Бухгалтерский учет


Давно будоражит умы некоторых представителей учетного сообщества мысль, что если плата за коммунальные услуги и за содержание жилого помещения поступает в ТСЖ от собственника помещения, не являющегося членом ТСЖ, то это для ТСЖ уже не целевые поступления, а доходы, которые необходимо отражать на субсчете 90-1 «Прочие доходы».

В последние два года внимание экспертов учетного сообщества приковано к такому виду ремонта общего имущества в многоквартирном доме (МКД), как капитальный ремонт. В этой связи, из поля их зрения почти выпал другой важный вид ремонта – текущий. Надо сказать, что и ранее вопрос проведения текущего ремонта в МКД, управляемом ТСЖ, освещался не в полной мере. Этим в значительной степени и обусловлено написание данной статьи.

Задолженность потребителей за коммунальные услуги вынуждает ТСЖ задерживать платежи за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям. Таким образом, проблема расчетов за пользование коммунальными услугами стоит весьма остро.

Немногие ТСЖ сдают отчетность в электронном виде, что не противоречит ч. 8 ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и разъяснениям ФНС, данным в письме от 07.12.2015 № СД-4-3/21316. В этой связи у них нет необходимости в приобретении электронной подписи. Но после принятия Федерального закона от 21.07.2014 № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» (далее — Закон № 209-ФЗ) для регистрации и последующей работы в этой системе (далее — ГИС ЖКХ) без приобретения электронной подписи ТСЖ не обойтись.

ТСЖ является объединением собственников помещений в многоквартирном доме (МКД) для совместного управления общим имуществом в МКД (ч. 1 ст. 135 ЖК РФ). Состав общего имущества, принадлежащего собственникам помещений, определен в ч. 1 ст. 36 ЖК РФ.

Прежде чем перейти к рассмотрению заявленной темы, обратимся для примера к законодательству Тверской области. Следует отметить, что в законодательстве других российских регионов изменение рассмотренных ниже норм могло не производиться; таким образом, для принятия решения по данному вопросу вне Тверского региона необходимо изучать нормативные правовые акты соответствующего региона.

На мероприятиях, проводимых с председателями правлений ТСЖ, зачастую из зала можно услышать множество нелепостей относительно учета доходов. Этими обстоятельствами в значительной степени и вызвано написание данной статьи. Рассмотрим вопрос в ретроспективе.

Применение ТСЖ повышающих коэффициентов при определении нормативов потребления коммунальных услуг в квартирах и предоставленных на общедомовые нужды (ОДН), за исключением коммунальной услуги по газоснабжению и по водоотведению на ОДН, при наличии технической возможности установки ИПУ предусмотрено Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 306 (далее – Правила № 306).

Для начала отметим, что на момент введения штрафов, речь о которых пойдет ниже, при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, размер платы за коммунальные услуги уже мог снижаться. Кроме того, потребитель – физическое лицо уже был и остается вправе взыскать с исполнителя коммунальных услуг неустойку, предусмотренную законодательством о защите прав потребителей (ч. 4 ст. 157 ЖК РФ).

Согласно ч. 9, 10 ст. 12 Федерального закона от 29.06.2015 № 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 176-ФЗ) положения о включении в состав платы за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме (далее – МКД), отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в МКД должны применяться с 1 апреля 2016 года. Включаемые в плату расходы не могут превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды (далее – ОДН), установленный субъектом РФ по состоянию на 1 сентября 2015 г., и для их первоначального включения в указанную плату не требуется решение общего собрания собственников помещений в МКД.

Прежде чем рассматривать предстоящее нововведение, необходимо обратить внимание на то, что у него есть предыстория.

Федеральным законом от 03.11.2015 № 307-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергетических ресурсов» с 1 января 2016 г. фактически вводится прогрессия при начислении пени за просрочку оплаты коммунальных услуг и энергоресурсов для товариществ собственников жилья. Установлен двухразрядный размер пени за нарушение товариществом обязательств по своевременной оплате таких энергетических ресурсов, как газ, электрическая энергия, тепловая энергия (мощность) и (или) теплоноситель, горячая, питьевая и (или) техническая вода, подаваемая согласно договорам водоснабжения и водоотведения, а также обязательств по оплате услуг, связанных с поставкой таких ресурсов (передача электрической энергии и водоотведение).

Завершается наша большая статья, посвященная ревизии в ТСЖ. Следующий вопрос, который будет на нашем рассмотрении, — ревизия расчетных и кредитных операций.

С 1 января 2016 года вступят в силу многочисленные изменения в налоговом законодательстве, большинство из которых мы освещали на страницах газеты еще на стадии законопроектов. Приведем обзор наиболее значимых поправок.

Продолжаем рассмотрение нашей темы с весьма объемного вопроса ревизии заработной платы. Прежде чем начать его рассмотрение, необходимо сделать несколько допущений.

Ревизия состояния, движения, эффективности использования и учета внеоборотных активов
При рассмотрении данного вопроса будем исходить из допущения, что в ТСЖ нет внеоборотных активов, поскольку при осуществлении хозяйственной деятельности большинству товариществ они не требуются.

Напомним, что к ним относятся основные средства, доходные вложения в материальные ценности, нематериальные активы, оборудование к установке и вложения во внеоборотные активы. Тем не менее, ревизионная комиссия (ревизор) должна отразить в акте ревизии факт отсутствия внеоборотных активов. Это будет указывать на то, что данный участок учетной работы ими проверен. Ниже приводится примерный текст из соответствующего параграфа акта ревизии
об отсутствии в ТСЖ внеоборотных активов.

Жилищным законодательством предусмотрено избрание общим собранием товарищества собственников жилья ревизионной комиссии (ревизора) не более чем на два года, которая должна не реже одного раза в год проводить ревизию финансовой деятельности ТСЖ. К сожалению, порядок назначения, проведения и оформления результатов ревизии в ТСЖ законодательством не установлен. Выходит, что ревизия может осуществляться в порядке, который устроит членов товарищества.

В действующей с 16 ноября 2014 г. редакции Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон № 402-ФЗ) увеличено число экономических субъектов, имеющих право на применение упрощенных способов ведения бухгалтерского учета, в том числе на составление упрощенной бухгалтерской (финансовой) отчетности.

С 1 июля 2015 г. на территории столицы законом г. Москвы от 17.12.2014 № 62 и главой 33 НК РФ вводится торговый сбор – обязательный платеж, который необходимо ежеквартально перечислять в бюджет за право ведения торговой деятельности на объектах торговли. Плательщики данного сбора – занимающиеся торговлей предприятия и предприниматели, работающие на общем или упрощенном режиме налогообложения, в том числе представители малого и среднего бизнеса. Чем обернется торговый сбор для них?

Рассмотрим вопрос о смете ТСЖ. Как это ни парадоксально, но основания для несоставления сметы у ТСЖ есть, поскольку при буквальном прочтении п. 2 ч. 1 ст. 137 ЖК РФ товарищество собственников жилья только вправе – а значит, не обязано – определять смету доходов и расходов на год. Кроме того, ТСЖ, осуществляющее уставную некоммерческую деятельность, получает вносимые собственниками жилья целевые поступления, а не доходы.

В продолжение темы учета кассовых операций, затронутой в предыдущем номере, рассмотрим вопросы порядка расходования полученной денежной наличности.

C 1 июня 2014 г. действуют обновленные правила осуществления наличных расчетов как в рублях, так и в иностранной валюте, утвержденные указанием Банка России от 07.10.2013 г. № 3073-У «Об осуществлении наличных расчетов» (далее по тексту – Указание № 3073-У). Вначале отметим, на какие операции не распространяются требования, установленные Указанием № 3073-У.

1 - 20 из 90
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец
Яндекс.Метрика