Порядок применения профессиональных стандартов




М. А. Мосейчук


С 1 июля 2016 г. вступили в силу положения Федерального закона от 2 мая 2015 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», которые определяют порядок применения профессиональных стандартов.


Само понятие профессионального стандарта закреплено в трудовом законодательстве еще в 2012 г., когда в ст. 195.1 Трудового кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ТК РФ) было определено, что под профессиональным стандартом понимается характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции. В свою очередь, под квалификацией работника понимается уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы сотрудника.


Фактически профессиональный стандарт – это усовершенствованные исходя из новых требований и реалий тарифно-квалификационные характеристики. В настоящее время и характеристики, и профессиональные стандарты применяются одновременно. Организация вправе руководствоваться при приеме на работу, при проведении аттестации и т. д. ранее изданными тарифно-квалификационными справочниками работ и профессий рабочих (ЕТКС), а также Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКС).


И только в строго определенных случаях применение именно профессиональных стандартов с 1 июля 2016 г. является обязательным.


Замена ЕТКС и ЕКС профессиональными стандартами планируется в течение «достаточно длительного периода». На это обращено внимание в информационном письме Минтруда России от 5 апреля 2016 г. Плюс к этому планируется издание отраслевых требований к квалификации работников (например, в сфере транспорта).


В случае если квалификационный справочник и профессиональный стандарт по аналогичным профессиям (должностям) содержат различные требования к квалификации, работодатель самостоятельно определяет, какой нормативный правовой акт он будет использовать. Плюс к этому возможно совместное применение указанных документов, при котором отдельные требования принимаются из обоих документов.


Профессиональные стандарты применяются работодателями:
– при формировании кадровой политики и в управлении персоналом;
– при организации обучения и аттестации работников;
– при разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления;
– для определения потребности в работниках с определенным уровнем квалификации, правильного подбора и расстановки кадров, рационального разделения и организации труда, разграничения функций, полномочий и ответственности между категориями работников, определения трудовых обязанностей работников с учетом особенностей применяемых технологий, организации подготовки (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования работников.


Случаи обязательного применения профессиональных стандартов
Согласно вступившей в силу с 1 июля 2016 г. ст. 195.3 ТК РФ профессиональные стандарты обязательны для применения работодателями, в случаях когда ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции. При этом обязательность стандарта касается только тех требований к квалификации, которые зафиксированы указанными нормативными документами.


В настоящее время ТК РФ устанавливает обязательность применения требований, содержащихся в профессиональных стандартах, в том числе при приеме работников на работу, в следующих случаях:
1) согласно части второй ст. 57 ТК РФ наименование должностей, профессий, специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках или профессиональных стандартах, если в соответствии с ТК РФ или иными федеральными законами с выполнением работ по этим должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений;
2) согласно ст. 195.3 ТК РФ требования к квалификации работников, содержащиеся в профессиональных стандартах, обязательны для работодателя, в случаях если они установлены ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.


В других случаях эти требования носят рекомендательный характер. Как определено в части второй ст. 195.3 ТК РФ, характеристики квалификации, которые содержатся в профессиональных стандартах и обязательность применения которых не установлена, применяются работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых работниками трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятыми в организации нормативами производства и труда.


При определении случаев обязательности применения профессиональных стандартов согласно части первой ст. 195.3 ТК РФ необходимо учитывать, что под «иными нормативными правовыми актами» понимаются постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, а также приказы федеральных органов исполнительной власти, которые устанавливают специальные требования к работникам, выполняющим те или иные трудовые обязанности, носящие нормативный правовой характер (в частности, приказы Минтранса России и др.). На это обращено внимание в разъяснениях Минтруда России (см., в частности, письмо от 6 июля 2016 г. № 14-2/ООГ-6465), а также в информационном сообщении данного органа власти от 5 апреля 2016 г.


Приказ Минтруда России, которым утверждены профессиональные стандарты, являясь также нормативным правовым актом, не может определять обязательность применения стандартов. Предназначение таких документов – только содержание профессионального стандарта.


В обязательном порядке должны применяться положения следующих профессиональных стандартов:
1. Стандарт «Аудитор» (стандарт утвержден приказом Минтруда России от 19 октября 2015 г. № 728н) – ст. 11 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», информационное сообщение Минфина России от 16 декабря 2015 г..


При этом необходимо учитывать, что по отдельным видам связанных с аудиторской деятельностью услуг приняты специализированные профессиональные стандарты. К ним, в частности, можно отнести стандарт «Специалист в оценочной деятельности» (приказ Минтруда России от 26 ноября 2018 г. № 742н), «Руководитель проектов в области информационных технологий» (приказ Минтруда России от 18 ноября 2014 г. № 893н); «Специалист по информационным системам» (приказ Минтруда России от 18 ноября 2014 г. № 896н).


2. Стандарт «Бухгалтер» (приказ Минтруда России от 21 февраля 2019 г. № 103н) – для лиц, указанных в п. 4 ст. 7 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».


Напомним, что в открытых акционерных обществах (за исключением кредитных организаций), страховых организациях и негосударственных пенсионных фондах, акционерных инвестиционных фондах, управляющих компаниях паевых инвестиционных фондов, в иных экономических субъектах, ценные бумаги которых допущены к обращению на организованных торгах (за исключением кредитных организаций), в органах управления государственных внебюджетных фондов, органах управления государственных территориальных внебюджетных фондов главный бухгалтер или иное должностное лицо, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета, должны отвечать следующим требованиям:
– иметь высшее образование;
– иметь стаж работы, связанной с ведением бухгалтерского учета, составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности либо с аудиторской деятельностью, не менее 3 лет из последних 5 календарных лет, а при отсутствии высшего образования в области бухгалтерского учета и аудита – не менее 5 лет из последних 7 календарных лет;
– не иметь неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики.


3. Стандарты «Специалист в сфере закупок» (приказ Минтруда России от 10 сентября 2015 г. № 625н) и «Эксперт в сфере закупок» (приказ Минтруда России от 10 сентября 2015 г. № 626н) – ст. 9 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».


Согласно законодательству о закупках контрактная система в сфере закупок предусматривает осуществление деятельности заказчика, специализированной организации и контрольного органа в сфере закупок на профессиональной основе с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок (ст. 9 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»). При этом работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.


В соответствии с утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июня 2017 г. № 743 Правилами оценка квалификации работников, осуществляющих деятельность по монтажу, демонтажу, обслуживанию, включая аварийно-техническое обслуживание лифтов, подъемных платформ для инвалидов, движущихся пешеходных дорожек и эскалаторов, осуществляется в соответствии с положениями Закона «О независимой оценке квалификации».


В случае если в отраслевом (межотраслевом), территориальном или ином соглашении, заключенном сторонами социального партнерства, предусмотрена обязанность работодателей, присоединившихся к соглашению, направлять работников отрасли на прохождение независимой оценки квалификации, а работники обязаны проходить соответствующие экзамены, то работодатели, присоединившиеся к соглашению, должны предусматривать в своих коллективных договорах или локальных нормативных актах такие обязательства. В этом случае прохождение независимой оценки квалификации является обязательным как для работодателей, так и для работников отрасли.


В частности, п. 1.12 Федерального тарифного соглашения в лифтовой отрасли и сфере вертикального транспорта на 2019–2021 гг., заключенного Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения с Федерацией лифтовых предприятий, предусмотрено обязательство работодателей осуществлять оценку и присвоение профессиональных квалификаций работников в рамках независимой оценки квалификации, а в п. 1.10 Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017–2019 гг. наличие свидетельства о квалификации предполагается учитывать при премировании работников отрасли.


Фактически обязательным является применение и профессионального стандарта «Сварщик» (утвержден приказом Минтруда России от 28 ноября 2013 г. № 701н).


Объясняется такой вывод тем, что по указанной профессии в настоящее время не предусмотрены тарифно-квалификационные характеристики (см. приказ Минтруда России от 9 апреля 2018 г. № 215).


В других случаях применение профессиональных стандартов носит рекомендательный характер. Работодатель самостоятельно определяет, какой нормативный правовой акт он использует. Исключение составляют только случаи, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Требования проверяющих органов об обязательном применении профстандартов неправомерны (см. письмо Минтруда России от 4 апреля 2016 г. № 14-0/10/В-2253). Такой вывод следует также из решения Верховного Суда Российской Федерации от 16 ноября 2017 г. № АКПИ17-733.


Перечень применяемых на дату подготовки данного издания профессиональных стандартов запланирован к опубликованию в ближайших номерах журнала в разделе «Справочная информация». В соответствии с приказом Минтруда России от 29.09.2014 г. № 667н ведение реестра профессиональных стандартов, его актуализация и размещение на специализированном сайте Минтруда России «Профессиональные стандарты» (profstandart.rosmintrud.ru) осуществляется ФГБУ «НИИ труда и социального страхования» Минтруда России.


Для кадровых служб и работодателей иных организаций, кроме тех, в отношении которых могут быть определены особенности применения профессиональных стандартов, при установлении квалификационных и профессиональных требований к соискателям и работникам профессиональные стандарты являются ориентирами и могут применяться в части наименования должностей, профессий и специальностей, определения трудовых функций, требований к образованию и опыту работы с учетом особенностей, обусловленных технологией и организацией
производства и труда у данного работодателя. На это также обращено внимание в информационном письме Минтруда России от 10 февраля 2016 г. «О применении профессиональных стандартов в сфере труда».


Профессиональные стандарты применяются работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом (в том числе для определения потребности в работниках с определенным уровнем квалификации, правильного подбора и расстановки кадров, рационального разделения и организации труда, разграничения функций, полномочий и ответственности между категориями работников), при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, технологий, труда и управления. Таковы положения п. 25 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов (утверждены постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23). Стандарты необходимо применять с учетом особенностей организации подготовки (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования работников.


Профессиональный стандарт разрабатывается на вид профессиональной деятельности, а не на должность или профессию. При использовании профессионального стандарта необходимо учитывать, что он описывает профессиональную деятельность, но не стандартизирует должностные обязанности, а лишь приводит возможные наименования должностей работников, выполняющих ту или иную обобщенную трудовую функцию.


Применение профессиональных стандартов в государственном секторе
Согласно ст. 4 Федерального закона от 2 мая 2015 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений может устанавливать особенности применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения следующими организациями:
– государственными внебюджетными фондами Российской Федерации;
– государственными или муниципальными учреждениями;
– государственными или муниципальными унитарными предприятиями;
– государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более 50% акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной или муниципальной собственности.


Соответствующие особенности применения профессиональных стандартов определены постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июня 2016 г. № 584.


Принято решение – в государственной сфере профессиональные стандарты внедрять поэтапно (на период до 2020 г.) на основе утвержденных вышеуказанными организациями с учетом мнений представительных органов работников планов по организации применения профессиональных стандартов.


Такого рода планы («дорожные карты», документы) должны содержать:
1) список профессиональных стандартов, подлежащих применению;
2) сведения о потребности в профессиональном образовании, профессиональном обучении и (или) дополнительном профессиональном образовании работников, полученные на основе анализа квалификационных требований, содержащихся в профессиональных стандартах, и кадрового состава организаций, и о проведении соответствующих мероприятий по образованию и обучению в установленном порядке;
3) этапы применения профессиональных стандартов;
4) перечень локальных нормативных актов и других документов организаций, в том числе по вопросам аттестации, сертификации и других форм оценки квалификации работников, подлежащих изменению в связи с учетом положений профессиональных стандартов, подлежащих применению.


Одним из важных факторов, которые должны быть учтены при формировании плана внедрения профессиональных стандартов в государственной сфере, является обеспеченность соответствующих мероприятий финансовыми источниками. Например, федеральные государственные учреждения соответствующие мероприятия реализуют в пределах средств, предусмотренных бюджетными сметами получателя средств федерального бюджета и планами финансово-хозяйственной деятельности.


До сих пор применение профессиональных стандартов не является обязательным и в сфере образования.


Напомним, что согласно п. 1 ст. 46 Федерального закона от 29 декабря 2012 г.  № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках и (или) профессиональных стандартах. Таким образом, исходя непосредственно из положений данного Закона обязательность применения профессиональных стандартов для определения конкретных должностных обязанностей работников, наименований их должностей в зависимости от реализуемых образовательных программ законодательством не установлена.


Как отмечено в письме Минобрнауки России от 12 февраля 2016 г. № 09-ПГМОН-814, в настоящее время работодатели вправе при определении обязанностей работников применять как профессиональные стандарты, так и квалификационные характеристики Единого квалификационного справочника должностей, руководителей, специалистов и служащих.


Среди утвержденных в сфере образования профессиональных стандартов необходимо выделить:
– «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» – приказ Минтруда России от 18 октября 2013 г. № 544н;
– «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» – приказ Минтруда России от 24 июля 2015 г. № 514н;
– «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» – приказ Минтруда России от 5 мая 2018 г. № 298н;
– «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» – приказ Минтруда России от 8 сентября 2015 г. № 608н.


Применение (внедрение) профессиональных стандартов
В рамках внедрения профессиональных стандартов в каждой из организаций рекомендуется организовать и реализовать следующие мероприятия:
1) определить случаи обязательного применения профессиональных стандартов;
2) оценить необходимость применения профессиональных стандартов, в случаях когда они не обязательны для применения, и установить сроки (этапы) их внедрения;
3) провести анализ профессиональных компетенций работников на соответствие профессиональным стандартам;
4) при необходимости составить план подготовки работников и их дополнительного профессионального образования в рамках наличествующих средств на соответствующий год;
5) определить перечень локальных нормативных актов и других документов организации (включая вопросы аттестации, сертификации и других форм оценки квалификации работников, должностные инструкции, служебные регламенты), подлежащих уточнению в связи с внедрением профессиональных стандартов.


Необходимо учитывать, что обязанности работников автоматически в связи с принятием (внедрением) профессионального стандарта изменяться не могут и не должны. Кроме того, вступление в силу профессиональных стандартов не является основанием для увольнения сотрудников.


Объясняются такие выводы тем, что объективной основой изменения обязанностей, связанных с выполнением какой-либо работы (услуги), является исключительно изменение организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины), и даже в этих случаях согласно ст. 74 ТК РФ изменение трудовой функции работника допускается только по инициативе работодателя. Оно может осуществляться в соответствии со ст. 72, 72.1 ТК РФ на основе соглашения между работником и работодателем об изменении определенных сторонами условий трудового договора.


Таким образом, в отношении действующих работников профессиональные стандарты должны внедряться с соблюдением приведенных положений трудового законодательства и с согласия самих сотрудников. В случае необходимости им должно быть предложено пройти повышение квалификации, переобучение, но во всех случаях за счет средств работодателя.


Так, внедрение профессионального стандарта не может служить основанием для изменения трудового договора по инициативе работодателя в соответствии со ст. 74 ТК РФ и (или) для его увольнения. Не допускается нарушение в связи с этим трудовых прав работников, включая необоснованное снижение заработной платы, определенной трудовым договором (см. письма Минтруда России от 6 июня 2017 г. № 14-2/10/В-4361, от 4 апреля 2016 г. № 14-0/10/В-2253).


В отдельном порядке необходимо рассматривать случаи осуществления трудовой деятельности лицами, для которых соответствие профессиональным стандартам является обязательным. Представляется, что в данном случае работодатель вправе настаивать (именно требовать, а не предлагать) в случае необходимости пройти повышение квалификации или переобучение.


После перехода на применение профессиональных стандартов, что рекомендуется оформлять соответствующими распорядительными документами (приказ, распоряжение и т. п.), их положения в полной мере могут применяться к вновь принимаемым на работу сотрудникам.


Во всех случаях допуск работника к выполнению трудовой функции является полномочием работодателя. С учетом того факта, что по-прежнему именно организации вправе проводить аттестацию сотрудников, они вправе руководствоваться при применении профессиональных стандартов нормой о том, что лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации», но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.


Содержание профессиональных стандартов
Правила разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. № 23.


Определено, что проекты профессиональных стандартов могут разрабатываться объединениями работодателей, работодателями, профессиональными сообществами, саморегулируемыми организациями и иными некоммерческими организациями с участием образовательных организаций профессионального образования и других заинтересованных организаций.


Любой из профессиональных стандартов структурно состоит из следующих разделов:
I. Общие сведения.
II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности).
III. Характеристика обобщенных трудовых функций:
– обобщенная трудовая функция «наименование».
IV. Сведения об организациях – разработчиках профессионального стандарта.


Под обобщенной трудовой функцией понимается совокупность связанных между собой трудовых функций (систем трудовых действий), сложившаяся в результате разделения труда в конкретном производственном или (бизнес) процессе.


Каждой обобщенной трудовой функции соответствует определенный уровень квалификации, необходимый работнику для осуществления трудовых действий по конкретным направлениям (участкам) работы. Уровень квалификации определяет требования к умениям, знаниям в зависимости от полномочий и ответственности работника.


В соответствии с приказом Минтруда России от 12 апреля 2013 г. № 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов» предусмотрена градация уровней квалификации, представленная в таблице:






Наказание организации за неприменение профессиональных стандартов
К административной ответственности за неприменение с 1 июля 2016 г. профессиональных стандартов работодатели могут быть привлечены только в тех случаях, когда применение соответствующих документов является обязательным.


Если не соблюдены обязательные требования законодательства, то работодателю может быть выдано предписание об устранении выявленных нарушений трудового законодательства, а также он может быть привлечен к административной ответственности в соответствии со ст. 5.27 КоАП РФ.


Оценка квалификации
Как отмечалось ранее, проверку соответствия работников требованиям профессиональных стандартов до настоящего времени вправе проводить, в том числе, аттестационные комиссии работодателя.


С 1 января 2017 г. предусмотрена также процедура независимой оценки квалификации, что регулируется положениями Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации».


Под независимой оценкой квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности, понимается процедура подтверждения соответствия квалификации соискателя положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее – требования к квалификации), проведенная центром оценки квалификаций (ЦОК).


Оценка квалификации заключается в проведении профессионального экзамена, который может проводиться по инициативе соискателя как за счет его средств, так и за счет средств иных лиц, либо по направлению работодателя за счет средств работодателя.


В ближайший период времени направление работника на оценку квалификации носит исключительно добровольный (с его стороны) характер.


При направлении работодателем работника на прохождение независимой оценки квалификации на соответствие положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Таковы положения новой редакции ст. 187 ТК РФ. Изменения приняты Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 239-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О независимой оценке квалификации».


Работникам, направляемым на прохождение независимой оценки квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится также оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.


При направлении работодателем работника на прохождение независимой оценки квалификации оплата прохождения такой оценки осуществляется за счет средств работодателя. При этом суммы такой платы работодателя не облагаются НДФЛ (п. 21.1 ст. 217 НК РФ), а также признаются в целях налогообложения прибыли.


Если физические лица оплату прохождения оценки квалификации будут производить за счет собственных средств, они вправе рассчитывать на получение социального налогового вычета на израсходованные на такие цели суммы, что предусмотрено подп. 6 п. 1 ст. 219 НК РФ.


Соответствующие нормы закреплены в Федеральном законе от 3 июля 2016 г. № 251-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О независимой оценке квалификации».


29.02.2024

Также по этой теме: