Страховые взносы – 2018: обязательное пенсионное, медицинское, социальное страхование




С. Н. Смирнов


По своему обыкновению, начало очередного года сопровождается отдельными изменениями в правилах исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц и страховых взносов на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (далее по тексту – страховые взносы).


Соответствующие изменения по страховым взносам приняты следующими нормативными правовыми актами:
– Федеральный закон от 27 ноября 2017 г. № 335-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту – Федеральный закон № 335-ФЗ);
– Федеральный закон от 27 ноября 2017 г. № 361-ФЗ «О внесении изменений в статью 426 части второй Налогового кодекса Российской Федерации».


Новые предельные базы для начисления страховых взносов
Согласно ст. 421 НК РФ подлежат установлению предельная база на обязательное пенсионное страхование и предельная величина базы для исчисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Не предусматривается установление предельной базы для исчисления страховых взносов на обязательное медицинское страхование (тогда как по ранее действовавшим правилам применение базы всего лишь только приостанавливалось до конца 2018 г.).


Величина предельной базы на текущий год установлена постановлением Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2017 г. № 1378. Предельная база на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежит индексации с 1 января 2018 г. в 1,08 раза с учетом роста средней заработной платы в Российской Федерации и составляет в отношении каждого физического лица сумму, не превышающую 815 000 руб. нарастающим итогом с 1 января 2018 г. (в 2017 г. составляла 755 000 руб.); предельная база на обязательное пенсионное страхование с учетом размера средней заработной платы в Российской Федерации на 2018 г., увеличенного в 12 раз, и применяемого к нему повышающего коэффициента, установленного п. 5 ст. 421 НК РФ на 2018 г. в размере 2,0, составляет в отношении каждого физического лица сумму, не превышающую 1 021 000 руб. нарастающим итогом с 1 января 2018 г. (в 2017 г. составляла 876 000 руб.).


С сумм выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица, превышающих установленную на соответствующий расчетный период предельную величину базы для исчисления страховых взносов, определяемую нарастающим итогом с начала расчетного периода, страховые взносы не взимаются, если только иное не установлено гл. 34 НК РФ.


Такие исключения сделаны в течение 2017–2020 гг. для взносов на обязательное пенсионное страхование (10% с выплат свыше предельной базы).


Напомним, что база для начисления страховых взносов должна определяться по каждому из получателей (работнику, исполнителю и т. п.) раздельно. Данное правило обусловлено нормой о неначислении страховых взносов на выплаты, превышающие с начала года законодательно установленный предельный уровень.


Отсчет рассматриваемого показателя с начала календарного года по каждому из работников организации и (или) исполнителю по договорам гражданско-правового характера либо соответствующему «авторскому» договору должен вестись в индивидуальных регистрах учета (карточках учета). При переводе из одного структурного подразделения организации в другое формирование базы продолжается с начала текущего календарного года в новом подразделении с учетом выплат, начисленных в предыдущем подразделении. Для этих целей соответствующие данные и документы подлежат передаче в новое подразделение.


При увольнении с работы отсчет показателя предельной базы по данному работнику у нового работодателя производится заново. В данном случае «правопреемство» базы законодательством не предусматривается.


Особенности заполнения Расчета по страховым взносам при переходе работника из другого обособленного подразделения организации рассмотрены в письмах Минфина России от 20 октября 2017 г. № 03-15-06/68747, ФНС России от 19 сентября 2017 г. № БС-4-11/18681, от 13 октября 2017 г. № ГД-4-11/20669.


Отмечено, что в ситуации, когда физическое лицо в течение расчетного периода работает в одной организации, но в разных ее обособленных подразделениях, то каждое обособленное подразделение в Расчете по страховым взносам, представляемом в налоговый орган, отражает выплаты в пользу физического лица, начисленные в этом обособленном подразделении, но с учетом величины ранее начисленных выплат в пользу такого работника другим обособленным подразделением для определения предельной величины базы для начисления страховых взносов и применяет соответствующий тариф страховых взносов в размере сверх установленной предельной величины базы.


В целях заполнения Расчета по страховым взносам плательщикам страховых взносов необходимо руководствоваться порядком заполнения Расчета по страховым взносам, утвержденным приказом ФНС России от 10 октября 2016 г. № ММВ-711/551@ «Об утверждении формы расчета по страховым взносам, порядка его заполнения, а также формата представления расчета по страховым взносам в электронной форме», а также контрольными соотношениями показателей формы Расчета по страховым взносам, доведенными по системе налоговых органов письмом ФНС России от 30 июня 2017 г. № БС-4-11/12678@.


При этом в случае невыполнения контрольных соотношений показателей формы Расчета по страховым взносам относительно заполнения соответствующих строк Расчета, в которых отражаются данные о сумме выплат, превышающих предельную величину базы для исчисления страховых взносов, сформировавшейся на момент перехода работника из одного обособленного подразделения в другое обособленное подразделение, плательщик на основании положений подп. 7 п. 1 ст. 21 НК РФ вправе представить в налоговый орган пояснения (например, представить копию Расчета другого обособленного подразделения, в котором работник работал до перехода в данное обособленное подразделение).


При переходе работника из одного обособленного подразделения организации в другое обособленное подразделение по строкам 030–050 подразделов 1.1 и 1.2 к разделу 1 расчета, строкам 020–030 приложения № 2 к разделу 1 расчета в соответствующих графах отражаются выплаты и иные вознаграждения и база для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование применительно к обособленному подразделению по новому месту работы сотрудника.


С учетом того, что в целях определения предельного размера базы для исчисления страховых взносов должны учитываться выплаты, произведенные работнику с начала расчетного периода, строки 051 подраздела 1.1 приложения № 1 к разделу 1 расчета, строки 040 приложения № 2 к разделу 1 расчета и графы 220 подраздела 3.2.1 раздела 3 расчета необходимо заполнять с учетом суммы базы для исчисления страховых взносов по предыдущему месту работы сотрудника в другом обособленном подразделении организации.


При этом если до момента перевода сотрудника в другое обособленное подразделение база для исчисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством превысила предельную величину базы, установленную п. 3 ст. 421 НК РФ, то по строке 050 в соответствующих графах суммы превышения не отражаются.


Пример
Работник переведен в подразделение организации № 2 из подразделения организации № 1. Каждое из них в отдельном порядке формирует и представляет в налоговые органы Расчет по страховым взносам.


С момента перевода работнику организации в подразделении № 2 начислены суммы в размере 32 600 руб. До этого предельная база с начала расчетного периода (календарного года) в подразделении № 1 составила 850 000 руб.


Сумма в 32 600 руб. отражается подразделением № 2 в соответствующих графах строки 050 подраздела 1.1 приложения № 1 и строки 020 приложения № 2 к Расчету по страховым взносам.


С учетом того, что на момент перехода сотрудника из другого обособленного подразделения база для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование составила 850 000 руб., что в совокупности (850 000 + 32 600 руб.) за расчетный (отчетный) период больше предельной величины базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (876 000 руб.), в соответствующих графах строки 051 подраздела 1.1 приложения № 1 к расчету подразделением № 2 необходимо отразить базу, превышающую предельную величину, – 6600 руб. (850 000 + 32 600 руб. – 876 000 руб.).


Поскольку на момент перехода сотрудника из другого обособленного подразделения база для исчисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством составила 850 000 руб., что превышает предельную величину (755 000 руб.), соответствующие графы строки 050 заполняются «нулевыми» значениями.


Уточнен перечень «льготируемых» видов деятельности
В соответствии с положениями подп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ пониженные тарифы страховых взносов установлены для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, основным видом экономической деятельности (классифицируемым на основании кодов видов деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности) которых являются производство и социальное обслуживание населения.


Взносы такими организациями (работодателями) должны уплачиваться по следующим тарифам (подп. 3 п. 2 ст. 427 НК РФ):



Положениями Федерального закона № 335-ФЗ перечень «льготируемых» видов деятельности приведен в соответствие с новым выпуском ОКВЭД2. Отныне к ним отнесены следующие виды деятельности:
– производство пищевых продуктов;
– производство безалкогольных напитков, производство минеральных вод и прочих питьевых вод в бутылках;
– производство текстильных изделий;
– производство одежды;
– производство кожи и изделий из кожи;
– обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели, производство изделий из соломки и материалов для плетения;
– производство бумаги и бумажных изделий;
– производство химических веществ и химических продуктов;
– производство лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях;
– производство резиновых и пластмассовых изделий;
– производство прочей неметаллической минеральной продукции;
– производство профилей с помощью холодной штамповки или гибки;
– производство проволоки методом холодного волочения;
– производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования;
– производство компьютеров, электронных и оптических изделий;
– производство электрического оборудования;
– производство машин и оборудования, не включенных в другие группировки;
– производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов;
– производство прочих транспортных средств и оборудования;
– производство мебели;
– производство музыкальных инструментов;
– производство спортивных товаров;
– производство игр и игрушек;
– производство медицинских инструментов и оборудования;
– производство изделий, не включенных в другие группировки;
– ремонт и монтаж машин и оборудования;
– сбор и обработка сточных вод;
– сбор, обработка и утилизация отходов; обработка вторичного сырья;
– строительство зданий;
– строительство инженерных сооружений;
– работы строительные специализированные;
– техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств;
– торговля розничная лекарственными средствами в специализированных магазинах (аптеках);
– торговля розничная изделиями, применяемыми в медицинских целях, ортопедическими изделиями в специализированных магазинах;
– деятельность сухопутного и трубопроводного транспорта;
– деятельность водного транспорта;
– деятельность воздушного и космического транспорта;
– складское хозяйство и вспомогательная транспортная деятельность;
– деятельность почтовой связи и курьерская деятельность;
– производство кинофильмов, видеофильмов и телевизионных программ;
– деятельность в области телевизионного и радиовещания;
– деятельность в сфере телекоммуникаций;
– разработка компьютерного программного обеспечения, консультационные услуги в данной области и другие сопутствующие услуги, за исключением организаций и индивидуальных предпринимателей, указанных в подп. 2 и 3 п. 1 ст. 427 НК РФ;
– деятельность в области информационных технологий, за исключением организаций и индивидуальных предпринимателей, указанных в подп. 2 и 3 п. 1 ст. 427 НК РФ;
– управление недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе;
– научные исследования и разработки;
– деятельность ветеринарная;
– деятельность туристических агентств и прочих организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма;
– деятельность по обслуживанию зданий и территорий;
– образование;
– деятельность в области здравоохранения;
– деятельность по уходу с обеспечением проживания;
– предоставление социальных услуг без обеспечения проживания;
– деятельность учреждений культуры и искусства;
– деятельность библиотек, архивов, музеев и прочих объектов культуры;
– деятельность спортивных объектов;
– деятельность спортивных клубов;
– деятельность фитнес-центров;
– деятельность в области спорта прочая;
– ремонт компьютеров, предметов личного потребления и хозяйственно-бытового назначения;
– деятельность по предоставлению прочих персональных услуг.


В соответствии с положениями Федерального закона № 335-ФЗ действие принятых изменений распространено на период начиная с 1 января 2017 г. По данной причине если вид деятельности организации только сейчас включен в «льготируемый» перечень видов деятельности согласно ОКВЭД2 (в частности, деятельность туристических агентств), а с начала 2017 г. взносы уплачивались по «общему» тарифу, организация вправе представить утонченные расчеты по страховым взносам с начала 2017 г., заявив свое право на применение пониженных тарифов страховых взносов. Такого рода разъяснения, в частности, можно найти в письме ФНС России
от 25 октября 2017 г. № ГД-4-11/21611.


Изменился расчет доли доходов для применения пониженных тарифов взносов
В соответствии с новой редакцией п. 6 ст. 427 НК РФ для плательщиков страховых взносов из числа «упрощенцев» соответствующий вид экономической деятельности признается основным видом экономической деятельности при условии, что доля доходов в связи с осуществлением этого вида деятельности (до недавнего времени – доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по данному виду деятельности) составляет не менее 70% в общем объеме доходов.


При этом общий объем доходов определяется путем суммирования доходов, указанных в п. 1 и подп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ. До этого сумма доходов должна была определяться «в соответствии со ст. 346.15 НК РФ».


Таким образом, отныне для подсчета указанной доли доходов должны в полной мере учитываться и выплаты, не учитываемые при определении налоговой базы в рамках упрощенной системы налогообложения. Имеются в виду выплаты, перечисленные в ст. 251 НК РФ (займы, кредиты, субсидии и т. д.), что именно и предусмотрено в подп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ.


Согласно Федеральному закону № 335-ФЗ, которым приняты данные изменения, они распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2017 г. Фактически это означает, что отдельные организации, применявшие льготу с начала 2017 г., могут ее утратить по причине увеличения общей расчетной базы (знаменателя). Что представляется довольно-таки спорным моментом.


Новые основания для того, чтобы считать Расчет по страховым взносам непредставленным
В соответствии с Федеральным законом № 335-ФЗ в новой редакции изложен абзац второй п. 7 ст. 431 НК РФ.


Начиная с 2018 г. Расчет по страховым взносам будет считаться непредставленным в случае, если в нем:
1) сведения по каждому физическому лицу о сумме выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, базе для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в пределах установленной предельной величины, сумме страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, исчисленных исходя из базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, не превышающей предельной величины, базе для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по дополнительному тарифу, сумме страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по дополнительному тарифу за расчетный (отчетный) период и (или) за каждый из последних 3 месяцев расчетного (отчетного) периода содержат ошибки;
2) суммы одноименных показателей по всем физическим лицам не соответствуют этим же показателям в целом по плательщику страховых взносов;
3) указаны недостоверные персональные данные, идентифицирующие застрахованных физических лиц.


В таких случаях расчет считается непредставленным, о чем плательщику не позднее дня, следующего за днем получения расчета в электронной форме (10 дней, следующих за днем получения расчета в бумажном виде), направляется соответствующее уведомление.


Принятые изменения вступили в силу с 1 января 2018 г. Можно предположить, что они затронут Расчет по взносам за I квартал 2018 г. Вместе с тем, имеются основания полагать, что на практике налоговики могут применить новые требования уже с Расчета за 2017 г.


В целях применения новой редакции п. 7 ст. 431 НК РФ Федеральная налоговая служба России подготовила и довела дополнительные контрольные соотношения (см. письмо от 13 декабря 2017 г. № ГД-4-11/25417 «О принятии Федерального закона № 335-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».


Применение текущих тарифов страховых взносов продлено до конца 2020 года
В соответствии с положениями Федерального закона от 27 ноября 2017 г. № 361-ФЗ «О внесении изменений в статью 426 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» применение общеустановленной шкалы налогообложения продлено до конца 2020 г.


Если организация не вправе применять льготы по уплате страховых взносов с выплат в пользу работников, она обязана уплачивать страховые взносы по следующим тарифам:



С выплат в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих в Российской Федерации, страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности начисляются по ставке 1,8%.


Исключение составляют выплаты в пользу высококвалифицированных специалистов, признаваемых таковыми в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».


С 2021 г. в общеустановленном порядке должны будут применяться тарифы, установленные ст. 425 ТК РФ:
– на обязательное пенсионное страхование в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования – 26%;
– на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования – 2,9%;
– на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих в Российской Федерации (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»), в пределах установленной предельной величины базы по данному виду страхования – 1,8%;
– на обязательное медицинское страхование – 5,1%.

13.07.2022

Также по этой теме:


Список просмотренных товаров пуст
Список сравниваемых товаров пуст
Список избранного пуст
Ваша корзина пуста