Некоммерческие организации являются экономическими субъектами (Андреев, 2003).
Однако известный экономист Карл Поланий считает, что термин «экономический» используется в двух значениях, имеющих разные корни. Они называются содержательным и формальным значениями экономического:
«Содержательное значение (substantive meaning) «экономического» вытекает из факта зависимости человека от природы и других людей. Оно характеризует его взаимоотношения с природным и социальным окружением, которые обеспечивают ему средства удовлетворения материальных потребностей.
Формальное значение (formal meaning) термина «экономический» основывается на логическом характере связи между целями и средствами, являемой в таких понятиях, как «экономичный» или «экономить» (economical, economizing). Оно подразумевает конкретную ситуацию выбора, а именно: выбора между различными способами использования средств, порождаемого их ограниченностью» (Карл Поланий, 2002, с. 56).
Цель данного исследования – разработать содержательную теорию маркетига для некоммерческих организаций. Главный тезис статьи, основанный на изучении литературы, говорит о том, что существующая теория маркетинга для некоммерческих организаций основана на формалисткой экономической интерпретации. Наша задача состоит в том, чтобы ответить на вопрос о содержательной достоверности и объяснительной надежности формалисткой теории маркетинга некоммерческих организаций. Основываясь на результатах критического анализа, мы описываем перспективы изучения маркетинга некоммерческих организаций с точки зрения институциональной экономики и содержательного подхода.
Качественное поисковое исследование проведено по методологии конструктивизма и критической герменевтики – наук, направленных на интерпретацию каких-либо общественных феноменов (Bleicher, 1980).