Страховой стаж сотрудников для определения размеров пособий по социальному страхованию




М. А. Мосейчук


В своей повседневной деятельности сотрудники кадровых и других подразделений прибегают к расчету многих разновидностей стажа работников организации.


К ним, в частности, относятся исчисление стажа непрерывной работы для расчета дополнительных выплат по оплате труда (надбавка за стаж работы и др.), единовременных вознаграждений (за выслугу лет, по итогам работы за год), страхового стажа для исчисления пенсий и др.


Отдельный расчет стажа применяется и для определения размера пособий по социальному страхованию. Если до 2007 г. он носил наименование непрерывного трудового стажа, то с указанного года применяется понятие страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам (далее по тексту статьи – страховой стаж).


Подсчет стажа необходим для определения размера выплачиваемых сотрудникам пособий по временной нетрудоспособности и пособий по беременности и родам, а также для правильного оформления листка временной нетрудоспособности.


Требования законодательства, касающиеся страхового стажа работников
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (в редакции изменений и дополнений, далее по тексту – Федеральный закон № 255-ФЗ) в страховой стаж для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам включаются периоды:
– работы застрахованного лица по трудовому договору;
– государственной гражданской или муниципальной службы;
– иной деятельности, в течение которой гражданин подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.


Начиная с 2010 г. в страховой стаж засчитываются также периоды прохождения военной службы, а также иной службы, пре ду смот ренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».


Федеральным законом № 255-ФЗ определяются только общие правила, касающиеся исчисления страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности и пособий по беременности и родам. Конкретные же Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам определены приказом Минздравсоцразвития России от 6 февраля 2007 г. № 91 (далее по тексту – Правила № 91).


В отличие от ранее применявшегося непрерывного трудового стажа, страховой стаж не прерывается вне зависимости от оснований расторжения трудового договора (увольнения) и продолжительности периодов между местами работы.


Следует акцентировать внимание читателей на то обстоятельство, что наряду с утвержденными Правилами могут применяться международные договоры Российской Федерации, положения которых устанавливают иные правила подсчета и подтверждения страхового стажа.



В случае временной нетрудоспособности, наступившей до периода простоя и продолжающейся в период простоя, пособие по временной нетрудоспособности за период простоя выплачивается в том же размере, в каком сохраняется за это время заработная плата, но не выше размера пособия по временной нетрудоспособности, которое застрахованное лицо получало бы по общим правилам.


В следующих случаях пособие по временной нетрудоспособности выплачивается в исчисленном согласно установленным правилам размере, но не превышающем за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда (в настоящее время – 11 280 руб.), увеличенного на размер районного коэффициента:
1) нарушение работником без уважительных причин в период временной нетрудоспособности режима, предписанного лечащим врачом, – снижение пособия до минимального размера производится со дня, когда было допущено нарушение;
2) неявка работника без уважительных причин в назначенный срок на врачебный осмотр или на проведение медико-социальной экспертизы – снижение производится со дня, когда было допущено нарушение;
3) заболевание или травма, наступившие вследствие алкогольного, наркотического, токсического опьянения или действий, связанных с таким опьянением, – в минимальном размере пособие выплачивается за весь период заболевания (травмы).


В одном из случаев продолжительность страхового стажа учитывается также при назначении пособия по беременности и родам. Это касается случая, зафиксированного в п. 3 ст. 11 Федерального закона № 255-ФЗ, – если страховой стаж сотрудницы составляет менее 6 месяцев, пособие должно быть назначено в размере, не превышающем за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда с увеличением его на величину районного коэффициента (на сегодняшний день – 11 280 руб. плюс районный коэффициент). Во всех остальных случаях пособие выплачивается в размере 100% среднего заработка сотрудницы, но в указанном случае – не более чем из расчета МРОТ.


Исчисление страхового стажа
Страховой стаж исчисляют организации и иные работодатели (лица), на которых в соответствии с действующим законодательством возложена обязанность выплачивать пособие по временной нетрудоспособности или пособие по беременности и родам.


Прежде всего страховой стаж должен определяться каждый раз при предъявлении сотрудником листка нетрудоспособности, дающего ему право на получение пособия по временной нетрудоспособности. В случае если страховой стаж сотрудницы составляет менее 6 календарных месяцев, его следует рассчитывать и для целей определения размера пособия по беременности и родам.


В приведенных случаях стаж рассчитывается по состоянию на дату начала периода нетрудоспособности и (или) отпуска по беременности и родам.


С учетом положений п. 2 ст. 17 Федерального закона № 255-ФЗ страховой стаж в отношении некоторых работников должен быть исчислен также на 1 января 2007 г., – даты вступления в силу новых положений законодательства, определяющих правила назначения и выплаты пособий по государственному социальному страхованию. Данное требование касается в том числе лиц, принимаемых на работу после 1 января 2007 г., но которые работали до указанной даты, и в отношении них применялось понятие непрерывного трудового стажа.


Обязательный порядок исчисления страхового стажа на 1 января 2007 г. объясняется тем, что если продолжительность страхового стажа по новым правилам оказалась меньше продолжительности непрерывного стажа данного лица на ту же дату 1 января 2007 г., за продолжительность страхового стажа должна была быть принята продолжительность непрерывного трудового стажа, исчисленного по ранее применявшимся правилам.


Периоды, включаемые в страховой стаж
В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, перечисленные в п. 2 Правил № 91.


Наряду с работой по трудовому договору и периодами государственной гражданской или муниципальной службы, в стаж должны включаться периоды иной деятельности, в течение которой гражданин подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.


К данным периодам, в частности, относятся периоды деятельности гражданина в качестве индивидуального предпринимателя; периоды индивидуальной трудовой деятельности и трудовой деятельности на условиях индивидуальной или групповой аренды; периоды осуществления частной практики в качестве нотариуса, частного детектива, частного охранника, членов крестьянского (фермерского) хозяйства, родовой, семенной общины малочисленных народов Севера; периоды деятельности в качестве адвоката, периоды работы в колхозе, в производственном кооперативе; периоды деятельности в качестве священнослужителя.


Условием для включения соответствующих периодов индивидуальной деятельности в страховой стаж является уплата за соответствующие периоды платежей на обязательное социальное страхование.


К данным платежам относятся зачислявшиеся:
– до 1 января 1991 г. взносы на государственное социальное страхование;
– в период с 1 января 1991 г. по 31 декабря 2000 г. – страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации;
– в период с 1 января 2001 г. по 31 декабря 2009 г. – налоги, зачисляемые в ФСС России (единый социальный налог, единый налог при применении упрощенной системы налогообложения, единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности или единый сельскохозяйственный налог);
– за период с 1 января 2010 г. по 31 декабря 2016 г. – страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемые в ФСС России в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»;
– за период после 1 января 2017 г. – страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемые в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.


Заметим, что работа по трудовому договору, а также периоды государственной гражданской или муниципальной службы включаются в страховой стаж без необходимости подтверждения за соответствующие периоды того факта, что за работника уплачивались страховые взносы или иные обязательные платежи в ФСС России. Это можно объяснить положениями ст. 21 ТК РФ, согласно которой работнику гарантировано обязательное социальное страхование.


Применительно к иностранцам и лицам без гражданства период работы по трудовому договору следует включать в страховой стаж для расчета пособий только при подтверждении того факта, что с их заработка в установленном порядке были исчислены страховые взносы в ФСС России. Это следует из общих принципов страховой системы.


В отдельных случаях в страховой стаж иностранных граждан и лиц без гражданства могут включаться и периоды работы на территории иностранного государства. Такие случаи оговариваются заключенными международными соглашениями.


В частности, между Российской Федерацией и Республикой Беларусь действуют Договор о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 января 2006 г. и Соглашение между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь, Министерством здравоохранения Республики Беларусь, Министерством финансов Республики Беларусь о применении Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 января 2006 г.


Для установления права на пособия по временной нетрудоспособности и материнству, а также определения их размера полностью учитывается страховой (трудовой) стаж, приобретенный в связи с трудовой деятельностью на территориях обоих государств. Исключение составляют случаи, когда периоды этого стажа совпадают по времени их приобретения.


Для суммирования периодов страхового (трудового) стажа компетентный орган (организация) или работодатель может запрашивать у компетентного органа (организации) другой договаривающейся Стороны подтверждение периодов страхового (трудового) стажа, приобретенных в соответствии с законодательством этой Договаривающейся стороны. Ответ на запрос оформляется в виде справки о страховом (трудовом) стаже согласно приложению 2 к заключенному Соглашению.


Согласно установленным правилам, в страховой стаж также включаются периоды:
– исполнения полномочий членом (депутатом) Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации;
– замещения государственных должностей Российской Федерации, государственных должностей субъектов Российской Федерации, а также муниципальных должностей, замещаемых на постоянной основе;
– деятельности в качестве священнослужителя, за которые уплачены платежи на социальное страхование;
– привлечения к оплачиваемому труду лица, осужденного к лишению свободы, но при условии соблюдения им установленного графика работы и только за период после 1 ноября 2001 г.;
– прохождения военной службы, а также иной службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (в редакции изменений и дополнений).


Документальное подтверждение периодов, включаемых в страховой стаж
Документом, подтверждающим включаемые в страховой стаж периоды работы по трудовому договору и (или) периоды государственной гражданской или муниципальной службы, является трудовая книжка гражданина установленного образца. Данная норма закреплена в п. 8 Правил № 91. Непосредственно в ст. 66 ТК РФ указано на то, что именно трудовая книжка является основным документом о трудовом стаже работника.


Трудовой книжкой подтверждаются также периоды исполнения гражданами полномочий члена (депутата) Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а также периоды замещения других государственных должностей Российской Федерации, государственных должностей субъектов Российской Федерации, а также муниципальных должностей, замещаемых на постоянной основе.


Необходимо учитывать, что с 1 января 2004 г. применяется форма трудовой книжки, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2003 г. № 225 и приказом Минфина России от 22 декабря 2003 г. № 117н.


До указанной даты форма трудовой книжки была утверждена постановлением Совмина СССР и ВЦСПС от 6 сентября 1973 г. № 656. При этом используемые до 1 января 2004 г. трудовые книжки обмену на новые не подлежали, а потому и на сегодняшний день считаются действующими.


В силу требований ст. 66 ТК РФ трудовые книжки должны вестись работодателями на всех работников, проработавших у них свыше 5 дней и при условии, что работа является основной.


Если трудовая книжка работником предъявлена быть не может (утрачена или по другим причинам) или же в ней содержатся неправильные и неточные сведения, а также если в книжке по какой-либо причине отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов трудовой деятельности администрацией организации принимаются (не могут быть приняты, а именно принимаются) предъявленные работниками письменные трудовые договоры и (или) справки, выданные работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов (о приеме на работу, об увольнении  с работы), лицевые счета (они выдаются ежемесячно при получении заработной платы за вторую половину месяца) или ведомости на выдачу заработной платы.


При этом предъявляемые работниками письменные трудовые договоры должны быть оформлены в соответствии с нормами трудового законодательства, действующими на день возникновения соответствующих правоотношений.


С 6 октября 2006 г. трудовые книжки вправе вести выступающие в качестве работодателей индивидуальные предприниматели. Соответственно, именно данным документом могут быть подтверждены периоды трудовой деятельности у индивидуальных предпринимателей. Иные периоды подтверждаются письменными трудовыми договорами. При этом и работа после 6 октября 2006 г. может подтверждаться двухсторонними соглашениями между предпринимателем и наемным работником.


В соответствии с п. 10 Правил № 91 периоды работы у отдельных граждан по договорам (домашние работницы, няни, секретари, машинистки и др.) за время до заключения трудовых договоров необходимо подтверждать договором между работодателем и работником, зарегистрированным в профсоюзных органах, и документом об уплате за период этой работы платежей на социальное страхование.


При этом с 1 февраля 2002 г. указанные периоды работы могут быть подтверждены трудовыми договорами, зарегистрированными в местных органах власти. В свою очередь, не зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей лица, пусть и выступающие в качестве работодателей, до настоящего времени не вправе вести трудовые книжки на своих работников.


Периоды деятельности индивидуального предпринимателя, индивидуальной трудовой деятельности, а также трудовой деятельности на условиях индивидуальной или групповой аренды подтверждаются документами, приведенными в п. 11 Правил № 91. В части периодов до 1 января 1991 г. ими являются документы финансовых органов или справки архивных учреждений об уплате платежей на социальное страхование, а в части периодов после указанной даты – документы территориального органа ФСС РФ об уплате ранее рассмотренных платежей на социальное страхование.


В соответствии с пп. 12–19 Правил № 91 подтверждаются отдельные периоды деятельности, включаемые в страховой стаж для назначения пособий по социальному страхованию (время работы в качестве члена крестьянского или фермерского хозяйства, периоды деятельности в качестве священнослужителя, периоды деятельности в качестве адвоката, нотариуса и др.).


При приеме документов, а также при решении вопросов о включении тех или иных периодов в страховой стаж необходимо учитывать требования об обязательных реквизитах документов.


Требования, предъявляемые к оформлению и ведению трудовых книжек содержатся в постановлении Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2003 г. № 225, а также в Инструкции по заполнению трудовых книжек (утверждена постановлением Минтруда России от 10 октября 2003 г. № 69). При наличии в трудовой книжке неправильных и (или) неточных сведений необходимо испрашивать иные вышерассмотренные документы, которыми могут подтверждаться включаемые в страховой стаж периоды трудовой деятельности.


Полноценной записью следует считать запись, внесенную в установленных случаях в трудовую книжку работника на основании решения комиссии по установлению стажа. Такая комиссия создается, в частности, при массовой утрате работодателем трудовых книжек работников в результате чрезвычайных ситуаций (экологические и техногенные катастрофы, стихийные бедствия, массовые беспорядки и другие чрезвычайные обстоятельства).


Выдаваемые в целях подтверждения включаемых в страховой стаж периодов работы (службы, деятельности) документы (справки и др.) должны содержать номер и дату выдачи, фамилию, имя, отчество гражданина, которому выдан документ, число, месяц и год его рождения, место работы, период работы, профессию (должность), основания выдачи (приказы, лицевые счета и др.). При этом в Правилах № 91 указано на то, что выданные при увольнении документы могут приниматься в подтверждение страхового стажа и в том случае, если они не содержат основания для выдачи.


В случае смены фамилии, имени и (или) отчества факт принадлежности соответствующего документа к тому или иному лицу следует устанавливать на основании свидетельства о браке, свидетельства о перемене имени, справок компетентных органов (должностных лиц) иностранных государств или в судебном порядке.


Периоды прохождения военной и иной приравненной к ней службы подтверждаются военными билетами, справками военных комиссариатов, воинских подразделений, архивных учреждений, записями в трудовой книжке, внесенными на основании документов, содержащих сведения о периоде прохождения службы.


Организация работы по определению страхового стажа работников
Работу по определению страхового стажа работников организации следует поручить специально создаваемой комиссии с включением в ее состав заместителя (помощника) руководителя организации в качестве председателя комиссии, работников кадровых (отделов труда и заработной платы) и бухгалтерских структур организации и (или) иных специалистов.


Важность результатов работы данной комиссии велика, так как именно они будут положены в основу для назначения пособия и будут являться предметом особого рассмотрения при проверках специалистов Фонда социального страхования.


В дальнейшем подсчет страхового стажа на дату начала периода временной нетрудоспособности и (или) начала отпуска по беременности и родам следует вменить в обязанность уполномоченному сотруднику кадрового подразделения организации или же отдела по труду и заработной плате (подобного ему подразделения). В своей деятельности данный сотрудник будет руководствоваться материалами комиссии и затем добавлять к установленному стажу периоды работы в данной организации.


Такой вариант представляется наиболее целесообразным, учитывающим важность работы и оперативность решения соответствующих задач.


В соответствии с п. 21 Правил № 91 исчисление периодов работы (службы, деятельности) производится в календарном порядке из расчета полного месяца (30 дней) и полного года (12 месяцев). При этом каждые исчисленные 30 дней должны быть переведены в полные месяцы, а каждые 12 месяцев – в полные годы.

Если согласно представленным документам следует, что отдельные периоды трудовой или иной деятельности пересекаются, совпадающий отрезок учитывается только один раз. Однако работник должен самостоятельно выбрать, какой именно период следует засчитать, о чем он должен написать соответствующее заявление.


На практике встречаются случаи, когда в представленном документе (особо это касается периодов деятельности во время существования СССР) речь идет не о конкретных датах приема и увольнения, а только о месяце и годе. В таких случаях за дату должно быть принято 1 июля соответствующего года, а если не указано число месяца, – 15-е число соответствующего месяца.


Пример
Предположим, что в организации ОАО «Беркут» занят сотрудник Савелов Владимир Сергеевич, в трудовой книжке которого имеются следующие записи:
с 15.04.2000 г. по 10.11.2003 г. – работа в ООО «Кедр» менеджером по продажам;
с 10.01.2004 г. по 17.05.2006 г. – работа в ТОО «Сокол» заместителем руководителя;
с 02.07.2006 г. – работа в ОАО «Беркут» начальником отдела.


23 апреля 2018 г. сотрудник заболел, о чем им представлен листок нетрудоспособности.


Право на получение пособия в размере 100% среднего заработка по основаниям, отличным от величины страхового (непрерывного) стажа, работник не имеет, т. к. периоды между местами работы не превышают установленных Правилами исчисления непрерывного трудового стажа рабочих и служащих при назначении пособий по государственному социальному страхованию (утверждены постановлением Совмина СССР от 13 апреля 1973 г. № 252) ограничений, в связи с чем все периоды ранее включались в непрерывный трудовой стаж.


Аналогично все периоды трудовой деятельности включаются в страховой стаж сотрудника.


В страховой (непрерывный) стаж по состоянию на 1 января 2007 г. должны быть включены следующие периоды:
1) период работы в ООО «Кедр» – 3 года (с 15 апреля 2000 г. по 14 апреля 2003 г.) 6 месяцев (с 15 апреля по 14 октября) и 27 дней (17 дней в период с 15 по 31 октября и 10 дней в период с 1 по 10 ноября);
2) период работы в ТОО «Сокол» – 2 года (с 10 января 2004 г. по 9 января 2006 г.) 4 месяца (с 10 января по 9 мая) и 8 дней (с 10 по 17 мая);
3) период работы в ОАО «Беркут» – 5 месяцев (со 2 июля по 1 декабря 2006 г.) и 30 дней (со 2 декабря по 31 декабря 2006 г.) или 6 месяцев.


Всего – 5 лет 17 месяцев 5 дней или 6 лет 5 месяцев и 5 дней.


Исчисленный стаж на 1 января 2007 г. рекомендуется оформить по следующей форме:



Страховой стаж сотрудника на дату начала периода временной нетрудоспособности 23 апреля 2018 г. составит:
– за период до 1 января 2007 г. – 6 лет 5 месяцев 5 дней;
– за период с 1 января 2007 г. по 23 апреля 2018 г. – 11 лет 3 месяца 23 дня;
– всего – 17 лет 8 месяцев 28 дней.


Размер пособия по временной нетрудоспособности – 100% среднего заработка.


23.08.2023

Также по этой теме:


Список просмотренных товаров пуст
Список сравниваемых товаров пуст
Список избранного пуст
Ваша корзина пуста