Налог на тунеядство – миф или реальность?




О. Баланцева,
консультант «БГ», критик

Кто будет платить?
Итак, какая же информация известна? Все россияне, которые достигли 18-летнего возраста и нигде официально не работают, обязаны будут платить так называемый налог на тунеядство. От уплаты налога планируется освободить студентов, зарегистрированных безработных, пенсионеров и некоторые другие льготные категории граждан. А делается это все для того, чтобы эффективнее бороться с нелегальной занятостью.

Не так давно Рострудом была озвучена информация о том, что более 15 миллионов экономически активных граждан России сегодня официально не работают, а учитывая, что в настоящее время в нашей стране насчитывается почти 76 миллионов экономически активных граждан, нетрудоустроенным считается каждый пятый россиянин. Также чиновниками было отмечено, что наличие большой доли нелегального рынка труда крайне пагубно сказывается на экономическом развитии нашего государства, поскольку его бюджет недополучает денежные средства из-за неполноты налоговых поступлений, что, в свою очередь, ведет к недофинансированию социальной сферы и снижению затрат на модернизацию производства.

Ну и еще один положительный момент введения налога на тунеядцев, по мнению чиновников, – это то, что почти 4 миллиона человек будут наконец-то официально трудоустроены.

Напомним, что совсем недавно подобный налог был введен в Белоруссии, где власти заставили официально неработающих трудоспособных граждан платить в бюджет около 3 миллионов белорусских рублей (примерно 12 тысяч российских рублей) в год. Так что же, теперь очередь за нами?

По какой причине не работаем?
Заставить платить налоги тех, кто трудится неофициально и не пополняет казну государства, – конечно, дело хорошее. Только ведь не только они попадают под удар такого закона. Чем, например, «провинились» матери, воспитывающие детей и трудящиеся с ними дома в то время, как отец активно работает и обеспечивает всю свою семью? Некоторые люди и просто могут позволить себе не работать, например, те, кто имеет «лишнюю» недвижимость и живет на деньги от сдачи ее в аренду.

Или давайте представим себе человека, долгое время находящегося в поиске работы, причем не по своей вине, а просто так неудачно складываются обстоятельства – нам ли сегодня не знать, как легко потерять работу и как бывает невероятно сложно найти ее?

С другой стороны, ни для кого не секрет, что достойную работу можно получить только в крупных городах. Но ведь «жертвами» налога на тунеядство станут не только жители Москвы и Санкт-Петербурга, но и маленьких городков и областных центров, где работы практически нет.

Ну и, в конце концов, есть же Конституция, в статье 37 которой читаем: «Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию». Кстати, именно такой довод против введения налога на тунеядство приводят и сами депутаты, например, вице-спикер нижней палаты парламента Андрей Исаев, который заявил, что введение подобного налога полностью противоречит Конституции РФ, провозглашающей свободу труда. Он также подчеркнул, что данная инициатива никогда в жизни в Госдуме даже не будет рассматриваться.

Мнения экспертов
Не согласен с введением налога и бывший заместитель министра труда, проректор по развитию Академии труда и социальных отношений России Александр Сафонов, заявивший следующее: «В СССР уже был закон, который наказывал людей за неучастие в трудовой деятельности. И с точки зрения социалистического государства это был правильный идеологический посыл. Но сейчас наша страна живет в условиях рыночнойэкономики. И в ней причины того, что человек не работает, могут быть самые разные».

Подобной же позиции придерживается и финансовый омбудсмен Павел Медведев: «Недавно исполнилось 70 лет Бродскому, который был посажен в тюрьму за тунеядство. Возвращаются те старые времена. Абсурд полный.

Совершенно полный социалистический абсурд. Мало нам Бродского, нам ещё кого-то надо наказать». Кроме того, по его мнению, данное предложение «противоречит горькому 70-летнему опыту СССР, когда наказывали людей за то, что они ведут себя не так, как захочет какой-то начальник, который, вполне возможно, намного глупее того человека, которого он пытается наказать. С Бродским же было доказано, что малограмотные люди его наказывали за то, что он был умнее их». Что же касается борьбы с нелегальным рынком труда, Павел Медведев считает, что «государство не может бороться с теневыми работодателями, и за это оно хочет наказать несчастных людей, которых оно не защищает от теневых работодателей, не предоставляет им работу, которую бы они хотели».

А вот депутат Андрей Анохин, автор похожей законодательной инициативы, заключающейся во введении новой статьи в УК РФ для россиян, уклоняющихся от трудоустройства свыше 6 месяцев при наличии подходящей работы, ратующий за наказание исправительными работами за это сроком до одного года, в обоснование своей инициативы высказался так: «Труд должен восприниматься как почетная и важная обязанность каждого гражданина. Многие люди сейчас воспринимают личную свободу как некое право на тунеядство и социальное паразитирование».

Но все же большинство экспертов сходятся во мнении, что налог на тунеядство не состоятелен и не оправдан. Так, заведующая кафедры экономики труда и управления персоналом Академии труда и социальных отношений Екатерина Самраилова считает, что о тунеядстве нельзя говорить в условиях неотрегулированного рынка труда: «В Советском Союзе был баланс трудовых ресурсов, и государство гарантировало трудоустройство каждого путем искусственного создания рабочих мест и поддержания стопроцентной занятости. Не работать имели право инвалиды и домохозяйки, у которых были дети и работающий муж. А после прихода из армии или после окончания школы, вуза в течение одного месяца граждане должны были получить работу – через плановое распределение рабочей силы.

В России нет ответственности государства по обеспечению занятости населения – у нас количество рабочих мест не превышает число незанятого населения и тех, кто работает без официального трудоустройства».

Первый заместитель председателя комитета ГД по конституционному законодательству и государственному строительству Александр Агеев считает, что жизнь сама определяет, кто является тунеядцем: «Конституцию нужно менять и совершенствовать, но только для реализации прав и свобод, а не для их ограничения. Сейчас в кризис на работу устроиться может только по-настоящему хороший специалист, и в итоге рынок сам отреагирует, кто тунеядец, а кто нет».

Дым без огня?
Итак, общественные прения по поводу налога на тунеядство и инициатив по введению наказания
за отлынивание от работы идут весьма бурно, и мнения по этому поводу неоднозначные. Однако вернемся к тому, с чего мы начали: если, по заявлению Роструда, ничего подобного ввести не планировалось, то что же все так активно обсуждают?

06.04.2016

Также по этой теме: