Установление пределов специальной правоспособности



Опубликовано в журнале "Некоммерческие организации в России" №1 год - 2007


 

Вопрос о содержании специальной правоспособности некоммерческих организаций и о средствах обозначения контуров правоспособности некоммерческой организации является далеко не праздным. От его постановки и разрешения зависит многое, в частности, правомерность совершения некоммерческой организацией коммерческих сделок.
Вопрос о пределах правоспособности некоммерческих организаций разобьем на следующие подвопросы.

  1. Достаточно ли указать в уставе НКО лишь «цель» создания организации либо следует указать не только «цель» ее создания, но и «предмет» ее деятельности?
  2. Необходимо ли конкретное перечисление всего многообразия «видов деятельности» такой орга низации?

В юридической литературе на этот счет нет единого мнения, и это не случайно. Действительно, в одном месте в ГК РФ содержится упоминание о «цели деятельности», «цели деятельности и видах деятельности» (п. 1 ст. 49 ГК РФ), а в другом месте о «предмете и цели де ятельности», «предмете и определенной цели деятельности» юридического лица (п. 2 ст. 52 ГК РФ).
В пункте 3 статьи 14 Федерального закона от 12.01.1997 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» в числе сведений, которые должны быть в обя зательном порядке отражены в учреди тельных документах некоммерческой организации, называются «предмет и цель деятельности» такой организации.
А в пункте 1 статьи 24 того же закона объем правоспособности некоммерческой организации может быть определен только одним из вышеназванных критериев – «целями» деятельности некоммерческой организации.
В Федеральном законе от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» мы находим указание законодателя на то, что общественные объединения могут создаваться «для защиты общих интересов и достижения общих целей» их членов, а также для содействия реализации прав и законных интересов граждан (ст. 3). Далее этот закон отмечает, что цели общественного объединения подлежат закреплению в уставе (ст. 5).
Такая непоследовательность, а точнее небрежность, имеющая место в законодательной практике, и породила в конечном счете, разноречивые мнения по поводу оптимальности выбора средств для определения объема правоспособности некоммерческой организации.
Само собой разумеется, что необходимость включения в уставные документы положения о «цели и предмете» деятельности некоммерческой организации не подвергается сомнению, ибо тем самым выполняется одно из императивных предписаний законодателя. Отсутствие в учредительных документах любого из названных компонентов, упомянутых в пункте 2 статьи 52 ГК РФ и в пункте 3 статьи 14 Федерального закона «О некоммерческих организациях», является основанием для вывода о несоответствии учредительных документов требованиям законности.
Тем не менее при проведении научного исследования феномена «специальной правоспособности некоммерческих организаций» нельзя только пассивно следовать за теми или иными постулатами, содержащимися в законе. И, постоянно ссылаясь на букву закона, кивать головой в знак согласия, говоря при этом: «Да, да, это именно так и есть, потому что законодатель так сказал!». Действительно, пусть, даже законодатель прав, но разве
это допущение не нуждается в соответствующем научном обосновании? А такого обоснования в современной науке гражданского права, как уже было сказано, обнаружить не удается, как, впрочем, и опровержения.
Дело в том, что для обоснования необходимости применения критериев «цели и предмета» или только «цели» деятельности для уяснения объема правоспособности некоммерческой организации необходимо выйти за границы традиционного знания о гражданско-правовых явлениях и встать на методологические позиции деятельностного подхода, рассмотреть содержание категории «деятельность».
Прежде всего попытаемся дать ответ на вопрос: что следует понимать под категорией «деятельность», а затем — под категорией «деятельность некоммерческой организации»?
К сожалению, даже при самом поверхностном знакомстве с имеющейся научной литературой убеждаешься, что содержание понятия «деятельность» до сих пор остается малоизученным, что имеются многочисленные точки зрения по интересующему нас вопросу о том, что следует понимать под «деятельностью», какова ее структура. В общем, в настоящий момент достаточно трудно найти ясное и вместе с тем общепринятое определение этого сложного термина. В этом, впрочем, нет ничего удивительного, подобное можно наблюдать сплошь и рядом — почти с каждым философским и правовым понятием дело обстоит почти точно так же.
Если суммировать сказанное в философской литературе по поводу деятельности и деятельностного подхода, то можно акцентировать внимание на следующих положениях:
во-первых, человеческая деятельность представляет собой активное воздействие субъекта на предмет (объекты, процессы реального мира) деятельности;
во-вторых, деятельностью является не только активное, но и целенаправленное воздействие субъекта на объект деятельности. Деятельность в этом смысле есть всегда реализация той или иной цели;
в-третьих, в структуру всякой деятельности принято включать цель, средства и ее результат;
в-четвертых, деятельность представ ляет собой единство двух сторон: внешней и внутренней. Внутренняя сторона деятельности содержит в себе идеальное в виде цели. Внешняя сторона находит свое выражение посредством средств и результата деятельности.
Теперь можно попытаться сформулировать искомое определение. Деятельность некоммерческой организации – это ее физическая активность (состоящая из отдельных действий, предмета и средств деятельности), направленная на реализацию уставных целей. Важнейшим критерием, позволяющим отличать одну деятельность от другой, является различие в целях деятельности. Все остальное может совпадать, а именно:
предметы, средства, характер активности, последствия отдельных действий, но если цели деятельности разные, то мы имеем дело с двумя различными деятельностями. По этой причине законодатель устанавливает непременное требование об указании в учредительных документах некоммерческой организации на цель деятельности такой организации.
Другим критерием, подлежащим обязательному отражению в учредительных документах некоммерческих организаций, что следует из пункта 2 статьи 52 ГК РФ, является предмет деятельности.
Сначала ответим на вопрос: можно ли «предмет деятельности» отождествлять с «видами деятельности» юридического лица?
На наш взгляд, «предмет деятельности» некоммерческих организаций не может отождествляться с «видами деятельности» по следующим соображениям. Во-первых, предмет деятельности некоммерческой организации – это то, на что направлена эта деятельность. Если предметом такой деятельности являются «виды деятельности», то, следовательно, на них и должна быть направлена деятельность некоммерческой организации, но тогда получается, что предметом своей деятельности некоммерческая организация имеет свою же деятельность.
Такое определение предмета деятельности некоммерческой организации является тавтологичным, т. е. определяет то же через то же и тем самым не несет никакой новой информации об употреблении изучаемого термина. Выходит то, что называется в логике circulus vitiōsus – порочная ошибка, состоящая в том, что в определение скрытым образом вводится само определяемое понятие. Правильнее было бы назвать такие «виды деятельности» не «предметом», а «средствами деятельности». Средства деятельности – это то, при помощи чего достигается результат, конечная цель всякой деятельности. Терминологическая неясность, имеющая место в ГК РФ, а также в федеральных законах, должна быть устранена, и вместо понятийного ряда «цель и предмет деятельности некоммерческой организации» должна появиться более точная формулировка, отражающая специфику правового статуса такой организации, а именно: «цель и средства деятельности некоммерческой организации».
Конечно, для некоторых некоммерческих организаций сама их деятельность может стать предметом их деятельности.
Это касается тех случаев, когда речь идет, например, о саморегулируемых организациях арбитражных управляющих, товариществах собственников жилья, разного рода ассоциациях.
Предметом деятельности таких некоммерческих организаций является как их деятельность по воспроизводству, совершенствованию своей собственной структуры, функционирования, так и
иная деятельность. Так, ассоциация может иметь предметом своей деятельности:
обеспечение постоянной связи учредителей;
осуществление совместной деятельности членов Ассоциации в следующих направлениях (далее следует указание, в каких направлениях);
оказание консультативных услуг членам Ассоциации;
координация практической деятельности членов Ассоциации и т.д.1 Но и в рассматриваемых случаях, когда деятельность некоммерческих организаций непосредственно оказывается сосредоточенной на процессах внутренней самоорганизации, предмет ее деятельности не сводится только к ней. Он гораздо шире, деятельность некоммерческой организации по-прежнему остается обращенной также на предметы, явления, процессы внешней реальности.

Продолжение статьи читайте в журнале "Некоммерческие организации" № 1 / 2007

Также по этой теме: