Налоги. Отдельные практические аспекты




А. В. Полетаев,
эксперт БГ

В ходе своей практической деятельности организации должны быть готовы производить оценку налоговых рисков, а также учитывать свершившиеся и предстоящие изменения в сфере налогообложения.

Об округлении сумм налогов
Как уже отмечалось на страницах нашего издания, с 2014 г. в соответствии с п. 6 ст. 52 НК РФ сумма любого налога исчисляется в полных рублях. При этом сумма налога менее 50 коп. отбрасывается, а сумма налога 50 коп. и более округляется до полного рубля. Соответствующие изменения приняты Федеральным законом от 23.07.2013 № 248-ФЗ.

Принятые с нынешнего года правила округления сумм налога касаются исчисления сумм налога, причитающихся к уплате в установленном действующим законодательством порядке. В  частности, установленное правило относится к суммам налога к уплате, отражаемым в налоговых декларациях. На начисление сумм налога, отражаемых в первичных учетных документах, приведенные правила округления данного случая не распространяются.

На это, в частности, указано в письме Минфина России от 29.01.2014 № 03-02-07/1/3444.

Не касаются правила округления сумм налога также и счетов-фактур. В таких документах суммы налога отражаются без округления. Как указано в постановлении Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137 «О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость», при заполнении счетов-фактур, в том числе корректировочных, книги покупок, книги продаж и других документов по НДС стоимостные показатели приводятся в рублях и копейках. И в данном случае округление сумм налога не производится.

Как отмечено в письме Минфина России от 17.02.2014 № 03-07-09/6395, правило округления суммы налога, предусмотренное п. 6 ст. 52 НК РФ, в отношении сумм налога на добавленную стоимость, предъявляемых продавцами покупателям товаров (работ, услуг) и указываемых в счетах-фактурах, не применяется.

УПД как документ для подтверждения расходов организации
Согласно ст. 252 НК РФ расходами в целях налогообложения признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статьей 313 Кодекса определено, что подтверждением данных налогового учета являются в том числе первичные учетные документы (включая справку бухгалтера).

Состав обязательных реквизитов универсального первичного документа (УПД), предложенного ФНС России к применению хозяйствующими субъектами на основе счета-фактуры, соответствует всем требованиям Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», предъявляемым к первичному учетному документу.

С учетом изложенного УПД является документом, который может быть использован для подтверждения затрат, учитываемых при исчислении налога на прибыль организаций. На это указано в письме ФНС России от 05.03.2014 № ГД-4-3/3987.

Напомним, что форма УПД доведена письмом ФНС России от 21.10.2013 № ММВ-20-3/96. Как отмечено в данном письме, указание в счетах-фактурах дополнительных реквизитов (сведений) не является основанием для отказа в вычете сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных покупателю продавцом.

Одновременно с этим Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» предусмотрена самостоятельность хозяйствующих субъектов в выборе форм документирования фактов хозяйственной жизни. В ст. 9 Закона № 402-ФЗ установлен только перечень обязательных реквизитов первичных учетных документов.

Таким образом, начиная с 2013 г. любой хозяйствующий субъект, не нарушая законодательство, может объединить информацию ранее обязательных для применения форм по передаче  материальных ценностей (ТОРГ-12, М-15, ОС-1, товарный раздел ТТН) с дублирующими по большинству позиций реквизитами с информацией счетов-фактур, выписываемых в целях исполнения законодательства по налогам и сборам. Такое объединение при соблюдении требований Закона № 402-ФЗ и гл. 21 НК РФ не может лишить хозяйствующего субъекта ни возможности учитывать оформленный факт хозяйственной жизни в целях бухгалтерского учета, ни возможности использовать право на налоговый вычет по НДС и возможности использовать право подтверждения затрат в целях исчисления налога на прибыль организаций (и других налогов).

Используя приведенные принципы и основания, ФНС России предложила к применению форму универсального передаточного документа на основе фор мы счета-фактуры.

Форма носит рекомендательный характер. Неприменение данной формы для оформления фактов хозяйственной жизни не может быть основанием для отказа в учете этих фактов хозяйственной жизни в целях налогообложения.

В полной мере УПД может подтверждать расходы по налогу на прибыль.

Расходы на мобилизационную подготовку признаются через механизм амортизации
С 2013 г. расходы на приобретение, создание, реконструкцию, модернизацию, а также техническое перевооружение амортизируемого имущества, которое относится к мобилизационным мощностям, учитываются в целях налогообложения прибыли через амортизацию. Соответствующие изменения приняты Федеральным законом от 29.11.2012 № 206ФЗ и зафиксированы в п. 1 ст. 256 и подп. 17 п. 1 ст. 265 НК РФ.

До 2013 г. такие расходы признавались единовременно, а не через механизм амортизации. В связи с этим в письме от 22.01.2014 № 03-03-05/1962 Минфин России указал на возможность  корректировки налоговой базы по налогу на прибыль за периоды до 2013 г. в связи с  единовременным признанием расходов на мобилизационную подготовки, носящих капитальный характер. В соответствии с п. 7 ст. 78 НК РФ заявление о зачете или возврате излишне уплаченного налога может быть представлено организацией в течение 3 лет со дня уплаты этой суммы. В частности, представить уточненные декларации по налогу на прибыль и заявление о возврате переплаты за налоговые периоды до 2013 г. можно подать в 2014 или 2015 г.

Налог на прибыль. Расходы на уплату утилизационного сбора
Согласно подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ суммы налогов и сборов, таможенных пошлин и сборов, начисленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке (за исключением перечисленных в ст. 270 Кодекса), в целях налогообложения прибыли организаций относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией.

Утилизационный сбор не является сбором, установленным в соответствии с Кодексом. Этот сбор установлен ст. 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в редакции Федерального закона от 21.10.2013 № 278-ФЗ) и уплачивается в соответствии с порядком и по ставкам, установленным Правительством РФ.

Согласно п. 1 ст. 51 Бюджетного кодекса РФ утилизационный сбор относится к неналоговым доходам федерального бюджета.

Таким образом, если утилизационный сбор не может быть учтен в целях налогообложения прибыли на основании подп. 1 п. 1 ст. 264 Кодекса, так как не является налоговым или таможенным платежом (сбором), то он подлежит учету при определении налоговой базы в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в соответствии с подп. 49 п. 1 ст. 264 Кодекса, поскольку является обязательным платежом, уплачиваемым при ввозе или производстве колесных транспортных средств и шасси.

В соответствии с п. 1 и подп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ расходы, принимаемые для целей налогообложения, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся. При этом датой осуществления расходов в виде сумм налогов (авансовых платежей по налогам), сборов и иных обязательных платежей признается дата их начисления.

Согласно Правилам взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств и шасси, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора (утверждены постановлением  Правительства РФ от 26.12.2013 № 1291) плательщики утилизационного сбора – крупнейшие производители колесных транспортных средств и шасси составляют расчеты этого сбора за каждый день производства (выдачи соответствующих паспортов транспортных средств, на бланках которых проставляется отметка о его уплате), для представления в налоговые органы в установленные сроки.

Уплата утилизационного сбора осуществляется крупнейшим производителем в течение 45 календарных дней, следующих за кварталом, в котором представлен расчет утилизационного сбора.

Установленный Правительством РФ порядок уплаты утилизационного сбора не позволяет сделать вывод, что исчисленный для уплаты в бюджет платеж является платежом по результатам деятельности налогоплательщика за определенный отчетный период (в данном случае – квартал). Сумма подлежащего уплате в бюджет утилизационного сбора представляет собой общую сумму этого сбора, исчисленную на основании сумм сбора, отраженного в расчетах, представленных плательщиком сбора в налоговый орган за истекший квартал.

При этом сумма утилизационного сбора, подлежащая уплате в бюджет, фактически определяется плательщиком в течение указанного 45-дневного срока, отведенного для его уплаты.

С учетом изложенных особенностей датой начисления утилизационного сбора следует признавать дату возникновения обязательств, связанных с уплатой сбора в бюджет. Соответственно для целей налогообложения прибыли утилизационный сбор должен учитываться в составе прочих расходов того отчетного периода, в котором возникает соответствующая обязанность.

Плательщики, не признанные крупнейшими производителями колесных транспортных средств и шасси, уплачивают утилизационный сбор до представления в налоговые органы  соответствующих расчетов. В этой связи данными плательщиками утилизационный сбор  учитывается для целей налогообложения прибыли в аналогичном порядке.

Также следует учитывать, что при приобретении организацией транспортно го средства, в отношении которого не был уплачен утилизационный сбор, уплаченный этой организацией сбор учитывается согласно п. 1 ст. 257 НК РФ при определении стоимости этого основного средства, списываемой в дальнейшем в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль через суммы начисленной амортизации.

01.04.2015

Также по этой теме: