Ст.3 Федерального закона от
22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении
наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт»
(далее – Закон о ККТ) определено, что организации и индивидуальные предприниматели в силу специфики своей
деятельности либо особенностей своего местонахождения могут производить наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без
применения контрольно-кассовой техники при осуществлении следующих видов деятельности:
продажи газет и журналов, а также сопутствующих товаров в
газетно-журнальных киосках при условии, если доля продажи газет и журналов в их
товарообороте составляет не менее 50 процентов и ассортимент сопутствующих
товаров утвержден органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Учет торговой выручки от продажи газет и журналов и от продажи сопутствующих
товаров ведется раздельно;
продажи ценных бумаг;
продажи лотерейных билетов;
продажи проездных билетов и талонов для проезда в городском общественном
транспорте;
обеспечения питанием учащихся и работников общеобразовательных школ и
приравненных к ним учебных заведений во время учебных занятий;
торговли на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также на других
территориях, отведенных для осуществления торговли, за исключением находящихся
в этих местах торговли магазинов, павильонов, киосков, палаток, автолавок,
автомагазинов, автофургонов, помещений контейнерного типа и других аналогично
обустроенных и обеспечивающих показ и сохранность товара торговых мест
(помещений и автотранспортных средств, в том числе прицепов и полуприцепов),
открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле
непродовольственными товарами;
разносной мелкорозничной торговли продовольственными и непродовольственными
товарами (за исключением технически сложных товаров и продовольственных
товаров, требующих определенных условий хранения и продажи) с ручных тележек,
корзин, лотков (в том числе защищенных от атмосферных осадков каркасами, обтянутыми
полиэтиленовой пленкой, парусиной, брезентом);
продажи в пассажирских вагонах поездов чайной продукции в ассортименте, утвержденном
федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта;
продажи в сельской местности (за исключением районных центров и поселков
городского типа) лекарственных препаратов в аптечных пунктах, расположенных в
фельдшерско-акушерских пунктах;
торговли в киосках мороженым и безалкогольными напитками в розлив;
торговли из цистерн пивом, квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой,
керосином, вразвал овощами и бахчевыми культурами;
приема от населения стеклопосуды и утильсырья, за исключением
металлолома;
реализации предметов религиозного культа и религиозной литературы, оказания
услуг по проведению религиозных обрядов и церемоний в культовых зданиях и сооружениях
и на относящихся к ним территориях, в иных местах, предоставленных религиозным
организациям для этих целей, в учреждениях и на предприятиях религиозных
организаций, зарегистрированных в порядке, установленном законодательством
Российской Федерации;
продажи по номинальной стоимости государственных знаков почтовой оплаты
(почтовых марок и иных знаков, наносимых на почтовые отправления), подтверждающих
оплату услуг почтовой связи.
Организации
и индивидуальные предприниматели, находящиеся в отдаленных или труднодоступных
местностях (за исключением городов, районных центров, поселков городского
типа), указанных в перечне, утвержденном органом государственной власти субъекта
Российской Федерации, также могут осуществлять наличные денежные расчеты и
(или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой
техники.
Кроме того, согласно пункту 2 статьи
2 Закона о ККТ организации и индивидуальные
предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством
Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или)
расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники
в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих
бланков строгой отчетности.
Положение об осуществлении наличных
денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без
применения контрольно-кассовой техники утверждено постановлением Правительства
РФ от 31.03.2005 № 171. Пунктом 2 этого документа определено, что формы бланков
строгой отчетности, утвержденные в соответствии с ранее установленными
требованиями, могут применяться до утверждения новых форм бланков строгой
отчетности, но не позднее 1 сентября 2007 г.
К бланкам строгой отчетности, приравненным к кассовым чекам, относятся квитанции,
билеты, проездные документы, талоны, путевки, абонементы и другие документы,
предназначенные для осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с
использованием платежных карт в случае оказания услуг населению (далее -
бланки).
Формы бланков утверждаются Минфином России по обращению заинтересованных
органов государственной власти, Центробанка России и организаций, объединяющих
субъектов предпринимательской деятельности, занятых в определенной сфере услуг.
Для
сведения читателей, применяемые в настоящее время при наличных денежных
расчетах бланки строгой отчетности были опубликованы в разделе «Справочно»
журнала «Бухгалтерский учет и налоги», № 4/2007 г.
Следует
учитывать, что организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие
населению услуги, в отношении которых не были утверждены соответствующие формы
бланков, при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с
использованием платежных карт в обязательном порядке используют контрольно-кассовую
технику. К таким
случаям в том числе относятся:
оказание транспортных услуг
населению автомобилями – такси индивидуального пользования, маршрутными такси
городского, пригородного и международного сообщения (см. письма Минфина России
от 19.05.1999 № 16-00-24-58, от 13.10.2004 № 07-05-24/22);
при получении денежных средств от
страхового агента, действующего по поручению и от имени страховой организации
(письмо Минфина России от 19.11.2004 № 03-01-20/2-37);
при оказании платных услуг населению
в области бухгалтерского учета и налогообложения (письмо МНС России от
31.05.2004 № 33-0-14/335 «О применении контрольно-кассовой техники»);
при оказании услуг образовательными
учреждениями (письмо МНС России от 19.03.2004 № 33-0-14/225 «О применении
контрольно-кассовой техники»);
при оказании платных юридических
услуг, за исключением услуг, оказываемых судебно-экспертными учреждениями
Минюста России (см. письмо МНС России от 24.08.2004 № 33-0-09/524 «О применении
контрольно-кассовой техники и бланков строгой отчетности»).
Контрольно-кассовые машины подлежат
применению и в тех случаях, когда наличные денежные расчеты осуществлялись с
индивидуальным предпринимателем или организацией (покупателем, клиентом).
Положения Закона о ККТ не применяются к правоотношениям, связанным с оплатой
нотариальных действий, на что обращено внимание в письме Минфина России от
24.10.2003 № 16-00-24/45. Документ, подтверждающий оплату нотариальных
действий, может быть составлен в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 9 Федерального
закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».
Адвокатские образования (в том числе
адвокатские кабинеты) при осуществлении деятельности, предусмотренной
законодательством Российской Федерации, также не подпадают под сферу действия Закона о ККТ, и потому не должны
использовать при осуществлении такой деятельности контрольно-кассовые машины
(письмо МНС России от 26.10.2004 № 33-0-13/683 «О применении
контрольно-кассовой техники»).
Не требуется обязательное применение
контрольно-кассовой технике при возврате в кассу организации денежных средств,
принадлежащих этой организации, от подотчетного физического лица – работника
этой организации (см. письмо МНС России от 16.09.2004 № 33-0-11/585).
Если организация или индивидуальный
предприниматель выступают получателями наличных денежных средств в результате
совершения операций, не связанных с продажей товаров или оказанием услуг, они
не должны применять контрольно-кассовую технику, в том числе: при возврате подотчетных
сумм, при возврате заемщиком суммы беспроцентного займа; при получении
безвозмездной благотворительной помощи, если получение этой помощи не связано с
возникновением у получателя обязанности выполнить для передающего лица работы,
оказать передающему лицу услуги (см. письмо ФНС России от 02.11.2004 №
33-0-09/691 «О применении ККТ»).