Особенности труда иностранных граждан и лиц без гражданства (Продолжение 2)




М. А. Мосейчук


Освобождение иностранных граждан от уплаты НДФЛ
Порядок освобождения полученных в Российской Федерации доходов иностранных граждан и лиц без гражданства от НДФЛ определен положениями ст. 232 НК РФ, применяющейся в настоящее время в редакции изменений, принятых Федеральным законом от 8 июня 2015 г. № 146-ФЗ «О внесении изменений в главу 23 части второй Налогового кодекса Российской Федерации».


В случае если международным договором Российской Федерации по вопросам налогообложения преду смотрено полное или частичное освобождение от налогообложения в Российской Федерации каких-либо видов доходов физических лиц, являющихся налоговыми резидентами иностранного государства, с которым заключен такой договор, освобождение от уплаты (удержания) налога у источника выплаты дохода в Российской Федерации либо возврат ранее удержанного налога в Российской Федерации производится в порядке, установленном пп. 6–9 ст. 232 НК РФ.


В частности, налоговый агент – источник выплаты дохода при выплате такого дохода физическому лицу не удерживает налог (или удерживает его в ином размере, чем предусмотрено положениями НК РФ) в случае, если это физическое лицо является налоговым резидентом иностранного государства, с которым Российской Федерацией заключен международный договор по вопросам налогообложения, предусматривающий полное или частичное освобождение от налогообложения в Российской Федерации соответствующего вида дохода.


Для подтверждения статуса налогового резидента такого иностранного государства физическое лицо вправе представить налоговому агенту – источнику дохода паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина.


Если представленные вышеперечисленные документы не позволяют подтвердить наличие у иностранного гражданина статуса налогового резидента иностранного государства, с которым Российской Федерацией заключен международный договор по вопросам налогообложения, на основании которого производится освобождение дохода от налогообложения в Российской Федерации, налоговый агент – источник выплаты дохода физическому лицу запрашивает у этого физического лица официальное подтверждение его статуса налогового резидента государства, с которым Российской Федерацией заключен международный договор по вопросам налогообложения.


Указанное подтверждение должно быть выдано компетентным органом соответствующего иностранного государства, уполномоченным на выдачу таких подтверждений на основании международного договора Российской Федерации по вопросам налогообложения. В случае если такое подтверждение составлено на иностранном языке, физическим лицом представляется и его нотариально заверенный перевод на русский язык.


В случае если подтверждение статуса налогового резидента иностранного государства представлено физическим лицом источнику выплаты дохода после даты выплаты дохода, подлежащего освобождению от налогообложения на основании международного договора Российской Федерации по вопросам налогообложения, и удержания налога с такого дохода, такой налоговый агент осуществляет возврат удержанного налога в порядке, предусмотренном п. 1 ст. 231 НК РФ для возврата сумм излишне уплаченного налога.


Сведения об иностранных физических лицах и о выплаченных им доходах, с которых на основании международного договора Российской Федерации по вопросам налогообложения не был удержан налог, о суммах налога, возвращенных налоговым агентом – источником выплаты дохода, представляются таким налоговым агентом в налоговый орган по месту своего учета в 30-дневный срок с даты выплаты такого дохода. Указанные сведения должны позволять идентифицировать налогоплательщика, вид выплаченных доходов, суммы выплаченных доходов и даты их выплаты. К сведениям, позволяющим идентифицировать налогоплательщика,
относятся в том числе паспортные данные, указание на гражданство.


Таким образом, при подтверждении принадлежности иностранного гражданина к гражданству того государства, с которым у России заключено соответствующее межгосударственное соглашение, его доходы вовсе могут не облагаться НДФЛ на территории Российской Федерации или должны облагаться по иным, нежели установленным НК РФ, правилам. Начиная с 2016 г. для этого достаточно представления паспорта соответствующего иностранного государства.


К государствам, с которыми заключены соответствующие соглашения, относятся:
– Австралия – Соглашение от 07.09.2000 г., применяется с 2004 г.;
– Австрия – Конвенция от 13.04.2000 г., применяется с 2003 г.;
– Азербайджан – Соглашение от 03.07.1997 г., применяется с 1999 г.;
– Албания – Конвенция от 11.04.1995 г., применяется с 1998 г.;
– Алжир – Конвенция от 10.03.2006 г., применяется с 2009 г.;
– Аргентина – Конвенция от 10.10.2001 г., применяется с 2013 г.;
– Армения – Соглашение от 28.12.1996 г., применяется с 1999 г.;
– Белоруссия – Соглашение от 21.04.1995 г., применяется с 1998 г.;
– Бельгия – Конвенция от 16.06.1995 г., применяется с 2001 г.;
– Болгария – Соглашение от 08.06.1993 г., применяется с 1996 г.;
– Великобритания – Конвенция от 15.02.1994 г., применяется с 1998 г.;
– Венгрия – Конвенция от 01.04.1994 г., применяется с 1998 г.;
– Венесуэла – Конвенция от 22.12.2003 г., применяется с 2010 г.;
– Вьетнам – Соглашение от 27.05.1993 г., применяется с 1997 г.;
– Германия – Соглашение от 29.05.1996 г., применяется с 1997 г. (протокол к Соглашению – с 2010 г.);
– Греция – Конвенция от 26.06.2000 г., применяется с 2008 г.;
– Дания – Конвенция от 08.02.1996 г., применяется с 1998 г.;
– Египет – Соглашение от 23.09.1997 г., применяется с 2001 г.;
– Израиль – Конвенция от 25.04.1994 г., применяется с 2001 г.;
– Индия – Соглашение от 25.03.1997 г., применяется с 1999 г.;
– Индонезия – Соглашение от 12.03.1999 г., применяется с 2003 г.;
– Иран – Соглашение от 06.03.1998 г., применяется с 2003 г.;
– Ирландия – Соглашение от 29.04.1994 г., применяется с 1996 г.;
– Исландия – Конвенция от 26.11.1999 г., применяется с 2004 г.;
– Испания – Конвенция от 16.12.1998 г., применяется с 2001 г.;
– Италия – Конвенция от 09.04.1996 г., применяется с 1999 г.;
– Казахстан – Конвенция от 18.10.1996 г., применяется с 1998 г.;
– Канада – Соглашение от 05.10.1995 г., применяется с 1998 г.;
– Кипр – Соглашение от 05.12.1998 г., применяется с 2000 г. (протокол к Соглашению – с 2013 г.);
– Киргизия – Соглашение от 13.01.1999 г., применяется с 2001 г.;
– Китай – Соглашение от 13.10.2014 г., применяется с 2017 г.;
– Корея – Конвенция от 19.11.1992 г., применяется с 1996 г.;
– Латвия – Соглашение от 20.12.2010 г., применяется с 2013 г.;
– Литва – Соглашение от 29.06.1999 г., применяется с 2006 г.;
– Люксембург – Соглашение от 28.06.1993 г., применяется с 1998 г.;
– Македония – Соглашение от 21.10.1997 г., применяется с 2001 г.;
– Мексика – Соглашение от 07.06.2004 г., применяется с 2009 г.;
– Молдова – Соглашение от 12.04.1996 г., применяется с 1998 г.;
– Нидерланды – Соглашение от 16.12.1996 г., применяется с 1999 г.;
– Новая Зеландия – Соглашение от 05.09.2000 г., применяется с 2004 г.;
– Норвегия – Конвенция от 26.03.1996 г., применяется с 2003 г.;
– ОАЭ – Соглашение от 07.12.2011 г., применяется с 2014 г.;
– Польша – Соглашение от 22.05.1992 г., применяется с 1994 г.;
– Португалия – Конвенция от 29.05.2000 г., применяется с 2003 г.;
– Румыния – Конвенция от 27.09.1993 г., применяется с 1996 г.;
– Саудовская Аравия – Конвенция от 11.02.2007 г., применяется с 2011 г.;
– Сербия – Конвенция от 12.10.1995 г., применяется с 1998 г.;
– Сингапур – Соглашение от 09.09.2002 г., применяется с 2010 г.;
– Сирия – Соглашение от 17.09.2000 г., применяется с 2004 г.;
– Словакия – Соглашение от 24.06.1994 г., применяется с 1998 г.;
– Словения – Конвенция от 29.09.1995 г., применяется с 1998 г.;
– США – Договор от 17.06.1992 г., применяется с 1994 г.;
– Таджикистан – Соглашение от 31.03.1997 г., применяется с 2004 г.;
– Таиланд – Конвенция от 23.09.1999 г., применяется с 2010 г.;
– Туркменистан – Соглашение от 14.01.1998 г., применяется с 2000 г.;
– Турция – Соглашение от 15.12.1997 г., применяется с 2000 г.;
– Узбекистан – Соглашение от 02.03.1994 г., применяется с 1996 г.;
– Украина – Соглашение от 08.02.1995 г., применяется с 2000 г.;
– Финляндия – Соглашение от 04.05.1996 г., применяется с 2003 г.;
– Франция – Конвенция от 26.11.1996 г., применяется с 2000 г.;
– Хорватия – Соглашение от 02.10.1995 г., применяется с 1998 г.;
– Чехия – Конвенция от 17.11.1995 г., применяется с 1998 г.;
– Швейцария – Соглашение от 15.11.1995 г., применяется с 1998 г. (протокол к Соглашению – с 2013 г.);
– Швеция – Конвенция от 14.06.1993 г., применяется с 1996 г.;
– ЮАР – Соглашение от 27.11.1995 г., применяется с 2001 г.;
– Япония – Конвенция от 18.01.1986 г., применяется с 1987 г.


В каждом конкретном случае при применении вышерассмотренных положений ст. 232 НК РФ необходимо исходить из положений приведенных межгосударственных Соглашений (Конвенций).


Особенности исчисления НДФЛ с доходов граждан государств ЕАЭС
В соответствии с положениями ст. 73 Договора о ЕАЭС в случае, если одно государство – член Евразийского экономического союза в соответствии с его законодательством и положениями международных договоров вправе облагать налогом доход налогового резидента (лица с постоянным местопребыванием) другого государства-члена в связи с работой по найму, осуществляемой в данном государстве, такой доход облагается в первом государстве с первого дня работы по найму по налоговым ставкам, преду смотренным для таких доходов физических лиц – налоговых резидентов (лиц с постоянным местопребыванием) этого государства.


При этом в той же ст. 73 Договора отмечено, что приведенные положения применяются к налогообложению доходов в связи с работой по найму.


Исходя из приведенных положений доходы в связи с работой по найму, полученные гражданами Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Армения и Кыргызской Республики облагаются по налоговой ставке 13% начиная с первого дня их работы на территории Российской Федерации.


Применение положений Договора о ЕАЭС подтверждено в письме Минфина России от 27 января 2015 г. № 03-04-07/2703 и письме ФНС России от 3 февраля 2015 г. № БС-4-11/1561.


С учетом «специфической» трактовки понятия доходы по найму (доходы от осуществления трудовой деятельности), используемой официальными органами, рекомендуется ставку 13% с первого дня работы применять именно в отношении к доходам в виде заработной платы, пособий по временной нетрудоспособности, суммам оплаты отпуска. К таким доходам, как материальная помощь, материальная выгода в виде оплаты за работника товаров (работ, услуг), включая суммы оплаты стоимости аренды жилья, до выхода соответствующих разъяснений рекомендуется применять понятие налогового резидентства, и до момента пребывания на территории России в течение 183 календарных дней в течение календарного года облагать доходы по ставке 30%.


По мнению автора, стандартные вычеты могут предоставляться гражданам Беларуси, Казахстана, Армении, Киргизии с первого дня работы, так как в данном случае применению подлежит налоговая ставка в 13%, закрепленная в п. 1 ст. 224 НК РФ. В пункте же 3 ст. 210 НК РФ указано, что для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка, установленная п. 1 ст. 224 НК РФ, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных пп. 218–221 НК РФ.


В свою очередь, по мнению Минфина России, высказанному в письме от 9 апреля 2015 г. № 03-04-06/20223, граждане государств – членов ЕАЭС могут получить в Российской Федерации установленные налоговые вычеты только после приобретения ими статуса налоговых резидентов Российской Федерации.


Возникает вопрос о необходимости перерасчета НДФЛ в случае увольнения иностранцев с работы в условиях, когда в текущем календарном году они не отработают на дату увольнения на территории России 183 календарных дня. С учетом того, что налогообложение доходов согласно международному договору должно производиться именно по ставке 13%, такой перерасчет (который производился ранее) производить не следует.


Представляется, что не должен производиться перерасчет и в случае, если на конец года граждане государств – членов ЕАЭС не находились на территории нашей страны менее 183 календарных дней. Объясняется такой вывод опять же положениями Договора о ЕАЭС, который предусматривает необходимость применения по отношению к доходам по найму именно ставки 13%, и каких-либо правил перерасчета не предусматривает.


Однако у Минфина России на этот счет свое мнение. Как отмечено в письме данного органа власти от 10 июня 2016 г. № 03-04-06/34256, с учетом положений ст. 73 Договора о ЕАЭС и ст. 224 НК РФ доходы от работы по найму, осуществляемой в Российской Федерации, полученные гражданами государств – членов Евразийского экономического союза, подлежат обложению налогом на доходы физических лиц с применением налоговой ставки 13%. При этом по итогам налогового периода определяется окончательный налоговый статус физического лица в зависимости от времени его нахождения в Российской Федерации в данном налоговом периоде.


Если по итогам налогового периода сотрудники организации не приобрели статус налогового резидента (находились в Российской Федерации менее 183 дней), их доходы, полученные в данном налоговом периоде, подлежат обложению налогом на доходы физических лиц по ставке 30%.


Отдельный интерес представляют разъяснения, приведенные в письме Минфина России от 19 августа 2015 г. № 03-04-07/47939. Обращено внимание, что доходы граждан Киргизской Республики в связи с работой по найму в Российской Федерации облагаются с применением налоговой ставки 13% независимо от наличия статуса налогового резидента Российской Федерации, если только иное не предусмотрено Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Киргизской Республики об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы.


Таким образом, и в отношении граждан государств ЕАЭС положения ст. 232 НК РФ применяться могут.


Особенности исчисления НДФЛ с выплат в пользу беженцев и лиц, получивших убежище на территории России
В соответствии с Федеральным законом от 4 октября 2014 г. № 285-ФЗ «О внесении изменений в статьи 217 и 224 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» было установлено обложение доходов от осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами или лицами без гражданства из числа признанных беженцами или получившими временное убежище на территории России с первого дня работы по ставке 13%.


При этом такого рода решение принято за период с 1 января 2014 г., в связи с чем налоговые агенты (работодатели) обязаны были перерассчитать НДФЛ с указанных лиц и произвести возврат излишне удержанного налога в порядке, установленном п. 1 ст. 231 НК РФ. Необходимость осуществления перерасчета и возврата налога самим налоговым агентом подтверждена в письме Минфина России от 22 декабря 2014 г. № 03-04-07/66412.


Однако в части указанной категории лиц (беженцы и лица, получившие временное убежище на территории России) необходимо также определять резидентство Российской Федерации. Как минимум это следует производить для:
1) определения ставки НДФЛ в отношении доходов, которые нельзя считать полученными от осуществления трудовой деятельности, и к которым можно отнести суммы материальной помощи, материальной выгоды в виде оплаты за работника товаров (работ, услуг) и т. д. – указанные доходы рекомендуется облагать по ставке 30%, если сотрудник не может быть признан резидентом Российской Федерации;
2) определения права работника на получение стандартных и иных налоговых вычетов.


Как отмечено в письме ФНС России от 30 октября 2014 г. № БС-3-11/3689, если иностранный гражданин или лицо без гражданства, признаваемое беженцем или получившее временное убежище на территории Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О беженцах», не является налоговым резидентом Российской Федерации и его доходы облагаются по ставке 13%, предусмотренной п. 3 ст. 224 НК РФ, то вычеты, предусмотренные ст. 218–221 НК РФ, не предоставляются.


Объясняется такой вывод тем, что согласно п. 3 ст. 210 НК РФ только для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка, установленная п. 1 ст. 224 НК РФ (а ставка в 13% для рассматриваемой категории лиц зафиксирована в п. 3 ст. 224 НК РФ), налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных ст. 218–221 НК РФ.


Особенности исчисления НДФЛ с выплат в пользу высококвалифицированных специалистов
В соответствии с положениями п. 3 ст. 224 НК РФ доходы от осуществления трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста в соответствии с Федеральным законом № 115-ФЗ облагаются по налоговой ставке 13%.


При этом согласно сложившемуся мнению Минфина России и ФНС России (см., в частности, письмо Минфина России от 13 августа 2014 г. № 03-04-06/40453) указанная ставка с первого дня работы с выплат в пользу ВКС может применяться исключительно к доходам в виде заработной платы.


Не может применяться ставка в 13% с первого дня работы в отношении таких доходов, как:
– доходы в натуральной форме, включая оплату (полностью или частично) за лицо организациями товаров (работ, услуг) или имущественных прав, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в интересах налогоплательщика (см. письмо Минфина России от 13 августа 2014 г. № 03-04-06/40543);
– суммы материальной помощи;
– суммы доплаты к ежегодному оплачиваемому отпуску, ежемесячной компенсации расходов на питание и расходов на корпоративный автомобиль, ежемесячной компенсации затрат на аренду жилья, единовременной компенсации на обустройство при переезде в Россию (см. письмо Минфина России от 8 июня 2012 г. № 03-04-06/6-158).


Такая же позиция до 2015 г. озвучивалась и в отношении сумм оплаты отпуска (см., в частности, письмо Минфина России от 4 июля 2014 г. № 03-04-06/32423).


Однако в конце 2015 г. уполномоченный орган власти указал на то, что налоговая ставка в размере 13% применяется в том числе к доходам, непосредственно связанным с осуществлением трудовой деятельности, но не являющимся вознаграждением за осуществление трудовой деятельности, таким как сумма среднего заработка за отпуск, а также доплата до фактического оклада за дни нахождения в отпуске (см. письмо Минфина России от 8 декабря 2015 г. № 03-04-06/71450).


При этом вывод о применении общеустановленной ставки в отношении сумм среднего заработка представляется спорным, так как фактически подменяются понятия доходов от исполнения трудовых обязанностей (в разъяснении Минфина России) и доходов от осуществления трудовой деятельности (п. 3 ст. 224 НК РФ).


Не вправе ВКС с первого дня работы претендовать и на получение стандартных налоговых вычетов на самого себя и (или) своих детей. Для этого необходимо обладать статусом налогового резидента Российской Федерации.


Особенности исчисления НДФЛ с выплат в пользу иностранных граждан, занятых на условиях патента
С 2015 г. доходы от осуществления трудовой деятельности по найму в Российской Федерации на условиях полученного в установленном порядке патента облагаются с первого дня работы по ставке 13%. Таковы положения п. 3 ст. 224 НК РФ и ст. 227.1 НК РФ (в редакции Федерального закона от 24 ноября 2014 г. № 368-ФЗ).


Однако опять же с первого дня работы ставка 13% применима исключительно к доходам от осуществления трудовой деятельности (заработная плата, пособие по временной нетрудоспособности). Плюс к этому право на стандартные вычеты иностранный гражданин приобретет, только если пробудет на территории России 183 календарных дня.


Напомним, что в соответствии с положениями Федерального закона от 24 ноября 2014 г. № 357-ФЗ граждане из безвизовых государств принимаются на работу с 2015 г. при наличии у них патента. Приведенные положения не касаются:
– граждан республик Беларусь, Казахстан, Армения, Киргизия, входящих в ЕАЭС;
– лиц из числа постоянно или временно проживающих на территории России;
– лиц из числа беженцев и получивших убежище на территории России.


Фактически патент требуется гражданам Молдовы, Украины (исключение опять же составляют беженцы и лица, получившие временное убежище на территории России), Таджикистана, Узбекистана, Туркмении.


Для получения патента иностранный гражданин производит фиксированные авансовые платежи по НДФЛ за период от одного месяца до календарного года (12 месяцев). Величина ежемесячных платежей составляет сумму, определяемую умножением базовой величины, равной 1200 руб., на коэффициент-дефлятор, установленный на соответствующий календарный год, а также на коэффициент, отражающий региональные особенности рынка труда (региональный коэффициент).


Первый из коэффициентов устанавливается Минэкономразвития России:
– на 2018 г. – 1,686 (приказ от 30 октября 2017 г. № 579);
– на 2017 г. – 1,623 (приказ от 3 ноября 2016 г. № 698);
– на 2016 г. – 1,514 (приказ от 20 октября 2015 г. № 772).


Региональный коэффициент устанавливается на соответствующий календарный год законом субъекта Российской Федерации. В случае если на очередной календарный год такой коэффициент региональным законодательством не установлен, его значение принимается равным 1 (см. п. 3 ст. 227.1 НК РФ).


Принятые на 2018 г. значения региональных коэффициентов и соответственно размер фиксированного авансового платежа за месяц представлены в таблице.








Общая сумма налога с доходов лиц, занятых на условиях патента, в соответствии с п. 6 ст. 227.1 НК РФ определяется налоговыми агентами и подлежит уменьшению на сумму фиксированных авансовых платежей, уплаченных мигрантами за период действия патента применительно к соответствующему налоговому периоду. Фактически речь идет о зачете тех сумм, которые иностранец сам вносит в счет оплаты патента при исчислении сумм НДФЛ налоговым агентом.


Для осуществления такого зачета организация должна получить от налогового органа по месту своего нахождения уведомление о подтверждении права на осуществление уменьшения исчисленной суммы налога на сумму уплаченных фиксированных авансовых платежей (сумму оплаченного патента). Только при получении соответствующего одобрения от налоговой инспекции организация вправе зачесть самостоятельно уплаченные работником суммы в счет исчисленного с заработка НДФЛ.


Форма заявления о получении от налогового органа уведомления на уменьшение НДФЛ утверждена приказом ФНС России от 13 ноября 2015 г. № ММВ-7-11/512.


При этом уменьшение исчисленной суммы налога производится в течение налогового периода только у одного налогового агента по выбору самого налогоплательщика при условии получения налоговым агентом от налогового органа по месту своего нахождения уведомления о подтверждении права на осуществление уменьшения исчисленной суммы налога на сумму уплаченных налогоплательщиком фиксированных авансовых платежей. Форма такого уведомления утверждена приказом ФНС России от 17 марта 2015 г. № ММВ-7-11/109.


Следует учитывать, что согласно п. 6 ст. 227.1 НК РФ уведомление выдается налоговому агенту при соблюдении следующих условий:
1) наличии в налоговом органе информации, полученной от территориального органа ФМС России о факте заключения налоговым агентом с налогоплательщиком трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) и выдачи налогоплательщику патента;
2) ранее, применительно к соответствующему налоговому периоду, уведомление налоговыми органами в отношении указанного налогоплательщика налоговым агентам не направлялось.


При получении от налоговой инспекции соответствующего уведомления выступающая в качестве налогового агента организация уменьшает исчисленную сумму НДФЛ на сумму уплаченных налогоплательщиком фиксированных авансовых платежей на основании его письменного заявления и документов, подтверждающих уплату фиксированных авансовых платежей.


При исчислении налога следует также учитывать положения п. 3 ст. 224 НК РФ, согласно которым ставка в 13% применяется также к доходам от осуществления трудовой деятельности на основании выданного в установленном порядке патента.


Пример 1
Допустим, что организация принимает на работу гражданина Молдовы, с которой установлен безвизовый порядок въезда. При этом по решению региональных властей на территории данного субъекта Российской Федерации сумма авансового платежа по НДФЛ по патенту составляет 2500 руб. в месяц.


Заработок указанного работника за месяц составил 30 000 руб.


На основании полученного из налогового органа уведомления данный налоговый агент вправе по указанному физическому лицу производить уменьшение исчисленного в установленном порядке НДФЛ на сумму уплаченных данным лицом авансовых платежей по налогу.


При расчете заработной платы организация должна:
1) исчислить НДФЛ с заработной платы по ставке 13% – 3900 руб. (30 000 руб. × 13%);
2) уменьшить исчисленный НДФЛ на авансовые платежи, уплаченные работником самостоятельно, – 1400 руб. (3900 руб. – 2500 руб.).


Заработок к выплате – 28 600 руб. (30 000 руб. – 1400 руб.).


В силу положений ст. 227.1 НК РФ уменьшение НДФЛ может в течение налогового периода (календарного года) производиться только у одного из налоговых агентов. Фактически это означает то, что при изменении «патентщиком» места работы в течение календарного года другой налоговый агент уменьшать НДФЛ уже не сможет.


Для уменьшения НДФЛ в справке по форме 2-НДФЛ в разделе 5 предусмотрена специальная графа «Сумма фиксированных авансовых платежей». Соответственно, и в Расчете по форме 6-НДФЛ такие суммы отражаются по отдельной строке 050 «Сумма фиксированного авансового платежа».


Следует учитывать, что приказом ФМС России от 12 марта 2015 г. № 149 «О внесении изменений в приказ ФМС России от 28 июня 2010 г. № 147 «О формах и порядке уведомления Федеральной миграционной службы об осуществлении иностранными гражданами трудовой деятельности на территории Российской Федерации» утверждены новые формы следующих уведомлений, которые должны представляться работодателями в миграционные органы:
– уведомления о заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином или лицом без гражданства;
– уведомления о прекращении (расторжении) трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином или лицом без гражданства.


Не требуется с 2015 г. уведомлять органы службы занятости населения о заключении и прекращении (расторжении) соответствующего договора, а также о предоставлении отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года.


Уведомление должно быть направлено организацией не позднее 3 рабочих дней с даты его заключения или прекращения (расторжения). Именно такие сроки обозначены в п. 8 ст. 13 Федерального закона № 115-ФЗ.


Уведомление может быть направлено работодателем или заказчиком работ (услуг) в территориальный орган ФМС России в бумажном виде либо подано в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг. Направление уведомлений работодателем по почте с 2015 г. не предусмотрено.


Если уведомление направлено в бумажном виде, то должностное лицо территориального органа ФМС России проверяет правильность заполнения уведомления и достоверность указанных в нем сведений, а также наличие документов, удостоверяющих личность и полномочие лица, представившего уведомление.


Если уведомление направлено работодателем в электронной форме, то должностное лицо направляет лицу, представившему уведомление, электронное сообщение о приеме уведомления не позднее рабочего дня, следующего за днем подачи уведомления.


(Продолжение статьи будет опубликовано 21.09.2022)

14.09.2022

Также по этой теме: