Опубликовано в журнале "«Заработная плата. Расчеты, учет, налоги» с вкладкой «Документы и комментарии»" №12 год - 2015
А. Н. Беляев
К расчету среднего заработка работники бухгалтерских служб прибегают при определении сумм заработной платы за время предоставленных работникам ежегодных оплачиваемых и учебных отпусков, за время нахождения сотрудников в служебных командировках, в случае оплаты периода временной нетрудоспособности, исчисления размеров возмещения ущерба и в других случаях, когда за штатными работниками сохраняется средний заработок, или же выплаты в пользу физических лиц основываются на средней заработной плате.
Случаи выплаты среднего заработка определяются положениями Трудового кодекса Российской Федерации, иных федеральных законов, постановлениями Правительства Российской Федерации, отраслевыми и иными соглашениями, коллективными договорами (соглашениями).
В каждом конкретном случае средний заработок определяется в соответствии с нормативным актом, регулирующим порядок его исчисления.
В соответствии с п. 1 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы (далее по тексту статьи – Положение об исчислении среднего заработка), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 г. № 922, его нормы применяются для всех случаев определения размера среднего заработка, предусмотренных ТК РФ.
Наряду с этим необходимо учитывать, что некоторые случаи сохранения за работниками и (или) выплаты им среднего заработка предусмотрены отдельными федеральными законами, Указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации или другими нормативными правовыми актами. Если исчисление средней заработной платы в таких случаях увязано с наличествующими между сторонами трудовыми отношениями, расчет среднего заработка также должен осуществляться в соответствии со ст. 139 ТК РФ и Положением об исчислении среднего заработка. Обусловлено это тем, что согласно ТК РФ нормы трудового законодательства могут содержаться и в других законодательных и нормативных правовых актах, и в данном случае нормы
ТК РФ подлежат применению в полном объеме. Иной порядок исчисления среднего заработка может быть закреплен в локальных нормативных правовых актах. Однако на сегодняшний день таких актов не принято.
В предыдущих номерах журнала был рассмотрен общий алгоритм расчета среднего заработка, а также правила определения расчетного периода и учитываемых выплат, особенности исчисления среднего заработка для оплаты отпусков и денежной компенсации взамен неиспользованных отпусков, правила индексации среднего заработка.
Удержания за неотработанные дни предоставленного авансом отпуска
В соответствии со ст. 137 ТК РФ с выплачиваемой в пользу увольняемого работника суммы заработной платы могут производиться удержания за неотработанные дни предоставленного авансом оплачиваемого отпуска. То есть если работнику до истечения 11 месяцев работы в соответствующем году предоставлен оплачиваемый ежегодный отпуск, а после этого работник уволится с работы, с него могут быть удержаны суммы среднего заработка за те дни отпуска, которые приходятся на период после даты увольнения и до истечения 11 месяцев года, за который был предоставлен оплачиваемый отпуск.
Случаи, когда удержания за неотработанные дни отпуска не производятся
Согласно ст. 137 ТК РФ удержания за неотработанные дни отпуска не производятся при увольнении работника по следующим основаниям:
– отказ работника от перевода на другую работу, необходимого ему в соответствии с медицинским заключением (п. 8 части первой ст. 77 ТК РФ);
– отсутствие у работодателя соответствующей работы, на которую мог быть переведен работник, нуждающийся согласно выданному медицинскому заключению в переводе на другую работу (п. 8 части первой ст. 77 ТК РФ);
– ликвидация организации (п. 1 части первой ст. 81 ТК РФ);
– сокращение численности или штата работников организации (п. 2 части первой ст. 81 ТК РФ);
– смена собственника имущества организации (п. 4 части первой ст. 81 ТК РФ);
– призыв работника на военную службу или направление его на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу (п. 1 части первой ст. 83 ТК РФ);
– восстановление на работе работника, ранее выполнявшего эту работу, по решению государственной инспекции труда или суда (п. 2 ч. 1 ст. 83 ТК РФ);
– признание работника полностью неспособным к трудовой деятельности в соответствии с медицинским заключением, выданным в установленном порядке (п. 5 части первой ст. 83 ТК РФ);
– смерть работника (п. 6 части первой ст. 83 ТК РФ);
– признание судом работника умершим или безвестно отсутствующим (п. 6 части первой ст. 83 ТК РФ);
– наступление чрезвычайных обстоятельств, препятствующих продолжению трудовых отношений (военные действия, катастрофа, стихийное бедствие, крупная авария, эпидемия и другие чрезвычайные обстоятельства), если данное обстоятельство признано решением Правительства Российской Федерации или органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации (п. 7 части первой ст. 83 ТК РФ).
Во всех остальных случаях администрации организации необходимо потребовать от работника возврата сумм ранее выплаченного среднего заработка из расчета неотработанных до конца соответствующего рабочего года дней отпуска. Если работник от внесения соответствующей суммы денежных средств в кассу и (или) на счет организации отказывается, должны быть произведены принудительные удержания из причитающихся к выплате (в том числе при окончательном расчете) сумм заработной платы.
Как указано в письме Роструда от 23 июня 2006 г. № 947-6, удержания за неотработанные дни отпуска должны производиться в том числе в случае увольнения работника в порядке перевода в другую организацию.
Основные правила производства удержаний
Удержания за неотработанные дни отпуска производятся без согласия самого работника. В связи с этим доводить до его сведения изданный приказ об удержании не обязательно.
Рассматриваемый вид удержания относится к удержаниям по инициативе администрации, предусмотренным ст. 137 ТК РФ. Исходя из этого, они могут производиться только в пределах до 20% заработной платы, причитающейся работнику.
На это в свою очередь указано в ст. 138 ТК РФ.
С учетом законодательно установленного предельного размера удержаний выплачиваемых при увольнении сумм заработной платы для «погашения» удержаний может и не хватить. До 2005 г. в случае недостаточности сумм, причитающихся лицу при увольнении, удержания за неотработанные дни отпуска могли и не производиться. Основанием для этого являлись положения абз. 3 п. 2 Правил об очередных и дополнительных отпусках, утвержденных НКТ СССР 30 апреля 1930 г. № 169. В силу положений ст. 423 ТК РФ указанный документ может применяться и в настоящее время, но только в части, не противоречащей действующему законодательству.
В соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 3 марта 2005 г. № 190 «О признании не действующим на территории Российской Федерации абз. 3 п. 2 Правил об очередных и дополнительных отпусках, утвержденных НКТ СССР 30 апреля 1930 г. № 169» приведенная выше норма Правил была признана не действующей. Однако изданный Минздравсоцразвития России приказ № 190 был возвращен Минюстом России без регистрации, что до настоящего времени вызывало определенные сомнения относительно его применения.
Приведенная норма Правил об очередных и дополнительных отпусках была еще раз признана не действующей на территории Российской Федерации в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 20 апреля 2010 г. № 253.
Доудерживать соответствующие суммы или нет – решает работодатель. Однако в любом случае принудительное удержание допускается в пределах 20% заработной платы, начисленной работнику при увольнении. Оставшуюся сумму администрация вправе взыскать с работника посредством обращения в суд.
Пример 1
Предположим, что работник организации увольняется с 22 июня 2015 г. по собственному желанию, не отработав до конца своего рабочего года, в счет которого ему был предоставлен оплачиваемый отпуск, 4 месяца. Работник пользуется правом на ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 30 календарных дней, и соответственно им не отработано 10 календарных дней данного отпуска (30 календарных дней отпуска/12 мес. × 4 мес.).
Удержанию подлежит сумма, равная 2500 руб.
При увольнении работнику начислено заработной платы в размере 6740 руб., из которой удержан налог на доходы физических лиц в размере 876 руб. Максимальная сумма, которая может быть удержана с заработной платы работника при его увольнении, составит 1172 руб. 80 коп. ((6740 руб. – 876 руб.) × 20%).
Остаток к удержанию составит 5567 руб. 20 коп. (6740 руб. – 1172 руб. 80 коп.).
Данная сумма может быть внесена самостоятельно работником в кассу организации и (или) на ее счет. Как возможный вариант, с работника может быть получено письменное обязательство возвратить указанную сумму в оговоренные сторонами сроки. Если работник не согласен добровольно возместить соответствующую сумму и (или) не выполняет принятые на себя обязательства, организация вправе обратиться в суд за исполнительным документом.
Начиная с 2013 г., обращения в судебные органы для принудительного взыскания задолженности по «отпускным» малоперспективны, что объясняется положениями Определения Верховного Суда Российской Федерации от 25 октября 2013 г. № 69-КГ13-6.
Как отмечено в данном Определении, ч. 3 ст. 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации ограничивает основания для взыскания заработной платы, предоставленной гражданину в качестве средства к существованию, как неосновательного обогащения, при отсутствии его недобросовестности и счетной ошибки.
Предусмотренные ст. 137 ТК РФ, ст. 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации правовые нормы согласуются с положениями Конвенции международной организации труда от 1 июля 1949 г. № 95 «Относительно защиты заработной платы» (ст. 8), ст. 1 Протокола № 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, обязательных для применения в силу ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации, ст. 10 ТК РФ, и содержат исчерпывающий перечень случаев, когда допускается взыскание с работника излишне выплаченной заработной платы.
Таким образом, действующее законодательство не содержит оснований взыскания суммы задолженности в судебном порядке с работника, использовавшего отпуск авансом, если работодатель фактически при расчете не смог произвести удержание за неотработанные дни отпуска вследствие недостаточности сумм, причитающихся при расчете.
Если наряду с удержаниями за неотработанные дни отпуска с работника производятся удержания по исполнительным документам, общий размер удержаний не может превысить 50% заработной платы, причитающейся работнику. Если удержания по исполнительным документам производятся в связи со взысканием алиментов на несовершеннолетних детей; в возмещение вреда, причиненного здоровью другого лица; в возмещение вреда лицам, понесшим ущерб в связи со смертью кормильца; в возмещение ущерба, причиненного преступлением, общий размер удержаний не может превышать 70%.
Пример 2
Воспользуемся условиями примера 1 и предположим, что с заработной платы работника удерживаются алименты на содержание несовершеннолетнего ребенка в размере 1/4 дохода.
При увольнении с работника должны быть в первую очередь удержаны алименты в размере 1466 руб. ((6740 руб. – 876 руб.) × 1/4), и только после этого – удержания за неотработанные дни отпуска. При этом данные удержания производятся в пределах до 20% заработной платы, но с таким расчетом, чтобы общий размер удержаний не превысил 70% заработной платы. В данном случае удержания за неотработанные дни предоставленного авансом отпуска составят 1172 руб. 80 коп. (в размере 20%, но вместе с удержаниями алиментов не более чем 4104 руб. 80 коп. ((6740 руб. – 876 руб.) × 70%).
Необходимо учитывать, что причитающиеся к удержанию суммы рассчитываются за минусом налога на доходы физических лиц, который уже был удержан при выплате среднего заработка за отпуск.
Если работник согласен добровольно возместить всю сумму исчисленных удержаний, он может самостоятельно внести необходимую сумму в кассу и (или) на банковский счет организации. Как возможный вариант, он может подать на имя работодателя письменное заявление с просьбой произвести удержание необходимой суммы из его заработной платы без учета законодательно установленных ограничений. В таком случае удержание будет уже не принудительным, а по соглашению между сторонами трудовых отношений. Такие удержания могут производиться без каких-либо ограничений.
При осуществлении удержаний за неотработанные дни отпуска необходимо также учитывать отдельные положения Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
Прежде всего, размер удержания из заработной платы исчисляется из суммы, оставшейся после удержания налогов. Удержания не могут быть обращены на следующие выплаты (ст. 101 Федерального закона № 229-ФЗ):
– суммы, выплачиваемые в возмещение вреда, причиненного здоровью;
– суммы, выплачиваемые в возмещение вреда в связи со смертью кормильца;
– суммы, выплачиваемые лицам, получившим увечья (ранения, травмы, контузии) при исполнении ими служебных обязанностей, и членам их семей в случае гибели (смерти) указанных лиц;
– компенсационные выплаты за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф;
– компенсационные выплаты за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов гражданам в связи с уходом за нетрудоспособными гражданами;
– ежемесячные денежные выплаты и (или) ежегодные денежные выплаты, начисляемые в соответствии с законодательством Российской Федерации отдельным категориям граждан (компенсация проезда, приобретения лекарств и др.);
– денежные суммы, выплачиваемые в качестве алиментов, а также суммы, выплачиваемые на содержание несовершеннолетних детей в период розыска их родителей;
– следующие компенсационные выплаты, установленные законодательством Российской Федерации о труде: в связи со служебной командировкой, с переводом, приемом или направлением на работу в другую местность; в связи с изнашиванием инструмента, принадлежащего работнику; денежные суммы, выплачиваемые организацией в связи с рождением ребенка, со смертью родных, с регистрацией брака;
– пособия гражданам, имеющим детей, выплачиваемые за счет средств федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов;
– суммы единовременной материальной помощи, выплачиваемой за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, внебюджетных фондов, за счет средств иностранных государств, российских, иностранных и межгосударственных организаций, иных источников в следующих случаях: в связи со стихийным бедствием или другими чрезвычайными обстоятельствами; в связи с террористическим актом; в связи со смертью члена семьи; в виде гуманитарной помощи; за оказание содействия в выявлении, предупреждении, пресечении и раскрытии террористических актов, иных преступлений;
– суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок, за исключением туристических, выплачиваемой работодателями своим работникам и (или) членам их семей, инвалидам, не работающим в данной организации, в находящиеся на территории Российской Федерации санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, а также суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок для детей, не достигших возраста 16 лет, в находящиеся на территории Российской Федерации санаторно-курортные и оздоровительные учреждения;
– суммы компенсации стоимости проезда к месту лечения и обратно (в том числе сопровождающего лица), если такая компенсация предусмотрена федеральным законом;
– социальное пособие на погребение.
Порядок расчета причитающейся к удержанию суммы
Для того, чтобы определить подлежащую к удержанию сумму, необходимо:
1) исчислить количество не отработанных до конца рабочего года дней ранее предоставленного и оплаченного отпуска;
2) принять для расчета величину среднего дневного заработка, исходя из которой оплачивался предоставленный авансом отпуск, и определить общую сумму удержания.
Количество неотработанных дней отпуска можно определить двумя вариантами – исходя из фактически отработанного в соответствующем рабочем году до дня увольнении времени или же исходя из времени, приходящегося на период после дня увольнения и до конца соответствующего рабочего года, в счет которого работнику был авансом предоставлен оплачиваемый отпуск.
В первом случае (исходя из фактически отработанного времени) вначале определяется количество дней отпуска, на которое работник имеет право при увольнении.
Для этого установленную продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска необходимо разделить на 12 месяцев, после чего полученное значение следует умножить на количество полных отработанных месяцев. При определении количества полностью отработанных месяцев применяется п. 35 Правил об очередных и дополнительных отпусках – при исчислении сроков работы составляющие менее половины месяца (до 14 календарных дней включительно) излишки исключаются из подсчета, а излишки, составляющие не менее половины месяца (15 календарных дней и более), округляются до полного месяца.
Правомерность применения в настоящее время предусмотренного Правилами об очередных и дополнительных отпусках порядка округления подтверждена в письме Роструда от 26 июля 2006 г. № 1133-6.
В свою очередь, количество календарных дней отпуска за не полностью отработанный рабочий год, по мнению автора, должно определяться путем округления в большую сторону до целого количества дней.
Пример 3
Предположим, что работник организации увольняется с 16 июля 2015 г. в связи с истечением срока действия трудового договора.
За текущий рабочий год с 11 февраля 2015 г. по 10 февраля 2016 г. ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 28 календарных дней использован работником в период с 12 мая по 8 июня 2015 г. включительно. Сумма среднего заработка за отпуск из расчета среднего дневного заработка в 375 руб. составила 10 500 руб.
За период с начала рабочего года и до даты увольнения (то есть за период с 11 февраля по 16 июля 2015 г. включительно) работник отработал 5 месяцев 6 дней или по правила округления 5 месяцев. Соответственно, полное право сотрудник имеет в текущем рабочем году на 11,66 или по правилам округления в большую сторону – 12 календарных дней отпуска (28 календарных дней отпуска / 12 мес. × 5 мес.).
Соответственно, до конца рабочего года не отработано 16 календарных дней отпуска (28 дней – 12 дней). Сумма удержания за неотработанные дни отпуска составит6000 руб. (375 руб. × 16 календарных дней отпуска).
Во втором случае в расчет принимается количество не отработанных до конца соответствующего рабочего года месяцев, которое определяется по вышерассмотренным правилам округления. Однако количество неотработанных дней отпуска округляется до целого числа в сторону уменьшения.
Пример 4
Воспользуемся условиями примера 3.
До конца рабочего года, в счет которого работнику был предоставлен и оплачен ежегодный оплачиваемый отпуск (а именно с 15 июля 2015 г. по 10 февраля 2016 г.), он не отработал 6 месяцев 27 дней или по правилам округления 7 месяцев. Соответственно, количество неотработанных дней отпуска составит 16,33 календарного дня или по правилам округления – 16 календарных дней отпуска (28 календарных дней отпуска/12 мес. × 7 мес.).
Сумма удержания за неотработанные дни отпуска составит 6000 руб. (375 руб. × 16 календарных дней отпуска).
Организация вправе не производить округление количества календарных дней отпуска, что следует из письма Минздравсоцразвития России от 7 декабря 2005 г. № 4334-17. Применительно к приведенным выше примерам удержания могут быть произведены за 16,33 календарного дня отпуска.
Если работник пользуется правом на дополнительные отпуска, границы рабочего года для основного и каждого из дополнительных отпусков могут не совпадать.
В таких случаях причитающиеся к удержанию суммы следует исчислять раздельно.