Опубликовано в журнале "«Заработная плата. Расчеты, учет, налоги» с вкладкой «Документы и комментарии»" №1 год - 2020
Начиная с 2019 г. от обложения по НДФЛ освобождены также следующие доходы:
– доходы в связи с прекращением полностью или частично обязательства по уплате задолженности, доходы в виде материальной выгоды, а также иные доходы в денежной и (или) натуральной форме, полученные налогоплательщиками, пострадавшими от террористических актов на территории Российской Федерации, стихийных бедствий или от других чрезвычайных обстоятельств, и (или) физическими лицами, являющимися членами их семей, в связи с указанными событиями (п. 46 ст. 217 НК РФ);
– доходы, полученные в качестве платы за наем (арендной платы) жилых помещений от физических лиц указанных в п. 46 ст. 217 НК РФ, в пределах сумм, предоставленных таким лицам на цели найма (аренды) жилого помещения из средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (п. 46.1 ст. 217 НК РФ).
Соответствующие изменения приняты Федеральным законом от 29 сентября 2019 г. № 323-ФЗ «О внесении изменений в статью 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации». Одновременно с этим признаны утратившими силу пп. 8.3 и 8.4 ст. 217 НК РФ, которые устанавливали освобождение от налогообложения сумм выплат (в том числе материальной помощи), осуществляемых налогоплательщикам в связи с террористическим актом, стихийным бедствием или с другим чрезвычайным обстоятельством, а также налогоплательщикам, которые являются членами семей лиц, погибших в результате стихийных бедствий или других чрезвычайных обстоятельств, независимо от источника выплаты.
Изменения в отчетности по НДФЛ и страховым взносам
Значительные изменения в части отчетности по НДФЛ и страховым взносам приняты Федеральным законом от 29 сентября 2019 г. № 325-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее по тексту – Федеральный закон № 325-ФЗ).
Прежде всего, с 25 до 10 человек снижен порог для возможности предоставления отчетности по НДФЛ и страховым взносам в бумажной форме.
При численности физических лиц, получивших доходы (выплаты) в налоговом периоде, до 10 человек организации и иные плательщики вправе представить сведения по форме 2-НДФЛ, расчет по форме 6-НДФЛ, а также расчет по страховым взносам в бумажном виде. Соответствующие изменения внесены в ст. 230 и 430 НК РФ.
В части страховых взносов уплата взносов и представление расчетов по отдельным обособленным подразделениям начиная с 2020 г. производится только по тем из них, которым организацией открыты счета в банках и которые начисляют и производят выплаты в пользу физических лиц.
Изменены сроки сдачи годовой отчетности по НДФЛ
В соответствии с новой редакцией п. 2 ст. 230 НК РФ расчет сумм налога на доходы физических лиц (ф. 6-НДФЛ), а также сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах налога, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации за этот налоговый период по каждому физическому лицу (ф. 2-НДФЛ) по итогам налогового периода должны быть представлены не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. До настоящего времени сроки сдачи сведений по форме 2-НДФЛ с признаком «1» и расчета по форме 6-НДФЛ установлены до 1 апреля следующего года.
Следовательно, до 1 марта отныне необходимо сдать годовой отчет по форме 6-НДФЛ, а также «пачки» сведений по форме 2-НДФЛ с признаками «1» (все данные о доходах) и «2» (о доходах, с которых невозможно было в течение истекшего периода удержать налог на доходы физических лиц).
Указанные изменения вступили в силу с 1 января 2020 г. Таким образом, с 1 января 2020 г. налоговая отчетность по форме 6-НДФЛ и сведения о доходах физических лиц по форме 2-НДФЛ за 2019 г., при условии численности работников свыше 10 человек, подлежит представлению налоговым агентом в электронном виде. На это обращено внимание в письме ФНС России от 15 ноября 2019 г. № БС-4-11/23242.
С учетом того факта, что 1 марта 2020 г. является выходным днем, отчетность за 2019 г. должна быть представлена не позднее 2 марта 2020 г.
Определено также, что начиная с отчетности на 2021 г. и последующие налоговые периоды сведения по форме 2-НДФЛ будут представляться в составе расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом (ф. 6-НДФЛ).
Единая уплата НДФЛ и представление единой отчетности по налогу в рамках одного муниципального образования
Согласно изменениям, внесенным в п. 7 ст. 226 и п. 2 ст. 230 НК РФ, в рамках одного и того же муниципального образования по всем обособленным подразделениям допускается единая уплата налога на доходы физических лиц, а также представление единой отчетности по данному налогу.
В частности, согласно новой редакции п. 7 ст. 226 НК РФ налоговые агенты – российские организации, имеющие несколько обособленных подразделений на территории одного муниципального образования, вправе перечислять исчисленные и удержанные суммы налога в бюджет по месту нахождения одного из таких обособленных подразделений либо по месту нахождения организации, если указанная организация и ее обособленные подразделения имеют место нахождения на территории одного муниципального образования.
Соответственно, и отчетность по НДФЛ (расчет по форме 6-НДФЛ, справки по форме 2-НДФЛ) в отношении работников всех обособленных подразделений может представляться в налоговый орган по месту учета одного из этих обособленных подразделений, выбранному налоговым агентом самостоятельно.
Фактически с 2020 г. организация, имеющая разные обособленные подразделения на территории одного и того же муниципального образования, вправе выбрать один из следующих вариантов:
1) продолжать раздельно уплачивать НДФЛ по каждому из обособленных подразделений, а также формировать и представлять отдельные расчеты по форме 6-НДФЛ и сведения по форме 2-НДФЛ;
2) объединить платежи по НДФЛ в рамках соответствующего муниципального образования, а также формировать и направлять единые отчеты по формам 6-НДФЛ и 2-НДФЛ.
Во втором случае налоговый агент обязан уведомить о выборе налогового органа не позднее 1-го числа налогового периода налоговые органы, в которых он состоит на учете по месту нахождения каждого обособленного подразделения. При этом уведомление о выборе налогового органа не подлежит изменению в течение налогового периода по налогу.
Форма уведомления определена приказом ФНС России от 6 декабря 2019 г. № ММВ-7-11/622 (на момент подготовки статьи к публикации направлен на государственную регистрацию в Минюст России).
Уведомления представляются в налоговый орган также в случае, если изменилось количество обособленных подразделений на территории муниципального образования или произошли другие изменения, влияющие на порядок представления отчетности. При всем этом изменения коснулись только тех случаев, когда головная организация и (или) обособленные подразделения находятся на территории одного и того же муниципального образования (одного и того же ОКТМО). При нахождении подразделений на территории разных муниципальных образований (разные ОКТМО) остается обязательным условием раздельная уплата налога, а также раздельная сдача отчетности по НДФЛ.
Представление сведений о доходах по форме 2-НДФЛ
В соответствии с положениями Федерального закона № 325-ФЗ признан утратившим силу п. 4 ст. 230 НК РФ, согласно которому сведения о доходах, указанных в ст. 226.1 НК РФ, должны были представляться организациями и иными налоговыми агентами по форме, в порядке и сроки, которые установлены ст. 289 НК РФ для представления налоговых расчетов налоговыми агентами по налогу на прибыль организаций.
Имеются в виду доходы, полученные при осуществлении операций с ценными бумагами, с производными финансовыми инструментами, а также при осуществлении выплат по ценным бумагам российских эмитентов.
Отныне сведения о любых доходах должны быть представлены по форме 2-НДФЛ «Справка о доходах и суммах налога физического лица», утвержденной приказом ФНС России от 2 октября 2018 г. № ММВ-7-11/566.
При этом, как отмечено в письме Минфина России от 5 декабря 2019 г. № 03-04-07/94678, ввиду отсутствия в Федеральном законе № 325-ФЗ специальных переходных положений, признаваемые налоговыми агентами в соответствии со ст. 226.1 НК РФ лица вправе представить в налоговые органы сведения о доходах, в отношении которых ими был исчислен и удержан налог, о лицах, являющихся получателями этих доходов (при наличии соответствующей информации), и о суммах начисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации налогов за налоговый период с 1 января по 31 декабря 2019 г. в соответствии с п. 2 (по справкам 2-НДФЛ) или п. 4 (в составе отчетности по налогу на прибыль) ст. 230 НК РФ.
Объясняется такой вывод тем, что в соответствии с п. 1 ст. 230 НК РФ налоговые агенты ведут учет доходов, полученных от них физическими лицами в налоговом периоде, предоставленных физическим лицам налоговых вычетов, исчисленных и удержанных налогов в регистрах налогового учета. В связи с этим учет доходов мог осуществляться налоговыми агентами в регистрах налогового учета, разработанных ими как до, так и после принятия Федерального закона
№ 325-ФЗ.
При исчислении и уплате НДФЛ с доходов в виде дивидендов необходимо также учитывать разъяснения, приведенные в письме Минфина России от 31 октября 2019 г. № 21-08-09/83856. В частности, при уплате НДФЛ с дивидендов один раз в год реквизит «107» распоряжения о переводе денежных средств необходимо заполнить в формате «ГД.00.2019» при условии перечисления суммы налога не позднее дня, следующего за днем выплаты налогоплательщику дохода.
Случаи уплаты НДФЛ за счет средств налогового агента
По общим правилам, закрепленным до недавнего времени в п. 9 ст. 226 НК РФ, не допускалась уплата НДФЛ за счет средств налоговых агентов. В каждом отдельном случае исчисленный в установленном порядке налог удерживался с денежной выплаты в пользу соответствующего физического лица, с доходов которого данные суммы налога и были исчислены.
С 2020 г. п. 9 ст. 226 НК РФ содержит оговорку, согласно которой за счет средств налоговых агентов должны оплачиваться доначисленные (взысканные) по итогам налоговой проверки в соответствии с налоговым законодательством суммы при неправомерном неудержании (неполном удержании) налога данным налоговым агентом.
Таким образом, доначисленные налоговыми органами суммы налога отныне подлежат оплате за счет средств организации. При этом, как представляется, такая норма должна применяться в случае выплаты неофициальной части заработной платы, а также в случае доначисления сумм налога по тем лицам, которым организация на текущую дату не производит денежные выплаты.
При начислении официальной суммы дохода и неудержании суммы налога (в том числе по причине допущенной ошибки), а также при возможности удержания доначисленной суммы (осуществлении текущих денежных выплат) налоговый агент вправе произвести удержание налога.
Одновременно с этим, суммы налога на доходы физических лиц, уплаченные налоговым агентом за налогоплательщика при доначислении (взыскании) таких сумм по итогам налоговой проверки, не являются доходом указанных лиц (п. 5 ст. 208 НК РФ).