Отвечаем на сложные налоговые вопросы




Лермонтов Ю. М.,
советник государственной
гражданской службы РФ
3 класса

Вопрос 1. Организация, находясь на общей системе налогообложения, приобрела в сентябре 2012 г. оборудование. Оплата за указанное оборудование происходит с отсрочкой платежа в 2014 г. С 2013 г. организация переходит на специальный налоговый режим УСН (доходы минус расходы). Оборудование введено в эксплуатацию в сентябре 2012 г. Возможно ли начислять амортизацию (учитывать расходы) по указанному оборудованию в период применения УСН? В 2013 г. организация принимает решение о возврате на общий режим налогообложения. Как определить срок начисления амортизации по данному оборудованию для целей исчисления налога на прибыль в 2014 г.?

Ответ. В рассматриваемой ситуации в период применения УСН расходы на приобретение оборудования не учитываются. Срок начисления амортизации по данному оборудованию для целей исчисления налога на прибыль в 2014 г. определяется как оставшийся срок полезного использования, определенного на дату перехода на УСН.

Обоснование. В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 346.16 НК РФ при определении объекта налогообложения налогоплательщик уменьшает полученные доходы на расходы на приобретение, сооружение и изготовление основных средств, а также на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств (с учетом положений пп. 3 и 4 данной статьи).

Согласно подп. 3 п. 3 ст. 346.16 НК РФ расходы на приобретение (сооружение, изготовление) основных средств, на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств, а также расходы на приобретение (создание самим налогоплательщиком) нематериальных активов в отношении приобретенных (сооруженных, изготовленных) основных средств, а также приобретенных (созданных самим налогоплательщиком) нематериальных активов до перехода на упрощенную систему налогообложения включаются (по стоимости основных средств и нематериальных активов) в расходы в следующем порядке:
– в отношении основных средств и нематериальных активов со сроком полезного использования до 3 лет включительно – в течение первого календарного года применения упрощенной системы налогообложения;
– в отношении основных средств и нематериальных активов со сроком полезного использования от 3 до 15 лет включительно в течение первого календарного года применения упрощенной системы налогообложения – 50% стоимости, второго календарного года – 30% стоимости и третьего календарного года – 20% стоимости;
– в отношении основных средств и нематериальных активов со сроком полезного использования свыше 15 лет – в течение первых 10 лет применения упрощенной системы налогообложения равными долями стоимости основных средств.

При этом в течение налогового периода расходы принимаются за отчетные периоды равными долями.

В силу п. 2 ст. 346.17 НК РФ расходами налогоплательщика признаются затраты после их фактической оплаты.

Как указано в п. 2.1 ст. 346.25 НК РФ, при переходе организации на упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, в налоговом учете на дату такого перехода отражается остаточная стоимость приобретенных (сооруженных, изготовленных) основных средств и приобретенных (созданных самой организацией) нематериальных активов, которые оплачены до перехода на упрощенную систему налогообложения, в виде разницы между ценой приобретения (сооружения, изготовления, создания самой организацией) и суммой начисленной амортизации в соответствии с требованиями гл. 25 НК РФ.

Пунктом 3 ст. 346.25 НК РФ установлено, что в случае, если организация переходит с упрощенной системы налогообложения (независимо от объекта налогообложения) на общий режим налогообложения и имеет основные средства и нематериальные активы, расходы на приобретение (сооружение, изготовление, создание самой организацией, достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение) которых, произведенные в период применения общего режима налогообложения до перехода на упрощенную систему налогообложения, не полностью перенесены на расходы за период применения упрощенной  системы налогообложения в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 346.16 НК РФ, на дату перехода на уплату налога на прибыль организаций в налоговом учете остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов определяется путем уменьшения остаточной стоимости этих основных средств и нематериальных активов, определенной на дату перехода на упрощенную систему налогообложения, на сумму расходов, определяемую за период применения упрощенной системы налогообложения в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 346.16 НК РФ.

В рассматриваемой ситуации приобретенное оборудование не оплачено как до перехода на УСН, так и в течение применения УСН. Следовательно, в рассматриваемой ситуации в период применения УСН расходы на приобретение оборудования не учитываются. Пункт 3 ст. 346.25 НК РФ к указанной ситуации формально не подходит.

В соответствии с п. 4 ст. 259 НК РФ начисление амортизации по объектам амортизируемого имущества, в т. ч. по объектам основных средств, права на которые подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию, независимо от даты его государственной регистрации.

В рассматриваемой ситуации объект был введен в эксплуатацию в период применения организацией общей системы налогообложения. По нашему мнению, срок начисления амортизации по данному оборудованию для целей исчисления налога на прибыль в 2014 г. определяется как оставшийся срок полезного использования, определенный на дату перехода на УСН (полный срок полезного использования минус срок использования в течение применения общей системы налогообложения до перехода на УСН) (по аналогии с правилом п. 3 ст. 346.25 НК РФ об определении остаточной стоимости основных средств для такого случая).

Вопрос 2. Российская организация – комитент планирует заключить договор комиссии с белорусской организацией на приобретение товара. Белорусская организация приобретает товары на территории Республики Беларусь у юридических лиц и поставляет их российскому комитенту. Каковы особенности оформления заявления о ввозе товаров и уплаты косвенных налогов? Каков порядок взимания НДС по такой сделке?

Ответ. Российская организация в указанной ситуации является плательщиком НДС и должна уплатить НДС не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет импортированных товаров. Она обязана представить в налоговый орган соответствующую налоговую декларацию не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет импортированных товаров. Одновременно с налоговой декларацией налогоплательщик представляет в налоговый орган, в частности, Заявление на бумажном носителе (в четырех экземплярах) и в электронном виде (по форме, приведенной в Протоколе от 11.12.2009 «Об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств – членов Таможенного союза об уплаченных суммах косвенных налогов»). Правила заполнения заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов утверждены указанным Протоколом об обмене информацией, а порядок заполнения заявления разъяснен в письме ФНС России от 10.05.2011 № АС-4–2/7439@.

Обоснование. В соответствии с п. 1 ст. 990 ГК РФ по договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента.

По сделке, совершенной комиссионером с третьим лицом, приобретает права и становится обязанным комиссионер, даже если комитент был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки.

Пунктом 1 ст. 996 ГК РФ закреплено, что вещи, поступившие к комиссионеру от комитента либо приобретенные комиссионером за счет комитента, являются собственностью последнего. На основании ст. 3 Соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 «О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе» при импорте товаров на территорию одного государства – участника Таможенного союза с территории другого государства – участника Таможенного союза косвенные налоги взимаются налоговыми органами государства-импортера, если иное не установлено законодательством этого государства в части товаров, подлежащих маркировке акцизными марками (учетно-контрольными марками, знаками).

В п. 1.1 ст. 2 Протокола от 11.12.2009 «О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе» указано, что если товары приобретаются на основании договора (контракта) между налогоплательщиком одного государства – члена Таможенного союза и налогоплательщиком другого государства – члена Таможенного союза, уплата косвенных налогов осуществляется налогоплательщиком государства – члена Таможенного союза, на территорию которого импортированы товары, – собственником товаров, либо, если это предусмотрено законодательством государства – члена Таможенного союза, комиссионером, поверенным или агентом.

Как разъяснено в письме Минфина России от 15.08.2005 № 03–04–08/237, в случае ввоза товаров с территории Республики Беларусь комиссионером, действующим по договору комиссии в интересах как российского покупателя, так и белорусского продавца, налог на добавленную стоимость комиссионером не уплачивается. В данном случае обязанность по уплате налога на добавленную стоимость возлагается на российского покупателя ввезенных товаров.

ФНС России в письме от 10.10.2005 № ММ-6–03/842@ указала, что в случае ввоза товаров с территории Республики Беларусь на территорию Российской Федерации российской организацией или индивидуальным предпринимателем, выступающим в роли комиссионера (агента), действующего по договору комиссии (агентскому договору) в интересах российской организации либо индивидуального предпринимателя, являющегося комитентом (принципалом) по указанному договору, косвенные налоги при ввозе указанных товаров уплачиваются комитентом (принципалом).

В случае ввоза товаров с территории Республики Беларусь на территорию Российской Федерации российской организацией или индивидуальным предпринимателем, выступающим в роли комиссионера (агента), действующего по договору комиссии (агентскому договору) в интересах налогоплательщика Республики Беларусь, и реализации указанных товаров налогоплательщикам Российской Федерации косвенные налоги уплачиваются налогоплательщиками Российской Федерации, приобретающими указанные товары. При этом комиссионер (агент) выставляет в адрес покупателей счета-фактуры с отражением в них нулевой ставки налога на добавленную стоимость, надписью или штампом «Без акциза» и указанием страны происхождения товара – Республика Беларусь.

Исходя из п. 5 ст. 161 НК РФ при реализации товаров, передаче имущественных прав, выполнении работ, оказании услуг на территории Российской Федерации иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налоговыми агентами признаются состоящие на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность с участием в расчетах на основе договоров поручения, договоров комиссии или агентских договоров с указанными иностранными лицами. В этом случае налоговая база определяется налоговым агентом как стоимость таких товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них суммы налога.

Однако в рассматриваемой ситуации российская организация является комитентом, а не комиссионером (и приведенные разъяснения, изложенные в письмах Минфина России и ФНС России, неприменимы). Следовательно, именно она является плательщиком НДС при ввозе товара на территорию РФ.

Пунктом 7 Протокола установлено, что косвенные налоги, за исключением акцизов по маркируемым подакцизным товарам, уплачиваются не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет импортированных товаров.

Как отмечено в п. 8 Протокола, налогоплательщик обязан представить в налоговый орган соответствующую налоговую декларацию по форме, установленной законодательством государства – члена Таможенного союза, на территорию которого импортированы товары, в т. ч. по договору (контракту) лизинга, не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет импортированных товаров (срока платежа, предусмотренного договором (контрактом) лизинга). Одновременно с налоговой декларацией налогоплательщик представляет в налоговый орган, в частности, заявление на бумажном носителе (в четырех экземплярах) и в электронном виде (по форме, приведенной в Протоколе об обмене информацией).

Правила заполнения заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов утверждены указанным Протоколом об обмене информацией. Порядок заполнения заявления разъяснен в письме ФНС России от 10.05.2011 № АС-4-2/7439@.

Вопрос 3. Организация является собственником жилого помещения в многоквартирном доме. Правомерна ли точка зрения организации, согласно которой она не должна вносить плату за содержание общего имущества в многоквартирном доме, поскольку самостоятельно совершает действия, направленные на содержание общего имущества (окрашивает стены на соответствующем этаже, меняет отколовшуюся плитку на лестнице, производит замену перегоревших ламп в подъезде), и поддерживает принадлежащее ей помещение в исправном состоянии?

Ответ. Точка зрения организации, согласно которой она не должна вносить плату за содержание общего имущества в многоквартирном доме, неправомерна. Обоснование. В соответствии со ст. 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.

Согласно ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме.

Частью 1 ст. 39 ЖК РФ установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.

На основании ч. 1 ст. 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и взносов на капитальный ремонт.

Исходя из ч. 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

Статьей 161 ЖК РФ устанавливается, что собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
– непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;
– управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
– управление управляющей организацией.

Как следует из изложенного, ЖК РФ не предусматривает возможности, по которой собственник помещения в многоквартирном доме может не участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме, в частности, по такому основанию, как самостоятельное совершение действий, направленных на содержание общего имущества, и поддержание  соответствующего помещения в исправном состоянии.

Таким образом, точка зрения организации, согласно которой она не должна вносить плату за содержание общего имущества в многоквартирном доме, поскольку самостоятельно совершает действия, направленные на содержание общего имущества (окрашивает стены на соответствующем этаже, меняет отколовшуюся плитку на лестнице, производит замену перегоревших ламп в подъезде), и поддерживает принадлежащее ей помещение в исправном состоянии, неправомерна.

Данный вывод подтверждается сложившейся судебной практикой.

Удовлетворяя иск организации, являющейся исполнителем по договору на оказание услуг по техническому обслуживанию общего имущества в многоквартирном доме, к индивидуальному предпринимателю – одному из собственников встроенного нежилого помещения в данном доме о взыскании задолженности за содержание общего имущества в многоквартирном доме, а также пеней, ФАС Дальневосточного округа в постановлении от 03.09.2013 № Ф03-4032/2013 исходил из нарушения ответчиком обязанности по участию в несении бремени расходов на содержание общего имущества дома. Суд отклонил доводы о том, что предприниматель самостоятельно совершал действия, направленные на содержание общего имущества, и нес соответствующие расходы, поскольку затраты, связанные с содержанием собственного помещения и поддержанием его в исправном состоянии, не доказывают участие ответчика в расходах по содержанию общего имущества, а техническая обособленность помещений ответчика от имущества дома также не освобождает его от таких расходов с позиций ст. 154 ЖК РФ.

Удовлетворяя иск товарищества собственников жилья к организации о взыскании задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг, процентов за пользование чужими денежными средствами, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в постановлении от 16.07.2013 № А26-58/2013 указал, что участие в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме является не правом, а обязанностью собственника помещения в многоквартирном доме (п. 1 ст. 158 ЖК РФ). По смыслу положений ст. 161 ЖК РФ эта обязанность реализуется путем избрания собственниками помещений в доме способа управления жилым домом, в данном случае управление жилым домом поручено истцу, и самостоятельного обслуживания общего имущества в доме каждым собственником, согласно смыслу приведенных норм, не допускается.

04.03.2015

Также по этой теме: