Бухгалтерский и налоговый учет расходов, связанных с рассылкой смс–сообщений рекламного характера, организациями торговли




М. С. Сорокина,
старший бухгалтер

На сегодняшний день организации торговли осуществляют рекламу своих товаров и услуг различными способами. С внедрением и развитием новых информационных и телекоммуникационных технологий появляются новые эффективные виды рекламы, среди которых и рассылка смс-сообщений на телефонные номера абонентов (покупателей, имеющих дисконтные карты торгового предприятия).

В статье рассмотрены аспекты бухгалтерского и налогового учета расходов, связанных с рассылкой смс-сообщений рекламного характера, организациями торговли.

Для целей изучения аспектов бухгалтерского и налогового учета расходов на рассылку смс-сообщений рассмотрим терминологический аппарат в данной области, установленный Федеральным законом от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Федеральный закон от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ), представленный на рис. 1.

Реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная и недостоверная реклама не допускаются.

Недобросовестной признается реклама, которая:
— содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами;
— порочит честь, достоинство или деловую репутацию лица, в т. ч. конкурента;
— представляет собой рекламу товара, реклама которого запрещена данным способом, в данное время или в данном месте, если она осуществляется под видом рекламы другого товара, товарный знак или знак обслуживания которого тождествен или сходен до степени смешения с товарным знаком или знаком обслуживания товара, в отношении рекламы которого установлены соответствующие требования и ограничения, а также под видом рекламы изготовителя или продавца такого товара;
— является актом недобросовестной конкуренции в соответствии с антимонопольным законодательством.

Недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения, перечень которых устанавливается п. 3 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ.

Не допускается реклама:
1) товаров, производство и (или) реализация которых запрещены законодательством РФ;
2) наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры;
3) взрывчатых веществ и материалов, за исключением пиротехнических изделий;
4) органов и (или) тканей человека в качестве объектов купли-продажи;
5) товаров, подлежащих государственной регистрации, в случае отсутствия такой регистрации;
6) товаров, подлежащих обязательной сертификации или иному обязательному подтверждению соответствия требованиям технических регламентов, в случае отсутствия такой сертификации или подтверждения такого соответствия;
7) товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений;
8) табака, табачной продукции, табачных изделий и курительных принадлежностей, в т. ч. трубок, кальянов, сигаретной бумаги, зажигалок;
9) медицинских услуг по искусственному прерыванию беременности. Технология рассылки смссообщений предполагает использование электросвязи.

Следовательно, на услуги по распространению рекламы при помощи данной технологии распространяется норма ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ, согласно которой распространение рекламы по сетям электросвязи, в т. ч. посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено.

Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.

Чаще всего у организации имеется список телефонных номеров, который формируется на основе анкет клиентов. Клиенты, заполняя анкеты, дают свое согласие на получение рекламных смс-сообщений, указывая номера своих телефонов.

Из п. 35 ст. 2 Федерального закона от 07.07.2003 г. № 126-ФЗ «О связи» (далее – Федеральный закон от 07.07.2003 г. № 126-ФЗ) следует, что электросвязь – это любые излучение, передача или прием знаков, сигналов, голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или сообщений любого рода по радиосистеме, проводной, оптической и другим электромагнитным системам.

Согласно определению, приведенному в п. 1 ст. 2 Федерального закона от 07.07.2003 г. № 126-ФЗ, абонент – это пользователь услугами связи, с которым заключен договор об оказании таких услуг при выделении для этих целей абонентского номера или уникального кода идентификации.

Не допускается использование сетей электросвязи для распространения рекламы с применением средств выбора и (или) набора абонентского номера без участия человека (автоматического дозванивания, автоматической рассылки), т. е. условием для распространения рекламы через сети электросвязи является присутствие человека в процессе передачи информации. Следовательно, рассылать смссообщения автоматически нельзя, это должен делать конкретный человек. Чаще всего рассылка сообщений предполагает деятельность человека, которая заключается в наборе номеров абонентов или добавлении их в список адресатов рассылки.

При справочном телефонном обслуживании (как платном, так и бесплатном), в т. ч. Осуществляемом посредством подвижной радиотелефонной связи, реклама может предоставляться только после сообщения справки, запрашиваемой абонентом.

При предоставлении телефонных соединений на условиях повременной системы оплаты время, в течение которого распространяется реклама, не должно учитываться при определении стоимости такой услуги телефонной связи.

Порядок получения предварительного согласия абонента на получение рекламы посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи (в т. ч. Посредством смс-сообщений) Федеральный закон от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ не определяет. Предварительное согласие абонента на получение рекламной смс-рассылки можно предусмотреть в договоре с оператором мобильной связи либо с другой организацией, оказывающей услуги рассылки смс-сообщений.

Рекламная информация должна быть адресована неопределенному кругу лиц, этого требует Федеральный закон от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ. Значит, для того, чтобы смс-рассылку признать рекламой, компания должна подготовить документы, подтверждающие безадресность. Например, в маркетинговой политике или в договоре с оператором связи на рассылку должно быть указано, что сообщения посылаются на случайные номера из базы клиентов компании. Еще один способ предотвратить споры с налоговыми органами по вопросам включения затрат на рассылку смс-сообщений в состав расходов при исчислении налога на прибыль организаций – составить безопасный текст смс-сообщения. В нем не должно быть прямого обращения к клиенту, достаточно ограничиться предоставлением рекламной информации и общими фразами.

Таким образом, рассылка смс-сообщений, содержащих информацию рекламного характера, через оператора сотовой связи признается рекламой. Вывод о правомерности отнесения рассматриваемых расходов для целей налогообложения прибыли к расходам на рекламу содержится в консультации советника государственной гражданской службы РФ 1 класса Е. В. Соснова от 30.06.2013 г.

Расходы на рекламу учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на основании п. 4 ст. 264 НК РФ. Расходы налогоплательщика на виды рекламы, не указанные в абз. 2–4 п. 4 ст. 264 НК РФ, осуществленные им в течение отчетного (налогового) периода, для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем 1% выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ.

С учетом того, что расходы на рассылку смссообщений рекламного характера в указанных абзацах п. 4 ст. 264 НК РФ не указаны, и согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, расходы на рассылку смс-сообщений рекламного характера могут быть учтены в составе расходов для целей исчисления налога на прибыль организаций на основании п. 4 ст. 264 НК РФ в размере, не превышающем 1% выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ (письмо Минфина России от 28.10.2013 г. № 03-03-06/1/45479).

При применении метода начисления расходы на оплату услуг оператора сотовой связи признаются в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся (в данном случае – на дату подписания акта приемки-сдачи оказанных услуг), независимо от времени фактической выплаты денежных средств (п. 1, подп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ).

Сумму НДС, предъявленную оператором сотовой связи, организация вправе принять к вычету после принятия к учету соответствующих расходов и при наличии счета-фактуры контрагента (подп. 1 п. 2 ст. 171 НК РФ, п. 1 ст. 172 НК РФ).

В абз. 2 п. 7 ст. 171 НК РФ предусмотрено, что в случае, если в соответствии с гл. 25 НК РФ расходы принимаются для целей налогообложения по нормативам, то суммы НДС по таким расходам подлежат вычету в размере, соответствующем указанным нормам. По мнению Минфина России, это положение применяется и к рекламным расходам (письма Минфина России от 13.03.2012 г. № 03–07– 11/68, от 06.11.2009 г. № 03–07–11/285). При этом, по мнению Минфина России, суммы НДС, относящиеся к сверхнормативным расходам, не могут быть учтены в составе расходов при исчислении налога на прибыль организаций.

Затраты торговой организации, связанные с оплатой услуг оператора сотовой связи по рассылке рекламных смс-сообщений (без учета НДС), учитываются в составе расходов по обычным видам деятельности (в качестве коммерческих расходов) (пп. 5, 6, 7 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации», утвержденного приказом Минфина России от 06.05.1999 г. № 33 н (далее – ПБУ 10/99)).

Указанные расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, т. е. на дату подписания акта приемки-сдачи оказанных услуг (пп. 16, 18 ПБУ 10/99).

Рассмотрим на примерах порядок бухгалтерского и налогового учета расходов, связанных с рассылкой смс-сообщений рекламного характера, организациями торговли.

Пример 1
ООО «Ромашки» является торговой организацией. Для целей рекламы новой коллекции одежды, поступившей для дальнейшей реализации, была осуществлена рассылка смс-сообщений рекламного характера на номера мобильных телефонов покупателей, имеющих дисконтные карты магазина (постоянным клиентам).

Письменное согласие абонентов на получение рекламных смс-сообщений, содержащих  информацию о новых товарах, предстоящих акциях и выгодных предложениях, организация получает при анкетировании покупателей, получающих дисконтные карты. Для осуществления рассылки смс-сообщений организацией заключен договор на оказание услуг с оператором сотовой связи. Выбор абонентских номеров для рассылки смс-сообщений, содержащих рекламу, и  добавление их в список адресатов рассылки производятся специалистом торговой организации, после чего данные передаются оператору сотовой связи.

На момент признания расходов для целей налогообложения выручка, определенная нарастающим итогом с начала налогового периода, составила 4 670 000 руб. Для целей налогового учета доходов и расходов организация применяет метод начисления.

Расходы на рассылку смс-сообщений составили 42 480 руб. (в т. ч. НДС 18%).

Услуги по рассылке смс-сообщений были оплачены мобильному оператору.

Налог на добавленную стоимость, связанный с расходами на услуги мобильного оператора по  рассылке смссообщений, был принят к возмещению из бюджета.

Поскольку для целей исчисления налога на прибыль организаций расходы на рекламу в части расходов на рассылку смс-сообщений нормируются и составляют 1% выручки, необходимо определить их предельную величину для ООО «Ромашки: 4 670 000 руб. ? 1%/100% = 46 700 руб.

Расходы ООО «Ромашки» на рассылку смс-сообщений для целей рекламы новой коллекции одежды, поступившей для дальнейшей реализации, которые составили 36 000 руб. (42 480 руб. – (42 480 руб. ? 18%/118%)) не превышают предельного размера, установленного НК РФ и, следовательно, могут быть в полном объеме учтены для целей исчисления налога на прибыль организаций.

В бухгалтерском учете ООО «Ромашки» будут сделаны следующие записи:
– в составе расходов на продажу отражена стоимость услуг мобильного оператора по рассылке смс-сообщений (42 480 руб. – (42 480 руб. ? 18%/118%)):
Дебет счета 44 «Расходы на продажу»
Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» 36 000 руб.;
– отражена сумма налога на добавленную стоимость по услугам мобильного оператора по рассылке смссообщений (42 480 руб. ? 18%/118%):
Дебет счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям»
Кредит счета 60 6480 руб.;
– перечислены денежные средства оператору сотовой связи за оказанные услуги:
Дебет счета 60
Кредит счета 51 «Расчетные счета» 42 480 руб.;
– принят к вычету налог на добавленную стоимость, связанный с расходами на услуги мобильного оператора по рассылке смс-сообщений:
Дебет счета 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты по НДС»
Кредит счета 196 480 руб.

Пример 2
Изменим условия примера 1. На момент признания расходов для целей налогообложения выручка, определенная нарастающим итогом с начала налогового периода, составила 4 670 000 руб. Для целей налогового учета доходов и расходов организация применяет метод начисления.

Расходы на рассылку смс-сообщений составили 73 160 руб. (в т. ч. НДС 18%).

В данном случае предельная величина расходов на рассылку смс-сообщений, принимаемых в качестве расходов для целей исчисления налога на прибыль организаций, останется той же – 46 700 руб.

Расходы ООО «Ромашки» на рассылку смс-сообщений для целей рекламы новой коллекции одежды, поступившей для дальнейшей реализации, составят 62 000 руб. (73 160 руб. – (73 160 руб. ? 18%/118%)). Данная величина превышает лимит, установленный НК РФ для целей исчисления налога на прибыль организаций. Следовательно, для целей бухгалтерского учета расходы на рассылку смссообщений составят 62 000 руб., а для целей налогового учета 46 700 руб. В результате в учете возникает постоянная разница 15 300 руб. (62 000 руб. – 46 700 руб.) и как следствие, постоянное налоговое обязательство 3060 руб. (15 300 руб. ? 20%).

Сумма НДС, которую ООО «Ромашки» сможет принять к вычету по услугам мобильного оператора по рассылке смс-сообщений, составит 8406 руб. (((73 160 руб. –(73 160 руб. ? 18%/118%)) ? 46 700 руб.)/62 000 руб.).

Оставшаяся часть НДС 2754 руб. ((73 160 руб. ? 18%/118%) – 8406 руб.) будет списываться в состав прочих расходов, не учитываемых для целей исчисления налога на прибыль организаций, а следовательно, также будет формировать постоянную разницу в размере 2754 руб. и постоянное налоговое обязательство 550,80 руб. (2754 руб. ? 20%).

В бухгалтерском учете ООО «Ромашки» будут сделаны следующие записи:
– в составе расходов на продажу отражена стоимость услуг мобильного оператора по рассылке смс-сообщений (73 160 руб. – (73 160 руб. ? 18%/118%)):
Дебет счета 44
Кредит счета 6 062 000 руб.;
– отражена сумма налога на добавленную стоимость по услугам мобильного оператора по рассылке смссообщений (73 160 руб. ? 18%/118%):
Дебет счета 19
Кредит счета 6 011 160 руб.;
– перечислены денежные средства оператору сотовой связи за оказанные услуги:
Дебет счета 60
Кредит счета 5 173 160 руб.;
– принят к вычету налог на добавленную стоимость, связанный с расходами на услуги мобильного оператора по рассылке смс-сообщений:
Дебет счета 68, субсчет «Расчеты по НДС»
Кредит счета 198 406 руб.;
– списан налог на добавленную стоимость, который не может быть принят к вычету по сверхнормативным расходам на рекламу:
Дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 2
«Прочие расходы»
Кредит счета 192 754 руб.;
– сформировано постоянное налоговое обязательство по сверхнормативным расходам на рекламу и НДС по ним (3060 руб. + 550,80 руб.):
Дебет счета 99 «Прибыли и убытки»
Кредит счета 68, субсчет «Расчеты по налогу на прибыль организаций» 3610,80 руб.

Если организация распространяет рекламу с нарушением законодательства, в т. ч. посредством рассылки рекламных смс-сообщений, то она может быть привлечена к административной ответственности согласно ст. 14.3 КоАП РФ. Размер штрафа составит: для должностных лиц от 4000 до 20 000 руб., для юридических лиц от 100 000 до 500 000 руб.

03.06.2015

Также по этой теме: