Дебет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» Кредит 51 «Расчетные счета»
|
- на сумму оплаты стоимости проездных билетов на счета автоперевозочных организаций, их посредников и (или) иных распространителей; |
Дебет 71 «Расчеты с подотчетными лицами» Кредит 50 «Касса» |
- на сумму наличных денежных средств, выданных под отчет уполномоченному должностному лицу для приобретения им проездных документов; |
Дебет 50 «Касса», субсчет «Денежные документы» Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», 71 «Расчеты с подотчетными лицами»
|
- на стоимость полученных от организаций и (или) уполномоченных должностных лиц организации бланков проездных билетов (документов); |
Дебет 26 «Общехозяйственные расходы», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства», 44 «Расходы на продажу», 91 «Прочие доходы и расходы» и др. Кредит 50 «Касса», субсчет «Денежные документы»
|
- на стоимость выданных работникам проездных билетов, отнесенных за счет соответствующего источника; |
Дебет 26 «Общехозяйственные расходы», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства», 44 «Расходы на продажу», 91 «Прочие доходы и расходы» и др. Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»
|
- на стоимость услуг транспортных и иных организаций по доставке работников к месту работы и обратно, по предоставлению автотранспорта для служебных разъездов и т.п.; |
Дебет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» Кредит 51 «Расчетные счета» |
- на суммы оплаты услуг транспортных и иных организаций. |
При получении в кассу и выдаче проездных документов оформляются отдельные приходные и расходные кассовые ордера.
Выдача наличных денежных средств работникам организаций под отчет для приобретения проездных билетов регулируется Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденным решением Совета Директоров Центробанка России 22.09.1993 № 40.
При этом выдача средств на цели приобретения проездных билетов приравнивается к хозяйственным нуждам, в связи с чем работники и занимаемые ими должности (которым будут выдаваться подотчетные суммы) должны быть перечислены в Перечне подотчетных лиц организации, объявляемому в начале каждого года.
По истечении трехдневного срока после даты, до которой подотчетные средства должны быть использованы, уполномоченные должностные лица обязаны представить в бухгалтерию авансовый отчет об использовании средств и сдать приобретенные билеты.
Так как в качестве приложения к проездному документу может быть представлен только сам проездной билет, то в приказе по организации рекомендуется устанавливать дату, по истечении которой проездной билет утратит свою силу, и работник сможет приложить его к отчету.
Вместе с этим следует учитывать, что до даты истечения срока использования билет может быть утрачен, испорчен или т.п., в связи с чем приобретенные работниками проездные документы сперва могут быть учтены в материальном учете соответствующего структурного подразделения (например, отдела или службы кадров), а затем выданы еще раз под отчет работникам, чем обеспечится подтверждение факта приобретения документов работниками. В таком случае авансовый отчет может быть истребован по датам приобретения (а не использования) проездных документов, а к авансовому отчету могут быть приложены соответствующие акты или ксерокопии.
Возмещение стоимости уже использованных работниками проездных документов, ранее приобретенных за счет личных средств, производится также на основании представляемых авансовых отчетов с приложением уже использованных бланков билетов, проездных карт и т.п.
При этом в бухгалтерском учете в соответствии с приказом Минфина России № 94н оформляются следующие записи:
Дебет 26 «Общехозяйственные расходы», 44 «Расходы на продажу», 91 «Прочие доходы и расходы» и др. Кредит 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям»
|
- на стоимость проездных билетов, подлежащих возмещению из средств работодателя; |
Дебет 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» Кредит 50 «Касса» |
- на сумму наличных денежных средств, выданных работникам в оплату приобретенных ими проездных билетов. |
Если для решения служебных задач будут направлены работники, должностные обязанности которых не связаны с постоянными разъездами и по которым локальными актами организации не предусмотрено возмещение стоимости проезда, на организацию также ложится обязанность по оплате стоимости проезда на общественном или частном транспорте.
При этом для возмещения стоимости проезда работник подает письменное заявление с просьбой об оплате транспортных расходов со ссылкой на приказ, распоряжение или другой организационно-распорядительный документ направившей организации с приложением проездных билетов.
Если порядком, принятым в организации, предусмотрено оформление дополнительных документов (маршрутного листа, предписания на выполнение задания, разъездной ведомости и т.п.), к заявлению прилагаются также и данные документы (в том числе заверенные подписями и печатями организаций посещения).
При всем этом следует учитывать, что если выполнение отдельных задач работникам поручается вне места его постоянной работы, то направление может быть оформлено командировочным удостоверением, что регулируется положениями ТК РФ и Инструкции Минфина СССР, Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 07.04.1988 № 62 «О служебных командировках в пределах СССР». Оплата проездных документов в таких случаях производится в обязательном порядке (в отличие от суточных, которые выплачиваются при условии, что командировка более одних суток, и работник не может каждый день возвращаться к месту постоянного своего проживания).
Предусмотренные ст.168.1 ТК РФ расходы по оплате проезда работников с разъездным характером работы освобождаются от обложения всеми видами налогов, а также не включаются в расчетную базу по страховым взносам на обязательное социальное страхование.
В части налога на доходы физических лиц и единого социального налога это объясняется именно тем, что возмещение расходов по проезду работникам, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, законодательно закреплено в новой редакции ТК РФ. Это подтверждено в письмах Минфина России от 29.08.2006 № 03-05-01-04/252 (в части налога на доходы физических лиц), от 21.08.2006 № 03-05-02-04/130 (в части единого социального налога).
При этом выплаты, направленные на возмещение работодателем расходов, связанных со служебными поездками работников, освобождаются от обложения указанными налогами при условии, если в коллективном договоре, соглашении, локальных нормативных актах или трудовом договоре установлено, что работа физических лиц по соответствующей должности осуществляется в пути и (или) носит разъездной характер.
В остальных случаях производимые расходы должны включаться в облагаемую базу по налогу на доходы физических лиц, а если осуществляются не за счет прибыли, остающейся в распоряжении организации после уплаты налога на прибыль, - также и в налоговую базу по единому социальному налогу.
Если организация является плательщиком налога на прибыль и какие-либо выплаты по оплате проезда работников не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем (отчетном) периоде, они во всех случаях освобождаются от обложения единым социальным налогом на основании п.3 ст.236 НК РФ.
По мнению автора, приведенные положения в полной мере касаются и периода до вступления в силу новой редакции ТК РФ. Согласно многочисленным разъяснениям Минфина России (см., в частности, письма от 04.05.2006 № 03-05-01-04/112, от 26.12.2001 № 04-04-06/508), согласно которым если в соответствии с должностной инструкцией или приказом руководителя организации выполнение служебных обязанностей работником носит разъездной характер и при этом он не обеспечивается специальным транспортом на время выполнения данных обязанностей, производимые выплаты следует признавать компенсационными с их освобождением от обложения налогом на доходы физических лиц (п.3 ст.217 НК РФ) и единым социальным налогом (п.1 ст.237 НК РФ, подп.2 п.1 ст.238 НК РФ). Такой вывод подтверждается также и сложившейся арбитражной практикой (см. постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 28.10.2005 № А13-3955/2005-11, Федерального арбитражного суда Московского округа от 01.09.2005 № КА-А40/8254-05).
В расчетную базу по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование выплаты по оплате проезда работников включаются в таком же порядке, что и при формировании налоговой базы по единому социальному налогу. Это следует из п.2 ст.10 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (в редакции изменений и дополнений), согласно которой объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов являются соответственно объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу, установленные главой 24 НК РФ.
Осуществляемые на основании ст.168.1 ТК РФ расходы по оплате проезда работников не включаются также и в расчетную базу по страховым взносам на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Это следует из пункта 10 Перечня, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 07.07.1999 № 765 «О перечне выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации». Именно данный нормативный акт должен применяться при определении перечня выплат, освобождаемых от обложения страховыми взносами, на основании пункта 4 Правил начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 № 184).
Производимые в строгом соответствии со статьей 168.1 ТК РФ расходы по оплате проезда работников с разъездным характером работы относятся к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль, что подтверждено в письме Минфина России от 29.08.2006 № 03-03-04/1/642. Вместе с этим, данные положения касаются только сотрудников, работа которых носит разъездной характер, и применяются только с 06.10.2006 года (даты вступления в силу новой редакции ТК РФ).
Осуществляемые организациями расходы по доставке работников к месту работы и обратно учитываются в целях налогообложения прибыли с учетом положений п. 26 ст.270 НК РФ. Исходя из этого, в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль расходы по оплате проезда работников к месту работы и обратно транспортом общего пользования, специальными маршрутами, ведомственным транспортом могут быть приняты при условии, что доставка работников к месту работы и обратно объясняется технологическими особенностями производства или если такая доставка предусмотрена заключенными с работниками трудовыми договорами и (или) действующим в организации коллективным договором.
На основании подп.12.1 п.1 ст.264 НК РФ в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, налоговую базу по налогу на прибыль уменьшают также расходы на доставку от места жительства (сбора) до места работы и обратно работников, занятых в организациях, которые осуществляют свою деятельность вахтовым способом или в полевых (экспедиционных) условиях.
Если доставку к месту работы и обратно организация осуществляет по тем маршрутам, по которым предусмотрен общественный транспорт, производимые расходы должны быть включены в налоговую базу по налогу на доходы физических лиц перевозимых сотрудников, на что указано в письме Минфина России от 18.05.2006 № 03-05-01-04/128. При этом в организации должен быть организован персонифицированный учет сотрудников, пользующихся указанной услугой, а также осуществляться расчет суммы оплаты такой доставки применительно к каждому из перевозимых сотрудников.
Применительно к единому социальному налогу, а также страховым взносам на обязательное пенсионное страхование осуществляемые организацией расходы по доставке сотрудников при возможности пользования услугами общественного транспорта подлежат налогообложению в том случае, если они не учитываются в целях налогообложения прибыли.
В том случае, если общественный транспорт отсутствует и работодатель вынужден за счет своих средств организовывать доставку работников к месту работы и обратно, осуществляемые расходы не должны облагаться налогом на доходы физических лиц, единым социальным налогом и страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование. Это объясняется тем обстоятельством, что в данном случае суммы оплаты организацией проезда не могут быть признаны экономической выгодой (доходом) работников (см. письмо Минфина России от 01.06.2006 № 03-05-01-04/142).
Приведенные положения касаются как случаев доставки работников к месту работы и обратно собственным транспортом организации, так и случаев заключения договоров с транспортными и иными сторонними организациями (индивидуальными предпринимателями).
Также по этой теме:
- Книги по этой тематике в разделах: Бухгалтерский учет и налоги, Книги и диски
- Другие статьи по этой тематике