Пособия по социальному страхованию в 2019 году c учетом новых правил исчисления и размера пособий




А. Н. Беляев


Напомним, что пособия по социальному страхованию исчисляются в соответствии с положениями следующих нормативных правовых актов:
– Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (в редакции изменений и дополнений, далее по тексту – Федеральный закон № 255-ФЗ);
– постановления Правительства Российской Федерации от 15 июня 2007 г. № 375 «Об утверждении Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (в редакции изменений и дополнений, далее по тексту – Положение о порядке расчета пособий).


При назначении пособий на детей также следует руководствоваться положениями Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» и приказа Минздравсоцразвития России от 23 декабря 2009 г. № 1012н «Об утверждении Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей» (в редакции изменений и дополнений).


В 2019 г. при исчислении пособий необходимо учесть отдельные аспекты, которые и легли в основу данной статьи.


Новые минимальные значения пособия по временной нетрудоспособности
Согласно части 3 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ средний дневной заработок для исчисления пособия по временной нетрудоспособности определяется путем деления суммы начисленного заработка за два предыдущих календарных года на 730. При этом должен учитываться и заработок за указанный период времени, начисленный другими работодателями. Подтверждаться заработок должен специальной формой справки, которая утверждена приказом Минтруда России от 30 апреля 2013 г. № 182н.


В случае если заработка за расчетный двухлетний период у работника не имеется или если указанный заработок меньше минимального размера оплаты труда, в силу положений п. 1.1 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ исчисление пособия по временной нетрудоспособности должно производиться из расчета заработка, равного минимальному размеру оплаты труда. При этом в Положении о порядке расчета пособий уточняется, что расчет необходимо производить в целом за 2-летний расчетный период, исходя из заработка, равного 24 МРОТ.


Значение МРОТ для расчета пособия в соответствии с приведенной нормой принимается по состоянию на дату начала страхового случая. Напомним, что с 1 мая 2018 г. значение федерального МРОТ составляет 11 163 руб. в месяц.


При указанной величине МРОТ минимально гарантированный размер среднего дневного заработка для расчета пособия составляет 367 руб. 00 коп. (11 163 руб. × 24/730). В свою очередь величина минимально гарантированного размера дневного пособия в конце 2018 г. составляла:
– при страховом стаже 8 лет и более – 367 руб. 00 коп. ((11 163 руб. × 24 мес.)/730) 100%);
– при страховом стаже от 5 до 8 лет – 293 руб. 60 коп. ((11 163 руб. 24 мес.)/730) × 80%);
– при страховом стаже до 5 лет – 220 руб. 20 коп. ((11 163 руб. 24 мес.)/730) × 60%).


Пример 1
Предположим, что работник организации болел с 27 декабря 2018 г. по 12 января 2019 г. Страховой стаж на дату начала болезни составил 4 года 3 месяца, что дает право сотруднику на получение пособия по временной нетрудоспособности в размере 60% его среднего заработка.


Для расчета пособия следует принять заработок работника за 2016 и 2017 гг., с которого в установленном порядке были исчислены страховые взносы в ФСС России, и максимальная сумма такого заработка за указанный период может составить не более чем 1 388 000 руб., в том числе не более 755 000 руб. за 2017 г. и не более 718 000 руб. за 2016 г.


Заработок работника у данного работодателя за 2016 и 2017 гг. составил 255 400 руб.


Справки о сумме заработка от других работодателей работник не представил.


Для расчета пособия необходимо:
1) учесть суммы заработка для расчета пособия – 155 400 руб.;
2) определить сумму среднего дневного заработка работника за расчетный период – 349 руб. 86 коп. (255 400 руб./730 дней);
3) исчислить минимально гарантированную величину среднего дневного заработка (п. 1.1 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ) – 367 руб. 00 коп. ((11 163 руб. × 24)/730), где 11 163 руб. – величина федерального МРОТ на дату наступления страхового случая (27.12.2018 г.);
4) принять большее из приведенных значений (пп. 2 и 3 расчета) среднего дневного заработка – 367 руб. 00 коп.;
5) исчислить величину дневного пособия – 220 руб. 20 коп. (367 руб. 00 коп. × 60%).


Сумма пособия составит 3743 руб. 40 коп. (220 руб. 20 коп. × 17 дней болезни).


Из указанных сумм пособие за первые 3 календарных дня в сумме 660 руб. 60 коп. (220 руб. 20 коп. × 3 дня) должно быть оплачено из средств работодателя, а пособие за оставшиеся дни в сумме 3082 руб. 80 коп. (220 руб. 20 коп. × 14 дней) – из средств ФСС России.


С 1 января 2019 г. величина минимального размера оплаты труда увеличена до 11 280 руб. в месяц. Такого рода решение зафиксировано Федеральным законом от 25 декабря 2018 г. № 481-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда».


Необходимо учитывать, что для целей исчисления пособий по социальному страхованию в случаях отсутствия у работника учитываемого заработка или его незначительности величина МРОТ принимается на дату начала страхового случая.


В связи с этим если работник заболеет до 1 января 2018 г., а болезнь будет продолжаться и после указанной даты, для применения нормы п. 1.1 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ необходимо применять значение федерального МРОТ 11 163 руб. в месяц за весь период болезни.


Пример 2
Предположим, что работник заболел 15 декабря 2018 г. и его болезнь продолжается в январе 2019 г. Больничные листки оформляются как продление ранее выданных листков нетрудоспособности.


Несмотря на тот факт, что период нетрудоспособности приходится уже на 2019 г., для расчета пособия следует принимать федеральный МРОТ, установленный на дату начала болезни, а именно на 15 декабря 2018 г. Имеется в виду МРОТ, составляющий 11 163 руб. в месяц.


В случае если начало страхового случая придется на период с 1 января 2019 г. и позднее, величина МРОТ для исчисления пособия по временной нетрудоспособности исходя из государственной гарантии составит уже новую величину.


Соответственно, при увеличении с 2019 г. федерального МРОТ до 11 280 руб. в месяц, величина минимально гарантированного размера среднего дневного заработка для расчета указанного пособия составит 370 руб. 85 коп. (11 280 руб. × 24/730). В свою очередь величина минимально гарантированного размера дневного пособия с 1 января 2019 г. составит:
– при страховом стаже 8 лет и более – 370 руб. 85 коп. ((11 280 руб. × 24 мес.)/730) × 100%);
– при страховом стаже от 5 до 8 лет – 296 руб. 68 коп. ((11 280 руб. 24 мес.)/730) × 80%);
– при страховом стаже до 5 лет – 222 руб. 51 коп. ((11 280 руб. м24 мес.)/730) × 60%).


Пример 3
Предположим, что работник организации болел с 5 по 12 января 2019 г., и его страховой стаж на дату наступления страхового случая составил 9 лет 4 месяца, что дает ему право на получение пособия по временной нетрудоспособности в размере 100% среднего дневного заработка.


Для расчета пособия следует принять заработок работника за 2017 и 2018 гг. При этом учитываемый заработок не может превысить предельных баз для начисления страховых взносов, установленных в указанных годах расчетного периода. За 2017 г. для расчета пособия могут быть приняты выплаты не более 755 000 руб., а за 2018 г. – не более 815 000 руб. Всего учитываемый заработок не может превысить 1 570 000 руб.


Допустим, что сумма заработка работника за расчетный период составила 182 700 руб.


Для расчета пособия необходимо:
1) учесть суммы заработка для расчета пособия – 182 700 руб.;
2) определить сумму среднего дневного заработка работника за расчетный период – 250 руб. 27 коп. (182 700 руб./730 дней);
3) исчислить минимально гарантированную величину среднего дневного заработка (п. 1.1 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ) – 370 руб. 85 коп. ((11 280 руб. × 24 мес.)/730), где 11 280 руб. – величина федерального МРОТ с 1 января 2019 г.;
4) принять большее из приведенных (пп. 2 и 3 расчета) значений среднего дневного заработка – 370 руб. 85 коп.;
5) исчислить величину дневного пособия – 370 руб. 85 коп. (370 руб. 85 коп. × 100%).


Сумма пособия составит 2966 руб. 80 коп. (370 руб. 85 коп. × 8 дней болезни).


Из указанных сумм пособие за первые 3 календарных дня в сумме 1112 руб. 55 коп. (370 руб. 85 коп. × 3 дня) должно быть оплачено из средств работодателя, а пособие за оставшиеся дни в сумме 1854 руб. 25 коп. (370 руб. 85 коп. × 5 дней) – из средств ФСС России.


В районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в других соответствующих местностях, где к заработной плате установлена выплата районных коэффициентов, исчисленные из вышерассмотренной государственной гарантии пособия по временной нетрудоспособности увеличиваются на значение районного коэффициента.


Пример 4
Воспользуемся условиями примера 3 и предположим, что организация расположена в местности, в которой к заработной плате работников установлена выплата районного коэффициента в размере 1,15.


Для расчета пособия необходимо:
1) учесть суммы заработка для расчета пособия – 182 700 руб.;
2) определить сумму среднего дневного заработка работника за расчетный период – 250 руб. 27 коп. (182 700 руб./730 дней);
3) исчислить минимально гарантированную величину среднего дневного заработка (п. 1.1 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ) – 370 руб. 85 коп. ((11 280 руб. × 24 мес.)/730), где 11 280 руб. – величина федерального МРОТ с 1 января 2019 г.;
4) принять большее из приведенных значений среднего дневного заработка – 370 руб. 85 коп.;
5) исчислить величину дневного пособия – 370 руб. 85 коп. (370 руб. 85 коп. × 100%).


Сумма пособия составит 3411 руб. 82 коп. (370 руб. 85 коп. × 8 дней болезни ×1,15), где 1,15 – величина районного коэффициента, установленного к заработной плате, используемого для исчисления пособий по государственному социальному страхованию.


Из указанных сумм пособие за первые 3 календарных дня в сумме 1279 руб. 43 коп. (370 руб. 85 коп. × 3 дня × 1,15) должно быть оплачено из средств работодателя, а пособие за оставшиеся дни в сумме 2132 руб. 39 коп. (370 руб. 85 коп. × 5 дней × 1,15) – из средств ФСС России.


Новое максимальное значение пособия по временной нетрудоспособности В соответствии с положениями п. 3.2 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, учитывается за каждый календарный год в сумме, не превышающей установленную в соответствии с законодательством Российской
Федерации на соответствующий календарный год предельную величину базы для начисления страховых взносов в ФСС России. Напомним, что данная величина по соответствующим годам составляла: в 2018 г. – 815 000 руб., в 2017 г. –  755 000 руб., в 2016 г. – 718 000 руб., в 2015 г. – 670 000 руб., в 2014 г. – 624 000 руб., в 2013 г. – 568 000 руб.


С учетом того факта, что при расчете пособия в 2019 г. в расчетный период войдет уже и 2018 г., автоматически будет увеличен максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности, который может быть оплачен из средств социального страхования. В 2019 г. данная величина составит 2150 руб. 68 коп. ((815 000 руб. + 755 000 руб.)/730). При этом новая максимальная величина подлежит применению только при условии, что соответствующий страховой случай начался в 2019 г.


Напомним, что в 2018 г. максимальная величина среднего дневного заработка для расчета пособия по временной нетрудоспособности составляла 2017 руб. 81 коп. ((755 000 руб. + 718 000 руб.)/730).


Пример 5
Предположим, что работник был принят на работу к данному работодателю в апреле 2018 г. Согласно представленной с предыдущего места работы справке его заработок для расчета пособия по временной нетрудоспособности за 2017 г. Составил 755 000 руб., а за период с января по апрель 2018 г. – 257 000 руб. Одновременно с этим на новом месте работы заработок работника с апреля по декабрь 2018 г., учитываемый при расчете пособий, составил 695 000 руб.


Данный работник болел с 24 по 28 января 2019 г. Страховой стаж работника для расчета пособий – 12 лет.


Для расчета пособия по временной нетрудоспособности необходимо:
1) учесть суммы заработка для расчета пособия – 1 570 000 руб. (755 000 руб.за 2017 г. + 815 000 руб. (257 000 руб. + 695 000 руб. = 952 000 руб., но не более чем815 000 руб.) за 2018 г.);
2) определить сумму среднего дневного заработка работника за расчетный период – 2150 руб. 68 коп. (1 570 000 руб./730 дней);
3) исчислить минимально гарантированную величину среднего дневного заработка (п. 1.1 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ) – 370 руб. 85 коп. ((11 280 руб. × 24 мес.)/730), где 11 280 руб. – величина федерального МРОТ с 1 января 2019 г.;
4) принять большее из приведенных (пп. 2 и 3 расчета) значений среднего дневного заработка – 2150 руб. 68 коп.;
5) исчислить величину дневного пособия – 2150 руб. 68 коп. (2150 руб. 68 коп. × 100%).


Сумма пособия составит 10 753 руб. 40 коп. (2150 руб. 68 коп. × 5 дней болезни).


Отметим, что согласно п. 2.2 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ для лиц, занятых в организациях, которые применяют пониженные тарифы для уплаты страховых взносов в ФСС России, в средний заработок для расчета пособия включаются выплаты, которые в соответствующем календарном году (который вошел в расчетный период) включались в базу для начисления страховых взносов в ФСС России по правилам действующего законодательства (по периодам до 2017 г. – согласно Федеральному закону от 24 июня 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»). То есть не те выплаты, на которые страховые взносы в ФСС России были фактически начислены, а те выплаты, на которые взносы начислялись бы по правилам ст. 7–9 Федерального закона № 212-ФЗ. Приведенные нормы были введены с 2013 г. и касаются организаций, которые вправе вовсе не уплачивать взносы в ФСС России.


Замена лет расчетного периода к увеличению пособия по временной нетрудоспособности не приводит, так как учитываемые за соответствующий период времени выплаты всегда должны делиться на 730 календарных дней.


Правило расчета пособия по материнству
В отличие от расчета пособия по временной нетрудоспособности, для исчисления пособия по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребенком средний дневной заработок определяется делением суммы начисленного за два предшествующих календарных года заработка на число календарных дней в этом периоде (часть 3.1 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ).


При этом из количества календарных дней, принимаемых для расчета величины среднего дневного заработка, исключаются календарные дни, приходящиеся на следующие периоды:
– периоды временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком;
– период освобождения работника от работы с полным или частичным сохранением заработной платы в соответствии с законодательством Российской Федерации, если на сохраняемую заработную плату за этот период страховые взносы в ФСС России не начислялись.


Для расчета вышеуказанных двух пособий сумму учитываемого заработка делить необходимо на количество календарных дней от 1 до 732 дней. В случае если работник отработает полные 2016 и 2017 гг., для расчета пособий необходимо будет принять 731 календарный день, включая 365 дней за 2017 г. и 366 дней за 2016 г. При замене в данном случае в установленном порядке указанных лет на предыдущие годы количество календарных дней в расчетном периоде может составить 730 календарных дней (365 + 365) и даже 732 календарных дня (366 + 366).


Минимальные и максимальные значения пособия по материнству
Согласно п. 1.1 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ при отсутствии у сотрудника заработка за расчетный 2-летний период или при значении среднего заработка за расчетный период менее МРОТ, средний заработок для исчисления пособия по беременности и родам, а также пособия по уходу за ребенком принимается равным МРОТ, установленному федеральным законом на день наступления соответствующего страхового случая.


В указанных случаях средний дневной заработок не может составить значения, меньшего чем МРОТ, увеличенного на 24 и деленного на 730. Таковы положения п. 15.3 Положения о порядке расчета пособий.


Пример 6
Предположим, что сотруднице организации с 25 декабря 2018 г. в установленном порядке предоставлен отпуск по беременности и родам продолжительностью 140 календарных дней.


Расчет пособия должен быть произведен исходя из среднего заработка сотрудницы за 2 календарных года, предшествующих 2018 г., а именно за 2016 и 2017 гг. Для этого заработок указанных лет следует разделить на количество календарных дней, учитываемых при расчете пособия за указанные годы. Допустим, учитываемый при расчете пособий заработок сотрудницы за 2016 г. составил 57 500 руб., а за 2017 г. – 78 740 руб. Одновременно с этим за 2016 и 2017 гг. у сотрудницы было 20 календарных дней периода временной нетрудоспособности.


Для расчета пособия по беременности и родам следует учесть:
1) заработок сотрудницы за расчетный период – 136 240 руб. (57 500 руб. + 78 740 руб.);
2) количество календарных дней за расчетный период для расчета пособия – 711 календарных дней (366 дней за 2016 г. + 365 дней за 2017 г. – 20 дней периода временной нетрудоспособности);
3) величина среднего дневного заработка за расчетный период – 191 руб. 62 коп. (136 240 руб./711 календарных дней);
4) минимально гарантированное значение среднего дневного заработка – 367 руб. 00 коп. (11 163 руб. × 24/730);
5) большее из приведенных значений (пп. 3 и 4) среднего дневного заработка – 367 руб. 00 коп.;
6) величина дневного пособия – 367 руб. 00 коп. (367 руб. 00 коп. × 100%).


Сумма пособия по беременности и родам составит 51 380 руб. 00 коп. (367 руб.00 коп. × 140 дней периода временной нетрудоспособности).


Опять же, значение МРОТ для расчета государственной гарантии принимается на дату наступления страхового случая.


Пример 7
Воспользуемся условиями примера 6 и предположим, что отпуск по беременности и родам был предоставлен сотруднице с 15 января 2019 г.


Расчет пособия должен быть произведен исходя из среднего заработка сотрудницы за 2 календарных года, предшествующих 2019 г., а именно за 2017 и 2018 гг. Учитываемый при расчете пособий заработок сотрудницы за 2017 г. составил 78 740 руб., а за 2018 г. – 96 320 руб. Одновременно с этим за 2017 г. у сотрудницы было 20 календарных дней периода временной нетрудоспособности.


Для расчета пособия по беременности и родам следует учесть:
1) заработок сотрудницы за расчетный период – 175 060 руб. (96 320 руб. + 78 740 руб.);
2) количество календарных дней за расчетный период для расчета пособия – 710 календарных дней (365 дней за 2017 г. + 365 дней за 2018 г. – 20 дней периода временной нетрудоспособности);
3) величина среднего дневного заработка за расчетный период – 246 руб. 56 коп. (175 060 руб./710 календарных дней);
4) минимально гарантированное значение среднего дневного заработка – 370 руб. 85 коп. (11 280 руб. × 24/730), где 11 280 руб. – предполагаемая величина МРОТ с 1 января 2019 г.;
5) большее из приведенных значений (пп. 3 и 4) среднего дневного заработка – 370 руб. 85 коп.;
6) величина дневного пособия – 370 руб. 85 коп. (370 руб. 85 коп. × 100%).


Сумма пособия по беременности и родам составит 51 919 руб. 00 коп. (370 руб.85 коп. × 140 дней периода временной нетрудоспособности).


Заметим, что соответствующим страховым случаем, с которым увязывается расчет пособия, считается отпуск по беременности и родам, а также отпуск по уходу за ребенком. При этом в силу положений ст. 255 и 256 ТК РФ данные отпуска предоставляются по заявлению сотрудников. В свою очередь, сотрудница вправе подать заявление на отпуск позднее даты, с которой он может быть предоставлен.


Если даже согласно больничному листку отпуск начинается, например, 26 декабря 2018 г., сотрудница вправе его потребовать с 1 января 2019 г. В данном случае страховой случай начнется именно 1 января 2019 г., и для расчета пособия исходя из МРОТ необходимо принять уже новый расчетный период – 2017 и 2018 гг. Другое дело, что оплате подлежат уже не 140 календарных дней отпуска, а остаток дней согласно листку временной нетрудоспособности.


Соответственно, отпуск по уходу за ребенком может быть заявлен не в конце декабря 2018 г., а с января 2019 г. Это также может привести к увеличению суммы ежемесячного пособия по уходу за ребенком.


При всем этом необходимо учитывать, что при проверке возможны претензии со стороны сотрудников ФСС России, в связи с чем в приведенных случаях рекомендуется учитывать и их мнение на этот счет.


В свою очередь, максимальное значение среднего дневного заработка для расчета пособия по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребенком определяется в соответствии с п. 3.3 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ. Данная величина не может превышать значения, определяемого путем деления на 730 суммы предельных величин базы для начисления страховых взносов в ФСС России, установленных на два календарных года, предшествующих году наступления отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком.


Фактически средний дневной заработок для расчета пособия по беременности и родам, а также пособия по уходу за ребенком может составить любое значение, однако максимальная величина данного значения в 2019 г. составит 2150 руб. 68 коп. ((815 000 руб. + 755 000 руб.)/730). В 2018 г. такое значение составляло 2017 руб. 81 коп.


Пример 8
Предположим, что сотруднице организации с 25 января 2019 г. предоставлен отпуск по беременности и родам. Расчет данного пособия следует произвести из заработка за 2017 и 2018 гг. Учитываемый при расчете пособия заработок сотрудницы составил соответственно 697 000 руб. за 2017 г. и 794 500 руб. за 2018 г. Одновременно с этим за 2017 и 2018 гг. у сотрудницы было 97 календарных дней периода временной нетрудоспособности, включая период ухода за больным ребенком.


Для расчета пособия по беременности и родам необходимо:
1) принять заработок за 2 прошлых года для расчета пособия – 1 491 500 руб. (697 000 руб. + 794 500 руб.);
2) определить количество календарных дней для расчета пособия – 633 календарных дня (365 дней за 2017 г. + 365 дней за 2018 г. – 97 дней периода временной нетрудоспособности);
3) исчислить средний дневной заработок за расчетный период – 2356 руб. 24 коп. (1 491 500 руб./633 календарных дня);
4) определить максимальную величину среднего дневного заработка для расчета пособия по беременности и родам – 2150 руб. 68 коп. ((755 000 руб. +815 000 руб.)/730);
5) определить минимально гарантированную величину среднего дневного заработка – 370 руб. 85 коп. ((11 280 руб. × 24)/730), где 11 280 руб. – величина МРОТ с 1 января 2019 г.;
6) принять для расчета большее из значений, приведенных в пп. 3 и 5 расчета, но не более чем значение, указанное в п. 4 расчета, – 2150 руб. 68 коп.


Сумма пособия по беременности и родам составит 301 095 руб. 20 коп. (2150 руб.68 коп. × 140 дней отпуска по беременности и родам).


Максимальная сумма ежемесячного пособия по уходу за ребенком, если страховой случай начинается в 2018 г., составит 26 152 руб. 27 коп. ((2150 руб. 68 коп. × 30,4) × 40%). Напомним, что аналогичное значение для пособия, которое назначалось в 2018 г., составляло 24 536 руб. 57 коп. ((2017 руб. 81 коп. × 30,4) × 40%).


При этом необходимо учитывать, что с приходом очередного календарного года пересчет максимальной суммы пособия производиться не должен. Сотрудница получает ранее назначенное пособие.


Пример 9
Предположим, что сотруднице с 15 октября 2018 г. был предоставлен отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет. Исчисление пособия производилось в следующем порядке:
1) сумма заработка за 2016 и 2017 гг., предшествующие 2018 г., – 1 250 400 руб.;
2) количество календарных дней за 2016 и 2017 гг., учитываемых при исчислении пособия по материнству, – 570 календарных дней;
3) величина фактического среднего дневного заработка для расчета пособия по уходу за ребенком – 2193 руб. 68 коп. (1 250 400 руб./570 календарных дней);
4) максимальная величина среднего дневного заработка для расчета пособия по материнству – 2017 руб. 81 коп. ((755 000 руб. + 718 000 руб.)/730);
5) величина среднего дневного заработка, принимаемая для расчета пособия по уходу за ребенком (п. 3, но не более чем п. 4), – 2017 руб. 81 коп.;
6) сумма ежемесячного пособия по уходу за ребенком – 24 536 руб. 57 коп. ((2017 руб. 81 коп. × 30,4) × 40%).


В данном размере сотрудница получает пособие ежемесячно (из расчета за полный месяц нахождения в отпуске по уходу за ребенком). С января 2019 г. размер назначенного пособия меняться и (или) пересчитываться именно на том основании, что в новом году максимальная сумма пособия составляет большее значение, не должен.


При всем этом, если сотрудница на непродолжительное время выйдет на работу из отпуска по уходу за ребенком, а затем опять оформит такой отпуск, организация обязана пересчитать ранее назначенное ежемесячное пособие по уходу за ребенком, что может повлечь за собой увеличение пособия вплоть до нового максимального размера.


Как отмечено в письме ФСС России от 14 июля 2014 г. № 17-03-14/06-7836, отпуск по уходу за ребенком сотрудница может прервать, а при его возобновлении ежемесячное пособие по уходу за ребенком должно быть назначено вновь.


Пример 10
Воспользуемся условиями примера 9, и предположим, что сотрудница 10 января 2019 г. вышла на работу, прервав отпуск по уходу за ребенком.


Отработав неделю, с 16 января 2019 г. сотрудница вновь потребовала оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет и назначить пособие.


В данном случае администрация должна потребовать новый комплект документов для оформления отпуска и назначения ежемесячного пособия по уходу за ребенком.


Исчисление пособия должно производиться в первую очередь за два календарных года, предшествующих 2019 г., а именно за 2017 и 2018 гг. При этом сотрудница вправе заменить 2018 г. на 2016 г., и в данном случае расчетный период составят 2016 и 2017 гг.


В случае замены лет расчетного периода исчисление пособия должно быть произведено в следующем порядке:
1) сумма заработка за 2016 и 2017 гг. – 1 250 400 руб.;
2) количество календарных дней за 2016 и 2017 гг., учитываемых при исчислении пособия по материнству, – 570 календарных дней;
3) величина фактического среднего дневного заработка для расчета пособия по уходу за ребенком – 2193 руб. 68 коп. (1 250 400 руб./570 календарных дней);
4) максимальная величина среднего дневного заработка для расчета пособия по материнству, которая согласно п. 3.3 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ определяется исходя из предельных баз для начисления страховых взносов, приходящихся на два календарных года, предшествующих году наступления отпуска по уходу за ребенком, – 2150 руб. 68 коп. ((815 000 руб. + 755 000 руб.)/730), где 755 000 руб. – величина предельной базы для начисления страховых взносов в ФСС России в 2017 г., 815 000 руб. – величина предельной базы для начисления страховых взносов в ФСС России в 2018 г.;
5) величина среднего дневного заработка, принимаемая для расчета пособия по уходу за ребенком (п. 3, но не более чем п. 4), – 2150 руб. 68 коп.;
6) сумма ежемесячного пособия по уходу за ребенком – 26 152 руб. 27 коп. ((2150 руб. 68 коп. × 30,4) × 40%).


Расчет и перерасчет пособий исходя из МРОТ
Действующее законодательство содержит несколько случаев исчисления пособий по социальному страхованию из расчета минимального размера оплаты труда.


К ним, в частности, относятся:
1) отсутствие учитываемого заработка за расчетный 2-летний период или его незначительность (менее чем значение, составляющее 24 МРОТ) (п. 1.1 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ);
2) случаи, когда имеется основание для снижения размера пособия по временной нетрудоспособности (неявка на осмотр, нарушение режима, травма получена вследствие алкогольного опьянения и т. д.) (п. 1 ст. 8 Федерального закона № 255-ФЗ);
3) страховой стаж сотрудника, учитываемый для расчета пособия по временной нетрудоспособности и пособия по беременности и родам, составляет менее 6 календарных месяцев (соответственно – п. 6 ст. 7 и п. 3 ст. 11 Федерального закона № 255-ФЗ).


Во втором и третьем из приведенных случаев норма закона указывает на то, что назначенные в установленном порядке (в том числе с применением первого из приведенных случаев) пособия не могут превышать значения, определяемого из расчета МРОТ на целый календарный месяц (в соответствующих местностях – с увеличением на значение районного коэффициента).


В таких случаях пособия должны рассчитываться с учетом положений п. 20


Положения о порядке расчета пособий. В частности, размер дневного пособия определяется путем деления минимального размера оплаты труда (в установленных случаях – с учетом районных коэффициентов) на число календарных дней в календарном месяце, на который приходится временная нетрудоспособность либо отпуск по беременности и родам. Именно данное значение дневного пособия нельзя превысить, выплачивая в соответствующих случаях пособие по временной нетрудоспособности и (или) пособие по беременности и родам.


Следует также учитывать, что значение МРОТ для целей расчета пособий в рассматриваемых случаях определяется не на дату начала страхового случая (как это рассматривалось выше при расчете пособия из государственной гарантии в 24 МРОТ), а принимается равным тому значению, которое применялось в соответствующем календарном месяце периода болезни (иной временной нетрудоспособности) или отпуска по беременности и родам.


Пример 11
Сотрудник организации впервые принят на работу в сентябре 2018 г. С 15 по 20 января 2019 г. данный сотрудник болел, что подтверждается выданным в установленном порядке листком временной нетрудоспособности. На дату наступления страхового случая страховой стаж сотрудника составил менее 6 календарных месяцев, в связи с чем пособие не может быть выплачено более чем из расчета МРОТ за целый календарный месяц.


Для расчета пособия по временной нетрудоспособности необходимо исходить из заработка сотрудника за 2017 и 2018 гг. Предположим, что величина заработка работника в период с сентября до 31 декабря 2018 г. составила 188 000 руб.


Для расчета пособия по временной нетрудоспособности необходимо:
1) принять заработок сотрудника для расчета пособия за 2017 и 2018 гг. – 288 000 руб.;
2) определить величину среднего дневного заработка – 394 руб. 52 коп. (288 000 руб./730);
3) исчислить минимально гарантированную величину среднего дневного заработка (п. 1.1 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ) – 370 руб. 85 коп. ((11 280 руб. ×24)/730), где 11 280 руб. – величина МРОТ с 1 января 2019 г.;
4) принять для дальнейших расчетов большее из вышеприведенных (пп. 2 и 3) значение среднего дневного заработка – 394 руб. 52 коп.;
5) определить величину дневного пособия для расчета пособия по временной нетрудоспособности – 236 руб. 71 коп. (394 руб. 52 коп. × 60%);
6) исчислить максимальную величину дневного пособия, которое может быть назначено лицу со страховым стажем менее 6 месяцев – 363 руб. 87 коп. (11 280 руб./31 день, где 11 280 руб. – величина МРОТ с 1 января 2019 г., 31 день – количество календарных дней в январе 2019 г., на который приходится период болезни работника);
7) принять меньшее из приведенных (пп. 5 и 6 расчета) значений дневного пособия – 236 руб. 71 коп.


Сумма пособия по временной нетрудоспособности – 1420 руб. 26 коп. (236 руб.71 коп. × 6 календарных дней периода болезни с 15 по 20 января).


Внимание, при расчете максимально возможного к выплате при страховом стаже менее 6 месяцев дневного пособия (п. 6 предыдущего расчета) применять значение размера пособия (в процентах) не следует. Во-первых, норма закона указывает на непревышение именно пособия (а не среднего дневного заработка, который умножается на процент пособия). Во-вторых, это не пре ду смот рено пп. 20 и 21 Положения о порядке расчета пособий.


Если начало страхового случая приходится на период до 1 января 2019 г. и переходит на январь 2019 г., величина МРОТ для рассматриваемых в данной статье расчетов принимается разной. Особо это следует учитывать при расчете пособия по беременности и родам, когда в отдельных случаях придется перерассчитать даже сумму ранее назначенного пособия.


Пример 12
Сотруднице организации (принята на работу в сентябре 2018 г.) с 15 ноября 2018 г. в установленном порядке предоставлен отпуск по беременности и родам продолжительностью 140 календарных дней. Отпуск предоставлен до 3 апреля 2019 г. включительно.


Страховой стаж сотрудницы на 15 ноября 2018 г. составил менее 6 месяцев, в связи с чем пособие по беременности и родам могло быть за каждый календарный день отпуска выплачено не более чем из расчета МРОТ за целый календарный месяц.


Расчет пособия должен быть произведен в следующем порядке:
1) величина заработка за 2016 и 2017 гг. отсутствует;
2) величина минимально гарантированного среднего дневного заработка при отсутствии учитываемого 2-летнего заработка – 367 руб. 00 коп. ((11 163 руб. × 24)/730, где 11 163 руб. – величина МРОТ на дату начала отпуска по беременности и родам, то есть на 15 ноября 2018 г.);
3) величина дневного пособия – 367 руб. 00 коп. (367 руб. 00 коп. × 100%);
4) величина максимального дневного пособия по беременности и родам для сотрудниц со страховым стажем менее 6 календарных месяцев:
– для ноября 2018 г. – 372 руб. 10 коп. (11 163 руб./30 календарных дней);
– для декабря 2018 г. – 360 руб. 10 коп. (11 163 руб./31 календарный день);
– для января и марта 2019 г. – 363 руб. 87 коп. (11 280 руб./31 календарный день);
– для февраля 2019 г. – 402 руб. 86 коп. (11 280 руб./28 дней);
– для апреля 2019 г. – 376 руб. 00 коп. (11 280 руб./30 дней);
5) меньшее из приведенных (пп. 3 и 4 расчета) значений дневного пособия (для каждого месяца в отдельности):
– для ноября 2018 г. – 367 руб. 00 коп.;
– для декабря 2018 г. – 360 руб. 10 коп.;
– для января и марта 2019 г. – 363 руб. 87 коп.;
– для февраля 2019 г. – 367 руб. 00 коп.;
– для апреля 2019 г. – 367 руб. 00 коп.;
6) сумма пособия по беременности и родам – 50 972 руб. 00 коп., в том числе:
– за ноябрь 2018 г. – 5872 руб. 00 коп. (367 руб. 00 коп. × 16 календарных дней отпуска по беременности и родам за период с 15 по 30 ноября);
– за декабрь 2018 г. – 11 163 руб.;
– за январь и март 2019 г. – по 11 280 руб.;
– за февраль 2019 г. – 10 276 руб. 00 коп. (367 руб. 00 коп. × 28 дней);
– за апрель 2019 г. – 1101 руб. 00 коп. (367 руб. 00 коп. × 3 дня).


Как видно из приведенного примера, в месяце с 31 календарным днем при страховом стаже менее 6 календарных месяцев минимальная сумма дневного пособия может быть меньше, чем исчисленная из государственной гарантии в 24 МРОТ.


Новая максимальная сумма пособия в связи с несчастным случаем на производстве
С 8 апреля 2013 г. суммы выплачиваемых пособий по временной нетрудоспособности в связи с имевшим место несчастным случаем на производстве и (или) профессиональным заболеванием ограничены из расчета не более определенной величины в целом за календарный месяц. Соответствующие изменения в ст. 9 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» внесены Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 36-ФЗ.


В частности, максимальный размер пособия за полный календарный месяц не может превышать четырехкратный максимальный размер ежемесячной страховой выплаты в рамках рассматриваемого вида обязательного страхования.


В свою очередь, размер дневного пособия не может превышать значения, которое определяется путем деления максимального размера пособия за полный календарный месяц на число календарных дней в календарном месяце, на который приходится временная нетрудоспособность.


В 2017 г. максимальный размер ежемесячной страховой выплаты в рамках обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний составлял 72 290,4 руб. (п. 1 ст. 6 Федерального закона от 19 декабря 2016 г. № 417-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 года»).


Из расчета данной величины максимальная сумма дневного пособия в рамках рассматриваемого вида социального страхования составляла:
– для календарного месяца в 31 календарный день – 9327 руб. 79 коп. ((72 290 руб. 40 коп. × 4)/31);
– для календарного месяца в 30 календарных дней –9638 руб. 72 коп. ((72 290 руб. 40 коп. × 4)/30);
– для календарного месяца в 28 календарных дней – 10 327 руб. 20 коп. ((72 290 руб. 40 коп. × 4)/28).


Федеральным законом от 19 декабря 2016 г. № 444-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения порядка индексации выплат, пособий и компенсаций, установленных законодательством Российской Федерации, и приостановлении действия части 2 ст. 6 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» принятый порядок индексации пособий уточнен.


Отныне согласно пп. 11 и 12 ст. 12 Федерального закона № 125-ФЗ максимальный размер ежемесячной страховой выплаты не может превышать 72 290 руб. 40 коп., но данная величина подлежит индексации один раз в год с 1 февраля текущего года исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год.


При этом коэффициент индексации определяется Правительством Российской Федерации.


С 1 февраля 2018 г. коэффициент индексации составил 1,025 (постановление Правительства Российской Федерации от 26 января 2018 г. № 74).


Применительно к соответствующим годам максимальная величина пособия составляет (составляла):



Напомним также, что исчисление пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием должно производиться по общеустановленным правилам, но в любом случае в размере 100% среднего заработка. Плюс к этому для оплаты пособия необходимо дополнительно наличие акта о несчастном случае (ф. № Н-1) или справки о профессиональном заболевании.


Данный вывод следует из части второй ст. 1 Федерального закона № 255-ФЗ. Именно в данной норме указано, что рассматриваемое пособие должно исчисляться исходя из среднего заработка, определяемого по правилам ст. 13 и 14 Федерального закона № 255-ФЗ.


Что касается размера пособия, то согласно ст. 9 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» оно выплачивается за весь период временной нетрудоспособности работника вплоть до его выздоровления или установления стойкой утраты профессиональной трудоспособности в размере 100% его среднего заработка, исчисленного в соответствии с законодательством Российской Федерации о пособиях по временной нетрудоспособности. При этом опять же нормы законодательства о порядке исчисления пособия (имеются в виду положения Федерального закона № 255-ФЗ) не должны противоречить положениям Федерального закона № 125-ФЗ.


Согласно части первой ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ пособие по временной нетрудоспособности исчисляется исходя из среднего заработка работника, рассчитанного за 2 календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности. Данная норма никоим образом не противоречит положениям Федерального закона № 125-ФЗ, а потому в полной мере должна применяться и при оплате больничных листков по несчастным случаям на производстве.


Далее согласно части второй ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ в средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу работника, на которые начислены страховые взносы в ФСС России в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования». Как представляется, данная норма в части исчисления пособий по несчастным случаям должна применяться несколько в ином порядке. А именно при исчислении пособий должна учитываться сумма выплат и вознаграждений, на которые были начислены страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с Федеральным законом № 125-ФЗ.


Исходя из этого если страховые взносы на «травматизм» были исчислены с заработка свыше предельной базы, то для расчета пособия по данному виду страхования необходимо принять всю заработную плату работника, в том числе превышающую предельную базу.


Согласно части 3.1 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ средний заработок, из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, учитывается за каждый календарный год в сумме, не превышающей установленную в соответствии с Федеральным законом № 212-ФЗ на соответствующий календарный год предельную величину базы для начисления страховых взносов в ФСС России. Данная норма противоречит положениям Федерального закона № 125-ФЗ, согласно которым пособие по несчастному случаю рассчитывается в размере 100% среднего заработка без каких-либо ограничений. Как следствие, никакие ограничения среднего заработка при расчете рассматриваемых «больничных» применяться не должны.


При всем этом в отдельных случаях заработок для оплаты пособий по несчастным случаям на производстве ограничить все же придется. Имеются в виду суммы выплат и вознаграждений с мест работы у других работодателей, которые подтверждаются специальной формой справки. В данной справке указываются суммы не более соответствующего значения предельной базы для начисления страховых взносов в ФСС России. Специальной справки для целей исчисления пособия по несчастному случаю законодательством не предусмотрено. В связи с этим более чем установленная величина предельной базы для начисления обычных страховых взносов в ФСС России за каждый календарный год из справок принять для расчета «больничного» в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием не получится.


01.09.2023

Также по этой теме: