Комментарии к методическим рекомендациям по сбору аудиторских доказательств достоверности показателей материально-производственных запасов в бухгалтерской отчетности




Утвержденные Минфином России и одобренные Советом по аудиторской деятельности при Минфине России Методические рекомендации по сбору аудиторских доказательств достоверности показателей материально-производственных запасов в бухгалтерской отчетности призваны оказать практическую помощь аудиторам при проведении соответствующих проверок и применения Правила (стандарта) аудиторской деятельности № 5 "Аудиторские доказательства", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 г. № 696 "Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности" (в редакции изменений от 4 июля 2003 г., 7 октября 2004 г.).

Указанный стандарт устанавливает единые требования к количеству и качеству доказательств, которые необходимо получить при аудите финансовой (бухгалтерской) отчетности, а также к процедурам, выполняемым с целью получения доказательств. В свою очередь комментируемые Методические рекомендации определяют как правила сбора аудиторских доказательств достоверности показателей материально-производственных запасов в бухгалтерской отчетности организации, так и решение иных других вопросов, связанных с аудитом указанного вида активов (принятие к учету, изменение учетной стоимости (переоценка), списание с учета и др.).

Процедуры сбора аудиторских доказательств согласно Методическим рекомендациям осуществляются в три этапа. В свою очередь каждый из этапов предусматривает собой применение частных процедур (первый этап, заключающийся в подготовке и планировании аудита, предусматривает пять подэтапов, второй этап - 12; третий - два). Однако при этом следует учитывать, что приведенные в рекомендациях описания аудиторских процедур являются ориентировочными, а конкретный порядок проведения процедур и их содержания должны определяться исходя из особенностей хозяйственной деятельности каждой конкретной организации.

Неоценимым плюсом комментируемых рекомендаций является анализ положений большого числа нормативных правовых актов, определяющих правила бухгалтерского учета материально-производственных запасов, - ПБУ 5/01, Методических указаний по учету МПЗ, Методических указаний по учету специнструмента, Инструкции по применению Плана счетов и др. (см., в частности, описание процедуры 0.3).

Обратившись к опубликованным Методическим рекомендациям можно решить целый ряд вопросов, связанных с методологией учета материалов, товаров, готовой продукции (см., например, описание процедур 0.5 - 0.8). В связи с этим, особый интерес представляют схемы корреспонденций по балансовым счетам 10 "Материалы", 15 "Заготовительные и приобретение материалов", 16 "Отклонения в стоимости материалов", 41 "Товары", 42 "Торговая наценка", 40 "Выпуск продукции (работ, услуг)", 43 "Готовая продукция" (см. рабочие документы РД-7.1.1, РД-7.1.2, РД-7.1.3, РД-7.1.4, РД-7.1.5 комментируемых Методических рекомендаций).

Практическую значимость для организаций представляют также процедуры оценки хозяйственных операций, связанных с учетом материально-производственных запасов, анализ и соблюдение которых поможет нормализовать вопросы учета данного имущества, правильно сформировать информацию о материально-производственных запасах в бухгалтерской отчетности (см. процедуру 7.2), оценить материалы, товары и иные МПЗ при их приобретении, изготовлении собственными силами, безвозмездном получении (см. процедуры 6.1 - 6.7) и (или) реализации (см. процедуры 4.2, 5.2), правильно провести инвентаризацию (см. описание процедуры 1.1).

Применение описанной в комментируемых Методических рекомендациях процедуры 5.4 позволит правильно применять балансовые счета 15 и 16. Необходимо учитывать, что согласно статье 9 Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности" профессиональные аудиторские объединения вправе, если это предусмотрено их уставами, устанавливать для своих членов внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности, которые однако не должны противоречить федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности, а требования внутренних правил (стандартов) не могут быть ниже требований федеральных правил (стандартов).

Отдельные аудиторские организации и индивидуальные аудиторы также вправе устанавливать собственные правила (стандарты) аудиторской деятельности, которые также не могут противоречить федеральным правилам (стандартам). Исходя из этого положения комментируемых Методических рекомендаций могут быть использованы при разработке внутренних стандартов, связанных со сбором аудиторских доказательств в части учета материально-производственных запасов или же решения иных вопросов, связанных с аудитом указанного вида имущественных ценностей.

Также по этой теме: