«Спецрежимников» и плательщиков НДС задним числом «обрадовали»
«Спецрежимников» и плательщиков НДС задним числом «обрадовали»
Итак, 17
мая президент подписал Федеральный закон, изменяющий сразу несколько глав части
второй Налогового кодекса, а именно, главы 21, 26.1, 26.2 и 26.3.
Изменения,
вносимые в Налоговый кодекс РФ Федеральным законом от 17 мая 2007 г. № 85-ФЗ,
направлены, по замыслу их инициаторов,
на устранение недостатков в применении упрощенной системы
налогообложения, системы налогообложения в виде единого налога на вмененный
доход для отдельных видов деятельности и налога на добавленную стоимость.
Примечательно,
что хотя поправки вступают в силу с 1 января 2008 г., однако, по нашей славной
традиции, названный Федеральный закон, конечно же, содержит ряд положений, которые
распространяются на правоотношения с 1 января 2007 года. «Повезло» как
плательщикам НДС, так и предпринимателям, применяющим «упрощенку».
Итак, посмотрим, что же измелилось с текущего года.
Теперь при
применении «упрощенки» будут учитываться не только расходы
на приобретение, сооружение и изготовление основных средств, но и расходы на
достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое
перевооружение основных средств. Указанные расходы, а также расходы на
приобретение или создание самим налогоплательщиком нематериальных активов,
отражаются в последнее число отчетного (налогового) периода в размере
уплаченных сумм. При этом указанные расходы учитываются только по основным
средствам и нематериальным активам, используемым при осуществлении
предпринимательской деятельности. Кроме того, конкретизировано, что при
применении УСН учитываются суммы уплаченных налогов и сборов, но кроме единого
налога, уплачиваемого при применении УСН.
Решен
довольно спорный вопрос о признании расходов на приобретение основных средств.
А именно, теперь учитываются не только расходы по оплате стоимости товаров,
приобретенных для дальнейшей реализации, но и расходы, связанные, с реализацией таких
товаров, и расходы, связанные с их приобретением. Как таким расходам, как и
прежде, относятся расходы по хранению, обслуживанию и транспортировке товаров.
Добавили
также и новые виды расходов: на обслуживание контрольно-кассовой техники и по вывозу
твердых бытовых отходов.
Принятие
расходов также приведено с учетом вышеназванных нововведений. Соответственно,
расходы на приобретение (сооружение, изготовление) основных средств в период применения упрощенной системы налогообложения,
а также расходы на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и
техническое перевооружение основных средств, произведенных в указанном периоде,
принимаются с момента ввода этих основных средств в эксплуатацию.
Сроки
включения в расходы стоимости основных средств и нематериальных активов в отношении приобретенных (сооруженных,
изготовленных) до перехода на упрощенную систему налогообложения основных
средств или нематериальных активов теперь привязываются именно к календарному
году. Так, со сроком полезного использования до трех лет
включительно они включаются в течение одного календарного года применения «упрощенки», а со сроком полезного использования от трех до
15 лет включительно - в течение первого календарного года применения «упрощенки» - 50 процентов стоимости, второго календарного
года - 30 процентов стоимости и третьего календарного года - 20 процентов
стоимости. Основные средства и нематериальные активы со сроком полезного
использования свыше 15 лет теперь учитываются в течение только первых 10 лет применения «упрощенки»
равными долями.
Кроме того,
одна из норм статьи 149 НК РФ, определяющей перечень
освобожденных от НДС операций была конкретизирована и расширена. Теперь согласно
подпункту 9 названной нормы от НДС освобождаются операции по реализации
драгметаллов в слитках как самим Центробанком, так и
банками не только Цетробанку, но и другим банкам, в
том числе по договорам поручения, комиссии либо агентским договорам с
Центробанком и банками. В этом случае, в отличие от ранее действовавшего
порядка, помещения этих слитков в хранилище Центробанка или сертифицированные хранилища
банков теперь не требуется, а вот если осуществляется реализация иным лицам,
что теперь тоже освобождается от НДС, необходимо держать слитки в Государственном
хранилище ценностей, хранилище Центробанка или хранилищах банков.
Данным
законом также установлен порядок подтверждения обоснованности применения
налоговой ставки 0% и момент определения налоговой базы налогоплательщиками, которые
не представляют в налоговые органы таможенные декларации.
Порядок
же таков. Чтобы подтвердить «нулевую» ставку НДС, налогоплательщикам,
освобожденным от обязанности подавать таможенную декларацию в налоговый орган, нужно
не позднее 180 календарных дней с даты отметки
пограничными таможенными органами на перевозочных документах, подтверждающей
вывоз или ввоз товаров, подать документы, указанные в подпунктах 1, 2 и 4
пункта 4 статьи 165 НК РФ.
Не
успели – платите налог по ставке 18 %. Момент
определения налоговой базы будет определяться с даты отметки, подтверждающей ввоз
или вывоз товаров, проставленной пограничными таможенными органами на
перевозочных документах. А если удастся подтвердить – уплаченные суммы налога
вам вернут впоследствии.
Что
касается изменений, вступающих в силу с 1 января 2008 г., коих большинство: подробному
их освещению мы посвятим материал в одном из наших будущих номеров.