Опубликовано в журнале "«Заработная плата. Расчеты, учет, налоги» с вкладкой «Документы и комментарии»" №7 год - 2020
А. Н. Беляев
Согласно решению Президента Российской Федерации, введенный режим нерабочих оплачиваемых дней был прекращен с 12 мая 2020 г. Начиная с указанной даты высшие должностные лица субъектов Российской Федерации вправе принимать решение о приостановлении деятельности отдельных организаций. В случае принятия такого решения, за работниками таких организаций сохраняется заработная плата, на что указано в Указе Президента Российской Федерации от 11 мая 2020 г. № 316 «Об определении порядка продления действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в субъектах Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)».
В текущий период времени необходимо учитывать и другие принятые решения.
Нерабочий день 24 июня 2020 года
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 29 мая 2020 г. № 345 нерабочим днем для всех без исключения работников любых организаций объявлен 24 июня 2020 г. (среда). Опять же, за работниками в указанный день по нормативному акту Президента должна быть сохранена заработная плата.
День объявлен нерабочим в связи с проведением военных парадов и артиллерийского салюта в ознаменование 75-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. и Парада Победы 24 июня 1945 г.
В рамках расчетов по оплате труда указанный день должен восприниматься по аналогии с нерабочими днями по Указам Президента в периоды с 30 марта по 30 апреля, и с 6 по 8 мая 2020 г. То есть данный день не является ни выходным, ни нерабочим праздничным днем. Оплата труда за работу 24 июня 2020 г. может производиться в одинарном размере.
Отличием рассматриваемого дня (24.06.2020 г.) является тот факт, то он является нерабочим для всех без исключения сотрудников, независимо от того, у каких работодателей они заняты. При невыполнении работником своих трудовых обязанностей в табеле учета рабочего времени необходимо использовать обозначение (по аналогии с нерабочими днями в связи с самоизоляцией – «НОД»). Этим и будет обеспечено сохранение за сотрудниками их заработной платы.
Производственный табель-календарь в связи с введением нерабочего дня 24 июня 2020 г. корректировке не подлежит.
Нерабочий день 1 июля 2020 года
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 1 июня 2020 г. № 354 день 1 июля 2020 г. (среда) определен в качестве даты проведения общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации.
При этом вопрос оплаты труда в Указе Президента не оговорен. Этому вопросу посвящены положения ст. 2 Закона Российской Федерации от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти».
Согласно данному Конституционному закону (п. 5 ст. 2), если днем общероссийского голосования будет определен рабочий день, этот день будет являться нерабочим днем. Оплата работникам за указанный день осуществляется в соответствии с положениями, установленными Трудовым кодексом Российской Федерации (далее по тексту – ТК РФ) аналогично к оплате за нерабочие (праздничные) дни.
Из приведенных положений следует, что в вопросах оплаты труда нерабочий день 1 июля 2020 г. должен рассматриваться как нерабочий праздничный день, что должно отличать его от нерабочих дней в периоды с 30 марта по 30 апреля, с 6 по 8 мая, 24 июня и нерабочих дней в связи с продлением на территории отдельных субъектов Российской Федерации режима самоизоляции.
В случае привлечения работников к исполнению трудовых обязанностей 1 июля 2020 г., оплата их труда за работу в указанный день должна производиться не менее чем в двойном размере на основании ст. 153 ТК РФ.
Если работник в рассматриваемый день не будет задействован в трудовом процессе, необходимо учитывать положения ст. 112 ТК РФ о том, что наличие в календарном месяце нерабочих праздничных дней не является основанием для снижения заработной платы.
Как следует из приведенных положений, объявление 1 июля 2020 г. нерабочим днем должно было повлечь за собой корректировку производственного табеля-календаря. За меньшее количество отработанных дней в июле 2020 г. работники получили бы полный месячный заработок. Однако от этого уполномоченные органы власти решили отказаться, что следует из информационного письма Роструда от 15 июня 2020 г. (б/н). Как было заявлено в данном письме, 1 июля из нормы рабочего времени не исключается, следовательно, отпуск на этот день не продлевается.
В отношении сотрудников, которые не будут привлечены к исполнению трудовых обязанностей 1 июля 2020 г. (в том числе в рамках дистанционной или удаленной занятости), в табеле учета рабочего времени необходимо будет проставить специальный код (по аналогии с вышерассмотренными положениями – «НОД»). Таким сотрудникам сохраняется текущая заработная плата в порядке, схожем с оплатой времени самоизоляции.
Как нерабочие дни должны учитываться при исчислении среднего заработка
Согласно п. 5 Положения об особенностях Порядка исчисления средней заработной платы (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 г. № 922), при исчислении среднего заработка из расчетного периода исключается время, а также начисленные за это время суммы, если работник в других случаях освобождался от работы с полным или частичным сохранением заработной платы или без оплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Формально Указы Президента о введении и дальнейшем продлении режима нерабочих оплачиваемых дней к законодательству Российской Федерации не относятся. Однако необходимо понимать, что фактически именно эти документы по причине отсутствия соответствующих положений в ТК РФ регулируют соответствующие вопросы.
С учетом того факта, что работники не заняты в период рассматриваемых дней (не работают), а за ними сохраняется заработная плата, период нерабочих оплачиваемых дней должен быть исключен из расчетного периода при дальнейшем исчислении среднего заработка. Также должны быть исключены и начисленные работникам за это время суммы заработной платы.
Необходимо также учитывать, что приведенные выше положения о расчете среднего заработка не предполагают применения принципа о том, что если начислена именно заработная плата (а не средняя заработная плата), то такая сумма должна учитываться при исчислении средней заработной платы. Принцип несколько иной. Работает сотрудник – период и начисленные суммы принимаются для расчета среднего заработка, не работает – не принимаются.
Необходимость исключения нерабочих оплачиваемых дней при расчете средней заработной платы обусловлена также тем, что в указанный период заработок работника может быть ниже. В частности, за счет негарантированной трудовым договором премии по итогам работы, а также за счет дополнительного вознаграждения сдельщика, которое не обязательно должно составить сумму, исчисленную из фактического заработка работника за какой-то предыдущий период времени.
Следовательно, если период нерабочих оплачиваемых дней учесть при расчете среднего заработка, это негативно может сказаться на сумме отпускных, заработка за время командировки и т. д.
Исключение нерабочих дней из расчетного периода при исчислении среднего заработка подтверждено в письме Минтруда России от 18 мая 2020 г. № 14-1/В-585.
В полной мере это касается нерабочих дней 24 июня и 1 июля.
В случае если работники исполняли свои трудовые обязанности, включая дистанционную или удаленную занятость, начисленные суммы должны учитываться при расчете средней заработной платы. В таких случаях в табеле учета рабочего времени отражаются коды «Ф» (для государственных или муниципальных учреждений) или «Я» (для иных организаций).
Для исключения нерабочих дней из расчетного периода они должны быть отражены в табеле учета рабочего времени специальным кодом (в частности, «НОД» или «НД»). При этом все дни с 30 марта по 30 апреля (включая выходные) и с 6 по 8 мая 2020 г. должны быть закодированы таким образом.
Что касается дней с 1 по 5 мая, а также с 9 по 11 мая 2020 г., то они согласно Указам Президента к рассматриваемым нерабочим дням не относятся. Следовательно, при исчислении среднего заработка за отпуск данные дни исключению не подлежат.
Новый минимальный размер пособия по уходу за ребенком
В соответствии с положениями Федерального закона от 8 июня 2020 г. № 166-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции» с 1 июня 2020 г. до 6752 руб. (плюс районный коэффициент) увеличен минимальный размер пособия по уходу за ребенком. В том числе увеличение коснулось и работающих лиц.
Необходимые изменения внесены в часть первую ст. 15 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». До недавнего времени минимальный размер пособия по уходу за ребенком составлял: по уходу за первым ребенком – 3375 руб. 77 коп. (плюс районный коэффициент), по уходу за вторым и последующими детьми – 6751 руб. 54 коп. (плюс районный коэффициент). Фактически показатель минимального размера по уходу за первым ребенком по счету в последнее время не использовался, так как при расчете пособия большая сумма получалась при расчете пособия исходя из МРОТ (12 130 руб. × 40% = 4852 руб. 00 коп.).
Начиная с 1 июня 2020 г. минимальный размер пособия един и не зависит от того, по уходу за каким ребенком по счету оформляется отпуск.
При установлении пособия до 1 июня 2020 г. в размере менее 6752 руб. (плюс районный коэффициент) необходимо начиная с июня 2020 г. пересмотреть величину пособия и установить ее равной 6752 руб. с увеличением на районный коэффициент.
Одновременно с этим уточнена величина максимального размера пособия по уходу за ребенком, которое может быть установлено лицам из числа военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел и иных приравненных к ним категорий лиц. С 1 июня 2020 г. максимальная величина пособия по уходу за ребенком составит 13 504 руб.
Указанные размеры пособий подлежат в дальнейшем обязательной индексации с 1 февраля каждого года исходя из фактической инфляции.
Порядок применения государственной гарантии исходя из 24 МРОТ
Согласно новой редакции части 1.1 ст. 14 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», в случае если застрахованное лицо в учетном 2-летнем периоде не имело заработка, а также в случае, если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, а в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, ниже минимального размера оплаты труда, установленного с учетом этих коэффициентов, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая, а в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, равным минимальному размеру оплаты труда, установленному с учетом этих коэффициентов. Изменения приняты Федеральным законом от 8 июня 2020 г. № 175-ФЗ «О внесении изменения в статью 14 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», и вступают в силу в общеустановленном порядке, а именно после истечения 10 дней со дня официального опубликования, то есть с 19 июня 2020 г.
До недавнего времени сравнение заработка для применения указанной гарантии должно было производиться исходя из значения МРОТ без увеличения его на значение районного коэффициента. В свою очередь, районный коэффициент применялся к уже исчисленной с учетом государственной гарантии сумме пособия на основании п. 11.1 Положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2007 г. № 375.
Зачастую нормы п. 1.1 ст. 14 Закона № 255-ФЗ (в предыдущей редакции) приводили к тому, что работники с большим заработком пользовались правом на пособие в меньшем размере, чем работники с меньшим заработок и даже чем работники, у которых заработка за прошлые два года совсем не было. В худшем положении находились те лица, у которых заработная плата за 2-летний расчетный период была в пределах 24 МРОТ плюс районный коэффициент. Считалось, что у данных лиц районный коэффициент учитывается в их заработке, и права на государственную гарантию они не имеют.
Пример 1
Предположим, что у работника (стаж 10 лет 2 мес., РК = 1,15) заработок за 2 календарных года составил 291 000 руб., что не превышает 24 МРОТ (24 × 12 130 руб. =291 120 руб.). Период нетрудоспособности – 10 календарных дней.
Для расчета пособия до 01.04.2020 г. необходимо было:
1) определить величину дневного пособия с учетом стажа работника (100% СДЗ) – 398 руб. 63 коп. (291 000 руб./730 × 100%);
2) определить величину дневного пособия с учетом гос.гарантии (ст. 14 Закона № 255-ФЗ) – 398 руб. 79 коп. ((12 130 × 24)/730 × 100%);
3) принять величину дневного пособия для дальнейшего расчета пособия – 398 руб. 79 коп.;
4) исчислить размер пособия – 4586 руб. 09 коп. (398 руб. 79 коп. × 10 дней × 1,15).
Пример 2
Предположим, что у работника (стаж 10 лет 2 мес., РК = 1,15) заработок за 2 календарных года составил 292 000 руб., что превышает 24 МРОТ (24 × 12 130 руб. = 291 120 руб.). Период нетрудоспособности – 10 календарных дней.
Для расчета пособия до 01.04.2020 г. необходимо было:
1) определить величину дневного пособия с учетом стажа работника (100% СДЗ) – 400 руб. 00 коп. (292 000 руб./730 × 100%);
2) определить величину дневного пособия с учетом гос.гарантии (ст. 14 Закона № 255-ФЗ) – 398 руб. 79 коп. ((12 130 × 24)/730 × 100%);
3) принять величину дневного пособия для дальнейшего расчета пособия – 400 руб. 00 коп.;
4) исчислить размер пособия – 4000 руб. (400 руб. 00 коп. × 10 дней).
Как видно из примеров, работник с большим заработком (пример 2) получил пособие меньшее, чем работник с меньшим заработком (пример 1). Причина – работник с большим заработком не имел права на исчисление пособия из расчета МРОТ, так как его заработок за 2-летний учетный период превысил 24 МРОТ.
С учетом принятых изменений средний заработок для расчета пособия не может быть менее заработка, исчисленного исходя из МРОТ с увеличением его на значение районного коэффициента.
Пример 3
Предположим, что у работника (стаж 10 лет 2 мес., РК = 1,15) заработок за 2 календарных года составил 292 000 руб., что превышает 24 МРОТ (24 × 12 130 руб. = 291 120 руб.). Период нетрудоспособности – 10 календарных дней.
Для расчета пособия с 19.06.2020 г. необходимо:
1) определить величину дневного пособия с учетом стажа работника (100% СДЗ) – 400 руб. 00 коп. (292 000 руб./730 × 100%);
2) определить величину дневного пособия с учетом гос.гарантии (ст. 14 Закона № 255-ФЗ) – 458 руб. 61 коп. ((12 130 × 24)/730 × 100% × 1,15);
3) принять величину дневного пособия для дальнейшего расчета пособия – 400 руб. 00 коп.;
4) исчислить размер пособия – 4586 руб. 10 коп. (458 руб. 61 коп. × 10 дней).
Таким образом, начиная с 19 июня 2020 г. оба работника (примеры 1 и 3) получат равное пособие.
С 19 июня 2020 г. минимальная сумма дневного пособия для всех без исключения работников с учетом страхового стажа составит:
– при страховом стаже 8 лет и более – 398 руб. 79 коп. × РК ((12 130 руб. × 24 × РК)/730 × 100%);
– при страховом стаже от 5 до 8 лет – 319 руб. 03 коп. × РК ((12 130 руб. × 24 × РК)/730 × 80%);
– при страховом стаже до 5 лет – 239 руб. 27 коп. × РК ((12 130 руб. × 24 × РК)/730 × 60%).
В период с апреля по декабрь 2020 г. при расчете пособий необходимо также учитывать новую временную гарантию об исчислении пособия по временной нетрудоспособности в размере не менее чем из расчета МРОТ за полный календарный месяц.
Пример 4
Предположим, что у работника (стаж 10 лет 2 мес., РК = 1,15) заработок за 2 календарных года составил 291 000 руб., что не превышает 24 МРОТ.
Для расчета пособия необходимо:
1) определить величину дневного пособия с учетом стажа работника (100% СДЗ) – 398 руб. 63 коп. (291 000 руб./730 × 100%);
2) определить величину дневного пособия с учетом гос.гарантии (ст. 14 Закона № 255-ФЗ) – 458 руб. 61 коп. ((12 130 × 24 × 1,15)/730 × 100%);
3) определить величину дневного пособия с учетом МРОТ:
– за дни июня – 464 руб. 98 коп. (12 130 руб./30 дней × 1,15);
– за дни июля – 449 руб. 98 коп. (12 130 руб./31 день × 1,15);
4) сумма пособия:
– за дни июня – 464 руб. 98 коп. × кол-во дней;
– за дни июля – 458 руб. 61 коп. × кол-во дней.
Пример 5
Предположим, что у работника (стаж 10 лет 2 мес., РК = 1,15) заработок за 2 календарных года составил 292 000 руб., что превышает 24 МРОТ.
Для расчета пособия необходимо:
1) определить величину дневного пособия с учетом стажа работника (100% СДЗ) – 400 руб. 00 коп. (292 000 руб./730 × 100%);
2) определить величину дневного пособия с учетом гос.гарантии (ст. 14 Закона № 255-ФЗ в новой редакции) – 458 руб. 61 коп. ((12 130 × 24 × 1,15)/730 × 100%);
3) определить величину дневного пособия с учетом МРОТ:
– за дни июня – 464 руб. 98 коп. (12 130 руб./30 дней × 1,15);
– за дни июля – 449 руб. 98 коп. (12 130 руб./31 день × 1,15);
4) сумма пособия:
– за дни июня – 464 руб. 98 коп. × кол-во дней;
– за дни июля – 458 руб. 61 коп. × кол-во дней.
Дистанционная занятость сотрудников как одна из форм занятости в ближайший период времени
В условиях распространения коронавирусной инфекции, а также борьбы с ее последствиями, дистанционная занятость представляется как один из основных альтернативных вариантов занятости персонала. При этом «классический» вариант дистанционной занятости необходимо отличать от удаленной и надомной работы.
Основой для этого, в частности, являются положения письма Минтруда России от 23 апреля 2020 г. № 14-2/10/П-3710, которым были доведены Рекомендации по применению гибких форм занятости в условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации.
Классический вариант дистанционной занятости раскрыт в гл. 49.1 ТК РФ. Согласно ст. 312.1 ТК РФ дистанционной работой является выполнение определенной трудовым договором трудовой функции вне места нахождения работодателя, его филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения (включая расположенные в другой местности), вне стационарного рабочего места, территории или объекта, прямо или косвенно находящихся под контролем работодателя, при условии использования для выполнения трудовой функции и для осуществления взаимодействия между работодателем и работниками по вопросам, связанным с ее выполнением, информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети интернет.
Как правило, дистанционная работа предусматривает взаимодействие путем обмена электронными документами, где используются усиленные квалифицированные электронные подписи дистанционного работника и работодателя.
Так, например, если трудовой договор о дистанционной работе заключен путем обмена электронными документами, то (ст. 312.2 ТК РФ):
– работодатель не позднее трех календарных дней со дня заключения данного трудового договора обязан направить дистанционному работнику по почте заказным письмом с уведомлением оформленный надлежащим образом экземпляр данного трудового договора в бумажном виде;
– документы, предусмотренные ст. 65 ТК РФ, могут быть предъявлены работодателю лицом, поступающим на дистанционную работу, в форме электронного документа. По требованию работодателя данное лицо обязано направить ему по почте заказным письмом с уведомлением нотариально заверенные копии указанных документов в бумажном виде;
– ознакомление лица, заключающего трудовой договор о дистанционной работе, с документами, предусмотренными частью третьей ст. 68 ТК РФ, может осуществляться путем обмена электронными документами.
Обеспечение техническими средствами и другими ресурсами работодателем или работа с использованием личного оборудования фиксируется в трудовом договоре.
За использование личного оборудования выплачивается компенсация в размерах, предусмотренных трудовым договором (ст. 312.3 ТК РФ).
Если иное не предусмотрено трудовым договором о дистанционной работе, режим рабочего времени и времени отдыха дистанционного работника устанавливается им по своему усмотрению.
В случае дистанционной работы с учетом необходимости соблюдения противоэпидемических требований органов государственной власти по предупреждению распространения эпидемии работник и работодатель также могут при необходимости обмениваться электронными документами с последующим их оформлением в установленном порядке.
При всем этом следует понимать, что особенности дистанционной работы, включая порядок принятия работника на нее, оформления необходимых документов, организации труда, регламентируются гл. 49.1 ТК РФ, в большей степени, по вновь возникающим трудовым отношениям с дистанционными работниками. Кроме этого, по содержанию этой главы дистанционный режим предполагается как постоянный и единственный способ исполнения работником своих трудовых обязанностей. Однако специфика оформления перевода уже
работающего по трудовому договору работника порождает сложности у работодателей и кадровых служб и выявляет всевозможные нарушения, которые они допускают в этом случае.
Условие о том, что работа будет выполняться дистанционно, можно закрепить в дополнительном соглашении к трудовому договору лишь с учетом особенностей гл. 49.1 ТК РФ. Однако применение положений указанной главы ТК РФ к работникам, с которыми установлены трудовые отношения, как к вновь принимаемым на работу, будет считаться лишь формальным соблюдением законодательства.
Издания только распорядительного акта (приказа, распоряжения) о переводе сотрудников на дистанционную занятость, не достаточно. В обязательном порядке должны заключаться дополнительные соглашения к трудовому договору.
В соответствии с трудовым законодательством за работником должны сохраняться все социально-трудовые права и гарантии, включая уровень заработной платы. При этом трудовая функция работника не изменяется, тогда как временно меняется лишь режим его работы (часть 3 ст. 312.1 ТК РФ). Не допускается внесения изменений в трудовой договор в связи с временным переходом на дистанционную работу, ухудшающих положение работников по сравнению с действующими нормами трудового законодательства и коллективного договора организации в части условий оплаты труда, социальных гарантий и гарантий по сохранению трудовых отношений между работодателем и работником.
При этом любые изменения, которые могут быть внесены в трудовой договор с работником путем заключения дополнительного соглашения, могут касаться лишь изменения режима работы и условий его реализации. Все пункты трудового договора в части трудовой функции работника, оплаты труда, условий заключения и расторжения трудового договора должны оставаться неизменными.
На практике в ряде организаций в дополнительное соглашение с работниками включены новые пункты по условиям его расторжения (увольнение по инициативе работодателя в связи с «изменением жилищно-бытовых условий работника, исключающее возможность продолжения выполнения работ» или «неоднократное нарушение сроков сдачи выполненных рабочих заданий более чем на 3 дня в течение 1 календарного месяца»). В данном случае ошибка в необоснованной ссылке на часть первую ст. 312.5 ТК РФ, которая применяется при заключении с работником отдельного трудового договора при принятии его на дистанционную работу. Данная статья ТК РФ не может применяться в условиях временного перевода работников, имеющих трудовые отношения с данным работодателем, так как Указы Президента не содержат требований или допущений по изменению существенных условий трудового договора с работниками.