Велика Россия, а отступать предпринимателю некуда




Т. Свиридова,
 налоговый аналитик,
автор монографий по налоговому учету

С 1 июля 2015 г. на территории столицы законом г. Москвы от 17.12.2014 № 62 и главой 33 НК РФ вводится торговый сбор – обязательный платеж, который необходимо ежеквартально перечислять в бюджет за право ведения торговой деятельности на объектах торговли. Плательщики данного сбора – занимающиеся торговлей предприятия и предприниматели, работающие на общем или упрощенном режиме налогообложения, в том числе представители малого и среднего бизнеса. Чем обернется торговый сбор для них?

Приятно жить в государстве, которое выполняет свои обещания. Обещали каникулы малому бизнесу – сделали, обещали надзорные послабления – получите. Обещали не менять налоговую систему до 2018 г. – и здесь чиновники слово сдержали: вот даже злополучный налог с продаж не прошел!

Что-что? Не все обещания выполняются? Вы спрашиваете: «А как же торговый сбор?» Так это же сбор, а не налог. Про сборы никто никому ничего не обещал.

Мал, да удал
Глава 33 НК РФ, посвященная торговому сбору, состоит всего из 9 небольших статей, но, несмотря на такую ее компактность, забот и неприятностей для предпринимателей в ней хватит с лихвой.

Согласно п. 2 ст. 413 НК РФ, заплатить сбор придется при осуществлении практически любой торговой деятельности:
– через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов (за исключением стационарных торговых объектов, не имеющих торговых залов, являющихся АЗС);
– через объекты нестационарной торговой сети;
– через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы;
– в случае торговли, организованной путем отпуска товаров со склада.

В Москве, согласно ст. 3 закона г. Москвы от 17.12.2014 г. № 62, от торгового сбора освобождаются:
– розничная торговля, осуществляемая посредством вендинговых автоматов;
– торговля на ярмарках выходного дня, специализированных и региональных ярмарках;
– торговля через объекты стационарной и нестационарной торговой сети, расположенные на розничных рынках;
– разносная розничная торговля, осуществляемая в помещениях под оперативным управлением автономных, бюджетных и казенных учреждений;
– организации федеральной почтовой связи;
– автономные, бюджетные и казенные учреждения.

Другие города федерального значения и муниципальные образования вправе устанавливать собственные правила.

Любопытна и статья 412 НК РФ, согласно которой для того чтобы стать плательщиком взноса, достаточно продать товары через объект торговли хотя бы один раз в квартал. При этом закон не уточняет, на каком основании плательщик должен пользоваться торговым объектом – на праве собственности или аренды. Таким образом, и собственник, и арендатор торгового помещения, если они используют его в торговой деятельности, обязаны заплатить сбор.

Отдельного разговора заслуживает статья 416 НК РФ, касающаяся постановки на учет плательщика торгового сбора. Для того чтобы быть «учтенной», фирме необходимо подать в налоговый орган специальное уведомление, в котором следует указать: вид предпринимательской деятельности; объект осуществления торговли, с использованием которого осуществляется предпринимательская деятельность; физические характеристики объекта осуществления торговли, необходимые для определения суммы сбора.

Данное уведомление фирма должна подать не позднее пяти дней с даты, когда она начала пользоваться торговым объектом. А вот теперь самое интересное – если такое уведомление по каким-либо причинам не будет представлено, это будет расценено как ведение деятельности без постановки на учет в налоговом органе, то есть фактически признано незаконной предпринимательской деятельностью. Чем это грозит? Об этом чуть позже.

Не так страшен черт?
Неудивительно, что, как только появилась информация о возможном введении торгового сбора, именно представители малого бизнеса обеспокоились не на шутку: дополнительный налог в непростых экономических условиях может оказаться просто губительным для них.

«Да нет же – говорят чиновники, – вы просто все не до конца поняли». О чем это они? А вот о чем: Налоговый кодекс на сумму торгового сбора разрешает уменьшить налоговые платежи, поэтому вроде как и платить больше, чем раньше, после введения сбора предпринимателям не придется. Но так ли это? Давайте посчитаем.

Предположим, наш предприниматель работает один и имеет торговую точку площадью 50 кв. м на окраине Москвы (берем даже не центр). Торговый сбор по такому объекту равен 120 000 руб. в год, т. е. в квартал – 30 000 руб. Работает ИП на УСН «доходы».

Вспомним, что ИП на УСН с объектом налогообложения «доходы», не имеющие наемных работников, могут уменьшить свои налоговые платежи на сумму страховых взносов. Сегодня это около 22 000 руб. в год (при доходе до 300 000 руб.), т. е. 5500 руб. в квартал. Итого у ИП два обязательных платежа, не зависящих от наличия выручки, на сумму 35 500 руб., которыми якобы можно «окупить» единый «упрощенный» налог.

Даже при самых приближенных расчетах становится понятно, что для того чтобы компенсировать данные суммы взносов, предприниматель должен получить в квартал более 500 000 руб. дохода. А многие ли «малыши» могут похвастаться таким?

Но, может быть, картина будет выглядеть лучше, если мы возьмем базовый годовой доход «упрощенца» – 300 000 руб.? Считаем: упрощенный налог в квартал – 4500 руб., зачитываем взносы в ПФР и ФОМС в сумме 5500 руб., получаем к доплате – 1000 руб., оставшихся от взносов. А торговый сбор чем будем зачитывать? Ничем. Его будем платить дополнительно. И много ли у нас остается на жизнь и развитие бизнеса? Нетрудно посчитать – практически ничего.

Так может быть, предприниматели на УСН «доходы минус расходы» не почувствуют торговый сбор? Почувствуют, да так, что, скорее всего, придется перебираться в УСН «доходы». Или все идем на патент? Правильно, вот этого и добиваемся. А кто не может его оплатить? Правильно, закрываемся.

И об ответственности замолвим слово
А теперь давайте вернемся к статье 416 НК РФ. Что будет, если мы забудем подать уведомление, которое приравнивается к ведению деятельности без постановки на налоговый учет?

1. Налоговая ответственность (статья 116 НК РФ), по которой придется заплатить штраф в размере 10% от «незаконного» дохода, но не менее 40 000 руб.
2. Административная ответственность (статья 14.1 КоАП). Тут выбор богатый – от 500 до 50 000 руб., возможно приостановление деятельности.
3. Уголовная ответственность (статья 171 УК РФ) в случае причинения значительного ущерба гражданам, организациям или государству, которая предусматривает штраф до 500 000 руб. и лишение свободы до 5 лет.

Выбор велик, и по какой из этих норм и при каких условиях будут наказывать «забывчивых» бизнесменов, остается только гадать.

За что боролись?
Понятно, что экономическая ситуация в стране сложна, денег в бюджете не хватает, а дополнительные сборы – возможность исправить ситуацию. Только сборы с кого? С того, кто в период тотальной безработицы самостоятельно себя занимает и обеспечивает, тем самым не вися на шее у государства? С того, кто, по определению, не может конкурировать с крупными торговыми сетями? С того, кому обещали поддержку?

Страна у нас, конечно, огромная. Предприниматели на то и предприниматели – выкручиваться и приспосабливаться привыкли. Пока еще можно «перебазироваться» в другой регион, в котором торговый сбор пока не вводится. Но только все это временные меры. Россия велика, а отступать малому бизнесу, действительно, скоро будет некуда.


25.05.2016

Также по этой теме:


Список просмотренных товаров пуст
Список сравниваемых товаров пуст
Список избранного пуст
Ваша корзина пуста