Актуальные вопросы налогообложения деятельности государственных (муниципальных) учреждений




П. Р. Смирнова,
эксперт

В связи с изменениями в правилах исчисления и уплаты налогов потребовались разъяснения уполномоченных органов власти, касающиеся особенностей налогообложения деятельности государственных (муниципальных) учреждений.

Изменения в порядке досудебного урегулирования налоговых споров

Федеральным законом от 02.07.2013 № 153-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации» были приняты изменения в части совершенствования порядка досудебного рассмотрения споров между налоговыми органами и налогоплательщиками. Внесены существенные изменения в порядок досудебного урегулирования налоговых споров.

Изменения в НК РФ, вступающие в силу с 1 января 2014 г.
Согласно п. 3 ст. 3 Закона и п. 2 ст. 138 НК РФ все акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц (за исключением актов ненормативного характера, принятых по итогам рассмотрения жалоб, апелляционных жалоб, актов ненормативного характера Федеральной налоговой службы, действий или бездействия ее должностных лиц) могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящем налоговом органе.

Досудебный порядок урегулирования споров по данным категориям жалоб считается соблюденным, если решение по жалобе (апелляционной жалобе) не принято вышестоящим налоговым органом в сроки, установленные НК РФ. Срок для обращения в суд исчисляется со дня, когда лицу стало известно о принятом вышестоящим налоговым органом решении по соответствующей жалобе, или со дня истечения срока принятия решения по жалобе (пп. 2 и 3 ст. 138 Кодекса).

Акты ненормативного характера ФНС России, действия или бездействие ее должностных лиц обжалуются только в судебном порядке.

Изменения в НК РФ, вступающие в силу по истечении 1 месяца со дня официального опубликования Федерального закона № 153-ФЗ (3 августа 2013 г.).

В соответствии с положениями Федерального закона № 153-ФЗ сроки вступления в силу решений налоговых органов изменены:

1) с 10 дней на 1 месяц в отношении решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения либо решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (далее - решение, вынесенное в порядке ст. 101 НК РФ), за исключением решений, вынесенных по результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков;

2) с 20 дней на 1 месяц в отношении решения, вынесенного в порядке ст. 101 НК РФ, по результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков;

3) решение ФНС России, вынесенное в порядке ст. 101 НК РФ, вступает в силу со дня его вручения лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение (его представителю).

В соответствии с положениями ст. 101 и 138 НК РФ жалоба подается в вышестоящий налоговый орган. Новый порядок обжалования исключает возможность подачи жалобы вышестоящему должностному лицу.

Статья 138 НК РФ устанавливает понятия жалобы и апелляционной жалобы. Жалобой признается обращение лица в налоговый орган, предметом которого является обжалование вступивших в силу актов налогового органа ненормативного характера, действий или бездействия его должностных лиц, если, по мнению этого лица, обжалуемые акты, действия или бездействие должностных лиц налогового органа нарушают его права.

Апелляционной жалобой признается обращение лица в налоговый орган, предметом которого является обжалование не вступившего в силу решения, вынесенного в порядке ст. 101 Кодекса, если, по мнению этого лица, обжалуемое решение нарушает его права.

Также в ст. 138 НК РФ закреплено право повторного обращения с жалобой (апелляционной жалобой). В частности, согласно п. 6 ст. 138 НК РФ повторное обращение производится в сроки, установленные для подачи соответствующей жалобы. Основанием для повторного обращения, в том числе, может быть оставление жалобы без рассмотрения по соответствующим основаниям.

Повторное обращение не допускается в случае, если до принятия решения по жалобе от лица, ее подавшего, поступило заявление об отзыве жалобы полностью или в части и ранее была подана жалоба по тем же основаниям (подп. 3 и 4 п. 1 ст. 139.3 НК РФ).

В ст. 139 и 139.1 НК РФ регламентирован порядок и сроки подачи жалобы (апелляционной жалобы). Жалоба (апелляционная жалоба) подается в вышестоящий налоговый орган через налоговый орган, акты ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются. В свою очередь, налоговый орган обязан в течение 3 дней со дня поступления такой жалобы направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган.

Изменены также сроки на подачу жалобы. Жалоба в вышестоящий налоговый орган может быть подана в течение 1 года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав. Апелляционная жалоба на решение, вынесенное в порядке ст. 101 НК РФ, может быть подана до дня вступления в силу обжалуемого решения.

В п. 2 ст. 139 НК РФ предусмотрено право на обращение с жалобой в Федеральную налоговую службу. Так, жалоба в ФНС России может быть подана в течение 3 месяцев со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по жалобе (апелляционной жалобе). В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен вышестоящим налоговым органом.

В ст. 139.2 НК РФ устанавливаются требования к форме и содержанию жалобы. Жалоба подается в письменной форме и подписывается лицом, ее подавшим, или его представителем.

Статьей 139.3 НК РФ введены основания оставления жалобы (апелляционной жалобы) без рассмотрения. Согласно положениям ст. 139.3 НК РФ вышестоящий налоговый орган вправе оставить жалобу без рассмотрения полностью или в части, если установит, что:
- жалоба не подписана лицом, подавшим жалобу, или его представителем либо не представлены оформленные в установленном порядке документы, подтверждающие полномочия представителя на ее подписание;
- жалоба подана после истечения срока подачи жалобы, установленного Кодексом, и не содержит ходатайства о его восстановлении или в восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы отказано;
- до принятия решения по жалобе от лица, ее подавшего, поступило заявление об отзыве жалобы полностью или в части;
- ранее подана жалоба по тем же основаниям.

Решение об оставлении жалобы без рассмотрения полностью или в части принимается в течение 5 дней со дня получения жалобы или заявления об отзыве жалобы полностью или в части. О принятом решении в течение 3 дней со дня его принятия сообщается в письменной форме лицу, подавшему жалобу.

В соответствии со ст. 140 НК РФ лицо, подавшее жалобу (апелляционную жалобу), вправе предоставлять дополнительные документы до принятия решения по соответствующей жалобе. При этом дополнительные документы по жалобам (апелляционным жалобам) на решения, вынесенные в порядке ст. 101 и 101.4 НК РФ, рассматриваются вышестоящим налоговым органом, если лицо представило пояснения причин, по которым было невозможно своевременное представление таких документов налоговому органу, решение которого обжалуется.

Согласно п. 2 ст. 140 НК РФ вышестоящий налоговый орган рассматривает жалобу (апелляционную жалобу), документы, подтверждающие доводы лица, подавшего жалобу (апелляционную жалобу), дополнительные документы, представленные в ходе рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы), а также материалы, представленные нижестоящим налоговым органом, без участия лица, подавшего жалобу (апелляционную жалобу).

В то же время положения п. 2 ст. 140 НК РФ не применяются в случае, если вышестоящий налоговый орган установит по результатам рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки.

В таком случае вышестоящий налоговый орган вправе отменить решение, рассмотреть материалы, документы, подтверждающие доводы лица, подавшего жалобу (апелляционную жалобу), дополнительные документы, представленные в ходе рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы), и материалы, представленные нижестоящим налоговым органом, в порядке, предусмотренном ст. 101 или 101.4 НК РФ, то есть с участием лица, подавшего жалобу (апелляционную жалобу).

При этом срок на принятие решения по такой жалобе (апелляционной жалобе) не должен превышать сроки, установленные ст. 140 НК РФ.

Статьей 140 Кодекса установлены исчерпывающие виды решений по результатам рассмотрения жалоб. По итогам рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) вышестоящий налоговый орган:
- оставляет жалобу (апелляционную жалобу) без удовлетворения;
- отменяет акт налогового органа ненормативного характера;
- отменяет решение налогового органа полностью или в части;
- отменяет решение налогового органа полностью и принимает по делу новое решение;
- признает действия или бездействие должностных лиц налоговых органов незаконными и выносит решение по существу.

Изменены сроки на вынесение решений по жалобам. Решение по жалобе (апелляционной жалобе) на решение налогового органа, вынесенное в порядке ст. 101 НК РФ, принимается вышестоящим налоговым органом в течение 1 месяца со дня получения жалобы (апелляционной жалобы). Указанный срок может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) налогового органа для получения от нижестоящих налоговых органов документов (информации), необходимых для рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы), или при представлении лицом, подавшим жалобу (апелляционную жалобу), дополнительных документов, но не более чем на 1 месяц.

Решение по иным жалобам принимается налоговым органом в течение 15 дней со дня ее получения. Указанный срок может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) налогового органа для получения от нижестоящих налоговых органов документов (информации), необходимых для рассмотрения жалобы, или при представлении лицом, подавшим жалобу, дополнительных документов, но не более чем на 15 дней.

Налоговым кодексом закреплена обязанность направления решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о продлении срока рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) лицу, подавшему жалобу (апелляционную жалобу). Данное решение вручается или направляется лицу, подавшему жалобу (апелляционную жалобу), в течение 3 дней со дня его принятия.

Решение налогового органа по результатам рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) вручается или направляется лицу, подавшему жалобу (апелляционную жалобу), в течение 3 дней со дня его принятия.

Сумма НДФЛ с 2014 года должна определяться и уплачиваться в рублях и копейках

Согласно действующей в настоящее время редакции ч. 4 ст. 225 НК РФ сумма НДФЛ определяется при ее исчислении, а соответственно и при удержании и перечислении, в полных рублях. Если в расчетах заработной платы сумма налога значится с копейками, то применяется правило, согласно которому сумма налога менее 50 коп. отбрасывается, а 50 коп. и более округляются до полного рубля.

С 2014 г. п. 4 ст. 225 НК РФ утрачивает силу, что определено Федеральным законом от 23.07.2013 № 248-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».

Таким образом, с нового года выступающие в качестве налоговых агентов организации и иные налоговые агенты обязаны будут рассчитывать НДФЛ в рублях и копейках. Соответственно, удержание и перечисление налога необходимо будет осуществлять с копейками, и отчетность по форме 2-НДФЛ подлежит оформлению с копейками. Поскольку изменения вступают в силу с 1 января 2014 г., а формы 2-НДФЛ должны быть представлены за 2013 г., можно предположить, что в таких отчетах НДФЛ необходимо будет указывать в рублях. А в отчетах за 2014 г. показатели в части сумм исчисленного, удержанного и перечисленного налога подлежат оформлению в рублях и копейках.

Обратим внимание, что планируются соответствующие изменения с 2014 г. и в части страховых взносов в государственные внебюджетные фонды. Суммы взносов должны будут уплачиваться в рублях и копейках.

Как видим, постепенно пришли к отражению всех платежей с фонда заработной платы в рублях и копейках. В основном это связано с расхождениями в сверках и расчетах, которые влекли за собой зачастую необоснованные претензии администрирующих органов к организациям.

Новые правила предоставления имущественных налоговых вычетов

С 2014 г. в новой редакции ст. 220 НК РФ предусматривается предоставление следующих имущественных налоговых вычетов:

1) имущественный налоговый вычет при продаже имущества, а также доли (долей) в нем, доли (ее части) в уставном капитале организации при уступке прав требования по договору участия в долевом строительстве (по договору инвестирования долевого строительства или по другому договору, связанному с долевым строительством);

2) имущественный налоговый вычет в размере выкупной стоимости земельного участка и (или) расположенного на нем иного объекта недвижимого имущества, полученной налогоплательщиком в денежной или натуральной форме, в случае изъятия указанного имущества для государственных или муниципальных нужд;

3) имущественный налоговый вычет в размере фактически произведенных налогоплательщиком расходов на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилых домов, квартир, комнат или доли (долей) в них, приобретение земельных участков или доли (долей) в них, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков или доли (долей) в них, на которых расположены приобретаемые жилые дома или доля (доли) в них;

4) имущественный налоговый вычет в сумме фактически произведенных налогоплательщиком расходов на погашение процентов по целевым займам (кредитам), фактически израсходованным на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, приобретение земельных участков или доли (долей) в них, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков или доли (долей) в них, на которых расположены приобретаемые жилые дома или доля (доли) в них, а также на погашение процентов по кредитам, полученным от банков в целях рефинансирования (перекредитования) кредитов на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, приобретение земельных участков или доли (долей) в них, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков или доли (долей) в них, на которых расположены приобретаемые жилые дома или доля (доли) в них.

Соответствующие изменения предусмотрены Федеральным законом от 23.07.2013 № 212-ФЗ «О внесении изменения в статью 220 части второй Налогового кодекса Российской Федерации».

Фактически состав предоставляемых имущественных вычетов со следующего календарного года не изменен. Но вся заморочка в деталях.

Первый из вышеприведенных вычетов, как и ранее, предоставляется в сумме доходов, полученных в соответствующем налоговом периоде от продажи имущества.

Не изменяется и размер вычета. При реализации жилых домов, квартир, комнат, дач, садовых домиков или земельных участков или доли (долей) в них, находившихся в собственности менее 3 лет, сумма вычета составляет 1 000 000 руб. в год, а при продаже иного имущества, находившегося в собственности менее 3 лет, - 250 000 руб.

Однако четко закреплены ограничения на использование вычета при продаже ценных бумаг, а также в части возможности получения вычета при продаже недвижимого имущества и (или) транспортных средств, которые использовались в предпринимательской деятельности соответствующих лиц. Начиная с 2014 г. вычеты в части указанного имущества получать физические лица не вправе, и изменения в данном случае касаются доходов от продажи ценных бумаг.

Как и ранее, вместо получения вычета в соответствующем размере физические лица вправе уменьшить доходы от продажи имущества на суммы фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, связанных с приобретением соответствующего имущества.

При продаже доли (ее части) в уставном капитале организации при уступке прав требования по договору участия в долевом строительстве (по договору инвестирования долевого строительства или по другому договору, связанному с долевым строительством) физическое лицо вправе уменьшить сумму своих облагаемых налогом доходов на сумму фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, связанных с приобретением этих имущественных прав. Воспользоваться вычетом в размере 1 000 000 руб. или 250 000 руб. в данном случае лица не вправе.

Самые главные изменения коснутся имущественного налогового вычета в сумме расходов, связанных с приобретением объекта недвижимости или новым строительством.

Первое, вычеты разделены на сумму основных расходов и расходов на погашение процентов по целевым займам (кредитам), израсходованным на строительство или приобретение объекта недвижимости. Ранее они подразделялись в рамках одного имущественного налогового вычета, а с 2014 г. будут представлять собой различные вычеты, предоставляемые по разным правовым основаниям.

Максимальная величина вычета в рамках основных расходов составляет то же самое значение в 2 000 000 руб. В свою очередь, вычет в части процентов предоставляется с 2014 г. в сумме фактически произведенных расходов по уплате процентов в соответствии с договором займа (кредита), но не более 3 000 000 руб. Таким образом, введены ограничения в части вычета, предоставляемого на процентах по кредитам (займам), полученным для строительства или приобретения объекта недвижимости. Напомним, что по нынешним правилам вычет предоставляется на всю сумму расходов на уплату процентов без ограничения максимального его значения.

Принятые изменения вступают в силу в специальном порядке, оговоренном в ст. 2 Федерального закона от 23.07.2013 № 212-ФЗ. Как определено в п. 4 ст. 2 указанного закона, если целевой займ (кредит) на приобретение объекта недвижимости или его строительство был получен до 1 января 2014 г., то вычет в части процентов должен предоставляться без каких-либо ограничений. Соответственно, если займ (кредит) будет заключен физическим лицом с 1 января 2014 г., то величина вычета на процентах по такому займу (кредиту) не может превысить 3 000 000 руб.

Второе существенное изменение, касающееся вычета в сумме расходов на приобретение объекта недвижимости или его строительство, - возможность накапливания данного вычета и использования его на сумму расходов, понесенных в части нескольких объектов.

Как установлено новой редакцией п. 3 ст. 220 НК РФ, если физическое лицо воспользовалось вычетом в размере менее оговоренной законом предельной величины, остаток вычета до полного его использования может быть учтен при строительстве или приобретении других объектов недвижимости или доли (долей) в них, приобретении земельных участков.

Дополнительно оговорено, что предельный размер вычета всегда равен размеру, действовавшему в том налоговом периоде, в котором у физического лица впервые возникло право на получение рассматриваемого имущественного налогового вычета. Таким образом, если например гражданин в 2014 г. приобрел квартиру и воспользовался по итогам указанного года вычетом в сумме расходов на ее приобретение (1 500 000 руб.), остаток вычета составит 500 000 руб. (2 000 000 руб. как предельная величина вычета - 1 500 000 руб. использованного вычета). В дальнейшем даже если предельная величина будет увеличена (допустим, с 2015 г. составит 2 500 000 руб.), остаток вычета при приобретении нового объекта недвижимости все равно составит 500 000 руб.

Возникает закономерный вопрос: вправе ли остаток вычета заявить граждане, которые воспользовались им ранее (когда нельзя было его накапливать), и сумма вычета составила менее законодательно оговоренной величины? К сожалению, данные лица заявить остаток вычета не вправе, что следует из пп. 2 и 3 ст. 2 Федерального закона от 23.07.2013 № 212-ФЗ.

Соответственно, и при приобретении объекта недвижимости в общую долевую либо общую совместную собственность за гражданами в любом случае сохраняется право на получение вычета в предельном установленном законом размере. Сумма расходов на приобретение недвижимости делится согласно доле, а сумма вычета в любом случае составляет оговоренную законом величину (в настоящее время - 2 000 000 руб.).

Если участник общей совместной или долевой собственности не обратится в налоговый орган, он во всех случаях сохраняет за собой право на получение вычета в оговоренном законом максимальном размере.

Если физическое лицо рассчитывает на получение в дальнейшем остатка неиспользованного вычета, то оно должно учитывать нормы п. 8 новой редакции ст. 220 НК РФ. Вычет в части расходов на уплату процентов по целевым кредитам (займам) можно заявлять только по одному из объектов недвижимости.

Не изменен состав расходов, которые могут быть наравне с расходами на строительство или приобретение объекта недвижимости учтены при формировании суммы вычета.

В частности, в фактические расходы на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома или доли (долей) в нем могут включаться следующие расходы:
- расходы на разработку проектной и сметной документации;
- расходы на приобретение строительных и отделочных материалов;
- расходы на приобретение жилого дома или доли (долей) в нем, в том числе не оконченного строительством;
- расходы, связанные с работами или услугами по строительству (достройке жилого дома или доли (долей) в нем, не оконченного строительством) и отделке;
- расходы на подключение к сетям электро-, водо- и газоснабжения и канализации или создание автономных источников электро-, водо- и газоснабжения и канализации.

В свою очередь, в фактические расходы на приобретение квартиры, комнаты или доли (долей) в них могут включаться следующие расходы:
- расходы на приобретение квартиры, комнаты или доли (долей) в них либо права на квартиру, комнату или доли (долей) в них в строящемся доме;
- расходы на приобретение отделочных материалов;
- расходы на работы, связанные с отделкой квартиры, комнаты или доли (долей) в них, а также расходы на разработку проектной и сметной документации на проведение отделочных работ.

Как и прежде, принятие к вычету расходов на достройку и отделку приобретенного жилого дома или доли (долей) в них либо отделку приобретенной квартиры, комнаты или доли (долей) в них возможно в том случае, если договор, на основании которого осуществлено такое приобретение, предусматривает приобретение не завершенных строительством жилого дома, квартиры, комнаты (прав на квартиру, комнату) без отделки или доли (долей) в них.

В соответствии с подп. 6 п. 3 ст. 220 НК РФ для подтверждения права на имущественный налоговый вычет налогоплательщик представляет в налоговый орган:

1) договор о приобретении жилого дома или доли (долей) в нем, документы, подтверждающие право собственности налогоплательщика на жилой дом или долю (доли) в нем, - при строительстве или приобретении жилого дома или доли (долей) в нем;

2) договор о приобретении квартиры, комнаты или доли (долей) в них и документы, подтверждающие право собственности налогоплательщика на квартиру, комнату или долю (доли) в них, - при приобретении квартиры, комнаты или доли (долей) в них в собственность;

3) договор участия в долевом строительстве и передаточный акт или иной документ о передаче объекта долевого строительства застройщиком и принятие его участником долевого строительства, подписанный сторонами, - при приобретении права на объект долевого строительства (квартиру или комнату в строящемся доме);

4) документы, подтверждающие право собственности налогоплательщика на земельный участок или долю (доли) в нем, и документы, подтверждающие право собственности на жилой дом или долю (доли) в нем, - при приобретении земельных участков или доли (долей) в них, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков, на которых расположены приобретаемые жилые дома или доля (доли) в них;

5) свидетельство о рождении ребенка - при приобретении родителями жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, земельных участков или доли (долей) в них, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков или доли (долей) в них, на которых расположены приобретаемые жилые дома или доля (доли) в них, в собственность своих детей в возрасте до 18 лет;

6) решение органа опеки и попечительства об установлении опеки или попечительства - при приобретении опекунами (попечителями) жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, земельных участков или доли (долей) в них, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков или доли (долей) в них, на которых расположены приобретаемые жилые дома или доля (доли) в них, в собственность своих подопечных в возрасте до 18 лет;

7) документы, подтверждающие произведенные налогоплательщиком расходы (квитанции к приходным ордерам, банковские выписки о перечислении денежных средств со счета покупателя на счет продавца, товарные и кассовые чеки, акты о закупке материалов у физических лиц с указанием в них адресных и паспортных данных продавца и другие документы).

В отличие от прежних условий, для получения вычета более не требуется письменное заявление налогоплательщика. К декларации или к ходатайству на получение уведомления о праве на получение вычета должны быть приложены документы, подтверждающие возникновение права на указанный вычет, а также платежные документы, оформленные в установленном порядке и подтверждающие произведенные налогоплательщиком расходы. К таким документам можно u1086 отнести квитанции к приходным ордерам, банковские выписки о перечислении денежных средств со счета покупателя на счет продавца, товарные и кассовые чеки, акты о закупке материалов у физических лиц с указанием в них адресных и паспортных данных продавца и другие документы.

Впервые в НК РФ с 2014 г. будет законодательно закреплено право на получение имущественных налоговых вычетов в сумме расходов на приобретение или строительство объекта недвижимости, а также на уплату процентов по целевым займам (кредитам), привлеченным для строительства (приобретения) недвижимости, в части сумм, при приобретении соответствующих объектов в собственность несовершеннолетних детей (подопечных до 18 лет). В настоящее время такое право родителей определяет судебная практика.

Согласно еще одному из принятых изменений налогоплательщики получат право начиная с 2014 г. заявлять имущественный налоговый вычет у нескольких налоговых агентов. Для этого им необходимо будет представить каждому из них уведомление о праве на получение вычета, выдаваемое налоговым органом по месту жительства. Отныне в таком документе налоговый орган будет отражать сумму имущественного налогового вычета, который физическое лицо вправе получить у каждого из налоговых агентов.

Как и ранее, вычет можно получить и через налоговые органы, предоставляя по итогам года налоговую декларацию. В таком же порядке можно воспользоваться правом на получение остатка вычета, если доходы у налогового агента (налоговых агентов) за соответствующий период составили меньшее значение, чем сама величина вычета.

Сохраняются с 2014 г. нормы, согласно которым:

1) имущественный налоговый вычет работодателем предоставляется только с момента обращения физического лица за его получением, и не может предоставляться за предшествующий период времени (в том числе и с начала соответствующего календарного года, в котором вычет был заявлен). И только в случае, если после представления налогоплательщиком в установленном порядке заявления налоговому агенту, организация удержала сумму налога без учета предоставления заявленного вычета, сумма излишне удержанного только по этой причине налога может быть возвращена налогоплательщику в порядке ст. 231 НК РФ;

2) у лиц из числа пенсионеров имущественный вычет может быть перенесен на предшествующие налоговые периоды, но не более трех, непосредственно предшествующих периоду, в котором образовался переносимый остаток вычета.

При этом начиная с 2014 г. правом перенести остаток имущественного вычета на 3 прошлых календарных года могут воспользоваться пенсионеры (в том числе и работающие).

Транспортный налог. Повышенные ставки

Начиная с 2014 г. транспортный налог в отношении дорогостоящих автомобилей будет уплачиваться с применением повышающего коэффициента, что установлено Федеральным законом от 23.07.2013 № 214-ФЗ «О внесении изменений в статью 362 части второй Налогового кодекса Российской Федерации».

Исчисление суммы налога будет производиться с учетом следующих повышающих коэффициентов:
- 1,1 - в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 3 млн до 5 млн руб. включительно, с года выпуска которых прошло от 2 до 3 лет;
- 1,3 - в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 3 млн до 5 млн руб. включительно, с года выпуска которых прошло от 1 года до 2 лет;
- 1,5 - в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 3 млн до 5 млн руб. включительно, с года выпуска которых прошло не более 1 года;
- 2 - в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 5 млн до 10 млн руб. включительно, с года выпуска которых прошло не более 5 лет;
- 3 - в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 10 млн до 15 млн руб. включительно, с года выпуска которых прошло не более 10 лет;
- 3 - в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 15 млн руб., с года выпуска которых прошло не более 20 лет.

При этом исчисление сроков, указанных выше, начинается с года выпуска соответствующего легкового автомобиля.

Порядок расчета средней стоимости легковых автомобилей будет дополнительно определен Минпромторгом России. При этом перечень легковых автомобилей средней стоимостью от 3 млн руб. размещается ежегодно не позднее 1 марта на официальном сайте указанного органа в  информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Налог на прибыль. Разные подходы к налогообложению деятельности казенных учреждений

Как уже отмечалось на страницах нашего журнала, относительно налогообложения доходов, полученных от оказания казенными учреждениями услуг, в настоящее время сформировались две точки зрения.

Согласно одной из них, положения подп. 33 п. 1 ст. 251 НК РФ применяются к тем государственным (муниципальным) услугам (работам), оказание (выполнение) которых напрямую связано с предусмотренными законодательством Российской Федерации полномочиями органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления. То есть нормы подп. 33.1 п. 1 ст. 251 НК РФ применяются именно к средствам, полученным казенными учреждениями от оказания государственных (муниципальных) услуг, а именно в рамках определенных для этих учреждений заданий и согласно перечню услуг. Если услуга (работа) оказывается (выполняется) не в рамках доведенного задания и не оговорена в перечне  государственных (муниципальных) услуг, льготой учреждения воспользоваться не вправе.

Именно такая точка зрения была выработана Минфином России и налоговыми органами в 2011 г.

Согласно другой точке зрения, казенные учреждения создаются исключительно (то есть только для этого) в целях оказания государственных (муниципальных) услуг, выполнения работ и (или) исполнения государственных (муниципальных) функций для обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления. А потому на основании подп. 33.1 п. 1 ст. 251 НК РФ доходы, полученные в результате осуществления деятельности, связанной с выполнением работ, оказанием услуг, выполнением государственных (муниципальных) функций, не подлежат обложению налогом на прибыль организаций. Доходы казенных учреждений, получаемые ими при осуществлении деятельности, определенной уставом учреждения, не подлежат обложению налогом на прибыль организаций в порядке, установленном ст. 251 НК РФ. Впервые такой вывод сформулирован в письме Минфина России от 02.08.2012 № 02-03-09/3040.

При всем этом всегда подлежат налогообложению по налогу на прибыль:
- суммы, полученные от реализации государственного (муниципального) имущества (см. письмо Минфина России от 02.08.2012 № 02-03-09/3040);
- доходы от реализации продукции, выпускаемой казенными учреждениями ФСИН России (см. письмо Минфина России от 01.03.2012 № 03-03-10/18);
- доходы, связанные с реализацией металлолома (см. письмо Минфина России от 05.12.2012 № 03-03-06/4/112);
- излишки основных средств и иных активов (см. письмо Минфина России от 29.06.2009 № 03-03-06/4/53);
- средства, полученные от проживающих лиц по договору социального найма (см. письмо Минфина России от 16.08.2013 № 03-03-05/33508);
- средства, полученные в качестве возмещения расходов учреждения по уплате государственной пошлины и судебных издержек (см. письмо Минфина России от 16.08.2013 № 03-03-05/33508);
- средства, полученные в качестве компенсации расходов, понесенных в связи с реализацией Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (см. письмо Минфина России от 16.08.2013 № 03-03-05/33508);
- суммы неустойки, полученные казенным учреждением по гражданско-правовому договору, отличному от государственного контракта (см. письмо Минфина России от 28.08.2013 № 03-03-06/4/35325);
- суммы страхового возмещения, полученные от страховой компании по договору страхования автотранспортного средства в связи с наступлением страхового случая (см. письмо Минфина России от 17.07.2013 № 03-03-05/27903).

К сожалению, в настоящее время прослеживается применение обоих приведенных вариантов налогообложения доходов казенных учреждений. В частности, как отмечено в письмах Минфина России от 12.08.2013 № 03-03-06/4/32634, от 12.08.2013 № 03-03-06/4/32650, если полученные казенным учреждением доходы от оказания платных услуг не оговорены в утвержденном в установленном порядке перечне государственных услуг (функций), они в полной мере должны облагаться налогом на прибыль.

При этом расходы, произведенные казенными учреждениями за счет лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований), доведенных в установленном порядке до казенных учреждений, при формировании налоговой базы по налогу на прибыль по правилам гл. 25 НК РФ не учитываются. В связи с этим если расходы казенного учреждения, связанные с оказанием платных услуг, осуществлялись за счет средств лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований), доведенных в установленном порядке до казенных учреждений, оснований для уменьшения доходов, полученных от оказания платных услуг, не имеется.

Фактически казенные учреждения должны быть готовы уплачивать налог на прибыль по установленной ставке со всей суммы доходов от оказания услуг, не включенных в перечень государственных услуг (функций).

В данной части в ближайшее время возможны отдельные изменения, обусловленные в том числе и положениями постановления Президиума ВАС РФ от 23.04.2013 № 12527/12. Исходя из положений данного документа во всех случаях должно предусматриваться соотношение доходов от оказания услуг и понесенных при этом расходов.

Необходимо учитывать, что платные услуги включаются в перечень государственных (муниципальных) услуг (работ) только в том случае, когда федеральным законом определено, что данные услуги могут оказываться в рамках государственного (муниципального) задания. На это, в частности, указано в письме Минфина России от 29.09.2011 № 12-08-25/4392. При этом формирование государственного (муниципального) задания для государственных (муниципальных) казенных учреждений не является обязательным.

Таким образом, большинство доходов казенных учреждений от выполнения платных работ (оказания платных услуг) должно учитываться при формировании налоговой базы по налогу на прибыль.

Избежать уплаты налога можно в случае, если оказание платных услуг, которые не включены в соответствующий перечень, неразрывно связано с полномочиями (функциями) органов государственной власти. Такие услуги можно отнести к выполнению иных государственных (муниципальных) функций.

Ярким примером является деятельность казенных учреждений г. Москвы по предоставлению на платной основе парковочных мест на территории объектов парковочного пространства. Такой вид деятельности отнесен к полномочиям органов власти, на сами учреждения возложено администрирование соответствующих доходов в рамках основной деятельности, предусмотренной в уставе учреждения (то есть фактически учреждение именно для этого и создано).

Не подлежат налогообложению по налогу на прибыль:
- суммы, полученные от реализации государственного (муниципального) имущества в порядке высвобождения в случаях, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
- бюджетные ассигнования в иностранной валюте, выделенные казенному учреждению (см. письмо Минфина России от 06.03.2012 № 03-03-10/21);
- проценты по остаткам средств бюджетного финансирования на счетах казенных учреждений, так как такого рода доходы получены в рамках целевого финансирования (см. письмо Минфина России от 06.03.2012 № 03-03-10/21);
- услуги в виде передачи государственного (муниципального) имущества в аренду (см. письмо Минфина России от 02.08.2012 № 02-03-09/3040);
- средства в виде неустойки за просрочку исполнения обязательства, предусмотренного государственным (муниципальным) контрактом, по которому казенное учреждение выступает от имени соответствующего публично-правового образования (Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование).

Страховые взносы. Обязанность по уплате взносов по дополнительным тарифам тесно связана с правом работника на досрочную пенсию

Применяемые с 1 января 2013 г. правила увязывают уплату страховых взносов в Пенсионный фонд по дополнительным тарифам с занятостью работника на соответствующих производствах, должностях и профессиях, включенных в специальные перечни.

Однако согласно установленным правилам не весь период работы в указанных в перечнях производствах, на должностях и по профессиям засчитываются в льготный стаж на пенсию. В связи с этим возникает закономерный вопрос: со всего заработка работников платить дополнительные страховые взносы или же только с заработка за те периоды времени, которые засчитываются в льготный стаж на досрочную пенсию?

Впервые на увязку обязанности по уплате рассматриваемых дополнительных взносов и права соответствующего работника на досрочную пенсию указано в письме Минтруда России от 29.04.2013 № 17-3/10/2-2415. Как отмечено в данном письме, если работник в течение месяца не был занят на работах с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда, поименованных в подп. 1-18 п. 1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ, и этот период не включается в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, то исчисление страховых взносов по дополнительным тарифам с выплат и вознаграждений, начисленных в этом месяце в пользу данного работника, не производится.

Страховые взносы в Пенсионный фонд по дополнительным тарифам должны уплачиваться по ставкам, определяемым исходя из того, по какому из выше приведенны  списков (перечней) занят тот или иной сотрудник, а также с учетом календарного года, в котором были начислены (будут начислены) выплаты в пользу соответствующих категорий работников.

В частности, с выплат в пользу лиц, занятых на подземных работах, работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, поименованных в Списке № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда (утвержден постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10) страховые взносы уплачиваются на финансирование страховой части трудовой пенсии по следующим ставкам:

В данном случае страховые взносы должны уплачиваться по отдельному коду КБК 392 1 02 02131 06 0000 160.

Страховые взносы с выплат и иных вознаграждений в пользу лиц, занятых на соответствующих видах работ, указанных в подп. 2-18 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ, должны уплачиваться по следующим дополнительным тарифам:

В данном случае страховые взносы уплачиваться должны по отдельному коду КБК 392 1 02 02132 06 0000 160.

Таким образом, с каждым годом последовательно тарифы дополнительных страховых взносов будут увеличиваться до тех пор, пока не достигнут значений 4 и 6%.

Рассматриваемые в данной публикации страховые взносы в Пенсионный фонд по дополнительным тарифам должны уплачиваться с тех же объекта обложения и базы для начисления страховых взносов, что применяются при уплате обычных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Имеются в виду суммы, поименованные в п. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», - выплаты и вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений. Что касается начислений по договорам гражданско-правового характера, то в данном случае лица получают вознаграждения не за выполнение трудовых обязанностей, а потому права на досрочную пенсию они не имеют, в связи с чем такие суммы дополнительными взносами облагаться не должны.

Не должны облагаться страховыми взносами по дополнительным тарифам выплаты, поименованные в ст. 9 Федерального закона № 212-ФЗ. Напомним, что в данной статье приведены выплаты, не подлежащие обложению страховыми взносами.

Принципиальным отличием формирования базы по дополнительным тарифам страховых взносов от обычных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование является тот факт, что в первом случае не применяется показатель предельной базы. В связи с этим дополнительные тарифы взносов должны уплачиваться со всех выплат и вознаграждений в рамках трудовых отношений без соблюдения предельной величины базы для начисления страховых взносов. В 2013 г. данный показатель составляет 568 000 руб., что определено постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2012 № 1276.

Правила признания выплат для целей исчисления страховых взносов в Пенсионный фонд по дополнительным u1090 тарифам.
По общим правилам, оговоренным в ст. 11 Федерального закона № 212-ФЗ, для целей начисления страховых взносов выплаты и вознаграждения признаются по дате их начисления.

Данная норма применима и для начисления страховых взносов в Пенсионный фонд по  дополнительным тарифам. При этом приведенное правило должно соблюдаться как применительно к заработной плате текущего месяца, так и к прочим выплатам, начисляемым в соответствующем периоде.

Как отмечено в письме Минтруда России от 30.04.2013 № 17-4/727, «применение того или иного дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации зависит от момента начисления выплаты и не зависит от периода, за который она выплачивается».

Пример 1
Предположим, что с 1 июля 2013 г. работник учреждения здравоохранения занят на особо вредных условиях, предусмотренных Списком № 2, что дает ему право на досрочную трудовую пенсию. По этой причине начиная с заработной платы за июль организация должна уплачивать с выплат в пользу данного сотрудника дополнительные страховые взносы в Пенсионный фонд по тарифу 2%.

Допустим, что в состав заработка рассматриваемого сотрудника за июль 2013 г. также включены:
– суммы вознаграждения по итогам работы за 2012 г.;
– суммы квартальной премии по итогам работы за II квартал 2013 г.;
– суммы перерасчетов заработной платы за прошлые периоды времени.

Несмотря на тот факт, что приведенные суммы причитаются работнику за период времени до июля 2013 г., когда он не был занят на вредных условиях и не пользовался правом на досрочную пенсию, они должны быть включены в базу для начисления страховых взносов в Пенсионный фонд по дополнительному тарифу 2%. Причина – все суммы были начислены в июле 2013 г., который  включается в льготный стаж на пенсию.

Порядок исчисления страховых взносов в случае частичной занятости работника.  
В случае частичной занятости работника в течение отдельно взятого месяца как на работах с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда, поименованных в подп. 1-18 п. 1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», так и на работах, не поименованных в указанных подпунктах п. 1 ст. 27 Федерального закона, исчисление страховых взносов по соответствующим дополнительным тарифам должно осуществляться организациями со всех начисленных в этом месяце в пользу данного работника выплат и вознаграждений пропорционально количеству фактически отработанных дней на соответствующих видах работ с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда. Именно на такой порядок исчисления взносов было указано, в частности, в письме Минтруда России от 23.04.2013 № 17-3/10/2/2309.

В данном случае необходимо учитывать следующие моменты:

1) в базу для расчета включаются все выплаты и вознаграждения, которые по общим правилам учитываются при исчислении страховых взносов, включая те из них, которые причитаются за периоды, не включаемые в данном месяце в льготный стаж на пенсию (за период учебного отпуска, за период командировки и т. д.);

2) пропорцию рекомендуется исчислять исходя из количества рабочих (а не календарных) дней по графику занятости конкретного сотрудника (5- или 6-дневная рабочая неделя).

Пример 2
Допустим, что за текущий месяц заработок работника составил 47 700 руб., в том числе:
– выплаты за фактически отработанное время из расчета оклада, доплат, надбавок и премий – 24 300 руб.;
– суммы среднего заработка за время служебной командировки – 5600 руб.;
– суммы среднего заработка за время предоставленного в установленном порядке учебного отпуска – 17 800 руб.

При этом из 22 рабочих дней по норме за данный месяц работник фактически отработал 10. Остальные дни по графику приходятся на период служебной командировки (3 рабочих дня) и учебного отпуска (9 рабочих дней).

Данный сотрудник занимает должность, включенную в Список № 2. В связи с этим организация обязана производить с выплат в пользу данного сотрудника уплату страховых взносов в Пенсионный фонд по дополнительным тарифам.

В 2013 г. такие взносы должны уплачиваться по тарифу 2%.

Согласно установленным правилам период командировки и учебного отпуска в льготный стаж на пенсию не включается. По этой причине в персонифицированной отчетности СЗВ-6-4 по данному лицу со специальным кодом в графе «Особые условия труда» будет отражен только период фактической занятости на рабочем месте.

Несмотря на тот факт, что период командировки и учебного отпуска в льготный стаж на пенсию не включается, причитающиеся за них суммы заработка должны учитываться при исчислении дополнительных страховых взносов, но пропорционально отработанному времени. В связи с этим сумма выплат за текущий месяц для целей исчисления страховых взносов в Пенсионный фонд по дополнительному тарифу составит 21 681 руб. 82 коп. (47 700 руб./22 рабочих дня по графику работы за месяц . 10 дней, фактически отработанных на рабочем месте). Сумма дополнительных взносов за текущий месяц составит 433 руб. 64 коп. (21 681 руб. 82 коп. . 2%).

Пропорциональный метод расчета взносов применяется и в случае, если в текущем месяце работник был занят как на производствах, работах, должностях и профессиях, поименованных в подп. 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ (в данном случае взносы следует уплачивать по тарифу 4%), так и на производствах, работах, должностях и профессиях, поименованных в подп. 2-18 п. 1 ст. 27 указанного закона (тариф дополнительных взносов составляет 2%). На это также указано в письме Минтруда России от 23.04.2013 № 17-3/10/2-2309.

Пример 3
Воспользуемся условиями примера 2 и предположим, что работник 4 рабочих дня был занят в производствах, поименованных в Списке № 1, а 6 рабочих дней – в производствах, поименованных в Списке № 2.

Сумма дополнительных взносов в Пенсионный фонд должна составить:
1) по тарифу 4% – 346 руб. 91 коп. ((47 700 руб./22 дня . 4 дня) . 4%);
2) по тарифу 2% – 260 руб. 18 коп. ((47 700 руб./22 дня . 6 дней) . 2%).

Льготы по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд по дополнительным тарифам.
В настоящее время организации и иные работодатели не имеют права на какие-либо льготы по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации по дополнительным тарифам. Это в полной мере касается и предельной базы для начисления страховых взносов.

При всем этом согласно ч. 4 ст. 58.3 Федерального закона № 212-ФЗ плательщики страховых взносов освобождаются от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд по дополнительным тарифам по результатам специальной оценки условий труда, проводимой в порядке, устанавливаемом отдельным федеральным законом. До настоящего времени такой закон не принят, в связи с чем и претендовать на льготы любой из работодателей не вправе.

Согласно рассматриваемому в настоящее время законопроекту предлагается объединить аттестацию рабочих мест по условиям труда и специальную оценку условий труда для определения льгот по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд по дополнительным тарифам.

Период работы, учитываемый при начислении страховых взносов в Пенсионный фонд по дополнительным тарифам.
Как отмечалось выше, уплата страховых взносов в Пенсионный фонд по дополнительным тарифам напрямую увязана с правом того или иного сотрудника на досрочную пенсию или, если быть точнее, - с включением того или иного периода работы в льготный стаж на досрочную трудовую пенсию.

При определении обязанности по уплате дополнительных страховых взносов работодатели должны учитывать нормы постановления Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее по тексту - Правила № 516), а также разъяснения по применению соответствующих списков и перечней производств, должностей и профессий.

В частности, при применении Списков № 1 и № 2 рекомендуется учитывать положения следующих документов:
- постановление Минтруда России от 30.09.1997 № 51 «Об утверждении Разъяснения «О приравнивании ранее применявшихся наименований к наименованиям профессий, предусмотренных Списками № 1 и № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденными постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10, в связи с изменением наименований профессий отдельных категорий работников»;
- постановление Минтруда России от 22.05.1996 № 29 «Об утверждении Разъяснения «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со ст. 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет»;
- постановление Минтруда России от 23.10.1992 № 26 «Об утверждении Разъяснения «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденных постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10»;
- Указание Минсоцобеспечения РСФСР от 15.05.1991 № 1-57-У «О порядке применения Списков № 1 и № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, которые дают право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденных постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10».

В частности, списки производств, работ, профессий, должностей и показателей, которые дают право на пенсию по возрасту на льготных условиях, должны применяться независимо от ведомственного подчинения и используемых форм собственности и хозяйствования.

Работники, профессии и должности которых предусмотрены в Списках № 1 и № 2, пользуются правом на пенсию по возрасту на льготных условиях, если условия их труда соответствуют условиям (показателям), указанным в Списках, что должно быть подтверждено результатами аттестации рабочих мест на предприятиях и в организациях.

В соответствии с п. 4 Правил № 516 в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня. Иной порядок может быть оговорен только соответствующими нормативными правовыми актами. В частности, в льготный стаж включаются также периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

В свою очередь, в соответствии с п. 5 Разъяснения «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со ст. 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет» (утверждено постановлением Минтруда России от 22.05.1996 № 29) под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных соответствующими Списками, не менее 80% рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, - и время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования.

Именно такие периоды времени, засчитываемые в льготный стаж, со специальными кодами отражаются в персонифицированной отчетности работника, что и предопределяет необходимость начисления страховых взносов в Пенсионный фонд по дополнительным тарифам.

В стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включается также время оплачиваемого вынужденного прогула при незаконном увольнении или переводе на другую работу и последующем восстановлении на прежней работе, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Совмещение и совместительство.
При начислении страховых взносов на выплаты в рамках совмещения должностей (профессий) и штатного совместительства необходимо учитывать вышеприведенные положения, а также разъяснения, данные в письме Минтруда России от 29.05.2013 № 17-3/878.

Суммы доплаты за совмещение должностей (профессий), расширение зоны обслуживания и (или) за выполнение обязанностей временно отсутствующего работника должны учитываться в целях исчисления дополнительных взносов по моменту их начисления. В связи с этим если такие выплаты начисляются сотруднику, занятому на тех работах, которые дают ему право на досрочную пенсию (подп. 1-18 п. 1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ), они должны быть учтены при расчете суммы страховых взносов. При этом если не весь месяц включается в льготный стаж, расчет взносов производится пропорционально (см. примеры 2 и 3).

При этом рассмотренный порядок обложения взносами сумм в рамках совмещения должностей (профессий) не зависит от того, выполняются работы в рамках совмещения во вредных условиях или нет. Главное в данном случае - факт начисления выплаты в том месяце, который полностью или частично включается в льготный стаж на пенсию.

Что же касается штатного совместительства, то выплаты в рамках такой занятости сотрудника облагаются взносами только в том случае, если обязанности по совместительству выполняются по тем работам, что поименованы в подп. 1-18 п. 1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ.

16.01.2014

Также по этой теме: