Государственные гарантии в области оплаты труда. Ответственность за нарушение трудового законодательства




В. Е. Борисов


Согласно ст. 130 ТК РФ в систему основных государственных гарантий по оплате труда работников включаются:
– величина минимального размера оплаты труда в Российской Федерации;
– меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы;
– ограничение перечня оснований и размеров удержаний из заработной платы по распоряжению работодателя, а также размеров налогообложения доходов от заработной платы;
– ограничение оплаты труда в натуральной форме;
– обеспечение получения работником заработной платы в случае прекращения деятельности работодателя и его неплатежеспособности в соответствии с федеральными законами;
– федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, включающий в себя проведение проверок полноты и своевременности выплаты заработной платы и реализации государственных гарантий по оплате труда;
– ответственность работодателей за нарушение требований, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями;
– сроки и очередность выплаты заработной платы.


Федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства
Федеральный государственный надзор в сфере труда осуществляется федеральной инспекцией труда, состоящей из Федеральной службы по труду и занятости (Роструд) и его территориальных органов (государственных инспекций труда).


Положение о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 1 сентября 2012 г. № 875.


Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований по безопасному ведению работ в отдельных сферах деятельности осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченными федеральными органами исполнительной власти. К ним, в частности, относятся Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор). Государственный санитарно-эпидемиологический надзор осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор).


Предметом федерального государственного надзора в сфере труда является:
– соблюдение требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе полноты и своевременности выплаты заработной платы;
– соблюдение государственных нормативных требований охраны труда;
– обеспечение доступности для работников, являющихся инвалидами, специальных рабочих мест и условий труда;
– выполнение предписаний об устранении выявленных в ходе осуществления федерального государственного надзора в сфере труда нарушений и о проведении мероприятий по предотвращению нарушений обязательных требований и по защите трудовых прав работников.


Надзор осуществляется в отношении любых работодателей (юридических лиц (организаций) независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, работодателей – физических лиц, в трудовых отношениях с которыми состоят работники), а также иных субъектов, которые в соответствии с федеральными законами наделены правом заключать трудовые договоры.


Надзор организуется с применением риск-ориентированного подхода. В целях его применения деятельность работодателей подлежит отнесению к определенной категории риска в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2016 г. № 806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».


Проведение плановых проверок в отношении деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя в зависимости от присвоенной их деятельности категории риска осуществляется со следующей периодичностью:
– для категории высокого риска – один раз в 2 года;
– для категории значительного риска – один раз в 3 года;
– для категории среднего риска – не чаще чем один раз в 5 лет;
– для категории умеренного риска – не чаще чем один раз в 6 лет.


В отношении юридического лица или индивидуального предпринимателя, деятельность которых отнесена к категории низкого риска, плановые проверки не проводятся.


Отнесение деятельности работодателя к категориям риска осуществляется:
– решением главного государственного инспектора труда Российской Федерации (его заместителя) – при отнесении к категории высокого риска;
– решением главного государственного инспектора труда в субъекте Российской Федерации (его заместителя) – при отнесении к категориям значительного, среднего и умеренного риска.


В правах организации подавать заявление об изменении присвоенной ранее категории риска.


Сведения о работодателях, деятельность которых отнесена к категориям высокого и значительного рисков, размещаются на официальном сайте Роструда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».


По запросу самих организаций федеральная инспекция труда обязана предоставлять информацию о присвоенной ее деятельности категории риска, а также раскрывать сведения, использованные при отнесении работодателя к определенной категории риска.


В соответствии со ст. 360 ТК РФ государственные инспекторы труда в целях осуществления федерального государственного надзора проводят плановые и внеплановые проверки на всей территории Российской Федерации любых работодателей.


При этом надзор в сфере труда осуществляется не только посредством проведения проверок, но и выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий государственных инспекторов труда, а также подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.


Сроки и последовательность выполнения процедур при осуществлении федерального государственного надзора в сфере труда определены Административным регламентом, утвержденным приказом Минтруда России от 30 октября 2012 г. № 354н. Также приказом Роструда от 24 января 2011 г. № 14 утверждены Методические рекомендации по применению должностными лицами Роструда и его территориальных органов положений Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» при осуществлении надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.


Предметом проверки является соблюдение требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнение предписаний об устранении выявленных в ходе проверок нарушений и о проведении мероприятий по предотвращению нарушений норм трудового права и по защите трудовых прав граждан.


Проверки проводятся в форме документарных и (или) выездных проверок в порядке, предусмотренном Федеральным законом № 294-ФЗ.


Как отмечалось ранее, плановые проверки организуются с использованием риск-ориентированного подхода.


С 1 июля 2018 г. при проведении плановых проверок трудовые инспекции обязаны использовать проверочные листы (списки контрольных вопросов). В указанные листы включаются перечни вопросов, затрагивающих наиболее значимые обязательные требования трудового законодательства. Формы проверочных листов утверждены приказом Роструда от 10 ноября 2017 г. № 655.


Предмет плановой проверки ограничивается исключительно перечнем вопросов, включенных в проверочные листы (списки контрольных вопросов).


Основанием для проведения внеплановой проверки является (ст. 360 ТК РФ):
1) истечение срока исполнения работодателем выданного федеральной инспекцией труда предписания об устранении выявленного нарушения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
2) поступление в федеральную инспекцию труда:
– обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц федеральной инспекции труда и других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор), органов местного самоуправления, профессиональных союзов, из средств массовой информации о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников, а также приведших к невыплате или неполной выплате в установленный срок заработной платы, других выплат, причитающихся работникам, либо установлению заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством,
– обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, профессиональных союзов, из средств массовой информации о фактах уклонения от оформления трудового договора, ненадлежащего оформления трудового договора или заключения гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем,
– обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав,
– запроса работника о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте в соответствии со ст. 219 ТК РФ;
– наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) федеральной инспекции труда о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.


Предварительное уведомление работодателя о проведении внеплановой выездной проверки по основанию, связанному с получением соответствующих обращений, не допускается.


Срок проведения каждой из проверок не может превышать 20 рабочих дней.


Общий срок плановых проверок для малого предприятия не может превышать 50 часов в год, а для микропредприятия – 15 часов в год.


В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений государственных инспекторов труда, проводящих выездную плановую проверку, срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен руководителем Роструда или государственной инспекции труда, но не более чем на 20 рабочих дней, в отношении малых предприятий – не более чем на 50 часов, в отношении микропредприятий – не более чем на 15 часов.


По результатам проверки государственный инспектор труда составляет акт проверки. Типовая форма акта утверждена приказом Минэкономразвития России от 30 апреля 2009 г. № 141.


Наряду с федеральным существует ведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Данный контроль осуществляется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в порядке и на условиях, определяемых законами Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации (ст. 353 ТК РФ).


Ответственность за нарушение требований трудового законодательства
Руководители и иные должностные лица организаций, а также работодатели – физические лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, несут ответственность в случаях и порядке, которые установлены ТК РФ и иными федеральными законами (ст. 362 ТК РФ).


К предусмотренной ответственности могут быть привлечены также лица, препятствующие осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства, а также не исполняющие предъявленные им предписания, применяющие угрозы насилия или насильственные действия по отношению к государственным инспекторам труда, членам их семей и имуществу.


В соответствии с действующим законодательством предусматриваются материальная, административная и уголовная ответственность.


Материальная ответственность за задержку выплаты заработной платы
Согласно ст. 142 ТК РФ работодатель и (или) уполномоченные им в установленном порядке представители работодателя, допустившие задержку выплаты работникам заработной платы и другие нарушения оплаты труда, несут ответственность в соответствии с самим ТК РФ и иными федеральными законами.


Так, при нарушении работодателем срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с процентами (денежной компенсацией)в размере не ниже 1/150 действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно (ст. 236 ТК РФ). При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.


Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. Обязанность по выплате указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.


Со своей стороны в случае задержки выплаты заработной платы на срок более 15 дней работник имеет право, известив работодателя в письменной форме, приостановить работу на весь период выплаты задержанной суммы (ст. 142 ТК РФ).


В период приостановления работы сотрудник имеет право в свое рабочее время отсутствовать на рабочем месте, но за работником сохраняется средний заработок.


Отказаться от выполнения трудовых обязанностей работники вправе независимо от наличия вины работодателя в невыплате заработной платы (п. 57 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. № 2).


Не допускается приостановление работы:
– в периоды введения военного, чрезвычайного положения или особых мер в соответствии с законодательством о чрезвычайном положении;
– в органах и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других военных, военизированных и иных формированиях и организациях, ведающих вопросами обеспечения обороны страны и безопасности государства, аварийно-спасательных, поисково-спасательных, противопожарных работ, работ по предупреждению или ликвидации стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций, в правоохранительных органах;
– государственными служащими;
– в организациях, непосредственно обслуживающих особо опасные виды производств, оборудования;
– работниками, в трудовые обязанности которых входит выполнение работ, непосредственно связанных с обеспечением жизнедеятельности населения (энергообеспечение, отопление и теплоснабжение, водоснабжение, газоснабжение, связь, станции скорой и неотложной медицинской помощи).


Отсутствовавший в рабочее время на рабочем месте работник обязан выйти на работу не позднее следующего рабочего дня после получения письменного уведомления от работодателя о готовности произвести выплату задержанной заработной платы в день выхода работника на работу (часть пятая ст. 142 ТК РФ).


Работнику, вынужденно приостановившему работу в связи с задержкой выплаты заработной платы на срок более 15 дней, работодатель обязан возместить не полученный им средний заработок за весь период задержки с уплатой процентов (денежной компенсации) за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно (см. письмо Минтруда России от 25 декабря 2013 г. № 14-2-337).


Когда воспользоваться свои правом приостановки работы, работник решает самостоятельно. В том числе трудовое законодательство не содержит ограничений на приостановление работы во время нахождения работника в командировке (письмо Минтруда России от 18 августа 2017 г. № 14-2/В-761).


Административная ответственность за нарушение трудового законодательства
Административная ответственность должностных лиц организаций, а также самих организаций за нарушение трудового законодательства установлена КоАП РФ.


Нарушения в части установления и выплаты заработной платы могут повлечь за собой следующие меры ответственности:



Нарушение государственных требований охраны труда наказывается следующими санкциями:



Если работодатель привлекается к административному наказанию в виде штрафа по частям третьей, четвертой ст. 5.27.1 КоАП РФ, то работодатель несет ответственность за каждое установленное нарушение. В то же время, если работодатель привлекается к административному наказанию в виде штрафа по частям первой, второй ст. 5.27.1 КоАП РФ, ответственность работодателя не находится в зависимости от количества работников, чьи трудовые права были нарушены.


Следует также учитывать, что согласно части второй ст. 11.23 КоАП РФ выпуск на линию транспортного средства без тахографа в случае если его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством Российской Федерации, либо с нарушением установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации требований к использованию тахографа, за исключением случая поломки тахографа после выпуска на линию транспортного средства, влечет за собой наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 7000 до 10 000 руб., а на юридических лиц – от 20 000 до 50 000 руб.


В свою очередь, несоблюдение установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации норм времени управления транспортным средством и отдыха либо нарушение установленного нормативными правовыми актами Российской Федерации режима труда и отдыха водителей в части времени управления транспортным средством и времени отдыха может быть наказано в виде штрафа на водителя в размере от 1500 до 2000 руб.; на должностных лиц – от 7000 до 10 000 руб., а на юридических лиц – от 20 000 до 50 000 руб. (часть третья ст. 11.23 КоАП РФ).


При этом за административное правонарушение, предусмотренное частью 3 ст. 11.23 КоАП РФ, юридические лица и должностные лица несут ответственность в случае если это правонарушение совершено в результате фактического установления ими для водителей времени управления транспортным средством и отдыха с несоблюдением требований нормативных правовых актов Российской Федерации.


К иным нарушениям трудового законодательства, которые могут повлечь за собой административную ответственность, относятся нарушения, представленные в таблице.





Нарушение правил привлечения и использования иностранной рабочей силы может повлечь за собой более существенные меры административной ответственности, которые представлены в таблице.




Примечания: * под привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства.
В случае незаконного привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации двух и более иностранных граждан и (или) лиц без гражданства административная ответственность,
наступает за нарушение правил привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (в том числе иностранных работников) в отношении каждого иностранного гражданина или лица без гражданства в отдельности.
** Неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления работодателем или заказчиком работ (услуг), привлекающими высококвалифицированных специалистов, органа миграции или его уполномоченного территориального органа, об исполнении обязательств по выплате заработной платы (вознаграждения) высококвалифицированным специалистам, если такое уведомление или предоставление таких сведений требуется в соответствии с федеральным законом, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 35 000 до 70 000 руб.; на юридических лиц – от 400 000 до 1 000 000 руб. (ч. 5 ст. 18.15 КоАП РФ).
*** Нарушение правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, осуществляемой на торговых объектах (в том числе в торговых комплексах) влечет
за собой ответственность, предусмотренную ст. 18.16 КоАП РФ.
В частности, нарушение правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, осуществляемой на торговых объектах (в том числе в торговых комплексах), выразившееся в предоставлении юридическим лицом, его филиалом или представительством, управляющими торговым объектом (в том числе торговым комплексом), либо должностным лицом указанных юридического лица, филиала или представительства, либо иным юридическим лицом или его должностным лицом, либо иным лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, торгового места на территории торгового объекта (в том числе торгового комплекса), производственного, складского, торгового, служебного, подсобного или иного помещения иностранному гражданину или лицу без гражданства, незаконно привлекаемым к трудовой деятельности, осуществляемой на торговом объекте (в том числе в торговом комплексе), либо в выдаче иностранному гражданину или лицу без гражданства, незаконно осуществляющим указанную деятельность, разрешения на ее осуществление или в допуске в иной форме к осуществлению указанной деятельности, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 45 000 до 50 000 руб.; на юридических лиц – от 400 000 до 800 000 руб. либо административное приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток.
В свою очередь, предоставление юридическим лицом, его филиалом или представительством, управляющими торговым объектом (в том числе торговым комплексом), либо должностным лицом указанных юридического лица, филиала или представительства торгового места на территории торгового объекта (в том числе торгового комплекса), производственного, складского, торгового, служебного, подсобного или иного помещения другому юридическому лицу или другому лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые не имеют разрешения на привлечение и использование иностранных работников, но фактически используют труд иностранных работников либо которые привлекают к трудовой деятельности иностранных граждан или лиц без гражданства, не имеющих разрешения на работу или патента, может быть наказано административным штрафом на должностных лиц в размере от 45 000 до 50 000 руб.; на юридических лиц – от 450 000 до 800 000 руб. либо административное приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток.
Указанные нарушения, совершенные в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 45 000 до 70 000 руб.; на юридических лиц – от 450 000 до 1 000 000 руб. либо административное приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток.
В случае нарушения правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, осуществляемой на торговых объектах (в том числе в торговых комплексах),
в отношении двух и более иностранных граждан и (или) лиц без гражданства административная ответственность, наступает в отношении каждого иностранного гражданина или лица без
гражданства в отдельности.
**** Несоблюдение иностранным гражданином или лицом без гражданства установленных в соответствии с федеральным законом в отношении данных лиц ограничений на осуществление
отдельных видов деятельности может повлечь за собой наложение административного штрафа в размере от 2000 до 5000 руб. с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового (ч. 2 ст. 18.17 КоАП РФ).


Необходимо также учитывать предусмотренные меры воздействия (представлены в таблице) в случае невыполнения требований уполномоченных лиц, а также неповиновения распоряжениям указанных лиц.



Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Ответственность может наступить только при наличии вины (ст. 2.1 КоАП РФ).


В целях применения административной ответственности должностными лицами признаются руководители и иные работники организации, совершившие правонарушение в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций. Это следует из примечания к ст. 2.4 КоАП РФ.


Избежать административной ответственности можно в случае малозначительности совершенного правонарушения (ст. 2.9 КоАП РФ). В частности, судья, орган, должностное лицо, уполномоченное решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.


Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям (п. 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 г. № 10). В рамках КоАП РФ к ответственности за нарушение трудового законодательства могут быть привлечены как руководитель организации, так и иные должностные лица, в обязанности которых входили контроль за выполнением и (или) непосредственно выполнение соответствующих требований.


Для привлечения должностного лица к административной ответственности за действия подчиненного ему работника необходимо установить, являлись ли действия этого работника результатом неисполнения или ненадлежащего исполнения должностным лицом возложенных на него обязанностей.


Передачу функций от руководителя другим должностным лицам (в частности, заместителям руководителя и др.) могут подтверждать письменные приказы (распоряжения) о назначении сотрудника ответственным за те или иные вопросы, должностные инструкции (регламенты) и иные подобные документы. При этом субъектом административного правонарушения, состав которого предусмотрен ст. 19.29 КоАП РФ (незаконное привлечение к трудовой деятельности либо к выполнению работ или оказанию услуг государственного или муниципального служащего либо бывшего государственного или муниципального служащего), выступает не любое должностное лицо, а лишь то, на которое в силу закона возложена обязанность по соблюдению требований Закона о противодействии коррупции (п. 5 Обзора судебной практики, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 30 ноября 2016 г.).


К административной ответственности по одной и той же норме могут быть привлечены как юридическое лицо, так и его должностные лица. На это обращено внимание в п. 15 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».


Поскольку КоАП РФ не предусматривает в указанном случае каких-либо ограничений при назначении административного наказания, судья вправе применить к юридическому и должностному лицу любую меру наказания в пределах санкции соответствующей статьи, в том числе максимальную, с учетом смягчающих, отягчающих и иных обстоятельств, влияющих на степень ответственности каждого из этих лиц.


Согласно части первой ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение трудового законодательства составляет один год со дня совершения (обнаружения) административного правонарушения.


При выявлении контролирующим органом факта нарушения, с момента которого прошел уже календарный год, соответствующие лица и организации к административной ответственности привлечены быть не могут.


Срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков – со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности.


При длящемся административном правонарушении сроки начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. При этом длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. При этом следует учитывать, что такие обязанности могут быть возложены и иным нормативным правовым актом, а также правовым актом ненормативного характера, например представлением прокурора, предписанием органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль). Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся. При этом необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.


Согласно ст. 4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания.


Таким образом, для квалификации действий должностного лица как нарушение соответствующих положений лицом, ранее подвергнутым наказанию за аналогичное правонарушение, имеет значение совершение им нарушения в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания за аналогичное административное правонарушение (ответ на вопрос 8 Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2006 г., утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ от 7 марта 2007 г.).


Дисквалификация заключается в лишении физического лица права замещать должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы, занимать должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации (ст. 3.11 КоАП РФ). Административное наказание в виде дисквалификации назначается исключительно судьей.


В свою очередь, административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.


Административное приостановление деятельности назначается судьей только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.


Следует учитывать, что привлечение к административной ответственности возможно даже в том случае, если соответствующее должностное лицо было уже привлечено к дисциплинарной ответственности.


Уголовная ответственность за нарушения трудового законодательства
Отдельные нарушения трудового законодательства могут повлечь за собой уголовную ответственность, предусмотренную УК РФ.


Невыплата заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат может повлечь за собой следующую ответственность:



Уголовную ответственность за невыплату заработной платы и иных сумм может понести только руководитель организации (филиала, подразделения), и только при условии его корыстной или личной заинтересованности.


К числу обстоятельств, подлежащих доказыванию и дающих основания для уголовной ответственности по ст. 145.1 УК РФ руководителя организации или иного указанного в этой статье лица, должны относиться наличие у него реальной финансовой возможности для выплаты заработной платы, иных выплат или отсутствие такой возможности вследствие его неправомерных действий (п. 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 46 «О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (ст. 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 УК РФ)».


Период формирования задолженности по выплатам работнику необходимо исчислять исходя из сроков выплаты заработной платы, установленных правилами внутреннего трудового распорядка организации, коллективным, трудовым договором, а также из времени, в течение которого заработная плата фактически не выплачивалась полностью или частично. При этом двухмесячный или трехмесячный срок задержки выплат исчисляется со дня, следующего за установленной датой выплаты. Периоды невыплат за отдельные месяцы года не могут суммироваться в срок свыше 2 или 3 месяцев, если они прерывались периодами, за которые выплаты осуществлялись.


Лицо, впервые совершившее такое преступление, освобождается от уголовной ответственности, если в течение 2 месяцев со дня возбуждения уголовного дела в полном объеме погасило задолженность по выплате заработной платы, пенсии, стипендии, пособия и иной установленной законом выплате, а также уплатило проценты (выплатило денежную компенсацию) в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, и если в его действиях не содержится иного состава преступления.


Нарушение требований охраны труда может повлечь за собой уголовную ответственность (представлено в таблице) только в случае причинения тяжкого вреда здоровью человека или смерть человека:



Под требованиями охраны труда в рамках ст. 143 УК РФ понимаются государственные нормативные требования охраны труда, содержащиеся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации.


Субъектами данного преступления могут быть руководители организаций, их заместители, главные специалисты, руководители структурных подразделений организаций, специалисты службы охраны труда и иные лица, на которых в установленном законом порядке (в том числе в силу их служебного положения или по специальному распоряжению) возложены обязанности по обеспечению соблюдения требований охраны труда.


Ответственность по ст. 143 УК РФ также могут нести представители организации, оказывающей услуги в области охраны труда, или соответствующие специалисты, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору в соответствии с частью третьей ст. 217 ТК РФ, если на указанных лиц непосредственно возложены обязанности обеспечивать соблюдение требований охраны труда работниками и иными лицами, участвующими в производственной деятельности работодателя.


Нарушение правил безопасности при ведении строительных или иных работ может повлечь за собой ответственность согласно ст. 216 УК РФ, а нарушение требований промышленной безопасности опасных производственных объектов – согласно ст. 217 УК РФ.


В отдельных случаях уголовная ответственность (представлено в таблице) может наступить и при необоснованном отказе в приеме на работу или при увольнении.



Уголовная ответственность может наступить также в случае применения насилия (угрозы применения насилия) в отношении представителя власти (включая должностных лиц контролирующих органов), а также в случае оскорбления представителя власти (ст. 318 и 319 УК РФ).


16.05.2024

Также по этой теме:


Список просмотренных товаров пуст
Список сравниваемых товаров пуст
Список избранного пуст
Ваша корзина пуста