Опубликовано в журнале "Кадры предприятия" №9 год - 2004
1) |
формирование идеи и презентация руководству (определение цели и задач, составление прогноза результатов), подтверждение проекта руководством; |
2) |
планирование ресурсов (участники, сроки, др.); |
3) |
сбор и подготовка информации (возможно в результате проведения упражнений во время семинара на тему «Компетенции»); |
4) |
анализ и обработка полученной информации; |
5) |
оформление документов для базы компетенций (общие, профессиональные, должностные); |
6) |
внедрение. |
Целью создания базы является передача регулярных функций (задач) по управлению персоналом линейным менеджерам. Например, с помощью данной базы можно решить такую задачу, как высвобождение временного ресурса — HR-менеджера, ответственного за рекрутинг — в пользу проектных работ и развития за счет направления потока кандидатов на непосредственного руководителя, принимающего решение о приеме, и соответственно, несущего ответственность за качество подбора<*>. Для этого готовится набор компетенций для подбора персонала на любую должность, то есть общих для всех базовых компетенций, которые не требуют специальной профессии или области применения, необходимые каждому человеку: управленческие компетенции; умения, необходимые для управления проектами; организационные и коммуникативные навыки; умение проводить презентацию и работать в команде; ответственность. Выделение их отдельным блоком при подборе сотрудников помогает находить кандидатов, которым заведомо приемлема корпоративная культура компании. Четкое определение компетенций общего блока сильно влияет на показатель текучести кадров.
<*> При этом не исключается роль HR-менеджера как организатора процесса и консультанта-методиста.
При построении модели компетенций необходимо придерживаться следующих принципов:
-сности и легкости понимания (простота языка, логика); |
-олезности для сотрудников (ответ на вопрос «зачем это надо?»); |
-олноты «картины» (включение всех элементов, отличных друг от друга); |
-праведливости по отношению к персоналу; |
-ктуальности (с учетом будущих изменений — внешняя среда, введение новых технологий, развитие компании). |
Вариант бланка компетенций приводится в разделе «БУМАГИ» (стр. 81).
Целесообразно также использовать типичную модель построения компетенций с уровнями, например:
HR-менеджер, как правило, имеет ту или иную базу данных персонала с наличием информации для составления различных отчетов, вплоть до наличия электронной базы личных дел.
Интересным представляются следующие дополнения к базе данных:
1) |
организационная структура компании (подразделений) в электронном виде; |
2) |
вложения в любую должность. Такими вложениями являются: |
должностная инструкция. Она содержит цель должности, ее задачи и функции, права и полномочия, подчинение и взаимодействие, ответственность; |
|
план вхождения в должность, который содержит цель должности, стратегические, тактические и оперативные задачи на период испытательного срока с указанием достижения результатов и наличием сроков; |
|
оценка компетенций должности, в которой приводится перечень обязательных компетенций, требуемых для всех сотрудников компании и перечень компетенций, требуемых на данной должности в динамике. |
Схематически их можно представить следующим образом:
Для сравнения приведем образец структуры подразделения по управлению человеческими ресурсами:
Исходя из сравнения задач менеджера по персоналу и HR-менеджера видно, что выполнение одной и той же цели можно достигнуть разными ресурсами, а именно:
1) |
HR-менеджер экономит время на проведение первичных интервью, делегируя ответственность за принятие решения линейному менеджеру, выступая в роли организатора и контролера процесса. Возможно проведение отдельных интервью в присутствии HR-менеджера, в которых он оказывает помощь в качестве методиста; |
2) |
делегируя ответственность линейному менеджеру за оформление документов (должностной инструкции, плана вхождения в должность, бланка компетенций), HR-менеджер методически готовит его к управлению персоналом. Качество подготовки документов отражается на подготовке и проведении интервью (при приеме на работу, в период адаптации, при оценке испытательного срока, а в дальнейшем — при аттестационном, дисциплинарном собеседовании и т.д.). |
Рассмотрим каждый из перечисленных документов.
1. Должностная инструкция. Должностная инструкция — внутренний документ компании, описывающий права, основные и дополнительные обязанности по должности, порядок подчинения и взаимодействия с другими сотрудниками. Разработку должностной инструкции условно можно разделить на три основных блока:
а) |
предварительный анализ того, какие задачи должен решать и какой компетентностью для их выполнения должен обладать сотрудник, каков будет круг ответственности и какие качества, знания и уровень квалификации потребуются, какие формы поощрения и стимулирования можно использовать для привлечения требуемого специалиста; |
б) |
составление подробного перечня вопросов, ответы на которые позволят иметь всю информацию для описания должности; |
в) |
составление собственно должностной инструкции. |
2. План введения в должность. Сотруднику на период испытательного срока линейным руководителем совместно с менеджером по персоналу предлагается план адаптации (план введения в должность), в котором обозначены ответственные лица (в том числе и за его стажировку), сроки выполнения намеченных задач (стратегических, тактических и оперативных). При необходимости в стажировку включаются ознакомление с внутренними компьютерными программами компании, изучение различных технологий, обучение навыкам телефонных переговоров, технологиям продаж, ведению внутреннего делопроизводства компании, «притирание» к коллективу, план выполнения реальных объемов работы на вышеуказанный период и т.д.
В период испытательного срока возникает необходимость в постоянном курировании и контроле нового сотрудника по выполнению плана введения в должность линейным менеджером, функциональным менеджером и менеджером по персоналу.
Менеджер по персоналу, ответственный за адаптацию новых сотрудников, или руководитель подразделения отвечает:
-за знакомство вновь принятого сотрудника с историей, ценностями, принципами деятельности компании; |
-за выдачу для изучения материалов о компании (по возможности); |
-за понимание и принятие сотрудником полученной информации, знание традиций компании, процедур, действующих по различным вопросам. |
В период испытательного срока менеджер по персоналу время от времени беседует как с сотрудником, так и с линейным и функциональным руководителем, контролирует выполнение плана введения в должность, определяет, какие проблемы могут появиться и что можно предпринять для их предотвращения. Сотрудникам предлагается планировать свою работу и согласовывать свои планы с коллегами по подразделению, планировать и объявлять заранее промежуточные результаты своих работ в намеченные сроки.
Перед окончанием испытательного срока может быть проведен экзамен (зачет) по наработанному материалу или собеседование по итогам стажировки, выполнению плана адаптации, о котором сотрудник предупреждается при приеме на работу.
3. Бланк компетенций. Наиболее часто встречаются следующие названия компетенций:
-«управление отношениями» (открытость к контактам или ориентация на клиента); |
-«умение работать в команде» (работа в команде); |
-«влияние на окружающих» (владение собой); |
-«сбор и анализ информации»; |
-«способность к принятию решения» (принятие решений); |
-«стремление к карьерному росту» (личное развитие); |
-«генерирование и накопление идей»; |
-«планирование и организация»; |
-«управление выполнением задачи к установленному сроку» (ориентация на результат); |
-«постановка цели». |
Завершая изложение опыта построения базы данных компетенций, необходимо отметить, что такое рассмотренное приложение к базе дает следующие преимущества:
1) |
высвобождает временной ресурс менеджера по персоналу (для решения других задач, проектных работ); |
2) |
предоставляет возможность управлять должностью (человеческим ресурсом), а не персоналом; |
3) |
переводит менеджера по персоналу в роль консультанта, методиста (HR-менеджера); |
4) |
повышает ответственность линейных менеджеров за принятие решений в кадровых процессах; |
5) |
предоставляет возможность обучения управлению персоналом линейным менеджерам. |
Также по этой теме:
- Книги по этой тематике в разделах: Организация и оплата труда, охрана труда, Управление персоналом и кадровая работа
- Другие статьи по этой тематике
Ранее просмотренные страницы