Страховые взносы с выплат работникам из стран ЕАЭС



И. В. Стародубцева,

аудитор-эксперт


Опубликовано в "Бухгалтерская газета" № 11/2017


Как исчисляются страховые взносы с начисленной заработной платы иностранных работников из стран – членов ЕАЭС? Какие особенности в исчислении страховых взносов действуют в отношении работников из Киргизии и высококвалифицированных иностранных работников? Сейчас мы это выясним.


В соответствии со ст. 5, 6, 8 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» (далее по тексту – Закон № 115-ФЗ) все работающие иностранцы в России могут иметь три статуса:

1) временно пребывающие (имеют миграционную карту);

2) временно проживающие (имеют разрешение на временное проживание);

3) постоянно проживающие (имеют вид на жительство).


Иностранцам, постоянно или временно проживающим в РФ, разрешение на осуществление работы в РФ не требуются (подп. 1 п. 4 ст. 13 Закона № 115-ФЗ).


1. Особенности режима работы иностранных работников

1.1. Режим временного пребывания

Данный режим подразумевает срочность пребывания иностранных работников на территории РФ.


Срок временного пребывания зависит от наличия или отсутствия визы (п. 1 ст. 5 Закона № 115-ФЗ). В первом случае срок пребывания определяется сроком действия визы, а во втором – 90 суткам, если иной срок не установлен законом.

На сегодняшний день без визы могут въезжать на территорию РФ, в частности, граждане таких стран – членов ЕАЭС, как:

– Беларусь, Казахстан, Киргизия (Соглашение между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан, Правительством Кыргызской Республики, Правительством РФ и Правительством Республики Таджикистан от 30.11.2000 «О взаимных безвизовых поездках граждан»);

– Армения (Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения от 25.09.2000 «О взаимных безвизовых поездках граждан Российской Федерации и граждан Республики Армения»).


Работодателям необходимо учесть дополнения, внесенные Федеральным законом от 30.12.2015 № 466-ФЗ: непрерывный срок временного пребывания в РФ безвизовых иностранных граждан не может превышать девяносто суток. Данные изменения вступили в силу 10 января 2016 г.


Отметим, что срок временного пребывания безвизового иностранного работника, заключившего трудовой или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг), продлевается на срок действия заключенного договора, но не более чем на один год, исчисляемый со дня въезда иностранного гражданина в РФ.


Иностранные работники и члены семей из стран ЕАЭС, прибывшие в целях осуществления трудовой деятельности или трудоустройства на территорию России, освобождаются от обязанности регистрации (постановки на учет) в течение 30 суток с даты въезда. При пребывании иностранных работников свыше указанного срока они обязаны зарегистрироваться (встать на учет), либо это сделает принимающая сторона (работодатель либо заказчик услуг). Такие требования предусмотрены п. 6 ст. 97 Договора о ЕАЭС, ст. 7 Федерального закона от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ», п. 18 Административного регламента, утв. Приказом ФМС РФ от 29.08.2013 № 364.


Обратите внимание! Если иностранный гражданин прибывает в Россию в безвизовом режиме, то для получения возможности трудоустройства на территории России ему необходимо получить патент (п. 1 ст. 2 Закона № 115-ФЗ).


1.2. Режим временного проживания


Для данного режима иностранным гражданам необходимо получить разрешение на временное проживание. Такое разрешение выдается в пределах квоты, утвержденной Правительством РФ.


Срок действия разрешения на временное проживание составляет три года (п. 1 ст. 3 Закона № 115-ФЗ). Разрешение без учета квоты может быть выдано иностранным работникам, родившимся на территории РСФСР и состоявшим в прошлом в гражданстве СССР или родившимся на территории РФ, признанным нетрудоспособным и имеющим дееспособных сына или дочь, состоящих в гражданстве РФ, имеющим хотя бы одного нетрудоспособного родителя, состоящего в гражданстве РФ, и в других случаях, приведенных в п. 3 ст. 6 Закона № 115-ФЗ.


1.3. Режим постоянного проживания

Иностранному работнику в течение срока действия разрешения на временное проживание и при наличии законных оснований может быть выдан вид на жительство. Для его получения иностранец обязан прожить в России не менее одного года на основании указанного разрешения (п. 2 ст. 8 Закона № 115-ФЗ).


Вид на жительство выдается сроком на пять лет. Однако данный срок может быть продлен еще на пять лет. Для этого работник не позднее чем за два месяца до истечения срока действия имеющегося у него вида на жительство подает соответствующее заявление. Количество продлений срока действия законом не ограничено (п. 3 ст. 8 Закона № 115-ФЗ).


Из данного правила есть исключения. Так, при выдаче вида на жительство данные положения не применяются в отношении:

– высококвалифицированных специалистов и членов их семей;

– иностранных граждан, признанных носителями русского языка в соответствии со статьей 33.1 Федерального закона от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации».


2. Общий порядок исчисления страховых взносов с выплат работникам из стран ЕАЭС

Общий порядок исчисления страховых взносов определяется положениями Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ (далее по тексту – Закон № 212-ФЗ), соответствующими законами о видах обязательного социального страхования (Федеральные законы от 15.12.2001 № 167-ФЗ и от 29.12.2006 № 255-ФЗ).


Застрахованными лицами являются (ст. 2 Закона № 255-ФЗ):

– граждане РФ;

– иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно или временно проживающие на территории РФ;

– иностранные граждане и лица без гражданства, временно пребывающие на территории РФ, за исключением высококвалифицированных специалистов.


Положениями Законов № 255-ФЗ и № 167-ФЗ предусмотрено, что в случаях, если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные данными Федеральными законами, то применяются правила международного договора РФ.


Договором о ЕАЭС установлено, что социальное обеспечение (социальное страхование), кроме пенсионного, трудящихся и членов их семей осуществляется на тех же условиях и в том же порядке, что и граждан государства трудоустройства (п. 3 ст. 98 Договора).


Все виды пособий и выплат иностранным работникам из стран ЕАЭС, работающим на территории России, в случаях временной нетрудоспособности, беременности, рождения ребенка, отпуска по уходу за ребенком и в других случаях предоставляются в соответствии с законодательством государства трудоустройства. Все расходы, связанные с предоставлением указанных пособий и выплат, несет это государство (п. 3 ст. 98 Договора о ЕАЭС). К видам социального обеспечения относятся:

– обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;

– обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

– обязательное медицинское страхование.


Практически это означает, что с 1 января 2015 г. трудящиеся из Евразийского союза (со 2 января 2015 г. – граждане Армении, с 12 августа 2015 г. – граждане Киргизии), работающие в России, имеют право на получение всех видов пособий (письма Минтруда РФ от 22.05.2015 № 17-3/ООГ-618, от 07.05.2015 № 17-3/В-235, от 13.05.2015 № 17-3/В-238, от 13.03.2015 № 17-3/ООГ-268). Поэтому работодатель обязан выплачивать таким иностранным работникам пособия с первого дня работы на территории РФ независимо от их миграционного статуса (письмо Минтруда РФ от 05.12.2014 № 17-1/10/В-8313). Это означает, что с выплат, произведенных в пользу иностранных работников, исчисляются страховые взносы в ФФОМС по тарифу 5,1% и в ФСС по тарифу 2,9%.

Договор о ЕАЭС не содержит специальных положений, определяющих условия обязательного пенсионного страхования таких работников. На этом основании специалисты Минтруда делают вывод, что в части пенсий применяется законодательство страны трудоустройства, т. е. Российской Федерации (письмо Минтруда РФ от 13.10.2015 № 17-3/В-504).


Таким образом, в отношении временно пребывающих и работающих по трудовым договорам на территории РФ иностранных работников из государств – членов ЕАЭС (за исключением высококвалифицированных специалистов) применяются те же тарифы, что и для российских работников:

а) в ПФР – 22% в пределах установленной предельной величины базы для начисления взносов и 10% свыше установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (в 2016 г. – 796 тыс. рублей);

б) в ФСС РФ – пониженный тариф в 1,8%.


Стоит отметить, что договор о ЕАЭС не регулирует порядок расчета страховых взносов.


Что же касается взносов в ФОМС, то статьей 10 Закона № 326-ФЗ предусмотрено, что застрахованными лицами в ФОМС РФ являются:

– граждане РФ;

– постоянно или временно проживающие в РФ иностранные граждане, лица без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов и членов их семей, а также иностранных граждан, осуществляющих в РФ трудовую деятельность в соответствии со ст. 13.5 Закона № 115-ФЗ);

– лица, имеющие право на медицинскую помощь в соответствии с Федеральным законом «О беженцах» (Федеральный закон от 19.02.1993 № 4528-1).


В том случае, если речь идет о постоянно или временно проживающих гражданах из стран-участниц ЕАЭС, то вопросов не возникает: взносы в ФОМС уплачиваются на общих основаниях по тарифу 5,1%. Спорным является вопрос c иностранными работниками, которые временно пребывают в РФ. По российскому законодательству такие лица не являются застрахованными по обязательному медицинскому страхованию. Но, учитывая позицию контролирующих органов и отсутствие судебной практики, безопасно применять к выплатам временно пребывающих иностранцев из стран ЕАЭС общеустановленный тариф.

Работники, заключившие с российской организацией гражданско-правовой договор, не относятся к лицам, застрахованным на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ст. 2 Закона № 255-ФЗ). А поэтому у заказчика работ (услуг) нет обязанности назначать и выплачивать таким работникам социальные пособия. Но из указанного правила есть исключения.

В договоре гражданско-правового характера может быть установлена обязанность по страхованию на случай травматизма. При наступлении страхового случая иностранцы будут иметь право на пособие по временной нетрудоспособности (п. 1, п. 2 ст. 5, подп. 1 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ (далее – Закон № 125-ФЗ)).

2.1. Правила расчета пособий для иностранных работников из стран ЕАЭС

Социальные пособия для иностранных работников рассчитываются по тому же алгоритму, что и для российских граждан, т. е. исходя из среднего заработка за расчетный период (п. 1 ст. 14 Закона № 255-ФЗ). Расчетный период составляет два календарных года, предшествующих году наступления права на пособие. При этом не имеет значения тот факт, что граждане из стран ЕАЭС могли в предшествующие два года не работать на территории РФ. В расчет принимаются только те выплаты в пользу работника, на которые были начислены страховые взносы в ФСС РФ (п. 2 ст. 14 Закона № 255-ФЗ).

На практике могут возникнуть ситуации, когда у работника нет учитываемых в расчетном периоде выплат, облагаемых страховыми взносами (например, он устроился на работу в 2016 году и в этом же году заболел). В этом случае средний дневной заработок для расчета пособий определяется из величины МРОТ (п. 1.1 ст. 14 Закона № 255-ФЗ): Размер МРОТ х 24 мес./730 дн. (п. 15 Положения о расчете пособий, утв. постановлением Правительства РФ от 15.06.2007 № 375).


Проиллюстрируем приведенный алгоритм на примере.

Пример

Гражданин Белоруссии работает в российской компании по трудовому договору с 11 января 2016 г. В период с 16 мая по 20 мая 2016 г. он был временно нетрудоспособен. Период больничного листа – 5 календарных дней. Страховой стаж работника (с учетом его стажа работы в Республике Беларусь) на момент наступления болезни составляет 7 лет.


Расчетным периодом для страхового случая будет период с 1 января 2014 г. по 31 декабря 2015 г. (п. 1 ст. 14 Закона № 255-ФЗ). Однако в этот период работник находился в Республике Беларусь и не работал на территории РФ.


Рассчитаем средний дневной заработок исходя из МРОТ: 5965 руб. x 24/730 = 196,11 руб., где 5965 руб. – величина МРОТ на момент начала заболевания.


При стаже до 8 лет пособие выплачивается в размере 80% среднего заработка (п. 2 ч. 1 ст. 7 Закона № 255-ФЗ). Размер дневного пособия равен 156,89 руб. (196,11 руб. x 80%).


Таким образом, работнику из Беларуси нужно начислить и выплатить пособие в размере 784,45 руб. (156,89 руб. x 5 календ. дн.).


2.2. Исчисление страховых взносов с выплат высококвалифицированным специалистам из стран ЕАЭС

Высококвалифицированные иностранные работники, временно пребывающие в РФ и работающие по трудовым договорам в РФ, не подлежат обязательному пенсионному страхованию, то есть выплата им вознаграждения не облагается взносами в Пенсионный фонд РФ (п. 1 ст. 7 Закона № 167-ФЗ, п. 1 ст. 2 Закона № 255-ФЗ). Такие разъяснения приведены в письме Минтруда РФ от 18.11.2015 № 17-3/В-560 и основаны на следующих доводах.


Как мы уже выяснили, социальное страхование трудящихся в России граждан стран ЕАЭС осуществляется в таком же порядке, как и для российских граждан.


Договором о ЕАЭС не предусмотрены какие-либо исключения в отношении обязательного социального страхования, в том числе обязательного медицинского страхования, для лиц, являющихся высококвалифицированными специалистами.


Таким образом, иностранцы из стран Евразийского союза, работающие по трудовым договорам на территории РФ, независимо от своего статуса, в том числе высококвалифицированные специалисты, имеют право на получение всех видов пособий по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (пособие по временной нетрудоспособности, пособие по беременности и родам, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, единовременное пособие при рождении ребенка, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, социальное пособие на погребение) и право на медицинскую помощь, и, соответственно, работодатели должны уплачивать с выплат в их пользу страховые взносы в ФСС РФ и ФФОМС в тех же размерах, что и с выплат гражданам РФ. Поэтому взносы на страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также на медицинское страхование необходимо исчислять на общих основаниях, т. е. по тарифу – 2,9% для ФСС РФ и 5,1% для ФФОМС.


В отношении страховых взносов в ПФР ситуация иная.


Принимая во внимание, что Договор о ЕАЭС не содержит специальных положений, определяющих условия обязательного пенсионного страхования трудящихся государств-членовix_Т€Ђ, а также учитывая, что отдельный договор по пенсионному страхованию и обеспечению не принят, в части вопросов пенсионного страхования применяется законодательство страны трудоустройства.


Таким образом, иностранные граждане, являющиеся высококвалифицированными специалистами, не являются застрахованными лицами в системе обязательного пенсионного страхования. Однако как только такой работник получит вид на жительство (статус постоянно проживающего гражданина в РФ), то выплата ему вознаграждения будет облагаться взносами в ПФР, ФСС РФ и ФФОМС РФ (письмо Минтруда РФ от 18.12.2015 № 17-3/В-620).


2.3. Особенности исчисления страховых взносов с выплат работникам из Киргизии

Особенности исчисления страховых взносов с выплат вознаграждений гражданам Киргизии связаны с тем, что Кыргызская Республика 12 августа 2015 г. стала членом ЕАЭС (см. статью «Новые отношения с Киргизией» в «БГ» № 22, 2015).


Страховые взносы с выплат временно пребывающим работникам из Киргизии оплачиваются по тем же тарифам, как для россиян:

– в ПФР – 22% с выплат в пределах базы, а с сумм, ее превышающих, – 10%;

– в ФСС РФ – 2,9%;

– в ФФОМС РФ – 5,1%.


Однако перечислять страховые взносы по вышеприведенным тарифам необходимо с выплат, начисленных с даты вступления Договора о ЕАЭС в силу или с даты присоединения к нему. Таким образом, право на получение пособий по временной нетрудоспособности, а также декретных, детских пособий имеют временно пребывающие граждане Киргизии, если страховой случай наступил 12 августа 2015 г. и позже. До указанной даты эти работники могут получить только больничные, если работодатель платил за них взносы в ФСС не менее шести месяцев (ч. 4.1 ст. 2 Закона № 255-ФЗ). А поскольку у временно пребывающих сотрудников не было за 2013 и 2014 г. выплат, облагаемых взносами в Фонд соцстраха, то расчет пособий осуществляется исходя из МРОТ.


2.4. Особенности исчисления страховых взносов от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

Напомним, что обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежат физические лица (ст. 5 Федерального закона от 24.07.1998 г. № 125-ФЗ):

– выполняющие работу на основании трудового договора, заключенного со страхователем;

– выполняющие работу на основании гражданско-правового договора, если в соответствии с указанным договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы.


Как и в отношении других «страховых» законов, действие Закона № 125-ФЗ распространяется и на иностранных граждан независимо от их статуса, если иное не предусмотрено федеральными законами или международными договорами РФ (п. 2 ст. 5 Закона № 125-ФЗ).


Договор о ЕАЭС определяет, что обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний осуществляется для всех граждан государств – членов ЕАЭС на общих основаниях. На практике это означает, что взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний с зарплаты работников из стран ЕАЭС исчисляются на общих основаниях и по тарифам, установленным Федеральным законом от 22.12.2005 № 179-ФЗ.

11.10.2017

Также по этой теме: