Советы от консультанта по управлению персоналом


Лидерство занимает важное место на пути к собственному успеху и в системе менеджмента. Менеджмент – это умение достигать целей посредством других людей/сотрудников, а лидерство – это умение сделать так, чтобы другие люди/сотрудники захотели достигнуть поставленной им цели. Следовательно, путь к профессиональному и/или карьерному успеху зависит от способности быть лидером и тесно связано с управлением мотивацией, влиянием на других людей/сотрудников, уверенным поведением.

В данной статье продолжаем тему управления сотрудниками, используя развитый эмоциональный интеллект как ресурс эффективного управления.

Что такое креативность? Креативность (от англ. create – создавать, творить) – творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к принятию и созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления, и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем.

Мы продолжаем цикл статей, посвященных Эмоциональному интеллекту (ЭИ). Предыдущие статьи были посвящены ветвям эмоционального интеллекта, упражнениям на развитие каждой ветви (группы способностей). Напомним, их четыре: способность распознавать и выражать эмоции (первая «ветвь»), способность использовать эмоции в целях решения конкретных задач (вторая «ветвь»), способность к пониманию и анализу эмоций (третья «ветвь») и способность к сознательному управлению собственными эмоциями и эмоциями других людей (четвертая «ветвь»).

Существует понятие мотивация свободным временем — это мотивация, призванная регулировать поведение человека/сотрудника на основе изменения времени его занятости в практической деятельности. Мотивация направлена на повышение эффективности практической деятельности на основе роста активности людей/сотрудников. В практике управления мотивация осуществляется регулированием времени обязательной рабочей и деловой занятости на основе: предоставления дополнительных выходных, возможности выбора времени отпуска; путем сокращения длительности рабочего дня за счет эффективности выполнения задачи; гибким графиком рабочего времени, возможностью работать дома, перераспределения рабочего времени самим сотрудником.

Что лежит в основе поведения людей/сотрудников? Почему они занимаются спортом, читают, коллекционируют, путешествуют или учатся?

Что заставляет их поступать тем или иным образом?

В психологии эту силу называют «мотивацией». Считается, что в основе мотивации лежат те или иные нереализованные потребности, которые, преломляясь через призму личностных особенностей и индивидуального жизненного опыта, направляют человека к тем или иным
действиям.

Полная материальная ответственность означает возмещение работником причиненного ущерба в размере его фактической стоимости исходя из рыночных цен на день причинения ущерба. Она наступает, когда на работника в соответствии с Трудовым кодексом РФ или иными федеральными законами возложена материальная ответственность в полном размере за ущерб, причиненный работодателю при исполнении работником трудовых обязанностей.

Все люди чего-то хотят: желают быть успешными, мечтают о карьере, материальных ценностях, семье, любви. А что понимается под словом «мечта»? И как сделать, чтобы она не была просто выдумкой? Как стать по-настоящему успешным? На заданные вопросы отвечают разными словами, но смысл высказываний един: мечта – это цель, которой очень хочется достичь. А дальше все зависит от успеха. Или мечта – это когда у человека есть какое-то желание, к которому он стремится или мечта – это то, о чем человек все время думает, или мечты – это когда есть цель у человека и он считает ее собственной мечтой. Но как только он ее достигнет, порадуется некоторое время успешному достижению данной цели, собственному успеху, у него возникают следующие цели, желания, другие мечты, которые он стремится достигнуть. Все движется, развивается, и мечтающему человеку, желающему добиться профессионального и личностного успеха, тоже необходимо постоянно развиваться, совершенствоваться, а не останавливаться на достигнутом результате, уровне развития, так как каждый человек, как правило, обладает большими потенциальными возможностями, чем ему удается реализовать.

Работа вахтой является одной из форм перераспределения трудовых ресурсов, которая в значительной степени отличается от других видов организации трудового процесса. Она позволяет использовать трудовые ресурсы рабочих для организации работ в различных регионах, областях и районах по всей стране без перемены постоянного места проживания самих работников.

Известно, что в процессе формирования команды группа проходит через определенные этапы развития. Практика показывает, что необходимость слаженной командной работы особенно остро осознается сотрудниками и руководителями в моменты конфликтов в коллективе (на этапе «бурления» – «storming»).

Коммуникация – процесс обмена информацией между собеседниками, а также процессы взаимодействия, восприятия и познания друг друга.

Коммуникация (от лат. Communico – делаю общим, связываю, общаюсь) – передача информации, значения или смысла при помощи символов; действия, сознательно ориентированные на смысловое их восприятие другими людьми.

Процесс формирования команды – задание, требующее высокой управленческой компетенции. Для его осуществления требуется не только наличие правильно подобранных, высококвалифицированных специалистов, но и людей, желающих работать вместе, сообща, как команда.

Члены группы и их роли – люди, входящие в группы; чтобы быть результативной, группа должна обладать определенным уровнем опыта. Кроме того, группе необходимы члены, которые могут делать разнообразные вклады в решение возложенных на нее задач.

Как уже не раз отмечалось, один из инструментов управления персоналом – это построение команды единомышленников. С организационной точки зрения команды можно разделить на следующие виды:

1. Управленческая команда. В состав управленческой команды входят руководители, которые занимаются разработкой и реализацией стратегии, формированием развивающей среды организации.

К инструментам развития управленческой команды и достижения цели можно отнести:
-  сессии стратегического планирования;
-  тренинги формирования команды с экстремальной составляющей (развитие слаженности, взаимодействия, взаимопомощи, умения принимать решения в ситуации неопределенности);
-  совместное обучение, нацеленное на развитие компетенций руководства (целеполагание, планирование, постановка задач, лидерство, развитие сотрудников, контроль и обратная связь);
-  работа в проектных командах;
-  формирование и трансляция корпоративной культуры;
-  групповые формы работы с коллективом сотрудников (совещания, собрания, встречи).

«Успешные команды становятся первыми, осуществляют прорыв, создают новые продукты, превосходят ожидания и выполняют проекты раньше графика. Они связаны общей целью, доверяют друг другу и обладают высокой степенью сотрудничества».

ЭрикЛарсон (Eric W. Larson),
профессор Орегонского государственного университета

Планирование и развитие карьеры сотрудника включает в себя перспективу планирования карьеры на определенный срок и обучение — повышение квалификации, личное и профессиональное развитие сотрудника как с помощью наставника, так и самостоятельно, чтобы впоследствии быть более эффективным, результативным, успешным для компании.
Сознательное планирование карьеры является одним из важнейших аспектов самореализации и профессионального развития личности. Слово «карьера» означает «успешное продвижение в области избранного вида деятельности». Критериями удавшейся карьеры являются удовлетворенность жизненной ситуацией (субъективный критерий) и социальный успех (объективный критерий).
 

Руководитель призван мыслить компетентно, конструктивно, креативно, демонстрируя практическую целесообразность своей управленческой деятельности.
Полноценны ли знания руководителя о мышлении?
Управленческая деятельность по своему предназначению является деятельностью осеняющей, т.е. научающей людей, как наилучшим образом добиваться поставленных перед ними целей. Что требует от тех, кто занимается управлением, умение мыслить компетентно, конструктивно, креативно и прагматично?
Утверждать, что многие современные руководители хорошо представляют, что значит мыслить вообще и в частности, было бы не объективно. Их частичную или полную неосведомленность о том, что такое мышление, каков его механизм и как оно выстраивается как процесс мыслетворения, можно объяснить рядом обстоятельств.
Обозначим некоторые из них.

 

Общение — это непременное условие взаимодей­ствия сотрудников в процессе любой деятельно­сти, происходящей в компании. Наиболее значи­мы для эффективной деятельности два типа общения: де­ловое (профессиональное) и межличностное, которые требуют дополнительного внимания сотрудников службы управления персоналом. Решить данную задачу позволяет обучение в форме социально-психологического тренинга партнерского, делового общения.
Обучение — инструмент формирования команды.

 

Еще одна компетенция, требуемая HR-менеджеру для успешной реализации функции обучения персонала, — формулирование задач: процесс постановки задач, на основе которого руководитель передает информацию, необходимую для выполнения должностных функций и решения производственных задач. 

Человеческий потенциал сотрудников. Как его можно определить, найти пути развития, привлечения и использования для эффективной деятельности организации? — вопрос, который задается топ-менеджерами всех компаний.
Одним из ответов может быть разработка и создание процесса управления знаниями в компании. Цель процесса управления знаниями — нахождение оптимальных путей успешного решения задач, поставленных перед сотрудником, подразделением, компанией.
Данный процесс следует проводить в несколько этапов.

1 - 20 из 30
Начало | Пред. | 1 2 | След. | Конец
Яндекс.Метрика