Особенности режима рабочего времени и времени отдыха работников железнодорожного транспорта




М. А. Мосейчук


В соответствии с положениями ст. 25 Федерального закона от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (в редакции изменений и дополнений) особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта общего пользования, работа которых непосредственно связана с движением поездов, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта с учетом мнения соответствующего профессионального союза. Сходные положения содержатся в ст. 100 и 329 ТК РФ.


Приказом Минтранса России от 9 марта 2016 г. № 44 определены Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта общего пользования, работа которых непосредственно связана с движением поездов (далее по тексту – Положение о рабочем времени работников железнодорожного транспорта).


Наряду с этим ряд положений, касающихся особенностей труда рассматриваемой категории работников, предусматриваются в некоторых других нормативных правовых актах. Например, на железнодорожном транспорте необщего пользования применению подлежит приказ МПС СССР от 18 сентября 1990 г. № 8ЦЗ «О введении в действие особенностей регулирования рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников железнодорожного транспорта и метрополитенов, непосредственно связанных с обеспечением безопасности движения поездов и обслуживания пассажиров» (в редакции изменений, внесенных приказом МПС СССР от 5 марта 2004 г. № 7).


Методические рекомендации по режиму труда и отдыха машинистов, работающих в пассажирском движении без помощников, утверждены распоряжением ОАО «РЖД» от 21 августа 2008 г. № 1753р.


Необходимо также учитывать положения Отраслевого соглашения по организациям железнодорожного транспорта на 2017–2019 гг. (далее по тексту – Отраслевое соглашение), которое прошло уведомительную регистрацию в Роструде 19 августа 2016 г., № 12/17-19. Данное Соглашение утверждено Российским профсоюзом железнодорожников и транспортных строителей, а также советом Общероссийского отраслевого объединения работодателей железнодорожного транспорта.


Перечень работников, на которых распространяются особенности режима рабочего времени и времени отдыха
В соответствии с Положением о рабочем времени работников железнодорожного транспорта особенности режима рабочего времени и времени отдыха, а также условий труда распространяются на следующие категории работников железнодорожного транспорта:
– труд которых непосредственно связан с движением поездов;
– осуществляющих свои трудовые обязанности в пути или в пределах обслуживаемых участков инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования;
– выполняющих работу по перевозке грузов и оказанию услуг по обслуживанию пассажиров;
– обеспечивающих непрерывность перевозочного процесса и безопасность движения поездов.


Нормы Положения распространяются на юридических лиц независимо от организационно-правовой формы и формы собственности и индивидуальных предпринимателей, выполняющих работы (оказывающих услуги) для пользователей услуг железнодорожного транспорта, связанные с организацией и (или) осуществлением перевозочного процесса, а также работы (услуги), связанные с ремонтом железнодорожного подвижного состава и технических средств, используемых на железнодорожном транспорте.


Положение не регулирует рабочее время и время отдыха работников железнодорожного транспорта, осуществляющих деятельность в области:
– строительства;
– ведомственной охраны;
– эксплуатационных организаций связи;
– образовательной деятельности;
– торговли;
– медицинского обслуживания;
– общественного питания (включая вагоны-рестораны, вагоны-кафе, вагоныбары);
– автомобильного вождения.


Не применяется Положение при вахтовом методе организации работ.


Применяемые режимы рабочего времени
В отношении работников железнодорожного транспорта применяются общепринятые режимы рабочего времени, включая сменный режим работы, суммированный учет рабочего времени, режим разделенного на части рабочего дня, но с отдельными особенностями. Наряду с этим применяется и ряд иных режимов, среди которых специальный режим рабочего времени для сотрудников, работа которых протекает в пути, дежурство на дому или в специальной комнате (помещении) и др.


В соответствии со ст. 100 ТК РФ продолжительность рабочей недели, работа в условиях ненормированного рабочего дня для отдельных категорий работников, продолжительность ежедневной работы (смены), время начала и окончания работы (смены), время перерывов в работе, число смен в сутки, чередование рабочих и нерабочих дней устанавливаются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка.


При введении режима сменной работы рабочее время каждого конкретного работника регулируется графиком сменности. Согласно общим требованиям графики сменности должны быть доведены до сведения работников (объявлены) не позднее чем за один месяц до их введения (ст. 103 ТК РФ). Данными графиками сменности также предусматриваются выходные дни, а также периоды междусменного отдыха.


Продолжительность рабочего времени при сменной работе устанавливается работодателем с учетом мнения представительного органа работников, но не более 12 часов.


При непрерывной круглосуточной работе продолжительность рабочей смены, непосредственно предшествующей нерабочему праздничному дню, не сокращается, переработка сверх нормы учетного периода при суммированном учете рабочего времени компенсируется предоставлением работнику дополнительного времени отдыха или с согласия работника оплатой по нормам, установленным для сверхурочной работы, в соответствии со ст. 95 ТК РФ.


Рабочее время работников, постоянная работа которых осуществляется в пути, – работников поездных бригад пассажирских поездов, работников рефрижераторных секций и автономных рефрижераторных вагонов (далее – АРВЭ), хоппердозаторных и думпкарных маршрутов, вагонов-транспортеров сочлененного типа, служебных, багажных и сборно-раздаточных вагонов при общей продолжительности поездки в оба конца трое суток и более может исчисляться турой (учетный период с момента явки работника на работу для поездки до момента явки работника на работу для следующей поездки после его отдыха в пункте постоянной работы).


В отношении лиц из числа локомотивных и кондукторских бригад применяются именные графики сменности.


Графики сменности утверждаются работодателем или уполномоченными ими лицами в порядке, установленном законами, иными нормативными правовыми актами, учредительными документами организации и (или) локальными и нормативными актами, с учетом мнения представительного органа работников.


При разработке графиков необходимо учитывать, что не допускается работа в течение двух смен подряд, а продолжительность рабочего времени не может превышать 12 часов в день. Конкретная продолжительность рабочей смены (рабочего дня) устанавливается работодателем с учетом мнения представительного органа работников, а соответствующее решение в обязательном порядке фиксируется в правилах внутреннего трудового распорядка, коллективном договоре или ином действующем в организации локальном нормативном акте.


При формировании графиков сменности необходимо также учитывать следующие положения:
1) работа более двух календарных дней подряд в период ночного времени (а именно с 22 часов до 6 часов) не допускается. Исключение составляют работники локомотивных бригад. Для работников поездных бригад пассажирских поездов (проводников пассажирских вагонов, начальников (механиков-бригадиров) пассажирского поезда, поездных электромехаников, мойщиков-уборщиков железнодорожного подвижного состава, инженеров, электроников) ночное время определяется по часовому поясу расположения депо формирования пассажирского поезда;
2) время непрерывного отдыха между сменами должно составлять не менее 12 часов (привлечение работника к работе независимо от продолжительности использованного отдыха за время предшествующей работы (смены) допускается в случаях производства работ, необходимых для обороны страны, а также для предотвращения производственной аварии либо устранения последствий производственной аварии или стихийного бедствия (снежных и песчаных заносов, обвалов, оползней, последствий ураганов, смерчей, бурь, ливневых дождей, наводнений и землетрясений) с письменного согласия работника).


При подготовке графиков сменности должно учитываться также время начала и время окончания работы. При этом под временем начала работы понимается время явки работника к постоянному месту работы, а под временем окончания работы – время освобождения работника от выполнения трудовых обязанностей в часы, установленные правилами внутреннего трудового распорядка.


Для работников, работающих посменно, а также для работников, рабочий день которых разделен на части, время начала и окончания работы (смены) определяется именно графиком сменности.


Начало и окончание работы могут назначаться в пределах обслуживаемого участка
вне постоянного пункта сбора (постоянного места работы), о чем работнику сообщается не позднее окончания предыдущего рабочего дня (смены). В таких случаях время следования до назначенного места работы и обратно в рабочее время не включается и соответственно оплате не подлежит.


Если время начала и окончания работы вне постоянного места работы (пункта сбора) не оговаривается, время следования от постоянного пункта сбора до места предстоящей работы включается в рабочее время и определяется в правилах внутреннего трудового распорядка с учетом удаленности места предстоящей работы от постоянного пункта сбора и способа доставки работников.


На работах, где по условиям производства (работы) предоставление перерыва для отдыха и питания невозможно, работодатель обязан обеспечить работнику возможность отдыха и приема пищи в рабочее время. Перечень таких работ, а также места для отдыха и приема пищи устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка. Время приема и сдачи локомотивов, вагонов, рефрижераторных секций и АРВЭ локомотивными и поездными бригадами, бригадами рефрижераторных секций и АРВЭ, а также время на подготовку в рейс указанных бригад включается в рабочее время работников.


Явка к месту постоянной работы (время начала работы (смены, поездки), определенной локальными нормативными актами или трудовым договором локомотивных и поездных бригад, машинистов (водителей) специального самоходного железнодорожного подвижного состава (ССПС) и их помощников, бригад рефрижераторных секций и АРВЭ, железнодорожно-строительных машин, бригад, обслуживающих вагоны-транспортеры сочлененного типа, осуществляется по графику, наряду или вызову.


Окончание работы (смены, поездки) осуществляется после завершения оформления соответствующей технической документации после сдачи локомотива, мотор-вагонного подвижного состава (МВПС), поезда, состава, железнодорожно-строительной машины, рефрижераторной секции, АРВЭ или вагона в месте постоянной работы.


Время окончания работы (смены, поездки) в случае несостоявшейся поездки или смены на линии определяется представителем администрации организации, в порядке, установленном правилами внутреннего трудового распорядка.


Режим суммированного учета рабочего времени вводится на условиях, определенных ст. 104 ТК РФ, а также п. 3 Положения о рабочем времени по железнодорожному транспорту.


Указанный режим применяется в отношении работников, занятых на круглосуточных непрерывных работах, а также на других видах работ, где по условиям производства (работы) не может быть соблюдена установленная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени. Учетный период, как составная часть рассматриваемого режима, может составлять месяц, квартал и т. д., но не более года.


В соответствии со ст. 104 ТК РФ допускается введение суммированного учета рабочего времени с учетным периодом, не превышающим одного года, а для учета рабочего времени работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, 3 месяца. В случае если по причинам сезонного и (или) технологического характера для отдельных категорий работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, установленная продолжительность рабочего времени не может быть соблюдена в течение учетного периода продолжительностью 3 месяца, отраслевым (межотраслевым) соглашением и коллективным
договором может быть предусмотрено увеличение учетного периода для учета рабочего времени таких работников, но не более чем до одного года. При этом продолжительность рабочего времени за учетный период не может превышать нормального числа рабочих часов.


Такая возможность увеличения продолжительности учетного периода до 12 месяцев для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, закреплена в п. 3.1 Отраслевого соглашения.


Перечень профессий и должностей работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда на объектах, обеспечивающих производство, передачу и реализацию тепловой энергии, которым может быть предусмотрено увеличение учетного периода, но не более чем до одного года, определяется коллективным договором организации.


Порядок введения суммированного учета рабочего времени устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка. Ежемесячный, квартальный и годовой учет рабочего времени допускается только при наличии утвержденного графика сменности, включающего режим работы и отдыха на весь месяц, квартал и год соответственно.


При этом в целях обеспечения непрерывности производственного процесса работы организации допускается изменение графиков сменности в течение учетного периода.


На непрерывных сменных работах работникам не разрешается оставлять рабочее место, не дождавшись смены. Работодатель должен принять все зависящие от него меры для смены работника. При этом междусменный отдых вызываемого работника должен быть не менее 12 часов. Порядок вызова другого работника на работу определяется в правилах внутреннего трудового распорядка.


В соответствии с п. 18 Положения о рабочем времени работников железнодорожного транспорта для работников организаций железнодорожного транспорта, где длительность производственного процесса превышает допустимую продолжительность ежедневной работы (смены) работников, работа которых протекает посменно (но не круглосуточно), а также работников с разделенным на части рабочим днем устанавливается суммированный учет рабочего времени при шестидневной рабочей неделе с одним выходным днем и работе по четырехсменным графикам работы с двенадцатичасовой продолжительностью. Продолжительность смен в ночное время не сокращается.


Для диспетчеров поездных, работающих на диспетчерских участках железнодорожного транспорта общего пользования с особо интенсивным и интенсивным движением поездов, и дежурных по железнодорожным станциям внеклассным и 1 класса на участках железнодорожного транспорта общего пользования с интенсивным движением поездов устанавливается пятисменный график работы с двенадцатичасовой продолжительностью непрерывной работы с предоставлением отдыха после дневного и ночного дежурства продолжительностью 48 часов с соблюдением месячной (квартальной) нормы рабочего времени или в особых случаях четырехсменный график с 12-часовой продолжительностью непрерывной работы с предоставлением отсроченного отдыха равномерно в течение учетного периода.


В процессе трудовой деятельности должны быть учтены ограничения, установленные действующим законодательством, для выполнения отдельными категориями работников тех или иных работ.


Работникам, труд которых непосредственно связан с обслуживанием населения, а также при производстве работ, интенсивность которых неодинакова, рабочий день (смена) может быть разделен на части в порядке, установленном ст. 105 ТК РФ, общей продолжительностью не более 12 часов.


На тех работах, где это необходимо вследствие особого характера труда, а также где интенсивность труда неодинакова, применяется режим гибкого рабочего времени в порядке, установленном ст. 102 ТК РФ. Начало и окончание или общая продолжительность рабочего дня определяется по соглашению сторон.


Для работников, работающих в должностях специалистов, обслуживающих служебные, служебно-технические и специальные вагоны, применяется суммированный учет рабочего времени, а при необходимости – рабочий день, разделенный на части. При нахождении в поездке рабочее время и время отдыха данных работников, за исключением проводников, устанавливается начальником вагона или его заместителем. В поездке продолжительность работы (смены) работников, работающих в должностях специалистов, обслуживающих служебные, служебно-технические и специальные вагоны, не должна превышать 12 часов в сутки, а при работе по месту приписки вагона – 8 часов при пятидневной рабочей неделе.


Работникам железнодорожного транспорта в соответствии с перечнем должностей, определенных коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, может быть установлен режим работы с ненормированным рабочим днем. Исключение составляют работники поездных бригад пассажирских поездов, несущих сменные дежурства (п. 35 Положения о рабочем времени работников железнодорожного транспорта).


Перечень профессий и должностей работников филиалов ОАО «РЖД» с ненормированным рабочим днем утвержден распоряжением от 23 ноября 2012 г. № 2386р.


Дежурство на дому или в специально оборудованной комнате (помещении), в купе вагона может устанавливаться (при возможности вызова на работу) дежурным по железнодорожным станциям, начальникам железнодорожных станций участков инфраструктуры, оборудованных диспетчерской централизацией, автоблокировкой и полуавтоблокировкой, дежурным работникам хозяйства пути и сооружений в зимний период, дежурным работникам хозяйства электрификации и электроснабжения, работникам хозяйства автоматики и телемеханики, работникам хозяйства связи, приемосдатчикам груза и багажа, работникам восстановительных поездов, проводникам пассажирских вагонов, проводникам по сопровождению специальных вагонов, осмотрщикам-ремонтникам вагонов. Указанный режим допускается с письменного согласия работника в соответствии с утвержденными работодателем и с учетом мнения представительного органа работников положениями о дежурстве в соответствующих видах деятельности железнодорожного транспорта. Таковы положения п. 6 Положения о рабочем времени по железнодорожному транспорту.


Ограничения на использование труда отдельных категорий лиц в сфере железнодорожного транспорта
Перечень работ, которые не могут быть поручены в сфере железнодорожного транспорта работникам из числа женщин, определен постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2000 г. № 162. В данный перечень включены работы, выполняемые по профессии водителя дрезины и его помощника, работающих на железнодорожных линиях широкой колеи; кондуктора грузовых поездов; кочегара паровозов в депо; машиниста дизельпоезда и его помощника; машинистов мотовоза, паровоза, тепловоза, тягового агрегата, электровоза, электропоезда и их помощников; монтера пути (при превышении установленных норм предельно допустимых нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную) и др.


В свою очередь, аналогичный перечень в отношении лиц моложе 18 лет определен постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2000 г. № 163. Данной категории работников не могут быть поручены работы, связанные с безотцепочным ремонтом вагонов; восстановительные работы; очистка вагонозамедлителей сортировочных горок; работы по профессиям водителя дрезины, дренажника, кочегара паровозов в депо, машиниста автомотрисы, машиниста дизель-поезда, машиниста железнодорожно-строительных машин, машиниста мотовоза, машиниста паровоза и др.


Содержание и особенности режима времени отдыха
Перерывы в работе, междусменный отдых, еженедельный непрерывный отдых (выходные дни) и праздничные дни, а также иные периоды отдыха предоставляются работникам железнодорожного транспорта на условиях гл. 18 ТК РФ, а также раздела X Положения о рабочем времени работников железнодорожного транспорта.


Кроме того, в установленных случаях работникам предоставляется время отдыха в пункте оборота (подмены), а также время отдыха во время поездки.


При этом работникам локомотивных и кондукторских бригад выходные дни (еженедельный непрерывный отдых) предоставляются в различные дни недели равномерно в течение месяца путем добавления 24 часов к расчетному времени отдыха, положенному после очередной поездки в рабочей неделе. При определении выходных дней необходимо учитывать положения ст. 110 ТК РФ, согласно которой продолжительность еженедельного непрерывного отдыха не должна составлять менее 42 часов. Если продолжительность ежедневного отдыха по расчету получается более установленной, она сокращаться не должна. Дни еженедельного отдыха работникам локомотивных и кондукторских бригад предоставляются только в месте постоянной работы и объявляются в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка.


Дни еженедельного непрерывного отдыха указываются в графиках сменности.


При этом число дней еженедельного непрерывного отдыха, предоставляемого работникам, работающим на круглосуточных непрерывных работах, а также на других сменных работах с суммированным учетом рабочего времени, должно быть равно числу воскресений (при шестидневной рабочей неделе) по календарю в течение соответствующего учетного периода.


В ряде случаев как исключение допускается суммирование дней еженедельного отдыха. Это допускается, в частности (п. 39 Положения о рабочем времени работников железнодорожного транспорта) в отношении:
– работников локомотивных и кондукторских бригад, обслуживающих грузовые и пассажирские поезда, – за период не более чем две рабочих недели; при этом продолжительность сдвоенного выходного дня определяется путем добавления 24 часов к выходному дню, предоставляемому из расчета продолжительности еженедельного непрерывного отдыха не менее 42 часов;
– работников пассажирских поездов дальнего следования и беспересадочных вагонов (приемосдатчиков груза и багажа, поездных электромехаников, инженеров, электроников, начальников пассажирских поездов, работников поездных бригад пассажирских поездов, работающих по графику сменности) – за период не более чем две недели, а при потурном учете – за все время туры;
– проводников служебных и специальных вагонов и работников, постоянная работа которых протекает в пути, – за период не свыше месяца, а при продолжительности поездки свыше месяца – за время поездки;
– бригад рефрижераторных секций и АРВЭ – за время поездки;
– работников путевых машинных станций, имеющих разъездной характер работ, – за период не более чем две недели, а при потурном учете – за все время туры.


Междусменный отдых предоставляется работникам локомотивных и кондукторских бригад после каждой их поездки в оба конца. При этом указанный отдых предоставляется в месте постоянной работы (основное депо, пункт подмены локомотивных бригад по месту жительства членов бригады).


Продолжительность предоставляемого работникам междусменного отдыха определяется расчетным путем, но не может быть менее 16 часов, а для бригад пригородных поездов и бригад, работающих по сменному графику, – 12 часов.


Междусменный отдых локомотивной бригады в месте постоянной работы определяется как сумма рабочего времени каждой поездки в оба конца, умноженная на коэффициент, полученный путем деления недельной нормы часов отдыха за неделю в рабочие дни на недельную норму часов рабочего времени, за вычетом времени отдыха в пункте оборота (подмены).


С учетом мнения представительного органа работников при сменном графике работы допускается предоставление междусменного отдыха в месте постоянной работы работникам локомотивных бригад продолжительностью не менее 12 часов.


В соответствии с п. 40 Положения о рабочем времени работников железнодорожного транспорта допускается уменьшение продолжительности междусменного отдыха в основном пункте работы, но не более чем на четверть от полагающегося по расчетному, с соответствующим увеличением междусменного отдыха после последующих поездок в учетном периоде. При этом после двух ночных поездок подряд не допускается предоставление сокращенного междусменного отдыха.


Междусменный отдых в основном месте работы также предоставляется работникам при обслуживании пригородных поездов с продолжительностью работы локомотивных бригад до конечного пункта следования до 4 часов. В таких случаях продолжительность предоставляемого междусменного отдыха определяется по уже рассмотренным правилам, а сам отдых предоставляется в соответствии с графиком сменности.


Общее время полагающегося междусменного отдыха в основном пункте для работников, постоянная работа которых осуществляется в пути, определяется в общеустановленном порядке, но за вычетом отдыха в пути следования (во время поездки) с прибавлением приходящихся по календарю воскресений и нерабочих праздничных дней за поездку (туру). При этом дни еженедельного непрерывного отдыха за время поездки предоставляются в суммированном виде сразу после поездки.


Для указанной категории работников междусменный отдых должен предоставляться после каждой поездки полностью. В отдельных случаях, определенных правилами внутреннего трудового распорядка, допускается предоставление проводникам пассажирских вагонов междусменного отдыха после обслуживания состава в течение 2–5 поездок общей продолжительностью не более 15 суток, рассматриваемых в данном случае как одна поездка (тура). И только в исключительных случаях, когда междусменный отдых после данной поездки не может быть предоставлен полностью, неиспользованное количество часов междусменного отдыха за данную поездку присоединяется к причитающемуся количеству часов междусменного отдыха за следующие 1–2 поездки (туры). В любом случае междусменный отдых может быть уменьшен не более чем на четверть от полагающегося по расчету.


Если же в течение 1–2 последующих поездок (тур) неиспользованная часть междусменного отдыха за предыдущую поездку (туру) не будет предоставлена полностью, эквивалентное количество рабочих часов должно считаться сверхурочной работой с их повышенной оплатой в установленных размерах.


Как установлено п. 45 Положения о рабочем времени работников железнодорожного транспорта, если продолжительность междусменного отдыха локомотивных бригад и других работников, постоянная работа которых осуществляется в пути, превысила нормальную продолжительность, то допускается соответствующее уменьшение времени междусменного отдыха после следующих поездок в данном учетном периоде, но не более чем на четверть нормальной продолжительности.


Работникам поездных бригад пассажирских поездов, не несущих сменные дежурства в месте постоянной работы, предоставляется междусменный отдых такой же продолжительности, как работникам того же поезда, рабочее время которых в поездке регламентируется графиками сменности.


Уменьшение продолжительности междусменного отдыха помимо рассмотренной выше возможно только в следующих случаях:
1) в период массовых пассажирских перевозок (июнь – сентябрь) – для работников бригад пассажирских поездов, кассиров билетных на железнодорожном транспорте, при котором междусменный отдых по месту постоянной работы с их письменного согласия предоставляется продолжительностью не менее расчетной половины времени отдыха.


В данных случаях сокращенное время междусменного отдыха не может составлять у работников бригад пассажирских поездов – 2 суток, у кассиров билетных – 12 часов. На таких условиях режим времени отдыха применяется в порядке, определенном правилами внутреннего трудового распорядка. Неиспользованное время междусменного отдыха должно быть компенсировано работникам поездных бригад пассажирских поездов, кассирам билетным предоставлением дополнительного времени отдыха по окончании периода массовых пассажирских перевозок, но не позднее 1 мая следующего календарного года или присоединено к ежегодному отпуску в те же сроки с оплатой в размере среднего заработка;
2) в период летних путевых работ – для работников путевых машинных станций и машинистов железнодорожно-строительных машин дистанций пути, ССПС и помощников машинистов подразделений хозяйства пути.


Сокращение продолжительности междусменного отдыха допускается в отдельных случаях с письменного согласия работников с учетом мнения представительного органа работников. При этом уменьшение продолжительности междусменного отдыха допускается не более чем на четверть от полагающегося по графику сменности и не более чем на 24 часа в месяц. Неиспользованное время компенсируется работникам по окончании летних путевых работ, но не позднее 31 декабря текущего года или же присоединяется к ежегодному отпуску в те же сроки с оплатой в размере среднего заработка.


Перерывы для отдыха и питания в соответствии со ст. 108 ТК РФ предоставляются в течение рабочего дня (смены) продолжительностью не более 2 часов и не менее 30 минут.


Конкретное время предоставления перерыва и его продолжительность устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка организации или же по соглашению между работником и работодателем.


При многократном обороте пригородного поезда в течение смены работникам локомотивных бригад может предоставляться перерыв для отдыха и питания в пункте оборота или на конечной железнодорожной станции следования поезда, а также в месте постоянной работы (рассматриваемом как пункт оборота). Перерыв для отдыха и питания может составлять менее половины времени предшествующей работы, но не менее 1 часа. Время нахождения работников локомотивных бригад в пункте оборота (подмены) локомотивных бригад или в месте постоянной работы локомотивных бригад до 1 часа включается в рабочее время (п. 41 Положения о рабочем времени работников железнодорожного транспорта).


Отдых в пункте оборота (подмены) предоставляется работникам локомотивных бригад в тех случаях, когда время непрерывной поездки (в оба конца) превышает установленную продолжительность непрерывной работы. Продолжительность отдыха должна составлять не менее половины отработанного времени (но не менее 3 часов), и не должна превышать времени работы с момента явки в основной пункт работы локомотивных бригад до момента окончания работы по прибытии в пункт оборота (подмены).


Допускается предоставление второго отдыха за поездку. При этом конкретные участки и условия работы определяются работодателем с учетом мнения представительного органа работников.


Минимальная продолжительность отдыха в пунктах оборота (подмены) может увеличиваться работодателем с учетом мнения представительного органа работников.


Наряду с изложенным, в соответствии с п. 43 Положения о рабочем времени работников железнодорожного транспорта допускается возвращение в основной пункт работы работников локомотивных и кондукторских бригад пассажирами без предоставления отдыха в пункте оборота (подмены). Если работники локомотивной бригады следовали в пункт оборота локомотивов или подмены локомотивных бригад пассажирами в вагоне пассажирского поезда или пригородного поезда, то они могут быть отправлены в поездку без отдыха.


Отдых во время поездки предоставляется работникам, постоянная работа которых осуществляется в пути. Продолжительность такого отдыха определяется графиком сменности, принятым для соответствующего поезда (вагона, секции), но не менее половины времени предшествующей работы.

30.03.2022

Также по этой теме: