Кого и зачем проверяют трудовые инспекции




Марина Ритер,
юрист, автор книг

Федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства осуществляет федеральная инспекция труда. Эта организация представляет собой единую централизованную систему, которая состоит из уполномоченного федерального органа исполнительной власти и его территориальных органов – государственных инспекций труда, которые и занимаются  непосредственно проверками работодателей.

Для того, чтобы инспекция труда провела проверку ей, как и любому государственному органу в нашей стране, нужно основание. Что собой может представлять такое основание будет  рассмотрено в этой статье.

Формы надзора в области труда
Федеральный государственный надзор за тем, чтобы работодатели соблюдали трудовое законодательство, может осуществляться государственными инспекциями труда в следующих формах:

  • проведение проверок работодателей
  • выдача предписаний об устранении нарушений, которые обязательны для исполнения всеми работодателями, к которым они относятся
  • составление протоколов об административных правонарушениях в пределах предоставленных государственным инспекциям труда полномочий
  • подготовка материалов для привлечения работодателей к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ (абз. 2 ст. 356 ТК РФ).

В разрезе этой статьи нас интересует первая из форм осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства – проведение проверок государственными инспекциями труда.

Виды проверок трудовыми инспекциями
Проверки, которые проводят государственные инспекции труда бывают плановыми и  внеплановыми. Они могут быть реализованы на всей территории РФ в отношении любых работодателей,  независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. Единственным исключением может быть отсутствие работников, например, у ИП, что исключает наличие трудовых отношений в процессе реализации деятельности, а, следовательно, и повода для проверок.

Нормативные документы для проверок
Для того, чтобы государственные инспекции труда могли проводить проверки, как с точки зрения оснований, так и с точки зрения механизма и регламента, они должны опираться на действующее законодательство. Среди документов регламентирующий проверки трудовыми инспекциями следует особо отметить следующие:

  • Трудовой кодекс РФ
  • Конвенция Международной организации труда от 11.07.1947 г. № 81 об инспекции труда в промышленности и торговле
  • ФЗ от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»
  • Положение о Федеральной службе по труду и занятости (утверждено Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 г. № 324)
  • Приказ Минэкономразвития России от 30.04.2009 г  № 141
  • Методические рекомендации по применению должностными лицами Роструда и его территориальных органов положений Закона № 294-ФЗ при осуществлении надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (утверждены Приказом Федеральной службы по труду и занятости от 24.01.2011 г. № 14).

Плановые и внеплановые проверки
Плановые проверки государственной инспекцией труда проводятся один раз в три года. Для этого заранее составляется план таких проверок, с которым можно ознакомиться на соответствующих сайтах трудовых инспекций. Здесь необходимо отметить, что проверкам соблюдения трудового законодательства подлежат все работодатели, без исключений, по этому какие – либо иные основания, кроме «пришло время», для них в принципе не нужны.

По иному обстоят дела с внеплановыми выездными проверками. Для их проведения  государственным инспекциям труда необходимы особые основания, среди которых можно выделить следующие:

1. Истек срок исполнения работодателем выданного федеральной инспекцией труда предписания об устранении выявленного нарушения требований трудового законодательства и иных  нормативных правовых актов в сфере трудовых отношений.

То есть в этом случае инспекторы труда придут к работодателю с целью проверить, выполнил ли он их указания.

2. Поступление в федеральную инспекцию труда обращений и заявлений физических и юридических лиц, в том числе ИП, о фактах нарушений работодателями установлений законодательства о труде и иных нормативных правовых актов в сфере трудовых отношений, в том числе требований охраны труда, повлёкших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников.

Обратите внимание, что физические лица, которые могут предоставить инспекции труда такую информацию, совершенно необязательно должны состоять с проверяемым работодателем в трудовых отношениях, а юридические лица или ИП могут оказаться контрагентами объекта «доноса». По сути, в данном случае, источник информации, из которого «информатору» стало известно о нарушении работодателем трудового законодательства, государственным инспекторам по труду не важен, существенно только ее наличие и достоверность.

3. Поступление в федеральную инспекцию труда информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, профессиональных союзов, из средств массовой информации о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства.

Это основание для проверки является одним из самых распространенных. Например, информацию чиновники в данном случае могут получить от налоговой инспекции, которая до этого проверяла налогоплательщика – работодателя на предмет исчисления и уплаты НДФЛ. Если размеры этого налога, поступившие в бюджет, говорят о крайне низких зарплатах, это основание сообщить в трудовую инспекцию о вероятном нарушении прав работников. Или опять же, к примеру, работодатель регулярно нарушает режим продолжительности рабочей недели, заставляя сотрудников трудиться более сорока часов. В этом случае в государственную трудовую инспекцию может «донести» профсоюз. Особенно примечательно возможность получать информацию о нарушении трудового законодательства из СМИ. Таким образом, работодатель, который в интервью гордо заявит, что «его работники просто не хотят покидать рабочие места», может сам организовать себе проверку трудовой инспекции на предмет соблюдения режима рабочего времени.

4. Поступление в федеральную инспекцию труда обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав.

Надо сказать, что в трудовые инспекции чаще всего обращаются не «действующие», а уже уволенные работники. Вообще, с того момента как такие инспекции начали активно работать, обращение к чиновникам, занятым в сфере защиты трудового законодательства, превратилось в своего рода «угрозу» работодателю со стороны работников. Но бывают прецеденты, когда у людей «сдают нервы». Например, встречаются жалобы на слишком высокую температуру на рабочих местах в летнее время или на невыплаты сверхурочных.

Здесь необходимо обратить внимание, что работник вправе обратиться в государственную инспекцию труда не только с жалобой на нарушение его собственных трудовых прав, но и на любые иные нарушения работодателем требований трудового законодательства, которые с его точки зрения влекут возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников.

Таким образом, оснований для проведения внеплановых проверок у государственных инспекций по труду множество, а источников получения информации о нарушении трудового  законодательства еще больше. По этому, в настоящее время и в дальнейшем работодателям необходимо обращать более пристальное внимание на взаимоотношения с работниками. Ведь трудовое право – достаточно сложная сфера, и придя проверить какую – либо информацию, поступившую извне, чиновники могут и не найти ей подтверждения, зато обнаружить другие нарушения и все таки привлечь работодателя к ответственности.

Механизм проверки
Придя к работодателю с целью проведения проверки государственные инспекторы должны предъявить удостоверение установленного образца и распоряжение (приказ) о проведении проверки за подписью руководителя инспекции труда или его заместителя. В этом документе должна содержаться следующая информация:

  1. наименование органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля;
  2. ФИО и должности инспекторов, уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций;
  3. наименование юридического лица или ФИО ИП, в отношении которых проводится проверка, адреса проверяемых юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) или места жительства ИП и места фактического осуществления ими деятельности;
  4. цели, задачи, предмет проверки и срок её проведения. Обратите внимание, что если этот пункт в распоряжении (приказе) отсутствует, то документ является недействительным. Кроме того, в процессе проведения проверки инспекторы не могут отходить или отклоняться от вопросов, целей и задач, оговоренных в этом пункте распоряжения (приказа).
  5. правовые основания проведения проверки, в том числе подлежащие проверке обязательные требования.
    На этот пункт также следует обращать пристальное внимание, так как в нем содержится ответ на вопрос на каком основании трудовая инспекция решила назначить проверку именно у этого работодателя.
  6. сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки, также указанных в этом документе
  7. перечень административных регламентов по осуществлению контроля;
  8. перечень документов, которые юридическое лицо или ИП должны предоставить проверяющим их инспекторам для достижения целей и задач проведения проверки;
  9. даты начала и окончания проведения проверки.

Распоряжение (приказ) о проведении проверки должен быть предоставлен руководителю организации, в которой такая проверка проводится. В случае, если государственные инспекторы не предоставят этот документ или рассмотренное выше распоряжение (приказ) о проведении проверки, работодатель может отказать в допуске проверяющим к документам организации, а, следовательно, и в возможности проводить проверку.

Также по этой теме: