Стратегии распространения продуктов творческой деятельности в некоммерческом секторе культуры и искусства



Опубликовано в журнале "Некоммерческие организации в России" №1 год - 2009


 канд. экон. наук,
доцент,
проректор НОУ
«ВШПП-институт»

  В современных условиях, когда не только в массовом сознании, но и в умах интеллигенции как элиты общества наблюдается размытость и неопределенность ценностных ориентиров, когда под мощным воздействием средств массовой информации и Интернета формируется новое социокультурное пространство, когда экономика зачастую доминирует над моралью и культурой, проблема творчества и, в особенности, духовного творчества приобретает особую актуальность. Однако дело не только в переосмыслении и активизации творческих процессов в культуре и искусстве, но и в востребованности их продуктов в обществе.

В книге Абраама Моля «Социодинамика культуры» культура определяется как«сила, действующая в социальном поле» [1]. Данная сила иррадиирует в обществе в виде циклов распространения «культурем» от создателей культурных благ до их потребителей. В циклах распространения продуктов культуры и искусства он выделяет два этапа: этап взаимоотношений создателей культурных благ, или «авторов», с так называемой «группой распространения» (издательства, галереи, меценаты и т.п.); и этап массового распространения (копирование, тиражирование и т.п.). Именно второй этап, по его мнению, носит «экономический характер» в силу реакции потребителей на произведения культуры и искусства. От «веса» и значимости такой реакции во многом зависит характер «обратного воздействия» как на самих создателей культурных благ, так и на выбор стратегий поведения группами распространения.

Большинство авторов считают, что продукты культуры и искусства относятся к смешанным благам, сочетающим в себе как индивидуальную, так и социальную полезность. По мнению известного экономиста А.Я. Рубинштейна, экономическая социодинамика учреждений искусства порождает два вида эффекта: «Во-первых, потребление услуг учреждений искусства обеспечивает возникновение первичного эффекта (удовольствие, художественная информация) и его присвоение теми индивидуумами, которые приобрели билеты в театр и на концерты и оплатили свои посещения цирковых представлений, музеев и выставок. Во-вторых, реализация этих услуг приводит к появлению вторичного эффекта в виде прироста «социального капитала» и его присвоению уже всем обществом…» [2].

Сегодня одной из главных задач для некоммерческих организаций культуры и искусства является поиск своего потребителя на рынке смешанных благ, причем данная проблема осложняется для них (в отличие от коммерческих организаций) ориентацией не столько на деньги этого потребителя, сколько на его внутренний мир. В условиях, когда сами потребители услуг и продуктов творческой деятельности в некоммерческом секторе культуры и искусства, как правило, постоянно обсуждают эстетические качества этих продуктов, успех или неуспех подобных поисков во многом зависит от избранной стратегии их распространения.

Речь идет не только о традиционных (например, классический балет) но и об «альтернативных» культурных проектах (таких, как экспериментальные театральные труппы, рок-группы, независимые киностудии и кинозалы, частные радиостанции, выставки изобразительного искусства, проходящие на нетрадиционных площадках, и т.п.). В этой связи мы не считаем, что лучшее — это обязательно традиционное. Например, лучшая музыка — это не обязательно классическая музыка. В число «лучших» может попасть и популярное произведение, созданное в коммерческих целях.

Проблема выбора стратегии распространения продуктов культуры и искусства с экономической точки зрения это, в первую очередь, проблема рационального распределения ресурсов в соответствии с выбранными целями. Вопрос вопросов в том, могут ли некоммерческие организации культуры и искусства, т.е. так называемый «третий сектор» экономики, стать ключевыми игроками в распределении своих ресурсов и в распространении своих продуктов или же они переуступят свои экономические права предпринимателям и коммерсантам. Данный вопрос можно предельно упростить, а именно: кто будет главенствовать в сфере распространения продуктов культуры и искусства: культура над бизнесом или бизнес над культурой.

Если стратегии распространения продуктов культуры и искусства будут развиваться в рамках доминирования бизнеса над культурой, то, оказавшись на территории бизнеса, создатели художественных произведений будут «плясать под его дуду». Иными словами, не группы распространения, связанные с творцами художественных произведений и защищающие их права, а бизнесмены будут предъявлять свои требования к их творчеству. Происходящие сегодня процессы коммерциализации культуры ставят вопрос не просто о том, какие продукты культуры лучше — коммерческие или некоммерческие, а о том, будут ли вообще развиваться культурные институты, ориентированные на творчество, моральные ценности и общественные идеалы, либо приоритетными станут стратегии, нацеленные на извлечение прибыли со стороны частного бизнеса.

На наш взгляд, в условиях рынка культура и бизнес взаимосвязаны друг с другом: сфера бизнеса в отсутствие культурного влияния утрачивает смысл, а бизнесмены испытывают чувство неуверенности в успешном развитии своего бизнеса и в перспективах собственной карьеры. Но и самих создателей творческих продуктов, подчинившихся не свойственной им логике рынка, ожидает то, что в литературе называется «воронкой ухудшающего отбора», когда, например, композиторы переключаются на музыку для рингтонов (мелодии для мобильных телефонов), а режиссеры-постановщики «без стеснения заимствуют приемы гипермассовых (а потому зажиточных) видов культурного бизнеса» [3].

Статью полностью читайте в журнале №1 2009.

Также по этой теме: