах аттестации рабочих мест (протокол аттестации рабочих мест, карты аттестации, ведомости рабочих мест, формы которых должны соответствовать требованиям машинной обработки).
6. Доведение информации о результатах аттестации рабочих мест до сведения работодателя.
7. Разработка предложений, с учетом результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, о порядке подготовки организации к сертификации работ по охране труда и определение мероприятий, конкретизирующих содержание подготовки.
Таблица 2
№ п/п |
Среднесписочная численность работников в организации |
Численность рабочих, занятых на тяжелых и связанных с вредными условиями труда работах |
|||||
|
|
до 100 |
101-350 |
351- 500 |
501-1000 |
1001-3500 |
3501 и свыше |
|
|
Нормативная численность, человек |
|||||
|
|
При количестве самостоятельных производственных структурных подразделений в организации до 5 |
|||||
1 |
до 500 |
0,13 |
0,15 |
0,17 |
- |
- |
- |
2 |
501-750 |
0,15 |
0,17 |
0,19 |
- |
- |
- |
3 |
751-1000 |
0,16 |
0,18 |
0,20 |
- |
- |
- |
4 |
1001-1500 |
0,19 |
0,22 |
0,25 |
0,29 |
- |
- |
5 |
1501-3000 |
0,28 |
0,32 |
0,35 |
0,38 |
0,40 |
- |
6 |
3001-5000 |
0,40 |
0,44 |
0,48 |
0,50 |
0,53 |
- |
7 |
5001 и свыше |
0,57 |
0,61 |
0,64 |
0,67 |
0,71 |
0,77 |
|
|
При количестве самостоятельных производственных структурных подразделений в организации от 6 до 10 |
|||||
8 |
до 500 |
0,15 |
0,16 |
- |
- |
- |
- |
9 |
501-750 |
0,16 |
0,18 |
- |
- |
- |
- |
10 |
751-1000 |
0,18 |
0,21 |
- |
- |
- |
- |
11 |
1001-1500 |
0,21 |
0,23 |
0,26 |
0,29 |
- |
- |
12 |
1501-3000 |
0,29 |
0,33 |
0,36 |
0,39 |
- |
- |
13 |
3001-5000 |
0,42 |
0,45 |
0,49 |
0,53 |
- |
- |
14 |
5001-7500 |
0,57 |
0,61 |
0,64 |
0,67 |
0,71 |
0,77 |
15 |
7501-10000 |
0,72 |
0,76 |
0,81 |
0,84 |
0,87 |
0,92 |
16 |
10001 и свыше |
0,73 |
0,81 |
0,89 |
0,95 |
1,07 |
1,27 |
|
|
При количестве самостоятельных производственных структурных подразделений в организации от 11 до 20 |
|||||
17 |
от 500 |
0,20 |
0,22 |
- |
- |
- |
- |
18 |
501-750 |
0,23 |
0,27 |
0,31 |
- |
- |
- |
19 |
751-1000 |
0,27 |
0,31 |
0,37 |
0,43 |
- |
- |
20 |
1001-1500 |
0,31 |
0,37 |
0,43 |
0,47 |
0,51 |
- |
21 |
1501-3000 |
0,37 |
0,43 |
0,47 |
0,52 |
0,62 |
- |
22 |
3001-5000 |
0,43 |
0,46 |
0,51 |
0,66 |
0,77 |
0,93 |
23 |
5001-7500 |
0,51 |
0,60 |
0,71 |
0,79 |
0,92 |
1,02 |
24 |
7501-10000 |
0,60 |
0,69 |
0,79 |
0,88 |
0,94 |
1,10 |
25 |
10001-20000 |
0,75 |
0,83 |
0,90 |
0,96 |
1,08 |
1,29 |
26 |
20001 и свыше |
0,90 |
0,95 |
1,03 |
1,10 |
1,25 |
1,50 |
|
|
При количестве самостоятельных производственных структурных подразделений в организации от 21 до 50 |
27 |
до 750 |
0,20 |
0,22 |
- |
- |
- |
- |
28 |
751-1000 |
0,27 |
0,33 |
0,39 |
- |
- |
- |
29 |
1001-1500 |
0,33 |
0,39 |
0,49 |
0,58 |
- |
- |
30 |
1501-3000 |
0,39 |
0,49 |
0,69 |
0,73 |
0,26 |
- |
31 |
3001-5000 |
0,49 |
0,69 |
0,74 |
0,86 |
0,95 |
- |
32 |
5001-7500 |
0,60 |
0,74 |
0,86 |
0,94 |
1,01 |
1,08 |
33 |
7501-10000 |
0,73 |
0,85 |
0,95 |
1,01 |
1,08 |
1,2 |
34 |
10001-20000 |
0,91 |
1,01 |
1,01 |
1,20 |
1,36 |
1,56 |
35 |
20001 и свыше |
0,95 |
1,03 |
1,10 |
1,25 |
1,38 |
1,58 |
|
|
При количестве самостоятельных производственных структурных подразделений в организации от 51 до 125 |
|||||
36 |
до 1000 |
0,31 |
0,36 |
0,45 |
0,55 |
0,67 |
- |
37 |
1001-1500 |
0,37 |
0,45 |
0,56 |
0,69 |
0,78 |
- |
38 |
1501-3000 |
0,46 |
0,55 |
0,67 |
0,78 |
0,86 |
- |
39 |
3001-5000 |
0,56 |
0,67 |
0,78 |
0,85 |
1,04 |
1,21 |
40 |
5001-7500 |
0,69 |
0,77 |
0,86 |
1,01 |
1,19 |
1,29 |
41 |
7501-10000 |
0,85 |
1,01 |
1,19 |
1,28 |
1,47 |
1,57 |
42 |
10001-20000 |
1,04 |
1,05 |
1,28 |
1,47 |
1,57 |
1,84 |
43 |
20001 и свыше |
1,05 |
1,08 |
1,30 |
1,53 |
1,60 |
1,90 |
Организация пропаганды по охране труда
Состав работ:
1. |
Руководство работой кабинета (уголков) по охране труда, организация пропаганды и информации по вопросам охраны труда с использованием внутренней радиосвязи, телевидения, видео- и кинофильмов по безопасности труда, малотиражной печати организации, стенных газет, витрин и т.д. |
2. |
Организация и проведение лекций, бесед; участие в подготовке экспонатов и наглядных пособий при организации учебных кабинетов; организация выставок, уголков, витрин, стендов, проведения конкурсов и общественных смотров по охране труда. |
3. |
Организация и обеспечение подразделений организации правилами, инструкциями, нормами, плакатами и другими наглядными пособиями по охране труда. |
4. |
Организация обмена передовым опытом по охране труда. |
5. |
Выезды в командировки, прием и ознакомление работников других организаций с практикой работы по охране труда. |
Таблица 3
№ п/п |
Среднесписочная численность работников в организации |
Количество самостоятельных производственных структурных подразделений в организации |
||||
|
|
Нормативная численность, человек |
||||
|
|
до 5 |
6-10 |
11-20 |
21-50 |
51-125 |
1 |
до 500 |
0,16 |
0,18 |
0,21 |
0,24 |
- |
2 |
501-750 |
0,18 |
0,21 |
0,24 |
0,30 |
- |
3 |
751-1000 |
0,19 |
0,22 |
0,27 |
0,33 |
- |
4 |
1001-1500 |
0,23 |
0,26 |
0,32 |
0,40 |
0,51 |
5 |
1501-3000 |
0,34 |
0,40 |
0,44 |
0,59 |
0,75 |
6 |
3001-5000 |
- |
0,56 |
0,67 |
0,83 |
1,07 |
7 |
5001-7500 |
- |
- |
0,84 |
1,08 |
1,37 |
8 |
7501-10000 |
- |
- |
0,98 |
1,38 |
1,79 |
9 |
10001-20000 |
- |
- |
1,08 |
1,63 |
2,28 |
10 |
20001 и свыше |
- |
- |
1,35 |
1,89 |
2,40 |
Организация проведения инструктажей, обучения, проверки знаний требований охраны труда работников организации
Состав работ:
1. Разработка программы проведения вводного инструктажа по охране труда.
2. Проведение вводного инструктажа по охране труда.
3. Контроль за своевременным и качественным проведением обучения, проверки знаний и организации всех видов инструктажей по охране труда.
4. Организация обучения безопасным методам и приемам выполнения работ, по оказанию первой помощи пострадавшим; проведение консультаций.
5. Участие в работе комиссий по проверке знаний по охране труда у работников.
6. Оказание методической помощи руководителям подразделений организации при разработке и пересмотре инструкций по охране труда для работников.
Таблица 4
№ п/п |
Среднесписочная численность работников в организации |
Среднемесячная численность работников в организации |
|||||
|
|
Нормативная численность, человек |
|||||
|
|
до 21 |
21-30 |
31-40 |
41-50 |
51-70 |
71-100 |
1 |
до 500 |
0,38 |
0,40 |
0,43 |
0,46 |
- |
- |
2 |
501-750 |
0,42 |
0,45 |
0,48 |
0,52 |
0,57 |
- |
3 |
751-1000 |
0,47 |
0,50 |
0,54 |
0,59 |
0,64 |
0,70 |
4 |
1001-1500 |
0,55 |
0,59 |
0,65 |
0,75 |
0,83 |
0,91 |
5 |
1501-3000 |
0,81 |
0,86 |
0,92 |
1,00 |
1,08 |
1,17 |
6 |
3001-5000 |
1,16 |
1,24 |
1,32 |
1,41 |
1,54 |
1,72 |
7 |
5001-7500 |
1,60 |
1,68 |
1,77 |
1,90 |
2,08 |
2,21 |
8 |
7501-10000 |
- |
2,12 |
2,24 |
2,43 |
2,56 |
2,76 |
9 |
10001-20000 |
- |
- |
3,98 |
4,24 |
4,43 |
4,78 |
10 |
20001 и свыше |
- |
- |
4,64 |
4,80 |
5,00 |
5,30 |
Проанализируем оставшиеся направления деятельности службы охраны труда, с учетом которых были разработаны Межотраслевые нормативы численности работников службы охраны труда в организациях (постановление Минтруда России от 22.01.2001 № 10).
Планирование мероприятий по охране труда; составление отчетности по установленным формам, ведение документации по охране труда в организации
Состав работ:
1. Разработка совместно с руководителями подразделений и другими службами организации плана мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда и приведению их в соответствие с требованиями нормативных правовых актов по охране труда, с учетом мероприятий по улучшению техники и технологии, применению средств индивидуальной и коллективной защиты.
2. Анализ и обобщение предложений по расходованию средств на мероприятия по улучшению условий и охраны труда с указанием сроков их исполнения.
3. Составление отчетности по охране труда по установленным формам и в соответствующие сроки.
4. Составление (при участии руководителей подразделений и соответствующих служб организации) перечней профессий и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции по охране труда.
5. Согласование проектов инструкций по охране труда для работников, перечней профессий и должностей работников, освобожденных от первичного инструктажа на рабочем месте, программ первичного инструктажа на рабочем месте.
6. Составление совместно с руководителями структурных подразделений организации списков профессий и должностей, в соответствии с которыми работники должны проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры, а также списков профессий и должностей, в соответствии с которыми, на основании действующего законодательства, работникам предоставляются компенсации за тяжелые, вредные или опасные условия труда.
7. Организация хранения документации (актов, формы Н-1 и других документов по расследованию несчастных случаев на производстве, протоколов замеров параметров вредных и опасных производственных факторов, материалов аттестации рабочих мест и др.) в соответствии со сроками, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами.
8. Участие в составлении раздела «Охрана труда» коллективного договора, соглашения по охране труда, в организации лечебно-профилактического обслуживания работников.
9. Определение основных направлений совершенствования условий труда.
Таблица 5
№ п/п |
Среднесписочная численность работников в организации |
Количество самостоятельных производственных структурных подразделений в организации |
||||
|
|
Нормативная численность, человек |
||||
|
|
до 5 |
6-10 |
11-20 |
21-50 |
51-125 |
1 |
до 500 |
0,13 |
0,15 |
0,19 |
0,21 |
- |
2 |
501-750 |
0,15 |
0,17 |
0,20 |
0,24 |
- |
3 |
751-1000 |
0,16 |
0,18 |
0,25 |
0,28 |
- |
4 |
1001-1500 |
0,19 |
0,22 |
0,26 |
0,33 |
0,43 |
5 |
1501-3000 |
0,28 |
0,32 |
0,39 |
0,48 |
0,61 |
6 |
3001-5000 |
- |
0,47 |
0,56 |
0,69 |
0,88 |
7 |
5001-7500 |
- |
- |
0,68 |
0,88 |
1,12 |
8 |
7501-10000 |
- |
- |
0,82 |
0,89 |
1,38 |
9 |
10001-20000 |
- |
- |
0,91 |
1,53 |
2,11 |
10 |
20001 и свыше |
- |
- |
1,23 |
1,60 |
2,20 |
Оперативный контроль за состоянием охраны труда в организации и подразделениях
Состав работ:
1. Обеспечение соблюдения межотраслевых рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации.
2. Контроль за:
- |
выполнением работниками в подразделениях организации требований инструкций по охране труда; |
- |
содержанием производственных и вспомогательных помещений; |
- |
безопасной эксплуатацией оборудования, инструмента, приспособлений, инвентаря, транспортных средств, предохранительных и оградительных устройств; |
- |
правильной организацией рабочих мест, технологических процессов; |
- |
эксплуатацией и соблюдением установленных сроков выдачи средств индивидуальной защиты; |
- |
техническим состоянием машин и оборудования; |
- |
эксплуатацией и надлежащим содержанием вентиляционных устройств, систем отопления и кондиционирования, устройств питьевого водоснабжения. |
Таблица 6
№ п/п |
Среднесписочная численность работников в организации |
Численность рабочих, занятых на тяжелых и связанных с вредными условиями труда работах |
|||||
|
|
до 100 |
101-350 |
351-500 |
501-1000 |
1001-3500 |
3501 и свыше |
|
|
Нормативная численность, человек |
|||||
|
|
При количестве самостоятельных производственных структурных подразделений в организации до 5 |
|||||
1 |
до 500 |
0,26 |
0,29 |
0,33 |
- |
- |
- |
2 |
501-750 |
0,29 |
0,33 |
0,37 |
- |
- |
- |
3 |
751-1000 |
0,32 |
0,36 |
0,40 |
- |
- |
- |
4 |
1001-1500 |
0,38 |
0,43 |
0,50 |
0,57 |
- |
- |
5 |
1501-3000 |
0,56 |
0,63 |
0,70 |
0,75 |
0,79 |
- |
6 |
3001-5000 |
0,80 |
0,87 |
0,96 |
0,99 |
1,05 |
- |
7 |
5001 и свыше |
1,13 |
1,21 |
1,28 |
1,34 |
1,41 |
1,54 |
|
|
При количестве самостоятельных производственных структурных подразделений в организации от 6 до 10 |
|||||
8 |
до 500 |
0,29 |
0,32 |
- |
- |
- |
- |
9 |
501-750 |
0,32 |
0,36 |
- |
- |
- |
- |
10 |
751-1000 |
0,35 |
0,42 |
- |
- |
- |
- |
11 |
1001-1500 |
0,41 |
0,45 |
0,51 |
0,57 |
- |
- |
12 |
1501-3000 |
0,59 |
0,65 |
0,71 |
0,79 |
- |
- |
13 |
3001-5000 |
0,83 |
0,89 |
0,97 |
1,05 |
- |
- |
14 |
5001-7500 |
1,13 |
1,21 |
1,28 |
1,34 |
1,41 |
1,54 |
15 |
7501-10000 |
1,43 |
1,51 |
1,61 |
1,68 |
1,74 |
1,84 |
16 |
10001 и свыше |
1,45 |
1,62 |
1,78 |
1,89 |
2,14 |
2,53 |
|
|
При количестве самостоятельных производственных структурных подразделений в организации от 11 до 20 |
17 |
от 500 |
0,40 |
0,44 |
- |
- |
- |
- |
18 |
501-750 |
0,45 |
0,53 |
0,62 |
- |
- |
- |
19 |
751-1000 |
0,53 |
0,62 |
0,73 |
0,86 |
- |
- |
20 |
1001-1500 |
0,62 |
0,73 |
0,86 |
0,94 |
1,02 |
- |
21 |
1501-3000 |
0,73 |
0,86 |
0,94 |
1,04 |
1,24 |
- |
22 |
3001-5000 |
0,86 |
0,91 |
1,02 |
1,32 |
1,53 |
1,85 |
23 |
5001-7500 |
1,02 |
1,20 |
1,42 |
1,58 |
1,83 |
2,04 |
24 |
7501-10000 |
1,20 |
1,38 |
1,59 |
1,76 |
1,87 |
2,19 |
25 |
10001-20000 |
1,50 |
1,65 |
1,80 |
1,91 |
2,16 |
2,59 |
26 |
20001 и свыше |
1,80 |
1,90 |
2,05 |
2,20 |
2,50 |
3,00 |
|
|
При количестве самостоятельных производственных структурных подразделений в организации от 21 до 50 |
|||||
27 |
до 750 |
0,40 |
0,44 |
- |
- |
- |
- |
28 |
751-1000 |
0,53 |
0,66 |
0,78 |
- |
- |
- |
29 |
1001-1500 |
0,65 |
0,79 |
0,98 |
1,16 |
- |
- |
30 |
1501-3000 |
0,79 |
0,97 |
1,38 |
1,46 |
1,72 |
- |
31 |
3001-5000 |
0,97 |
1,38 |
1,47 |
1,72 |
1,89 |
- |
32 |
5001-7500 |
1,19 |
1,47 |
1,72 |
1,88 |
2,01 |
2,16 |
33 |
7501-10000 |
1,46 |
1,70 |
1,89 |
2,01 |
2,16 |
2,40 |
34 |
10001-20000 |
1,81 |
2,01 |
2,16 |
2,40 |
2,71 |
3,12 |
35 |
20001 и свыше |
1,90 |
2,05 |
2,20 |
2,50 |
2,75 |
3,15 |
|
|
При количестве самостоятельных производственных структурных подразделений в организации от 51 до 125 |
|||||
36 |
до 1000 |
0,61 |
0,72 |
0,89 |
1,09 |
1,34 |
- |
37 |
1001-1500 |
0,74 |
0,89 |
1,11 |
1,38 |
1,56 |
- |
38 |
1501-3000 |
0,91 |
1,09 |
1,34 |
1,56 |
1,71 |
- |
39 |
3001-5000 |
1,11 |
1,34 |
1,56 |
1,70 |
2,08 |
2,41 |
40 |
5001-7500 |
1,38 |
1,54 |
1,71 |
2,01 |
2,38 |
2,58 |
41 |
7501-10000 |
1,70 |
2,01 |
2,38 |
2,55 |
2,93 |
3,14 |
42 |
10001-20000 |
2,08 |
2,10 |
2,55 |
2,93 |
3,14 |
3,68 |
43 |
20001 и свыше |
2,10 |
2,15 |
2,60 |
3,06 |
3,20 |
3,80 |
Контроль за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов по охране труда
Состав работ:
Осуществление контроля за:
- |
соблюдением законов и иных нормативных правовых актов по охране труда; |
- |
правильным расходованием в подразделениях организации средств, выделенных на выполнение мероприятий по охране труда; |
- |
наличием в подразделениях инструкций по охране труда для работников согласно перечню профессий и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции по охране труда, своевременным их пересмотром; |
- |
доведением до сведения работников подразделений организации вводимых в действие новых законов и иных нормативных правовых актов по охране труда. |
Таблица 7
№ п/п |
Среднесписочная численность работников организации |
Численность рабочих, занятых на тяжелых и связанных с вредными условиями труда работах |
|||||
|
|
Нормативная численность работников службы охраны труда, человек |
|||||
|
|
до 20 |
21-30 |
31-40 |
41-50 |
51-70 |
71-100 |
1 |
до 500 |
0,06 |
0,07 |
0,08 |
- |
- |
- |
2 |
501-750 |
0,07 |
0,08 |
0,09 |
- |
- |
- |
3 |
751-1000 |
0,08 |
0,09 |
0,10 |
- |
- |
- |
4 |
1001-1500 |
0,10 |
0,12 |
0,14 |
0,17 |
- |
- |
5 |
1501-3000 |
0,14 |
0,17 |
0,20 |
0,24 |
0,28 |
- |
6 |
3001-5000 |
0,20 |
0,24 |
0,29 |
0,35 |
0,42 |
0,48 |
7 |
5001-7500 |
0,28 |
0,32 |
0,38 |
0,45 |
0,56 |
0,70 |
8 |
7501-10000 |
0,35 |
0,41 |
0,48 |
0,57 |
0,68 |
0,82 |
9 |
10001-20000 |
0,65 |
0,72 |
0,79 |
0,93 |
1,07 |
1,23 |
10 |
20001 и свыше |
0,80 |
0,87 |
0,94 |
1,01 |
1,11 |
1,26 |
Участие в реконструкции производства и организации мероприятий, направленных на улучшение условий труда в организации
Состав работ:
1. Работа в составе комиссий по приемке в эксплуатацию законченных строительством или реконструированных объектов производственного назначения, а также в комиссиях по приемке из ремонта установок, агрегатов, станков и другого оборудования в части соблюдения требований нормативных правовых актов по охране труда.
2. Проведение совместно с соответствующими службами организации и с участием уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов или трудового коллектива проверок, обследований (участие в проверках, обследованиях) технического состояния зданий, сооружений, оборудования, машин и механизмов на соответствие их нормативным правовым актам по охране труда, эффективности работы вентиляционных систем, состояния санитарно-технических устройств, санитарно-бытовых помещений, средств коллективной и индивидуальной защиты работников.
3. Согласование разрабатываемой в организации проектной документации в части соблюдения в ней требований по охране труда.
Таблица 8
№ п/п |
Среднесписочная численность работников в организации |
Количество самостоятельных производственных структурных подразделений в организации |
||||
|
|
Нормативная численность, человек |
||||
|
|
до 5 |
6-10 |
11-20 |
21-50 |
51-125 |
1 |
до 500 |
0,18 |
0,21 |
0,24 |
0,27 |
- |
2 |
501-750 |
0,20 |
0,24 |
0,28 |
0,31 |
- |
3 |
751-1000 |
0,23 |
0,26 |
0,29 |
0,35 |
- |
4 |
1001-1500 |
0,27 |
0,31 |
0,34 |
0,42 |
0,61 |
5 |
1501-3000 |
0,31 |
0,42 |
0,45 |
0,51 |
0,62 |
6 |
3001-5000 |
- |
0,51 |
0,61 |
0,70 |
0,75 |
7 |
5001-7500 |
- |
- |
0,70 |
0,89 |
1,46 |
8 |
7501-10000 |
- |
- |
- |
1,01 |
1,67 |
9 |
10001-20000 |
- |
- |
- |
- |
2,21 |
10 |
20001 и свыше |
- |
- |
- |
- |
2,24 |
Расследование и учет несчастных случаев в организации
Состав работ:
1. Обеспечение соблюдения Положения о расследовании и учете несчастных случаев на производстве.
2. Организация оказания первой медицинской помощи пострадавшему, содействие, при необходимости, его доставки в медицинское учреждение; принятии неотложных мер по предотвращению развития аварийной ситуации и воздействия травмирующего фактора на других лиц.
3. Организация сообщения о происшедшем несчастном случае.
4. Работа в комиссии по расследованию несчастного случая:
- |
определение мер по устранению причин и предупреждению несчастных случаев на производстве; |
- |
выдача предписаний руководителям подразделений; |
- |
участие в составлении и организации направления акта по форме Н-1 в соответствующие органы. |
5. Норма времени на участие в работе комиссии по расследованию несчастного случая в организации — 24 ч. и 120 ч. (при расследовании тяжелого несчастного случая на производстве, несчастного случая со смертельным исходом и группового несчастного случая на производстве).
Рекомендации по расчету нормативной численности работников службы охраны труда в организации
Учитывая изложенное, могут быть использованы следующие рекомендации по расчету нормативной численности работников службы охраны труда в организации.
Нормативная численность работников службы охраны труда (Чн) в организациях определяется суммированием численности по таблицам в зависимости от факторов, установленных по данным статистической и оперативной отчетности.
Списочная численность работников службы охраны труда (Чсп) устанавливается по формуле:
Чсп = Чн х Кн ,
где Кн – коэффициент, учитывающий планируемые невыходы работников во время отпуска, болезни и т.п., определяется по формуле:
Кн = 1 + % планируемых невыходов / 100 ,
где % планируемых невыходов определяется по данным бухгалтерского учета;
Штатная численность работников службы охраны труда в организации соответствует списочной численности.
Расчет численности работников службы охраны труда в организации можно показать на следующем примере:
№ п/п |
Наименование видов работ |
Наименование факторов |
Единица измерения |
Числовые значения факторов |
Номер таблицы |
Норматив численности |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1 |
Организация работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных и производственно обусловленных заболеваний |
Среднесписочная численность работников организации |
чел. |
1002 |
1 |
0,21 |
|
|
Численность рабочих, занятых на тяжелых и связанных с вредными условиями труда работах |
чел. |
145 |
|
|
2 |
Организация работы по проведению аттестации рабочих мест на соответствие их требованиям условий и охраны труда |
Среднесписочная численность работников организации |
чел. |
1002 |
2 |
0,39 |
|
|
Численность рабочих, занятых на тяжелых и связанных с вредными условиями труда работах |
чел. |
145 |
|
|
|
|
Количество самостоятельных структурных подразделений |
единиц |
38 |
|
|
3 |
Организация пропаганды по охране труда |
Среднесписочная численность работников организации |
чел. |
1002 |
3 |
0,40 |
|
|
Количество самостоятельных структурных подразделений |
единиц |
38 |
|
|
4 |
Организация проведения инструктажа, обучения, проверки знаний требований охраны труда работников организации |
Среднесписочная численность работников организации |
чел. |
1002 |
4 |
0,55 |
|
|
Среднемесячная численность вновь принимаемых работников |
чел. |
20 |
|
|
5 |
Планирование мероприятий по охране труда, составление статистической отчетности по установленным формам, ведение документации по охране труда |
Среднесписочная численность работников организации |
чел. |
1002 |
5 |
0,33 |
|
|
Количество самостоятельных структурных подразделений |
единиц |
38 |
|
|
6 |
Оперативный контроль за состоянием охраны труда в организации и ее структурных подразделениях |
Среднесписочная численность работников организации |
чел. |
1002 |
6 |
0,79 |
|
|
Численность рабочих, занятых на тяжелых и связанных с вредными условиями труда работах |
чел. |
145 |
|
|
|
|
Количество самостоятельных структурных подразделений |
единиц |
38 |
|
|
7 |
Контроль за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов по охране труда |
Среднесписочная численность работников организации |
чел. |
1002 |
7 |
0,12 |
|
|
Численность рабочих, занятых на тяжелых и связанных с вредными условиями труда работах |
чел. |
145 |
|
|
8 |
Участие в реконструкции производства и организации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников организации |
Среднесписочная численность работников организации |
чел. |
1002 |
8 |
0,42 |
|
|
Количество самостоятельных структурных подразделений |
единиц |
38 |
|
|
9 |
Расследование и учет несчастных случаев в организации |
Количество несчастных случаев за год |
единиц |
5 |
стр. 42 |
0,06 |
|
|
Норма времени на расследование одного несчастного случая - 24 часа |
|
|
|
|
|
|
Общие затраты времени на работы по расследованию несчастных случаев в организации Тоб - 120 часов |
|
|
|
|
|
|
Норма рабочего времени одного работника на планируемый год: |
|
|
|
|
|
Нормативная численность Чн |
|
чел. |
|
|
3,27 |
Чсп = 3,27 х 1,1 = 3,597 ≈ 3,6 чел., где 1,1 — коэффициент, учитывающий планируемые невыходы работников во время отпуска, болезни и т.п. (принят условно).
Хороший инженер по охране труда работает по утвержденному плану и заранее знает, чем будет заниматься завтра, или, например, через неделю. Его рабочий день начинается со встречи с руководителями подразделений и специалистами предприятия для согласования совместных действий. Не менее 1,5—2 часов у него занимает проверка выполнения требований безопасности при проведении работ и эксплуатации оборудования, контроль за применением спецодежды и т.п.
Важнейший участок его работы — участие в разработке инструкций по охране труда, согласование их с соответствующими службами, а также контроль за оформлением нарядов-допусков на опасные работы. Обеспечение работников спецодеждой — это также забота инженера по охране труда.
Перспективным направлением работы специалиста является подготовка предприятия к сертификации по европейской системе организации безопасного производства BSI-18001. Как и родственная ей система качества, она принимается на добровольной основе. Система управления охраной труда должна стать составной частью BSI-18001, которая включает в себя также промышленную и экологическую безопасность. Таким образом, на предприятии создается безостановочный процесс совершенствования, в котором задействованы все подразделения и специалисты.
В условиях, когда задачи и цели службы охраны труда понятны всему коллективу — от рядового работника до начальника цеха, когда каждый заинтересован в том, чтобы система функционировала безотказно, работа инженера по охране труда будет иметь реальную отдачу.
Данный материал опубликован в журналах:
"Кадры предприятия", № 5, 2005
"Кадры предприятия", № 6, 2005