Учет предметов религиозного назначения из драгоценных металлов и драгоценных камней в религиозных организациях



Опубликовано в журнале "Некоммерческие организации в России" №2 год - 2009



канд. экон. наук,
доцент кафедры бухгалтерского учета МГУУ
при правительстве Москвы

При распространении предметов религиозного назначения религиозные организации должны обращать особое внимание на те предметы, которые содержат драгоценные металлы и драгоценные камни, поскольку существует целый ряд законодательных нормативных документов, где представлены требования по их хранению и учету.

Основными из них являются:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (далее — ГК РФ).
  2. Федеральный закон от 26 марта 1998 г. № 41#ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» (с изменениями и дополнениями) (далее — Федеральный закон № 41-ФЗ).
  3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ.
  4. Постановление Правительства РФ от 28 сентября 2000 г. № 731 «Правила учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности» (далее — Правила учета и хранения драгоценных металлов).
  5. Правила учета и хранения драгоценных металлов, утвержденные постановлением Правительства РФ от 28 сентября 2000 г. № 731 (далее — Правила № 731), а также Инструкция, утвержденная приказом Минфина России от 29 августа 2001 г. № 68н (далее — Инструкция).
  6. Приказ Минфина России от 15 октября 1999 г. № 68н «Об утверждении Инструкции о порядке проведения в организациях ревизий и проверок учета, использования и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней».

В Федеральном законе № 41-ФЗ используются следующие основные понятия:

драгоценные металлы — золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий). Настоящий перечень драгоценных металлов может быть изменен только федеральным законом. Драгоценные металлы могут находиться в любом состоянии, виде, в том числе в самородном и аффинированном виде, а также в сырье, сплавах, полуфабрикатах, промышленных продуктах, химических соединениях, ювелирных и иных изделиях, монетах, ломе и отходах производства и потребления;

драгоценные камни — природные алмазы, изумруды, рубины, сапфиры и александриты, а также природный жемчуг в сыром (естественном) и обработанном виде. К драгоценным камням приравниваются уникальные янтарные образования в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Настоящий перечень драгоценных камней может быть изменен только федеральным законом (постановлением Правительства РФ от 5 января 1999 г. № 8 утвержден Порядок отнесения уникальных янтарных образований к драгоценным камням);

использование драгоценных металлов и драгоценных камней — использование драгоценных металлов и драгоценных камней в производственных, научных и социально-культурных целях;

специальный учет — ведение реестра осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями организаций и индивидуальных предпринимателей, не предполагающее взимания сбора за внесение указанных организаций и индивидуальных предпринимателей в этот реестр.

Таким образом, нормы федерального законодательства Российской Федерации определяют, что все организации, в том числе и религиозные, подлежат специальному учету в случае, если они осуществляют операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями. Не вызывает сомнение то, что предметы, предназначенные для распространения верующим, — золотые и серебряные кресты, цепи и другие предметы, содержащие православную культовую символику, относятся вышеназванным законом к драгоценным металлам и драгоценным камням. Кроме того, и в предметах, предназначенных для богослужения, также могут содержаться драгоценные металлы и драгоценные камни. Но при этом необходимо разобраться, что понимается законодателем под операциями с драгоценными металлами и драгоценными камнями.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона № 41-ФЗ операциями с драгоценными металлами и драгоценными камнями признаются следующие действия:

1. Действия, выражающиеся в совершении гражданско8правовых сделок: действия, выражающиеся в переходе права собственности и иных имущественных прав на драгоценные металлы и драгоценные камни (обращение драгоценных металлов и драгоценных камней), в том числе их использование в качестве залога;

2. Действия, выражающиеся в их физическом изменении, перемещении (производство, транспортировка) : изменение физического состояния или содержания драгоценных металлов и драгоценных камней в любых веществах и материалах при добыче, производстве драгоценных металлов и драгоценных камней, их последующей переработке, обработке и использовании; перемещение драгоценных металлов и драгоценных камней и продукции из них, в том числе транспортировка драгоценных металлов и драгоценных камней и продукции из них, в места хранения, фонды и запасы, а также хранение и экспонирование драгоценных металлов и драгоценных камней; ввоз драгоценных металлов и драгоценных камней, а также продукции из них на территорию Российской Федерации и их вывоз с территории Российской Федерации.

Религиозные организации, как правило, совершают операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями, относящиеся к действиям, выражающимся в совершении гражданско-правовых сделок, в частности к действиям, выражающимся в переходе права собственности.
Драгоценные металлы и драгоценные камни, приобретенные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, могут находиться в собственности юридических и физических лиц. Собственники драгоценных металлов и драгоценных камней осуществляют свое право собственности на драгоценные металлы и драгоценные камни в соответствии с Федеральным законом от № 41-ФЗ, ГК РФ.

В соответствии со ст. 209 ГК РФ от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды являются собственниками приобретенного ими имущества и могут использовать его лишь для достижения целей, предусмотренных их учредительными документами. Таким образом, религиозная организация, приобретая предметы религиозного назначения, содержащие драгоценные металлы и драгоценные камни (далее драгоценные предметы) для распространения верующим, является их собственником до передачи этих предметов физическим лицам. Согласно ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. Следовательно, в религиозной организации действия происходят по следующей схеме: поставщик драгоценных предметов по договору купли-продажи
(на практике в устной форме) передает право собственности на драгоценные предметы религиозной организации, а религиозная организация по договору дарения (в устной форме) передает право собственности физическому лицу. Как мы видим, налицо первый вид действий, выражающихся в совершении гражданско-правовых сделок: переход права собственности и иных имущественных прав на драгоценные металлы и драгоценные камни (обращение драгоценных металлов и драгоценных камней). То есть необходимо признать, что в религиозных организациях имеется факт осуществления операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями.
Речь идет не только о продаже или реализации, а вообще о любых действиях (перемещениях) с драгоценными предметами. Это позволяет исполнительным органам государственной власти требовать от религиозных организаций постановки на учет в органах, осуществляющих надзор за данными операциями. Таким образом, все отношения в области обращения драгоценных металлов и драгоценных камней подлежат государственному регулированию.

Государственное регулирование указанных отношений осуществляется посредством:

  • установления требований к учету, хранению, транспортировке драгоценных металлов и драгоценных камней и отчетности о них, а также к порядку осуществления операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями;
  • нормативной правовой регламентации действий организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями на внутреннем и внешнем рынках; специального учета указанных организаций и индивидуальных предпринимателей.

Так, в частности, Правила учета и хранения драгоценных металлов распространяются на все юридические лица, а также на граждан, зарегистрированных в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, сбора, заготовки, первичной обработки и переработки лома и отходов драгоценных металлов и рекуперации драгоценных камней, а также использующих изделия, содержащие драгоценные металлы и драгоценные камни. Организации обязаны вести учет драгоценных металлов и драгоценных камней во всех видах и состояниях, включая драгоценные металлы и драгоценные камни, входящие в состав покупных комплектующих деталей, изделий, приборов, инструментов, оборудования, вооружения, военной техники, материалов, полуфабрикатов (в том числе закупаемых за границей) и содержащиеся в ломе и отходах драгоценных металлов и отходах драгоценных камней.

Статью полностью читайте в журнале №2 2009.

Также по этой теме:


Список просмотренных товаров пуст
Список сравниваемых товаров пуст
Список избранного пуст
Ваша корзина пуста