Президент НП «Ассоциация Профессиональных Бухгалтеров
Содружество», Советник Председателя контрольно счетной
палаты Москвы, к. э.н., доцент МГУ им. М. В. Ломоносова
Развитие системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности должно быть направлено на по строение такой модели, которая учитывала бы интересы всех заинтересованных сторон, обеспечивала снижение издержек и повышение эффективности регулирования. В основе этой модели – разумное сочетание деятельности органов государственной власти и профессионального сообщества (профессиональных общественных объединений и другой заинтересованной общественности).
Распределение функций между органами государственной власти и профессиональным сообществом должно исходить из следующего. Обеспечивая реализацию конституционного права на информацию в сфере предпринимательской деятельности и экономики, бухгалтерский учет и отчетность являются одной из гарантий единого рынка и единства экономического пространства в Российской Федерации.
Регулирование бухгалтерского учета и отчетности должно обеспечивать единство системы бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации и целенаправленность ее развития, учет интересов широкого круга заинтересованных пользователей, а также принципы преемственности. К ведению органов государственной власти должны быть отнесены:
а) выработка государственной политики в области бухгалтерского учета, отчетности и аудиторской деятельности;
б) совершенствование правовых основ бухгалтерского учета, отчетности и аудиторской деятельности;
в) установление процедуры одобрения МСФО и введение их в действие на территории Российской Федерации;
в) организация разработки и утверждение российских стандартов и иных нормативных правовых актов в области бухгалтерского учета, отчетности и аудиторской деятельности;
г) государственный контроль соблюдения законодательства в области бухгалтерского учета, отчетности и аудиторской деятельности;
д) мониторинг факторов, определяющих риски стабильности системы бухгалтерского учета и отчетности;
е) взаимодействие с межгосударственными и межправительственными организациями в области бухгалтерского учета, отчетности и аудиторской деятельности.
Таким образом, Министерство Финансов Российской Федерации на сегодняшний день выполняет функции регулятора бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации
К ведению профессионального сообщества Минфин России относит:
а) представление и защита интересов профессионального сообщества;
б) подготовка предложений по совершенствованию правовых основ бухгалтерского учета, отчетности и аудиторской деятельности;
в) участие в разработке или инициативная разработка проектов российских стандартов и иных нормативных правовых актов в области бухгалтерского учета, отчетности и аудиторской деятельности, а также подготовка разъяснений к ним;
г) профессиональная общественная экспертиза МСФО в процессе одобрения их в Российской Федерации;
д) разработка и распространение методических рекомендаций и информационных материалов (в том числе отраслевого характера) в области бухгалтерского учета, отчетности и аудиторской деятельности;
е) обобщение и распространение передового опыта ведения бухгалтерского учета и подготовки бухгалтерской отчетности;
ж) разработка норм профессиональной этики и контроль соблюдения их членами профессионального сообщества;
з) контроль за соблюдением членами профессионального сообщества стандартов бухгалтерского учета, отчетности и аудиторской деятельности;
и) повышение квалификации членов профессионального сообщества;
к) мониторинг факторов, определяющих риски стабильности системы бухгалтерского учета и отчетности;
л) взаимодействие с международными неправительственными организациями в области бухгалтерского учета, отчетности и аудиторской деятельности.
Принимая во внимание общественную значимость стандартов бухгалтерского учета и отчетности, необходимо их широкое признание, основанное, в первую очередь, на доверии к ним и убежденности в их адекватности и качестве. Для признания стандартов необходимо включение в процесс их принятия профессионального сообщества. При этом профессиональное сообщество разрабатывает проекты национальных стандартов и (или) проводит профессиональную общественную экспертизу стандартов. Органы государственной власти организуют разработку национальных стандартов, подготавливают стандарты к утверждению (одобрению) и утверждают (одобряют) их, обеспечивают юридическое оформление, регистрацию и ведение реестра стандартов.
Перспективы саморегулирования бухгалтерской Профессии
Бухгалтерская деятельность идет в ногу со временем и 30.11.2011 г. Минфин России приказом за № 440 утвердил план по развитию бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на основе Международных стандартов финансовой отчетности на 2012–2015 годы (Приложение 1).
Так в соответствии с Планом предусмотрено:
– 2012–2013 гг. – разработка предложений по развитию саморегулирования в сфере оказания бухгалтерских услуг;
– 2013–2014 гг. – разработка предложений по расширению подготовки и повышению квалификации специалистов, занятых составлением, аудитом, использованием, контролем, надзором бухгалтерской (финансовой) отчетности по МСФО;
– 2013 г. – разработка предложений по внесению изменений в Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих (в части должностей, связанных с бухгалтерским учетом и аудиторской деятельностью), направленных на отражение современных требований в отношении применения МСФО;
– 2014 г. – разработка предложений по развитию системы профессиональной аттестации бухгалтеров на основе стандартов Международной федерации бухгалтеров;
– 2014 г. – разработка предложений по введению системы ежегодного повышения квалификации специалистов в области бухгалтерского учета на основе стандартов Международной федерации бухгалтеров.
Опыт внедрения саморегулирования в аудиторской деятельности у Минфина России уже имеется, и он достаточно успешен.
На СРО аудиторов возложены функции по ведению реестра аудиторских организаций, аудиторов и индивидуальных аудиторов, повышению квалификации аудиторов и контролю соблюдения аудиторами требования о прохождении обучения по программам повышения квалификации, контролю за качеством работы аудиторских организаций, аудиторов и индивидуальных аудиторов, соблюдением норм законодательства Российской Федерации, стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, Кодекса профессиональной этики аудиторов.
К функциям государственного регулирования аудиторской деятельности отнесены выработка государственной политики в сфере аудиторской деятельности, нормативно правовое регулирование, ведение государственного реестра саморегулируемых организаций аудиторов, анализ состояния рынка аудиторских услуг в РФ. Таким образом, модель саморегулирования реализованная в аудите обязательно будет спроецирована на бухгалтерскую деятельность.
Учитывая все вышесказанное, группа ученых. А. Д. Шеремет, Безруких Б.С, Суйц В. П., Кондраков Н. П., Палий В. Ф. и многие другие выступили с инициативой создания организации для профессионалов – НП «Ассоциация Профессиональных Бухгалтеров Содружество» (НП АБС).
В концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации одним из основных направлений выделено – подготовка и повышение квалификации специалистов, занятых ведением бухгалтерского учета, составлением отчетности, аудитом отчетности, а также пользователей бухгалтерской отчетности. В этих условиях Наблюдательный Совет НП АБС принял решение уделить основное внимание подготовке и аттестации высококвалифицированных специалистов, развитию и повышению их статуса, а также работе с преподавателями и студентами, повышающими свою квалификацию, теснее связать свою деятельность с Международной ассоциацией бухгалтерского образования и научных разработок (IAAER).
Особое внимание следует обратить на резкое повышение престижности профессии бухгалтера. Это прямое следствие изменения содержания работы бухгалтерской службы и роли бухгалтера в организации. Активное участие бухгалтера в процессе обоснования и выбора управленческих решений, в первую очередь стратегических, крупномасштабных, переводит его из ряда служащих в состав управленческого персонала, превращает в менеджера, основной смысл деятельности которого – не просто фиксация результата работы, а его оценка и осмысливание, что становится базой диагностики и прогноза, т. е. сопоставления мер по сохранению и упрочению финансового и экономического благополучия предприятия на перспективу.
В связи с этим первоочередной задачей Ассоциации Профессиональных Бухгалтеров Содружество является подготовка высокообразованных профессиональных бухгалтеров – элиты бухгалтерской профессии, востребованных субъектами хозяйствования, развитие и повышение статуса бухгалтерской профессии, представители которой способны предоставлять услуги неизменного высокого качества в интересах общества.