«Немалые» бухгалтерские заблуждения



А. В. Орестова,
финансовый аналитик

Опубликовано в "Бухгалтерская газета" №9/2016


В этой статье мы поговорим о заблуждениях бухгалтеров малых предприятий (МП). Всем известно, что «малыши» наделены рядом льгот, упрощающих ведение учета и снижающих налоговую нагрузку. При этом часть бухгалтеров не используют привилегии в полную силу, так как не знакомы с ними. Другие переоценивают помощь государства и допускают ошибки. Но обо всем по порядку.

Сначала давайте убедимся, что вы работаете на предприятии, которое является малым.

Критерии отнесения компании к малому бизнесу указаны в ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ:
– средняя численность работников за предыдущий год составляет до 100 человек включительно;
– выручка от реализации (без НДС) за предыдущий год не превышает 800 млн руб.;
– соблюдено ограничение по структуре уставного капитала.

Теперь перейдем собственно к самим заблуждениям, среди которых мы выделили три наиболее часто встречающихся.

Бухгалтерская отчетность МП состоит только из двух форм
Действительно, малые предприятия могут составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность в сокращенном виде, включая в нее только бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах (подп. 1 п. 4 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон № 402-ФЗ)). Однако здесь есть исключения:
1. Льгота не распространяется на малые организации, бухгалтерская отчетность которых подлежит обязательному аудиту (подп. 1 ст. 5 Закона № 402-ФЗ). Условия проведения обязательного аудита можно посмотреть в п. 1 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности». В частности, аудиту подлежат акционерные общества, кредитные организации. Чаще всего ошибку допускают экономисты акционерных обществ, полагая, что сокращенного комплекта отчетности будет достаточно, если их компания удовлетворяет критериям МП.
2. Наличие у малого предприятия важной информации, без которой невозможно оценить финансовое положение или результаты деятельности. Если эта информация не отражена в балансе и отчете о финансовых результатах, то бухгалтеру малого предприятия придется составить приложения к бухгалтерской (финансовой) отчетности: отчет об изменениях капитала, отчет о движении денежных средств, пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых
результатах. Проверьте, осуществлялись ли в вашей организации важные операции: начисление и выплата дивидендов, поступление финансовых вложений, изменения в уставном капитале и т. п. Если да, то раскройте эту информацию в пояснениях к отчетности.

Налоговые ставки для спецрежимов зафиксированы в Налоговом кодексе и не подлежат дифференцированию
Субъекты МП могут использовать специальные налоговые режимы, такие как УСН или ЕНВД, если их применение разрешено местными законами.

Действительно, общие налоговые ставки для спецрежимов зафиксированы в НК РФ в следующих размерах:
УСН («доходы») – 6% (п. 1 ст. 346.20 НК РФ);
УСН («доходы – расходы») – 15% (п. 2 ст. 346.20 НК РФ);
ЕНВД – 15% (п. 1 ст. 346.31 НК РФ).

Однако с 01.01.2016 регионы получили дополнительные полномочия по установлению налоговых ставок. Поправки в НК РФ внес Федеральный закон от 13.07.2015 № 232-ФЗ, позволяющий субъектам дифференцировать налоговые ставки. Теперь, в зависимости от категории налогоплательщика, могут быть установлены следующие налоговые ставки:
УСН («доходы») – от 1 до 6%;
УСН («доходы – расходы») – от 5 до 15%;
УСН (вне зависимости от объекта налогообложения) – 0% для индивидуальных предпринимателей в рамках налоговых каникул;
ЕНВД – от 7,5 до 15%.

Возможно, на территории вашего района и применяются фиксированные ставки, но не спешите сдавать декларации с непроверенными данными. Обратитесь к местным законам и узнайте, не применяются ли в вашем регионе льготные налоговые условия для ЕНВД и УСН.

В 2016 году малый бизнес освободили от проверок налоговых органов, ФСС и ПФР
Действительно, в 2016 году для малого бизнеса начали действовать так называемые «надзорные каникулы» на период с 1 января 2016 г. до 31 декабря 2018 г.

Нововведение ввел Федеральный закон от 13.07.2015 № 246-ФЗ, в соответствии с которым субъекты МП освобождены от ряда плановых проверок. При этом снова предусмотрены исключения:
1. «Надзорные каникулы» не распространяются на юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности, перечень которых устанавливается Правительством РФ в соответствии с п. 9 ст. 9 Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ), в том числе для компаний, осуществляющих виды деятельности в сферах здравоохранения, образования, теплоснабжения, электроэнергетики, энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в социальной сфере.
2. Запрет на проведение проверок не распространяется на лиц, которые в течение трех предыдущих лет допустили грубые нарушения законодательства РФ, в частности, привлекались к административной ответственности.
3. Наконец, самое главное исключение состоит в том, что мораторий не распространяется на налоговые проверки, а также ревизии ПФР и ФСС РФ (п. 3.1 ст. 1 Закона № 294-ФЗ). Малый бизнес получит освобождение от проверок трудовых инспекций, санэпидемстанции, органов Роспотребнадзора, противопожарной службы, т. е. тех проверок, которые регулируются Законом № 294-ФЗ.

В заключение отметим, что малое предприятие пользуется установленными льготами без получения какого-либо документа, подтверждающего его статус. Для принадлежности к субъектам МП компания лишь должна соответствовать критериям, которые перечислены в самом начале статьи.


23.08.2017

Также по этой теме:


Ранее просмотренные страницы

Список просмотренных товаров пуст
Список сравниваемых товаров пуст
Список избранного пуст
Ваша корзина пуста
Яндекс.Метрика