Когда ККТ можно не применять




Ст.3 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее – Закон о ККТ) определено, что организации и индивидуальные предприниматели в силу специфики своей деятельности либо особенностей своего местонахождения могут производить наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при осуществлении следующих видов деятельности:

продажи газет и журналов, а также сопутствующих товаров в газетно-журнальных киосках при условии, если доля продажи газет и журналов в их товарообороте составляет не менее 50 процентов и ассортимент сопутствующих товаров утвержден органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Учет торговой выручки от продажи газет и журналов и от продажи сопутствующих товаров ведется раздельно;
продажи ценных бумаг;
продажи лотерейных билетов;
продажи проездных билетов и талонов для проезда в городском общественном транспорте;
обеспечения питанием учащихся и работников общеобразовательных школ и приравненных к ним учебных заведений во время учебных занятий;

торговли на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также на других территориях, отведенных для осуществления торговли, за исключением находящихся в этих местах торговли магазинов, павильонов, киосков, палаток, автолавок, автомагазинов, автофургонов, помещений контейнерного типа и других аналогично обустроенных и обеспечивающих показ и сохранность товара торговых мест (помещений и автотранспортных средств, в том числе прицепов и полуприцепов), открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами;

разносной мелкорозничной торговли продовольственными и непродовольственными товарами (за исключением технически сложных товаров и продовольственных товаров, требующих определенных условий хранения и продажи) с ручных тележек, корзин, лотков (в том числе защищенных от атмосферных осадков каркасами, обтянутыми полиэтиленовой пленкой, парусиной, брезентом);

продажи в пассажирских вагонах поездов чайной продукции в ассортименте, утвержденном федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта;

продажи в сельской местности (за исключением районных центров и поселков городского типа) лекарственных препаратов в аптечных пунктах, расположенных в фельдшерско-акушерских пунктах;
торговли в киосках мороженым и безалкогольными напитками в розлив;
торговли из цистерн пивом, квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином, вразвал овощами и бахчевыми культурами;
приема от населения стеклопосуды и утильсырья, за исключением металлолома;

реализации предметов религиозного культа и религиозной литературы, оказания услуг по проведению религиозных обрядов и церемоний в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним территориях, в иных местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей, в учреждениях и на предприятиях религиозных организаций, зарегистрированных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
продажи по номинальной стоимости государственных знаков почтовой оплаты (почтовых марок и иных знаков, наносимых на почтовые отправления), подтверждающих оплату услуг почтовой связи.

Организации и индивидуальные предприниматели, находящиеся в отдаленных или труднодоступных местностях (за исключением городов, районных центров, поселков городского типа), указанных в перечне, утвержденном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, также могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники.

Кроме того, согласно пункту 2 статьи 2 Закона о ККТ организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.

Положение об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники утверждено постановлением Правительства РФ от 31.03.2005 № 171. Пунктом 2 этого документа определено, что формы бланков строгой отчетности, утвержденные в соответствии с ранее установленными требованиями, могут применяться до утверждения новых форм бланков строгой отчетности, но не позднее 1 сентября 2007 г.

К бланкам строгой отчетности, приравненным к кассовым чекам, относятся квитанции, билеты, проездные документы, талоны, путевки, абонементы и другие документы, предназначенные для осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случае оказания услуг населению (далее - бланки).

Формы бланков утверждаются Минфином России по обращению заинтересованных органов государственной власти, Центробанка России и организаций, объединяющих субъектов предпринимательской деятельности, занятых в определенной сфере услуг.

Для сведения читателей, применяемые в настоящее время при наличных денежных расчетах бланки строгой отчетности были опубликованы в разделе «Справочно» журнала «Бухгалтерский учет и налоги», № 4/2007 г.

Следует учитывать, что организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие населению услуги, в отношении которых не были утверждены соответствующие формы бланков, при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в обязательном порядке используют контрольно-кассовую технику. К таким случаям в том числе относятся:

оказание транспортных услуг населению автомобилями – такси индивидуального пользования, маршрутными такси городского, пригородного и международного сообщения (см. письма Минфина России от 19.05.1999 № 16-00-24-58, от 13.10.2004 № 07-05-24/22);

при получении денежных средств от страхового агента, действующего по поручению и от имени страховой организации (письмо Минфина России от 19.11.2004 № 03-01-20/2-37);

при оказании платных услуг населению в области бухгалтерского учета и налогообложения (письмо МНС России от 31.05.2004 № 33-0-14/335 «О применении контрольно-кассовой техники»);

при оказании услуг образовательными учреждениями (письмо МНС России от 19.03.2004 № 33-0-14/225 «О применении контрольно-кассовой техники»);

при оказании платных юридических услуг, за исключением услуг, оказываемых судебно-экспертными учреждениями Минюста России (см. письмо МНС России от 24.08.2004 № 33-0-09/524 «О применении контрольно-кассовой техники и бланков строгой отчетности»).

Контрольно-кассовые машины подлежат применению и в тех случаях, когда наличные денежные расчеты осуществлялись с индивидуальным предпринимателем или организацией (покупателем, клиентом).

Положения Закона о ККТ не применяются к правоотношениям, связанным с оплатой нотариальных действий, на что обращено внимание в письме Минфина России от 24.10.2003 № 16-00-24/45. Документ, подтверждающий оплату нотариальных действий, может быть составлен в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 9 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Адвокатские образования (в том числе адвокатские кабинеты) при осуществлении деятельности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, также не подпадают под сферу действия Закона о ККТ, и потому не должны использовать при осуществлении такой деятельности контрольно-кассовые машины (письмо МНС России от 26.10.2004 № 33-0-13/683 «О применении контрольно-кассовой техники»).

Не требуется обязательное применение контрольно-кассовой технике при возврате в кассу организации денежных средств, принадлежащих этой организации, от подотчетного физического лица – работника этой организации (см. письмо МНС России от 16.09.2004 № 33-0-11/585).

Если организация или индивидуальный предприниматель выступают получателями наличных денежных средств в результате совершения операций, не связанных с продажей товаров или оказанием услуг, они не должны применять контрольно-кассовую технику, в том числе: при возврате подотчетных сумм, при возврате заемщиком суммы беспроцентного займа; при получении безвозмездной благотворительной помощи, если получение этой помощи не связано с возникновением у получателя обязанности выполнить для передающего лица работы, оказать передающему лицу услуги (см. письмо ФНС России от 02.11.2004 № 33-0-09/691 «О применении ККТ»).

Также по этой теме:


Ранее просмотренные страницы

Список просмотренных товаров пуст
Список сравниваемых товаров пуст
Список избранного пуст
Ваша корзина пуста