Бухгалтерский учет, отчетность и налогообложение


На основании действующего законодательства физические и юридические лица могут создавать с целью оказания услуг, в том числе в сфере образования, некоммерческие организации. В связи с этим в данной статье рассмотрим правовое положение, порядок создания и другие правовые моменты, касающиеся некоммерческих организаций – частных образовательных учреждений, а также учет доходов и расходов, возникающих в ходе осуществления образовательной деятельности указанными организациями.

Федеральным законом от 02.11.2013 № 292-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О бухгалтерском учете» (далее – Федеральный закон № 292-ФЗ) с 3 ноября 2013 г. предоставлена возможность религиозным организациям вести бухгалтерский учет в упрощенном виде и составлять упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность (далее по тексту статьи – упрощенная система бухгалтерского учета).

Проблемы налогообложения некоммерческих организаций являются одними из самых сложных проблем реализации налоговой политики. Особенности налогообложения некоммерческих организаций всегда будут связаны с исключениями из общих правил налогообложения, сами некоммерческие организации требуют особых процедур бухгалтерского и налогового учета. Это приводит к тому, что в отношении некоммерческих организаций применяются более сложные правила налоговой политики и налогового администрирования, чем к большинству других налогоплательщиков.

В статье обосновано, что разработка учетной политики бюджетного учреждения становится обязательным условием организации его бухгалтерского учета, так как регламентировать все возникающие в процессе финансово-хозяйственной деятельности учреждения ситуации в Инструкциях по бухгалтерскому учету невозможно.

Статья содержит подробную информацию об особенностях составления учетной политики для бюджетных учреждений. Авторы в статье обосновывают, что учетная политика учреждения не является формальным документом, во многих случаях именно на основании утвержденной в установленном порядке учетной политики должностными лицами осуществляются те или иные действия, принимаются конкретные решения.

Формирование единых принципов организации как бухгалтерского, так и управленческого учета является необходимым условием деятельности любой организации.

Автономные учреждения обязаны формировать свою учетную политику исходя из особенностей своей структуры, отраслевых и иных особенностей деятельности учреждения и выполняемых ими в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочий. Учетная политика автономного учреждения обеспечивает грамотное ведение бухгалтерского учета, оптимальную организацию учетной работы.

В статье, исходя из характера деятельности автономных образовательных учреждений, обозначены те вопросы, которые необходимо раскрыть при разработке учетной политики. Авторы убедительно доказывают, что учетная политика автономного учреждения не является формальным документом, создаваемым только потому, что его наличие предусмотрено действующим законодательством. Напротив, во многих случаях именно на основании утвержденной в установленном порядке учетной политики должностными лицами осуществляются те или иные действия, принимаются конкретные решения.

Здание храма, воскресной школы и прочие сооружения религиозных организаций относятся к основным средствам. К объектам основных средств применимы такие понятия, как: капитальное строительство, ремонт (восстановление), реставрация.

Отношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов, регулирует Федеральный закон от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Закон № 212-ФЗ).

Порядок определения доходов и их классификация для целей налогообложения
Некоммерческая организация приобретают статус налогоплательщиков по налогу на прибыль организаций с момента государственной регистрации в качестве юридического лица.

Обязанность исчислять и уплачивать налог на прибыль в бюджет возникает одновременно с обязанностью вести бухгалтерский и налоговый учет, на основе которых определяется факт получения доходов, осуществления расходов и получения прибыли.

Целевой капитал является российским аналогом эндаумента – одного из инструментов финансирования деятельности некоммерческих организаций, популярного в современной зарубежной практике.

Общеизвестно, что огромным завоеванием некоммерческих организаций на первом этапе развития экономических реформ стало льготное налогообложение их деятельности. Предпринимательской (т.е. облагаемой налогом на прибыль) для этих организаций считалась лишь та деятельность, доход от которой не инвестировался на нужды обеспечения и развития основной уставной деятельности. Это во многом способствовало увеличению количества некоммерческих организаций в сфере культуры и искусства.

Письмо Минфина России от 25.11.2010 № 03­11­06/2/180. Об учете при исчислении налога, подлежащего уплате в связи с применением УСН, вступительных и иных взносов, пожертвований, отчислений на формирование резерва на проведение ремонта, капитального ремонта общего имущества, платежей за жилищно­коммунальные услуги, полученных ТСЖ от своих членов, а также об учете доходов, полученных ТСЖ (агент) при исполнении агентского договора.

 

Автономная некоммерческая организация (АНО) применяет упрощенную систему налогообложения (УСН), (объект налогообложения «доходы») с момента регистрации (июль 2010 г.). Учредители организации – физические лица вносят добровольные имущественные взносы. Облагаются ли единым налогом взносы участников АНО?  

Согласно Плану счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению (утв. приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 г. № 94н) в зависимости от выбранного организацией способа учета расходов (закрепленного в учетной политике) использование средств целевого финансирования отражается по дебету счета 86 в корреспонденции со счетами 20 «Основное производство» или 26 «Общехозяйственные расходы» – при направлении средств целевого финансирования на содержание некоммерческой организации; либо непосредственно по дебету счета 86. 

При распространении предметов религиозного назначения религиозные организации должны обращать особое внимание на те предметы, которые содержат драгоценные металлы и драгоценные камни, поскольку существует целый ряд законодательных нормативных документов, где представлены требования по их хранению и учету. 

Обязательной ежегодной аудиторской проверке в соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» подлежат и некоммерческие организации. Это фонды (включая общественные), фондовые биржи, зарегистрированные как некоммерческие партнерства, а также наиболее крупные некоммерческие организации. Для последних предусмотрены два финансовых показателя: сумма активов баланса (свыше 200 тыс. МРОТ) и, если они занимаются предпринимательской деятельностью, выручка от реализации за год (свыше 500 тыс. МРОТ). Серьезной проблемой являются ограниченные финансовые возможности фондов, подлежащих обязательному аудиту, в частности благотворительных фондов. Жертвователи направляют средства в такие фонды на конкретные виды благотворительной помощи. Тот небольшой процент средств, который может быть использован на управленческие расходы благотворительного фонда, не предполагает расходы на аудит. 

В статье рассматривается порядок заполнения Отчета о целевом использовании средств негосударственными медицинскими учреждениями.
Рассматриваются также отличия в заполнении Отчета о целевом использовании средств, составляемого в составе бухгалтерской отчетности от заполнения Отчета о целевом использовании имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг составляемого негосударственными медицинскими учреждениями в составе налоговой декларации по налогу на прибыль.

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо ЗАО по вопросу налогообложения единым социальным налогом материального поощрения сотрудников, производимого организацией за счет средств, полученных от акционера – юридического лица, владеющего более 50% акций, и в соответствии со ст. 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) разъясняет следующее.

Согласно п. 1 ст. 236 Кодекса объектом налогообложения единым социальным налогом для налогоплательщиков, производящих выплаты в пользу физических лиц, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям, адвокатам, нотариусам, занимающимся частной практикой), а также по авторским договорам.

Вопрос о бухгалтерской отчетности религиозных организаций можно разделить на две части: вопрос о ее составлении и вопрос о ее представлении в налоговые органы.
В соответствии с письмом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 16 мая 2003 года № ВГ-6-02/563 «О представлении бухгалтерской отчетности религиозными организациями» религиозные организации, не имеющие объектов обложения налогами, предусмотренными налоговым законодательством, не представляют в налоговые органы по месту учета бухгалтерскую отчетность.

Статья 2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Закон № 7-ФЗ) устанавливает, что некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.
Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

1 - 20 из 38
Начало | Пред. | 1 2 | След. | Конец