Через месяц после дня официального опубликования вступит в силу (за исключением отдельных положений) Федеральный закон от 27.07.2010 № 229-ФЗ, которым внесены обширные изменения в Налоговый кодекс.

В часть вторую Налогового кодекса РФ внесены поправки, касающиеся, в том числе, порядка уплаты НДС, НДФЛ, налога на прибыль организаций и некоторых других налогов.

Самое  заметное  изменение,  которое  касается НДС, — возможность  обмена  счетами-фактурами  между  контрагентами  в  электронном  виде  по  взаимному  согласию сторон  и  при  наличии  у  них  совместимых  технических и программных средств. В качестве одного из реквизитов счета-фактуры добавлено указание наименования валюты. При этом в обновленной статье 169 НК РФ уточняется, что такой документ должен быть подписан электронной цифровой подписью руководителя компании или иных уполномоченных лиц. Таким образом, в отличие от бумажного счета-фактуры электронный документ главбуху подписывать не обязательно.
Кроме того начнут действовать электронные формы журналов  учета  полученных  и  выставленных  счетов-фактур, а также книги покупок и книги продаж. В настоящее время согласно п. 8 ст.  169 НК РФ, Правительство РФ устанавливает  лишь  порядок  ведения  журнала  учета  полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж. Из-за этого на практике возникает множество спорных вопросов, связанных с обязательным указанием различных реквизитов счета-фактуры, а также правомерностью принятия «входного» НДС к вычету при отсутствии или неправильном заполнении каких-либо реквизитов.

В связи с дополнением в п. 8 ст.  169 НК РФ, со 2 сентября 2010 г. Правительство РФ будет утверждать не только правила ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж, но и их обязательные формы.

В соответствии с новым п. 9 ст.  169 НК РФ, порядок выставления и получения счетов-фактур в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи с применением электронной  цифровой  подписи  будет  устанавливаться Минфином России. Для того чтобы обмен электронными счетами фактурами  стал  доступен, ФНС  России  должна утвердить форматы счета-фактуры, а также журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж в электронном виде.

Также Минфин России разъяснил, что это также позволит компаниям предоставлять указанные документы проверяющим по телекоммуникационным каналам связи.

НДФЛ

Уточнены обязанности налоговых агентов, в части ведения учета предоставленных физическим лицам налоговых вычетов, исчисленных и удержанных сумм налога, а также возврата излишне удержанных сумм НДФЛ.

В п. 1 ст.  230 НК РФ для налоговых агентов установле на обязанность вести учет доходов, которые они выплатили физическим лицам. Такой учет должен производиться по  форме,  установленной  Минфином  России,  однако в  настоящее  время  эта форма  не  утверждена. Приказом МНС России от 31.10.2003 № БГ-3-04/583 последняя форма (1-НДФЛ)  налоговой  карточки  по  учету  доходов  и  налога на доходы физических лиц была утверждена на 2003 г. В  последующие  периоды  разъяснения  контролирующих органов не были однозначными.

В Письме ФНС России от 01.06.2009 № 3-5–04/709 отмечалось, что до установления новой формы 1-НДФЛ, учет доходов, полученных от налоговых агентов физлицами, надо вести по форме, утвержденной на 2003 г. Финансовое ведомство сочло возможным налоговым агентам использовать самостоятельно разработанную форму или соответствующие разделы формы 1-НДФЛ. Данное разъяснение приведено в Письме Минфина России от 21.01.2010 № 03-04-08/4—6.

ФАС  Северо-Западного  округа  в  Постановлении от 29.05.2007 № А56-23810/2005 сделал вывод, что налогового агента нельзя привлечь к ответственности за представление в налоговый орган сведений об учете доходов, выплаченных физлицам, по форме, отличной от 1-НДФЛ.

С 1 января 2011 г. согласно новой редакции п. 1 ст.  230 НК РФ налоговые агенты будут самостоятельно разрабатывать формы регистров налогового учета и порядок отражения в них  сведений  о  выплаченных физлицу  доходах. В  указанной норме перечислено, какие именно данные должны быть включены в регистры налогового учета. Это сведения, позволяющие идентифицировать налогоплательщика, вид выплачиваемых  ему  доходов  и  предоставленных  налоговых вычетов в соответствии с утвержденными кодами, суммы дохода и даты их выплаты, статус налогоплательщика, даты удержания и перечисления НДФЛ, реквизиты соответствующего платежного документа.

Пунктом 1 ст.  231 НК РФ установлена обязанность налогового  агента,  сообщать  налогоплательщику  о  каждом факте излишнего удержания НДФЛ и его сумме в течение десяти дней со дня обнаружения такого факта. Возврат излишне удержанного НДФЛ, налоговый агент обязан произвести в течение трех месяцев со дня получения  заявления  от  плательщика  налога.  При  нарушении установленного срока для возврата, налоговый агент должен будет начислить проценты за каждый день просрочки на невозвращенную сумму.

Для целей исчисления налога на прибыль организаций в два раза увеличена первоначальная стоимость объекта для признания его основным средством или амортизируем имуществом. Таким образом, с 1 января 2011 г. амортизируемым  будет  считаться  имущество,  первоначальная  стоимость  которого 40  тыс.  рублей  вместо 20 тыс. рублей, при этом срок полезного использования останется прежним — более 12 месяцев. Положение п. 1 ст.  256 НК РФ будет применяться для объектов, приобретенных после 1 января 2011  года. Если компания введет  объект  в  эксплуатацию  в  декабре 2010  г. и  его стоимость составит 20 000 руб., то он будет признаваться амортизируемым, а с 1 января 2011 г. на него будет начисляться амортизация.

Стоимость  имущества,  полученного  при  модернизации,  реконструкции,  техническом  перевооружении  и  частичной  ликвидации  ОС,  будет  учитываться  в  материальных  расходах.  Ранее  в  своем  Письме от 17.02.2010 № 03-03-06/1/75 Минфин России пояснял, что учет  в расходах  стоимости имущества,  образовавшегося при модернизации и реконструкции, не предусмотрен Налоговым  кодексом.  Закон № 229-ФЗ  расширил перечень затрат, учитываемых в материальных расходах. Теперь в силу абз. 2 п. 2 ст. 254 НК РФ в эту группу  расходов  входят МПЗ  и  иное  имущество,  полученное  при  модернизации,  реконструкции,  техническом перевооружении и частичной ликвидации ОС.

Стоит отметить, что данные изменения распространяют  свое  действие  на  правоотношения,  возникшие с 1  января 2010  г.  в  соответствии  с п. 5  ст.  10  Закона № 229-ФЗ. Поскольку они вступают в силу со 2 сентября 2010 г. (п. 1 ст.  10 Закона № 229-ФЗ), то стоимость МПЗ, полученных при модернизации, реконструкции, техническом  перевооружении  и  частичной  ликвидации ОС, можно учесть уже в декларации за девять месяцев 2010 г.

Региональные налоги.

С 1 января 2011 года организации не будут подавать в инспекцию расчеты по  авансовым платежам  в  течение  каждого  отчетного  периода  по  транспортному и земельному налогам. Компании, являющиеся плательщиками  транспортного и земельного налогов, будут представлять декларацию один раз  в  год, но не позднее 1 февраля  года, следующего  за  истекшим  налоговым  периодом.  Это стало возможным благодаря изменениям, внесенным в ст.  ст. 363 и 363.1 НК РФ и п. 1 ст.  397, п. п. 2, 3 ст. 398 НК РФ.

Также по этой теме:


Ранее просмотренные страницы

Список просмотренных товаров пуст
Список сравниваемых товаров пуст
Список избранного пуст
Ваша корзина пуста