Направления развития оплаты труда работников государственных (муниципальных) учреждений




В. И. Нестеров


С 2008 г. оплата труда работников государственных и муниципальных учреждений подверглась реформированию, в ходе которого произошел отказ от ранее использовавшейся Единой тарифной сетки (ЕТС). Новая система оплаты труда позволила еще больше дифференцировать заработную плату занятых в так называемой бюджетной сфере сотрудников. Наряду с этим выявились и некоторые негативные моменты, среди которых эксперты выделяют:
1) значительную разницу в уровнях оплаты труда сотрудников, заработная плата которых выплачивается за счет средств бюджетов различных уровней (федеральный бюджет,  региональный бюджет, муниципальный бюджет). Зачастую заработок работников федеральных учреждений на 20–40% превышает заработную плату работников учреждений субъектов Российской Федерации и на 40–80% превышает уровень оплаты труда работников муниципальных учреждений;
2) общий низкий уровень оплаты труда по сравнению с величиной средней заработной платы в  соответствующем регионе;
3) низкий процент тарифной составляющей в заработке работников учреждений – зачастую заработок из расчета оклада (должностного оклада, ставки заработной платы) составляет всего 40% общего заработка работника;
4) применение стимулирующей составляющей как гарантированной части заработка работника, что снижает ее значение как побуждающей работника к более качественному и  профессиональному выполнению своих трудовых обязанностей;
5) значительные различия в уровне оплаты труда руководителей учреждений и всех других категорий работников, так как фактически новые положения законодательства позволяют руководителю бюджетного (автономного) учреждения самостоятельно без каких-либо ограничений определять свой заработок.


Для решения выявленных за последнее время проблем, увеличения уровня заработной платы работников государственных (муниципальных) учреждений, а также приведения условий оплаты труда работы в соответствие со сложившимися реалиями вплоть до 2018 г. запланированы изменения системы оплаты труда работников бюджетной сферы и перевод их на систему «эффективного контракта».


Базовые положения законодательства, определяющие условия оплаты труда работников государственных (муниципальных) учреждений
В соответствии с положениями ст. 144 ТК РФ системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются:
– в федеральных государственных учреждениях – коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
– в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации – коллективными  договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
– в муниципальных учреждениях – коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.


Фактически на сегодняшний день приведенные положения ТК РФ не учитывают произошедшие за последнее время изменения в правовом статусе учреждений, принятые новые источники финансирования их деятельности, а также многие другие аспекты.


В связи с изменением правового положения учреждений, введением таких типов учреждений, как автономное, бюджетное и казенное, предусматривается внесение соответствующих изменений в ближайший период времени в ТК РФ в части уточнения норм, регламентирующих вопросы оплаты труда в организациях, финансируемых из бюджетов всех уровней.


Условия оплаты труда работников федеральных государственных учреждений
Условия оплаты труда работников федеральных государственных учреждений в настоящее время определены постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. № 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда, которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений» (в редакции изменений и дополнений).


Заработная плата отдельных категорий работников регулируется в несколько ином порядке на основании отдельных постановлений Правительства Российской Федерации.


В ближайшие 2 года в рамках перехода на систему «эффективного контракта» предусматривается внесение изменений в постановление Правительства РФ № 583, в том числе в части уточнения норм по содержанию примерных положений об оплате труда работников учреждений с учетом введения увязанных с целевыми показателями развития отраслей показателей и критериев оценки деятельности учреждений, их руководителей и работников, особенностей регулирования оплаты труда работников бюджетных и казенных учреждений, регламентации оплаты труда  руководителей учреждений.


При этом переход на видоизмененную систему оплаты труда будет осуществляться одновременно с реформированием соответствующих отраслей и выполнением показателей их развития, определенных нормативными документами.  


Условия оплаты труда работников госучреждений субъектов РФ и муниципальных учреждений
В соответствии с действующим законодательством системы оплаты труда работников  государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений устанавливаются действующими в них коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами.


Положения указанных документов принимаются в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, законами и иными нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.


При формировании систем оплаты труда учреждения должны учитывать положения ежегодно издаваемых на основании ст. 135 ТК РФ единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровне систем оплаты труда работников организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов.


Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровне систем оплаты труда работников организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, на 2013 г.  утверждены решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 21 декабря 2012 г., протокол № 11. Аналогичный документ на 2012 г. был утвержден решением указанной комиссии от 27 декабря 2010 г., протокол № 10.


При разработке нормативных правовых актов по вопросам оплаты труда работников учреждений регионального и муниципального подчинения органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления наряду с применением принципов формирования систем оплаты труда, а также норм и условий оплаты труда, регламентируемых федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, рекомендовано использовать порядок формирования систем оплаты труда, предусмотренный действующим законодательством для федеральных государственных учреждений.


Органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления было рекомендовано:
1) при введении новых систем оплаты труда работников учреждений предусматривать установление минимальных тарифных ставок, минимальных окладов (минимальных должностных окладов), минимальных ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам (профессиональным уровням ПКГ), утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда. Фактически еще с прошлого года наметился отказ от применения базовых окладов (базовых должностных окладов, базовых ставок заработной платы);
2) не допускать установления различных размеров тарифных ставок, окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, различных повышающих коэффициентов к ним либо диапазонов размеров тарифных ставок, окладов (должностных окладов), ставок заработной платы по одним и тем же должностям работников с одинаковой квалификацией, выполняющих одинаковую трудовую функцию;
3) не допускать снижения достигнутого уровня оплаты труда (включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), ставок заработной платы) работников учреждений, переданных в другую форму собственности (федеральную собственность, собственность субъекта Российской Федерации, муниципальную собственность), в случае изменения для них систем оплаты труда при условии сохранения объема трудовых (должностных) обязанностей работников и выполнения ими работ той же квалификации.


Кроме того, уже в рамках реализации принятых на сегодняшний день решений о повышении заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы и переходе на систему «эффективного контракта» предусматривается увеличение уровня оплаты труда работников учреждений, подведомственных субъектам Российской Федерации и местным органам власти. Правда, в основном такого рода увеличение производится посредством увеличения фонда стимулирующих выплат, что несколько не вписывается в рамки предстоящего реформирования.


К базовым моментам, которые должны быть учтены соответствующими органами власти при формировании систем оплаты труда подведомственных учреждений, отнесены (п. 32 Единых рекомендаций на 2013 г.):
– применение фиксированных размеров тарифных ставок, окладов (должностных окладов), ставок заработной платы работников на основе профессиональных квалификационных групп  (квалификационных уровней профессиональных квалификационных групп), утверждаемых  Минтруда России;
– определение фиксированных размеров тарифных ставок, окладов (должностных окладов), ставок заработной платы за исполнение трудовых (должностных) обязанностей за календарный месяц либо за установленные нормы труда (нормы часов педагогической работы в неделю (в год) за ставку заработной платы) по занимаемой работником должности с учетом требований к  квалификации и сложности выполняемых работ;
– применение видов выплат компенсационного и стимулирующего характера в соответствии с перечнями видов выплат компенсационного и стимулирующего характера, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, для федеральных государственных учреждений;
– применение механизма централизации лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на оплату труда работников казенных учреждений, а также на предоставление бюджетным учреждениям соответствующей субсидии на иные цели для использования их на поощрение руководителей и введение порядка перераспределения и направления неиспользованных средств премиального фонда руководителя учреждения на выплаты стимулирующего характера работникам данного учреждения, а также на премирование руководителей и (или) на стимулирующие выплаты работникам других подведомственных учреждений;
– утверждение штатного расписания руководителем учреждения самостоятельно;
– установление заработной платы работников учреждений (без учета премий и иных стимулирующих выплат) при введении новых систем оплаты труда и их изменении в размере не меньше заработной платы (без учета премий и иных стимулирующих выплат), выплачиваемой этим работникам до введения таких систем оплаты труда и их изменения, при условии сохранения объема трудовых (должностных) обязанностей работников и выполнения ими работ той же квалификации.


При разработке нормативных правовых актов по оплате труда работников учреждений органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления не вправе (п. 33 Единых рекомендаций на 2013 г.):
– формировать и утверждать профессиональные квалификационные группы, квалификационные уровни профессиональных квалификационных групп и критерии отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам;
– переносить профессии рабочих и должности служащих в другие профессиональные  квалификационные группы и квалификационные уровни профессиональных квалификационных групп, изменять порядок регулирования продолжительности рабочего времени (норм часов  педагогической работы в неделю (в год) за ставку заработной платы), в том числе вводить оплату труда на основе должностных окладов вместо ставок заработной платы работникам, нормирование труда которых осуществляется с учетом норм часов педагогической работы в неделю (в год) за ставку заработной платы;
– применять наименования должностей (профессий) работников, не соответствующие наименованиям должностей руководителей, специалистов и служащих, профессий рабочих и квалификационным требованиям к ним, предусмотренным Единым тарифно-квалификационным справочником работ, и профессий рабочих, Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих или соответствующими положениями профессиональных стандартов, если в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений;
– утверждать квалификационные характеристики по должностям служащих и профессиям рабочих;
– отступать от Единого реестра ученых степеней и ученых званий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 января 2002 г. № 74 «Об утверждении Единого реестра ученых степеней и ученых званий и Положения о порядке присуждения ученых  степеней», а также установленных сроков вступления в силу решений об их присуждении;
– устанавливать повышающие коэффициенты за наличие среднего или высшего  профессионального образования при формировании размеров должностных окладов (ставок заработной платы) по должностям служащих, квалификационные характеристики которых не содержат требований о наличии среднего или высшего профессионального образования;
– устанавливать по должностям работников, входящих в один и тот же квалификационный уровень профессиональной квалификационной группы, различные размеры повышающих коэффициентов к тарифным ставкам, окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы.


Особенности формирования систем оплаты труда педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений закреплены в разделе IX Единых рекомендаций на 2013 г.; работников государственных и муниципальных учреждений здравоохранения – в разделе X работников государственных и муниципальных учреждений культуры, искусства и кинематографии – в разделе XI Единых рекомендаций.


В частности, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в целях реализации Федеральных законов «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)», «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» рекомендовано завершить в срок до апреля 2013 г.; установление размеров повышения оплаты труда медицинским работникам, участвующим в оказании психиатрической помощи, осуществляющим диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, и лицам, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека, а также непосредственно участвующим в оказании противотуберкулезной помощи.


Направления дальнейшего развития системы оплаты труда работников государственных (муниципальных) учреждений
В 2013 г. установление и изменение систем оплаты труда работников государственных и  муниципальных учреждений осуществляются с учетом реализации Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» и от 1 июня 2012 г. № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 гг.» в части оплаты труда работников бюджетной сферы в 2013 г., а также положений Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных  (муниципальных) учреждениях на 2012–2018 гг., утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. № 2190-р.


Согласно положениям приведенных Указов Президента Российской Федерации, намечено значительное увеличение уровня оплаты труда работников бюджетной сферы. При этом увеличение заработной платы будет осуществляться поэтапно с таким расчетом, чтобы достигнуть оговоренных уровней до 2018 г.


Выделены 11 первоочередных категорий работников, по которым заработок до 2018 г. должен быть доведен до 200% (по отдельным – 100%) среднего заработка по субъектам Российской Федерации. Примерные уровни оплаты труда, которые следует достичь по указанным категориям, приведены в приложении № 4 к Программе, утвержденной распоряжением Правительства РФ № 2190-р:



Для контроля за выполнением поставленной задачи о доведении среднего заработка работника до приведенных выше значений в учреждениях образования, здравоохранения, культуры и социального обслуживания введены формы статотчетности. При формировании показателей отношения достигнутой заработной платы к средней заработной плате в соответствующем субъекте Российской Федерации применяется методика, приведенная в приложении № 5 к Программе, утвержденной распоряжением Правительства РФ № 2190-р.


При этом следует учитывать, что принятые решения не означают, что средний месячный заработок каждого отдельного работника достигнет приведенных значений. Речь идет именно о среднем значении заработной платы. Фактически заработок отдельных сотрудников может составлять и меньшее значение.


Запланировано увеличение заработка и других работников государственных (муниципальных) учреждений. В частности, предписано увеличить до 2018 г. размер реальной заработной платы в 1,4–1,5 раза по сравнению с уровнем середины 2012 г.


В первую очередь увеличение заработка запланировано за счет значительного сокращения числа работников, занятых в бюджетной сфере. Ориентиры сокращения – от 10 до 20%. При этом конкретные параметры должны оговариваться в государственных программах и планах мероприятий («дорожных картах») по развитию отраслей социальной сферы, содержащих целевые показатели (индикаторы) развития отраслей, и меры, обеспечивающие их достижение. На цели оплаты труда должны направляться не менее трети средств, полученных за счет реорганизации неэффективных организаций (программ).


Для выполнения задач по доведению средней заработной платы работников до необходимого уровня будут использоваться дополнительные источники. Применительно к бюджетным учреждениям речь идет о средствах, полученных от оказания платных работ и услуг.


Основные принципы оплаты труда на основе системы «эффективного контракта»
Под эффективным контрактом понимается трудовой договор с работником, в котором конкретизированы его должностные обязанности, условия оплаты труда, показатели и критерии оценки эффективности деятельности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг, а также меры социальной поддержки.


При этом изменение порядка оплаты труда является изменением условий, определенных сторонами трудового договора, и осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. В обязательном порядке работник о соответствующих изменениях должен быть уведомлен не позднее чем за 2 календарных месяца и в письменной форме.


При всем этом существенного изменения структуры оплаты труда работников фактически производиться не будет, а потому запланированные изменения нельзя считать новой системой оплаты труда. По итогам реформирования ее можно будет считать скорректированной или видоизмененной.


Основные принципы новой системы оплаты труда закреплены в распоряжении Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. № 2190-р. При этом данный документ подлежит применению непосредственно только федеральными государственными (муниципальными) учреждениями. В отношении учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений новая система оплаты труда будет вводиться в порядке, определенном органами власти субъекта Российской Федерации (муниципального образования).


Первоначально при подготовке проекта программы новшества планировалось вводить только в четырех отраслях: образование, здравоохранение, культура и социальное обслуживание населения, и только в бюджетных и автономных учреждениях, занятых выполнением государственного (муниципального) задания. По итогам утверждения принято решение систему оплаты труда менять во всех государственных (муниципальных) учреждениях, под действие изменений подпадают все без исключения типы учреждений (казенные, бюджетные, автономные). При этом с учетом действующего законодательства в отношении автономных учреждений принятые решения должны носить рекомендательный характер.


В рамках новой системы оплаты труда предусматривается:
1) поэтапное повышение заработной платы работников учреждений вплоть до 2018 г.;
2) совершенствование системы оплаты труда работников учреждений, ориентированной на достижение конкретных показателей качества и количества оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ);
3) отказ от «гарантированных» работникам стимулирующих выплат, не увязанных с результатами труда.


В том числе предусматривается:
– совершенствование системы критериев и показателей эффективности деятельности учреждений и работников, установления указанных критериев и показателей в учреждениях, где они в настоящее время отсутствуют;
– отмена стимулирующих выплат, устанавливаемых без учета показателей эффективности деятельности учреждений и работников;
– определение оптимального соотношения гарантированной части заработной платы и стимулирующих надбавок.


Размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера для всех категорий работников учреждений должны устанавливаться коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения представительного органа работников на основе формализованных показателей и критериев эффективности работы, измеряемых качественными и количественными показателями.


Разработка показателей и критериев эффективности работы осуществляется с учетом следующих принципов:
а) объективность – размер вознаграждения работника должен определяться на основе объективной оценки результатов его труда;
б) предсказуемость – работник должен знать, какое вознаграждение он получит в зависимости от результатов своего труда;
в) адекватность – вознаграждение должно быть адекватно трудовому вкладу каждого работника в результат деятельности всего учреждения, его опыту и уровню квалификации;
г) своевременность – вознаграждение должно следовать за достижением результата;
д) прозрачность – правила определения вознаграждения должны быть понятны каждому работнику.


Запланировано утверждение Минтруда России рекомендаций по оформлению трудовых отношений с работниками при введении эффективного контракта в части установления показателей, критериев и условий осуществления стимулирующих выплат. На основе данных рекомендаций учредители (главные распорядители) должны будут определить отраслевые показатели осуществления стимулирующих выплат и их состав, после чего довести новые документы (изменения в ранее принятые примерные положения по оплате труда) до подведомственных учреждений;.
4) применение норм труда, устанавливаемых локальными нормативными актами учреждения (в т. ч. на основе типовых норм труда). Минтруда России подлежат принятию методические рекомендации по разработке систем нормирования труда в учреждениях.


Формирование штатной численности учреждений необходимо осуществлять с применением систем нормирования труда с учетом необходимости качественного оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ). Фактически намечается возврат в том числе к штатным нормативам и перечням, позволяющим определять, какие категории работников и какой численности должны содержаться в учреждении такого-то типа и с таким-то объемом решаемых задач;
5) закрепление трудовых функций по соответствующим должностям в трудовых договорах в соответствии с установленным законодательством Российской Федерации порядком.


Применительно к данному пункту трудовой договор каждого отдельного работника будет пересматриваться в части объема выполняемых работ (оказываемых услуг) и определения перечня должностных обязанностей. В ближайшее время с целью уточнения данных аспектов уполномоченные органы начнут пересматривать утвержденные ПКГ (ПКУ), а также начнут разрабатывать профессиональные стандарты (планируются к принятию более 800 стандартов, первый из которых – учителя);
6) применение рекомендуемых федеральными органами исполнительной власти для подведомственных учреждений минимальных окладов (ставок) по профессиональным квалификационным группам и повышающих коэффициентов по квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп.


Планируется также проработка вопросов по установлению базовых окладов по профессиональным квалификационным группам. С учетом задачи увеличения тарифной составляющей можно предположить значительное увеличение минимальных ставок по сравнению с принятыми в настоящее время, в связи с чем в договоре каждого отдельного работника будет закрепляться новая величина оклада (должностного оклада, ставки заработной платы). В добавление к этому заработок работника, занятого выполнением государственного (муниципального) задания, должен быть поставлен в зависимость от объема выполненных обязанностей;
7) создание прозрачного механизма оплаты труда руководителей учреждений.


С 2013 г. предусматривается заключение трудовых договоров с руководителями учреждений на основе типовой формы, в которой в качестве одного из критериев оценки деятельности руководителя при назначении ему стимулирующих выплат будет предусмотрено соотношение средней заработной платы работников возглавляемого им учреждения, получаемой за осуществление возложенных на них должностных обязанностей за счет всех источников, и средней заработной платы по соответствующему субъекту Российской Федерации с учетом достижения средних для отдельных категорий работников показателей по каждому субъекту Российской Федерации, определенных указами Президента Российской Федерации.


Кроме того, в типовой форме трудового договора будет предусматриваться конкретизация показателей и критериев оценки деятельности руководителя, размеров и условий назначения ему стимулирующих выплат, что будет способствовать повышению эффективности работы руководителя и обеспечению реализации целей и задач деятельности учреждения.


Системы оплаты труда работников учреждений должны обеспечивать:
– дифференциацию оплаты труда работников, выполняющих работы различной сложности;
– установление оплаты труда в зависимости от качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполняемых работ) и эффективности деятельности работников по заданным критериям и показателям.


На уровне учреждений локальными нормативными актами будут утверждаться с учетом мнения представительного органа работников:
– системы нормирования труда в учреждении;
– изменения, которые вносятся в положения об оплате труда работников в части установления конкретных размеров окладов (ставок), показателей, критериев, условий и размеров стимулирующих выплат работникам.


С учетом указанных изменений в учреждениях будет проведена работа по заключению в установленном порядке дополнительных соглашений к трудовым договорам с работниками в целях уточнения показателей, критериев, условий и размеров осуществления стимулирующих выплат.


Во всех случаях заработная плата работников учреждений (без учета премий и иных выплат стимулирующего характера) при изменении системы оплаты труда не может быть меньше заработной платы (без учета премий и иных выплат стимулирующего характера), выплачиваемой работникам до ее изменения, при условии сохранения объема трудовых (должностных) обязанностей работников и выполнения ими работ той же квалификации.


Особенности оплаты труда руководителей государственных (муниципальных) учреждений
С 2013 г. трудовой договор с руководителем государственного (муниципального) учреждения заключается на основе типовой формы, утверждаемой Правительством РФ. Данная норма закреплена в ст. 275 ТК РФ Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 280-ФЗ.


Типовая форма такого договора утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2013 г. № 329.


Кроме того, лицо, поступающее на должность руководителя государственного (муниципального) учреждения (при поступлении на работу), и руководитель государственного (муниципального) учреждения (ежегодно) обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей. Представление деклараций введено начиная с доходов за 2012 г.


Должностные оклады устанавливаются руководителям учреждения в зависимости от сложности труда на основе факторов сложности труда руководителей, в том числе связанных с масштабом управления и особенностями деятельности и значимости учреждений.


Выплаты компенсационного характера устанавливаются руководителям в зависимости от условий их труда в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права.


В свою очередь, выплаты стимулирующего характера руководителям учреждений рекомендовано устанавливать в зависимости от исполнения ими целевых показателей эффективности работы, устанавливаемых органом государственной власти или органом местного самоуправления, в ведении которого находится учреждение.


В качестве показателя эффективности работы руководителя учреждения может быть установлен рост средней заработной платы работников учреждения в отчетном году по сравнению с предшествующим годом без учета повышения размера заработной платы в соответствии с решениями вышестоящих органов. С 2013 г. руководителю федерального бюджетного учреждения выплаты стимулирующего характера устанавливаются по решению соответствующего органа власти, в ведении которого находится учреждение, из расчета до 5% плановых показателей по выплатам на оплату труда, предусмотренных планом финансово-хозяйственной деятельности.


С 2013 г. введено понятие предельного уровня соотношения средней заработной платы руководителя учреждения и средней заработной платы работников учреждений за отчетный год. Кратность может составлять от 1 до 8 и может оговариваться в трудовом договоре руководителя.


Вышеназванные положения в отношении руководителей федеральных учреждений закреплены в постановлении Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. № 583 (в редакции от 26 сентября 2012 г. № 975).


Предельный уровень соотношения средней заработной платы руководителей федеральных учреждений и средней заработной платы работников учреждений устанавливается федеральным государственным органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя  соответствующих учреждений, в кратности от 1 до 8.


Предельный уровень соотношения средней заработной платы руководителя учреждения и средней заработной платы работников учреждения в кратности от 1 до 8 может быть увеличен по решению федерального государственного органа – главного распорядителя средств федерального бюджета, в ведении которого находится учреждение, в отношении руководителя учреждения, включенного в соответствующий перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации. В настоящее время такой перечень утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2012 г. № 2627-р.


На федеральном уровне в качестве показателя эффективности работы руководителя учреждения по решению федерального государственного органа – главного распорядителя средств федерального бюджета, в ведении которого находится учреждение, а в отношении руководителя учреждения – главного распорядителя средств федерального бюджета – по решению Правительства Российской Федерации, может быть установлен рост средней заработной платы работников учреждения в отчетном году по сравнению с предшествующим годом без учета повышения размера заработной платы в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации.


Особенности оплаты труда работников образовательных учреждений
При оплате труда работников образовательных учреждений необходимо учитывать положения Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Положения документа в основном вступают в силу с 1 сентября 2013 г.


В соответствии с п. 5 ст. 47 указанного Закона педагогические работники имеют следующие трудовые права и социальные гарантии:
– право на сокращенную продолжительность рабочего времени;
– право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической  деятельности не реже чем один раз в 3 года;
– право на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого  определяется Правительством Российской Федерации;
– право на длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые 10 лет  непрерывной педагогической работы в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования;
– право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
– право на предоставление педагогическим работникам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, вне очереди жилых помещений по договорам социального найма, право на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда;
– иные трудовые права, меры социальной поддержки.


В рабочее время педагогических работников в зависимости от занимаемой должности включается учебная (преподавательская), воспитательная работа, индивидуальная работа с обучающимися, научная, творческая и исследовательская работа, а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом, – методическая, подготовительная, организационная, диагностическая, работа по ведению мониторинга, работа, предусмотренная планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися.


Конкретные трудовые (должностные) обязанности педагогических работников определяются трудовыми договорами (служебными контрактами) и должностными инструкциями. Соотношение учебной (преподавательской) и другой педагогической работы в пределах рабочей недели или учебного года определяется соответствующим локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность, с учетом количества часов по учебному плану, специальности и квалификации работника.


Педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.


Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.


Педагогическим работникам образовательных организаций, участвующим по решению уполномоченных органов исполнительной власти в проведении единого государственного экзамена в рабочее время и освобожденным от основной работы на период проведения единого государственного экзамена, предоставляются гарантии и компенсации, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права. Педагогическим работникам, участвующим в проведении единого государственного экзамена, выплачивается компенсация за работу по подготовке и проведению единого государственного экзамена. Размер и порядок выплаты указанной компенсации устанавливаются субъектом Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации, выделяемых на проведение единого государственного экзамена.


В соответствии с п. 11 ст. 108 указанного Закона с 1 сентября 2013 г. (даты вступления в силу) в оклады (должностные оклады) по должностям научно-педагогических работников образовательных организаций высшего образования включаются размеры надбавок за ученые степени. Аналогично следует поступить по должностям, которые действовали до 1 сентября 2013 г. (с учетом требуемых по соответствующим должностям ученых степеней).


Всем педагогическим работникам в оклады (должностные оклады) включается размер ежемесячной денежной компенсации на обеспечение книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями, установленной на 31 декабря 2012 г.


Нормативные затраты на оказание государственных или муниципальных услуг в сфере образования включают в себя затраты на оплату труда педагогических работников с учетом обеспечения уровня средней заработной платы педагогических работников за выполняемую ими учебную (преподавательскую) работу и другую работу, определяемого в соответствии с решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления. Расходы на оплату труда педагогических работников муниципальных общеобразовательных организаций, включаемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации в нормативы, не могут быть ниже уровня, соответствующего средней заработной плате в соответствующем субъекте Российской Федерации, на территории которого расположены такие общеобразовательные организации.

17.07.2018

Также по этой теме: