Инструменты развития способности к обучению



Опубликовано в журнале "Кадры предприятия" №2 год - 2013


Н.Е. Папонова,
Консультант по управлению
Человеческими ресурсами,
Менеджер по персоналу
ЗАО «ГК «Астория»

Что такое креативность? Креативность (от англ. create – создавать, творить) – творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к принятию и созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления, и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем.

Креативность – уровень творческой одаренности, способности к творчеству, составляющий относительно устойчивую характеристику личности.

Что такое креатив? Креатив – это создание чего-то нового, нововведения. Таким образом рассмотрим в данной статье развитие способности создавать, предлагать, вводить новое, оригинальное, неординарное.

Достаточно часто «творчество» и «креативность» понимают как синонимы. Однако, творческий процесс основывается на вдохновении, способностях человека, а главной составляющей креативного процесса является изначальное понимание:
- для чего нужно что-то создавать;
- для кого нужно что-то создавать;
- как нужно что-то создавать;
- что именно нужно создавать.

Следовательно, креативность можно рассматривать как профессиональную компетенцию, то есть способность находить и внедрять оригинальные, нестандартные решения поставленных задач, целей. Как и любую другую компетенцию, креативность можно постоянно развивать для дальнейшего профессионального и личностного роста, если есть знание, на каком оценочном уровне человек/сотрудник находится.

Рассмотрим шкалу оценки и развития креативности в рабочей деятельности, то есть способность решать нестандартные профессиональные задачи, формировать инновации (новые идеи, технологии, рациональные предложения) с целью совершенствования деятельности компании.

Согласно американскому психологу Абрахаму Маслоу креативность – это творческая направленность, врожденно свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием сложившейся системы воспитания, образования и социальной практики.

Творческие способности у человека всегда первичны, но в креативном продукте подчинены рационально поставленной цели. Исходя из этого креативность – это технология организации творческого процесса, некий синтез творчества и креативности, который позволяет при желании людей/персонала постоянно развиваться, совершенствоваться, достигать профессионального и личностного роста, успеха.

С точки зрения психологии креативность – это особые творческие способности, а творчество в любых своих проявлениях основано на таком познавательном процессе, как воображение. Воображение – это психический процесс создания образов предметов или действий путем перекомбинирования в новые сочетания имеющихся у человека знаний и опыта (Википедия). Исходя из данного определения, креативность – это создание неожиданных, оригинальных образов, которые создаются из имеющейся и получаемой информации, предыдущего опыта и знаний, которыми обладает данный человек на данный момент. Каждый человек наделен собственной информацией, опытом, знаниями и индивидуальными творческими способностями, и у каждого человека они - различны;
- не равны.

Оценить креативность также можно по следующим критериям:
- беглость – количество идей, возникающих в единицу времени;
- оригинальность – способность производить необычные идеи, отличающиеся от общепринятых;
- гибкость. Как отмечает Ранко, важность этого параметра обусловливается двумя  обстоятельствами: во-первых, данный параметр позволяет отличать индивидов, которые проявляют гибкость в процессе решения проблемы, от тех, кто проявляет ригидность в их решении, и, во-вторых, позволяет отличать индивидов, которые оригинально решают проблемы, от тех, кто демонстрирует ложную оригинальность;
- восприимчивость – чувствительность к необычным деталям, противоречиям и неопределенности, готовность быстро переключаться с одной идеи на другую;
- метафоричность – готовность работать в совершенно необычном контексте, склонность к символическому, ассоциативному мышлению, умение увидеть в простом сложное, а в сложном – простое;
- удовлетворенность – итог проявления креативности. При негативном результате теряется смысл и дальнейшее развитие чувства.

Существуют психологические инструменты измерения творческого креативного) мышления.

Например, тест Пола Торренса позволяет оценить:
- вербальную креативность;
- образную креативность;
- отдельные креативные способности:
- беглость – это количественный показатель, в тестах чаще всего это количество выполненных заданий;
- гибкость – этот показатель оценивает разнообразие идей и стратегий, способность переходить от одного аспекта к другому;
- оригинальность – этот показатель характеризует способность выдвигать идеи, отличающиеся от очевидных, общеизвестных, общепринятых, банальных или твердо установленных;
- способность видеть суть проблемы;
- способность сопротивляться стереотипам.

По Торренсу:
- беглость – способность продуцировать большое количество идей;
- гибкость – способность применять разнообразные стратегии при решении проблем;
- оригинальность – способность продуцировать необычные, нестандартные идеи;
- разработанность – способность детально разрабатывать возникшие идеи;
- сопротивление замыканию – это способность не следовать стереотипам и длительное время «оставаться открытым» для разнообразной поступающей информации при решении проблем;
- абстрактность называния – это понимание сути проблемы того, что действительно существенно.

Процесс называния отражает способность к трансформации образной информации в словесную форму.

В этом исследовании были использованы тесты Торренса для измерения развития фигуральных и вербальных творческих способностей среди участников контрольной группы и группы людей, обучившихся технике Трансцендентальной Медитации. По результатам проведенного через 5 месяцев повторного теста медитирующие набрали значительно больше очков по оригинальности и гибкости мышления и беглости речи.

Люди/сотрудники, развивающие собственную креативность, постоянно творчески растут и чаще достигают успешных результатов. Почему креативность считается технологией успеха?

Реалистичность целей – важнейшее обстоятельство в процессе развития собственной  креативности. Развитие в креативности такого критерия, как беглость, дает возможность  увеличения скорости выполнения заданий, поставленных задач за счет оптимизации процесса их выполнения. Рационализация процесса высвобождает время для выполнения других заданий для сотрудника, позволяет увеличивать объемы выполненных задач, что всегда заметно со стороны.

При развитии критерия «гибкость» сотрудник легче находит различные, не всегда ординарные пути решения задач, успешнее проводит деловые переговоры, предоставляет предложения на выбор.

Оригинальный подход к решению задачи всегда обращает на себя внимание новизной, неординарностью, заставляет заинтересоваться носителем данного предложения, а также развивает критерий «восприимчивость к любым идеям окружающих», выделяя неправильные детали и заставляя анализировать выгодность предоставляемой идеи, повышая переключаемость с одного вида деятельности на другой.

Метафоричность позволяет работать в совершенно необычном, нелогичном контексте, который позволяет видеть результат в ином свете, добираясь до сути решаемой проблемы.

Способность сопротивляться стереотипам или сопротивление замыканию (по Торренсу) заставляют понять, какие барьеры проявления креативности существуют у человека. Барьеры можно поделить на внутренние и внешние.

Продолжение статьи читайте на страницах журнала «Кадры предприятия» №2/2013

10.07.2017

Также по этой теме:


Яндекс.Метрика