Приобретение ТСЖ электронной подписи для работы с отчетностью и в ГИС ЖКХ



И. С. Зуйков,
к. э. н., эксперт «БГ»

Опубликовано: Бухгалтерская газета № 10/2016


Немногие ТСЖ сдают отчетность в электронном виде, что не противоречит ч. 8 ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и разъяснениям ФНС, данным в письме от 07.12.2015 № СД-4-3/21316. В этой связи у них нет необходимости в приобретении электронной подписи. Но после принятия Федерального закона от 21.07.2014 № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» (далее — Закон № 209-ФЗ) для регистрации и последующей работы в этой системе (далее — ГИС ЖКХ) без приобретения электронной подписи ТСЖ не обойтись.

Следует сразу оговориться, что нами будет рассмотрено получение ТСЖ права на использование программного продукта (простой неисключительной лицензии), включающего стоимость электронной подписи на основании сублицензионного договора. Проще говоря, электронная подпись не может приобретаться отдельно от программного продукта. И уж поскольку упомянут сублицензионный договор, считаем необходимым дать по этому поводу некоторые пояснения.

Согласно ч. 1 ст. 1235 ГК РФ по лицензионному договору одна сторона – обладатель исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (лицензиар) – предоставляет или обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования такого результата или такого средства в предусмотренных договором пределах.

В соответствии с ч. 1 ст. 1238 ГК РФ при письменном согласии лицензиара лицензиат может по договору предоставить право использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации другому лицу, т. е. заключить сублицензионный договор. В этом случае лицензиат становится сублицензиаром, а приобретатель права на использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, например, ТСЖ, – суб лицензиатом.

Теперь несколько слов о ГИС ЖКХ. Согласно ч. 1 ст. 2 Закона № 209-ФЗ этой системой является единая федеральная централизованная информационная система, функционирующая на основе программных, технических средств и информационных технологий, обеспечивающих сбор, обработку, хранение, предоставление, размещение и использование информации о жилищном фонде, стоимости и перечне услуг по управлению общим имуществом в многоквартирных домах, работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлении коммунальных услуг и поставках ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по указанной плате, об объектах коммунальной и инженерной инфраструктур, а также иной информации, связанной с жилищно-коммунальным хозяйством.

В силу ч. 18. ст. 7 Закона № 209-ФЗ ТСЖ размещают в системе информацию, предусмотренную соответствующими пунктами ч. 1 ст. 6 данного закона.

Доступ к ГИС ЖКХ для размещения информации осуществляется посредством получения товариществом сертификата проверки электронной подписи в аккредитованных удостоверяющих центрах и регистрации на официальном сайте ГИС ЖКХ в сети Интернет (dom.gosuslugi.ru).

Вернемся к рассмотрению вопроса приобретения программного продукта для сдачи отчетности в электронном виде и электронной подписи (далее – программа и электронная подпись). Для этого приведем пример.

ТСЖ, согласно сублицензионному договору, для сдачи отчетности в электронном виде и для работы в ГИС ЖКХ приобрело право на использование соответствующего программного продукта и электронную подпись к нему за 6000 руб. (НДС не облагается). Срок действия сублицензионного договора составляет один год. Площадь жилых помещений в многоквартирном доме (МКД) составляет 5000 кв. м. ТСЖ находится на общем режиме налогообложения.

Рассмотрим два варианта отражения в учете операций:
1) собственники внесли плату на банковский счет ТСЖ единовременно, по отдельно напечатанным квитанциям;
2) собственники, на основании сметы поступлений и расходов ТСЖ, в течение предшествующего года вносили на банковский счет ТСЖ плату для сублицензиара в составе платы на содержание общего имущества.

Программа и электронная подпись, в соответствии с п. 4 Положения по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2007), утвержденного приказом Минфина России от 27.12.2007 № 153н, признаются нематериальными активами, если они удовлетворяют условиям, изложенным в п. 3 указанного ПБУ. В данном случае товарищество собственников жилья приобрело право на использование программы и электронной подписи на основании сублицензионного договора, а не исключительные права на указанную программу и электронную подпись. Соответственно, данную программу и электронную подпись нельзя учесть в качестве нематериального актива.

Согласно условиям сублицензионного договора срок использования программы и электронной подписи составляет 12 месяцев (т. е. оперативный год, например, с 1 апреля текущего года до 1 апреля следующего года).

Нематериальные активы (программа и электронная подпись), полученные в пользование, учитываются сублицензиатом на забалансовом счете в оценке, определяемой исходя из размера вознаграждения, установленного в договоре (п. 39 ПБУ 14/2007). Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н, не предусмотрен забалансовый счет для учета нематериальных активов, полученных в пользование. Организация может открыть отдельный забалансовый счет, например, 014 «Нематериальные активы, полученные в пользование по сублицензионному договору».

При первом варианте, когда денежные средства для приобретения права на использование программы и электронной подписи вносятся собственниками помещений на банковский счет ТСЖ, а затем перечисляются сублицензиару, используются счет 51 «Расчетные счета» и субсчет 76–11 «Расчеты с собственниками помещений за потребленные коммунальные услуги и по суммам на содержание жилого помещения». Соответственно, по дебету счета 51 и кредиту субсчета 76–11 отражается поступление на банковский счет ТСЖ денежных средств от собственников помещений, а уплата их сублицензиару – по кредиту счета 51 и дебету субсчета 76–11.

Во втором варианте предполагается использование большего количества счетов и субсчетов.

Начисленные к получению от собственников помещений денежные средства для приобретения программного продукта и электронной подписи отражаются по дебету субсчета 76–11 и кредиту субсчета 86–1 «Целевые поступления от собственников помещений за потребленные коммунальные услуги и на содержание жилого помещения».

Поступление на банковский счет ТСЖ денежных средств от собственников помещений отражается по дебету счета 51 и кредиту субсчета 76–11, а перечисление их сублицензиару – по дебету субсчета 60–9 «Расчеты с поставщиком программного продукта для сдачи отчетности в электронном виде» и кредиту счета 51.

Стоимость приобретенного программного продукта и электронной подписи к нему отражается на субсчете 60–9 с последующим списанием в дебет счета 26 «Общехозяйственные расходы» (пп. 5, 7 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н). Суммы, накопленные ТСЖ на счете 26, по истечении месяца списываются в дебет субсчета 86–1.

В бухгалтерском учете ТСЖ необходимо составить следующие проводки.

Вариант 1
Дебет 014 – 6000 руб. – отражена на забалансовом счете стоимость права на использование программы и электронной подписи;
Дебет 51 Кредит 76-11 – 6000 руб. – поступили от собственников помещений суммы для расчета с сублицензиаром;
Дебет 76–11 Кредит 51 – 6000 руб. – внесена сублицензиару плата за программный продукт и электронную подпись;
Кредит 014 – 6000 руб. – списана с забалансового счета, по истечении года, стоимость права на использование программы и электронной подписи (в этом случае проводка составляется по истечении апреля 2017 г.).

Вариант 2
Дебет 76-11 Кредит 86-1 – 6000 руб. – начислены к получению от собственников помещений денежные средства для приобретения программного продукта и электронной подписи;
Ежемесячно, в течение года:
Дебет 51 Кредит 76-11 – 500 руб. (6000/12 мес.) – получены от собственников помещений денежные средства для приобретения программного продукта и электронной подписи.

Примечание
Поскольку площадь жилых помещений в МКД составляет 5000 кв. м, то плата с 1 метра площади составит 0,1 руб. (500/5000), а ежемесячный сбор с собственника квартиры площадью 60 кв. м – 6 руб. (60 × 0,1).

По истечении года:
Дебет 014 – 6000 руб. – отражена на забалансовом счете стоимость права на использование программы и электронной подписи;
Дебет 26 Кредит 60-9 – 6000 руб. – начислена сублицензиару плата за программный продукт и электронную подпись;
Дебет 60–9 Кредит 51 – 6000 руб. – внесена сублицензиару плата за программный продукт и электронную подпись;
Дебет 86–1 Кредит 26 – 6000 руб. – списана сумма общехозяйственных расходов, связанная с приобретением программного продукта и электронной подписи.
Кредит 014 – 6000 руб. – списана с забалансового счета, по истечении следующего года, стоимость права на использование программы и электронной подписи.

Примечание
В течение следующего года должна быть запланирована в Смете поступлений и расходов ТСЖ, а также получена соответствующая сумма для приобретения (обновления) программного продукта для сдачи отчетности в электронном виде с включенной в него электронной подписью. Проще говоря, чтобы у ТСЖ на момент истечения срока использования программы и электронной подписи было достаточно средств для приобретения (продления действия) программы и электронной подписи на новый срок.

Мое заключение к данной статье может показаться несколько неожиданным, но хотелось бы вспомнить западный афоризм: «Главное для бизнесмена – помешать правительству заботиться о нем». Думается, что такое главенство необходимо распространить и на всю сферу жилищно-коммунального хозяйства.

Таким «заботам» Правительства РФ, как лицензирование управляющих компаний (УК); аттестация председателей правления в ТСЖ (в проекте); размещение информации о ТСЖ и УК в ГИС ЖКХ; штрафы в пользу потребителей МКД, управляемых товариществами собственников жилья, средства на которые неизвестно откуда взять; расход ресурсов на общедомовые нужды не фактический, а не выше каких-то там норм и т. д., менеджеры в сфере жилищно-коммунального хозяйства, да и вся общественность в целом должны всячески помешать. Эти «заботы» могут только увеличить ту самую непривлекательность профессий в отрасли ЖКХ (учитывая, что, к примеру, большинство председателей правлений ТСЖ – люди предпенсионного и пенсионного возрастов) при уже имеющемся недостаточном уровне подготовки менеджмента (см. п. 8 Стратегии развития жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации на период до 2020 года, утв. распоряжением Правительства РФ от 26.01.2016 № 80) и вместо ожидаемого порядка породить кадровый голод в отрасли и, как следствие, хаос.
13.09.2017

Также по этой теме: