Особенности регулирования труда сотрудников бухгалтерских служб




М. А. Мосейчук


Трудовая (служебная) деятельность сотрудников бухгалтерских и (или) финансовых структур (далее – бухгалтерская служба) имеет некоторые особенности, которые объясняются особым режимом работы и ее ответственностью. В связи с этим в практической деятельности возникают многочисленные вопросы, которые требуют отдельного рассмотрения на страницах журнала.


Напомним, что в соответствии с частью 3 ст. 7 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее по тексту статьи – Закон о бухгалтерском учете) руководитель любой организации обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо организации, либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета.


И только кредитная организация в обязательном порядке должна предусматривать наличие должности главного бухгалтера, на которого в данном случае и возлагается ведение учета.


Принять на себя ведение бухгалтерского учета вправе только руководители субъектов малого и среднего предпринимательства, а также руководитель некоммерческой организации, имеющей право применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета.


Численность работников бухгалтерской службы
Численность работников бухгалтерской службы конкретной организации определяется согласно утвержденному в установленном порядке штату и (или) штатному расписанию. Среди должностей, которые могут вводиться, выделяются следующие: главный бухгалтер, заместитель главного бухгалтера, бухгалтер, кассир (бухгалтер по кассовым операциям).


Типовая форма штатного расписания (ф. № Т-3 «Штатное расписание») утверждена постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 г. № 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты». В настоящее время указанная форма не является обязательной для применения, в связи с чем при необходимости организация вправе предусмотреть свои изменения и дополнения.


Как правило, при формировании данного документа должность главного бухгалтера указывается в разделе руководителей организации. Бухгалтерия (бухгалтерская служба, финансовый орган или др.) указывается как отдельное структурное подразделение.


В штатном расписании указываются наименование должностей с указанием квалификации, сведения о количестве штатных единиц, величина месячной тарифной ставки (оклада), установленные надбавки и некоторые другие показатели.


Непосредственно обязанности сотрудников бухгалтерской службы определяются их должностными инструкциями (регламентами и т. п.), тексты которых доводятся им под расписку. При распределении работ между сотрудниками следует учитывать их квалификацию, специализацию, что должно способствовать качественному и быстрому выполнению ими своих функций и заданий.


Необходимо учитывать, что отдельные «бухгалтерские» должности (бухгалтер, кассир и др.) могут также предусматриваться и в других (в том числе обособленных) структурных подразделениях организации (общежитие и др.). Данные сотрудники в полной мере должны быть вовлечены в учетный процесс, отвечать за определенные участки учета и нести соответствующую ответственность.


При определении структуры бухгалтерской службы, ее количественного и должностного состава организации вправе руководствоваться положениями нормативов по труду:
– Межотраслевых норм времени на работы по бухгалтерскому учету и финансовой деятельности, а также на работы, выполняемые экономистами по труду на производстве, утвержденных постановлением Госкомтруда СССР от 19 июня 1991 г. № 111, Секретариата ВЦСПС от 20 мая 1987 г. № 331/17-46;
– постановления Минтруда России от 5 июня 2002 г. № 39 «Об утверждении нормативов предельной численности работников кадровых служб и бухгалтерий федеральных органов исполнительной власти»;
– постановления Минтруда России от 26 сентября 1995 г. № 56 «Об утверждении межотраслевых укрупненных нормативов времени на работы по бухгалтерскому учету и финансовой деятельности в бюджетных организациях»;
– приказа Минздрава России от 9 июня 2003 г. № 230 «Об утверждении штатных нормативов служащих и рабочих государственных и муниципальных учреждений здравоохранения и служащих централизованных бухгалтерий при государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения» (в редакции изменений, внесенных приказом Минздрава России от 19 декабря 2003 г. № 607);
– постановления Минтруда России от 15 февраля 2002 г. № 13 «Об утверждении нормативов численности работников домов-интернатов для престарелых и инвалидов», а также приказа Минтруда России от 24 ноября 2014 г. № 940н «Об утверждении Правил организации деятельности организаций социального обслуживания, их структурных подразделений»;
– постановления Минтруда России от 8 августа 2002 г. № 54 «Об утверждении Методический рекомендаций по организации деятельности государственного (муниципального) учреждения «Дом-интернат для умственно отсталых детей» и приказа Минздрава России от 12 августа 2005 г. № 524 «Об утверждении рекомендуемых штатных нормативов персонала стационарных учреждений социального обслуживания «Детский дом-интернат для умственно отсталых детей» и «Детский дом-интернат для детей с физическими недостатками»;
– приказа Госстроя России от 15 августа 2000 г. № 182 «Об утверждении рекомендаций по определению численности работников, занятых расчетом, учетом и приемом платежей от населения за жилищно-коммунальные услуги»;
– приказа Госстроя России от 12 октября 1999 г. № 74 «Об утверждении нормативов численности руководителей, специалистов и служащих коммунальных теплоэнергетических предприятий»;
– приказа Госстроя России от 22 марта 1999 г. № 66 «Об утверждении Рекомендаций по нормированию труда работников водопроводно-канализационного хозяйства»;
– постановления Минтруда России от 21 апреля 1993 г. № 88 «Об утверждении нормативов по определению численности персонала, занятого обслуживанием дошкольных учреждений (ясли, ясли-сады, детские сады)»;
– постановления Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 8 января 1990 г. № 12/2-24, которым утверждены Нормативы численности работников оздоровительных комплексов (пансионатов и домов отдыха) предприятий, организаций и учреждений отраслей народного хозяйства.


Для государственных и муниципальных учреждений полезными могут также оказаться утвержденные Минтрудом России 7 марта 2014 г. № 003 Типовые нормативы времени на работы по бухгалтерскому учету и финансовой деятельности в государственных (муниципальных) учреждениях.


Базовыми при определении численности сотрудников бухгалтерской службы являются первые три из приведенных выше нормативных актов – межотраслевые нормы времени на работы по бухгалтерскому учету и финансовой деятельности, а также постановления Минтруда России от 5 июня 2002 г. № 39 и от 26 сентября 1995 г. № 56. Применительно к государственным и муниципальным учреждениям с учетом принятых за период с 1995 г. изменений в сфере бухгалтерского (бюджетного) учета, а также существующего уровня автоматизации учета в каждом конкретном случае заявляемая учреждением численность подлежит уточнению и дополнительному обоснованию (согласованию).


При определении численного состава, а также при истребовании и оформлении штатной структуры бухгалтерской службы необходимо также учитывать требования внутриведомственных нормативных правовых актов. Соответственно, финансируемые из бюджета субъекта Российской Федерации учреждения должны учитывать положения нормативных актов соответствующего субъекта Российской Федерации, а муниципальные учреждения – положения нормативных актов, изданных местными органами власти.


Оформление трудовых отношений с работниками бухгалтерских служб и их увольнение с работы
Действующее в настоящее время законодательство определяет отдельные специальные требования к трудовой деятельности работников из числа главных бухгалтеров некоторых организаций и учреждений.


В частности, в отдельных организациях главный бухгалтер или иное должностное лицо, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета, должны отвечать следующим требованиям:
– иметь высшее образование;
– иметь стаж работы, связанной с ведением бухгалтерского учета, составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности либо с аудиторской деятельностью, не менее 3 лет из последних 5 календарных лет, а при отсутствии высшего образования в области бухгалтерского учета и аудита – не менее 5 лет из последних 7 календарных лет;
– не иметь неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики.


Таковы положения части 4 ст. 7 Закона о бухгалтерском учете, и они касаются открытых акционерных обществ (за исключением кредитных организаций), страховых организаций и негосударственных пенсионных фондов, акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний паевых инвестиционных фондов, а также иных экономических субъектов, ценные бумаги которых допущены к обращению на организованных торгах (за исключением кредитных организаций), а также органов управлений государственных внебюджетных фондов, органов управления государственных территориальных внебюджетных фондов.


Приведенные ограничения не распространяются на лиц, которые занимали должности главного бухгалтера в указанных организациях на дату вступления в силу Закона о бухгалтерском учете, а именно на 1 января 2013 г.


Дополнительные требования к главному бухгалтеру или иному должностному лицу, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета, могут устанавливаться и другими федеральными законами.

Так, главным бухгалтером жилищного кооператива (бухгалтером – при отсутствии в штате главного бухгалтера) не могут являться граждане (ст. 116.1 Жилищного кодекса Российской Федерации):
1) имеющие судимость за умышленные преступления;
2) в отношении которых не истек срок, в течение которого они считаются подвергнутыми административному наказанию в виде дисквалификации;
3) которые ранее занимали должности руководителя, его заместителя или главного бухгалтера (бухгалтера при отсутствии в штате главного бухгалтера) организации, осуществлявшей деятельность в сфере строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, инженерных изысканий для строительства, архитектурно-строительного проектирования, либо являлись индивидуальными предпринимателями, осуществлявшими деятельность в указанных сферах, если такие организация, индивидуальные предприниматели были исключены из членов саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства или признаны несостоятельными (банкротами) и с момента таких исключения или завершения соответствующей процедуры, применяемой в деле о несостоятельности (банкротстве), прошло менее чем 3 года.


Главным бухгалтером лизинговой компании (фирмы) не может являться лицо, имеющее неснятую или непогашенную судимость за преступление в сфере экономической деятельности или преступление против государственной власти (ст. 5 Федерального закона от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)).


В силу положений части 7 ст. 7 Закона о бухгалтерском учете главный бухгалтер кредитной организации и главный бухгалтер некредитной финансовой организации должны отвечать требованиям, установленным Банком России.


В частности, главный бухгалтер и заместители главного бухгалтера кредитной организации не вправе занимать должности руководителя, главного бухгалтера (ст. 11.1 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности»):
– в организациях, являющихся кредитными, страховыми или клиринговыми организациями;
– в организациях, являющихся профессиональными участниками рынка ценных бумаг, организаторами торговли на товарных и (или) финансовых рынках, а также в акционерных инвестиционных фондах, специализированных депозитариях инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондах;
– в организациях, осуществляющих деятельность по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию, по управлению инвестиционными фондами, акционерными инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами;
– в организациях, занимающихся лизинговой деятельностью или являющихся аффилированными лицами по отношению к кредитной организации.


Главный бухгалтер и заместители главного бухгалтера кредитной организации не вправе осуществлять любую предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.


Как следует из положений Закона о бухгалтерском учете, такой должности, как «главный бухгалтер» в штате (штатном расписании) организации может и не быть (за редким исключением, рассмотренным выше). Однако введение должности главного бухгалтера в штат (штатное расписание) любой осуществляющей самостоятельную финансовую деятельность организации представляется не только целесообразным, но и необходимым. И только в том случае, если организация обслуживается через централизованную бухгалтерию, руководитель сможет обойтись рядовым бухгалтером или же сотрудником, на которого будут возложены обязанности по взаимодействию с централизованной бухгалтерией и оформлению необходимых документов.


Главный бухгалтер (бухгалтер либо иное должностное лицо, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета) назначается на должность и освобождается от должности руководителем организации или иным уполномоченным на то должностным лицом. При этом в сфере государственной службы имеются особенности, предусматривающие назначение на должность и освобождение от нее на основании решений вышестоящих органов и учреждений.


Исходя из положений ст. 59 ТК РФ по решению работодателя с лицами из числа главных бухгалтеров могут заключаться срочные трудовые договоры на срок не свыше 5 лет. При этом данное правило в полной мере касается организаций любых форм собственности и организационно-правовых форм (включая бюджетные учреждения).


С иными категориями бухгалтерских работников по общим правилам заключаются трудовые договоры на неопределенный срок. И опять же, в сфере государственной службы служебные контракты (контракты) заключаются по специальным правилам.


При заключении трудового договора с главным бухгалтером или заместителем главного бухгалтера руководитель организации или иное уполномоченное лицо вправе предусмотреть испытательный срок на период до 6 календарных месяцев, тогда как в отношении прочих сотрудников бухгалтерской службы – не более 3 месяцев (ст. 70 ТК РФ).


В отношении главного бухгалтера предусматриваются дополнительные основания для расторжения заключенного с ним трудового договора. К ним отнесены:
– увольнение на основании п. 4 части первой ст. 81 ТК РФ в случае смены собственника имущества организации;
– увольнение на основании п. 9 части первой ст. 81 ТК РФ в связи с принятием главным бухгалтером необоснованного решения, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иной ущерб имуществу учреждения.


Расторжение трудового договора по первому из указанных оснований неизменно влечет за собой выплату новым собственником компенсации в размере не менее 3 средних месячных заработков работника, на что указано в ст. 181 ТК РФ.


Для увольнения работника по п. 9 части первой ст. 81 ТК РФ у администрации организации должны иметься веские основания того, что соответствующие неблагоприятные последствия наступили именно в результате принятого главным бухгалтером решения и их можно было избежать в случае принятия другого решения. Кроме того, необходимо документально подтвердить наступление неблагоприятных последствий.


В противном случае увольнение не может быть признано законным (см. п. 48 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. № 2).


В том случае, если согласно медицинскому заключению главный бухгалтер нуждается во временном или постоянном переводе на другую работу, а указанный перевод состояться не может по причине отсутствия подходящей должности, администрация организации вправе не расторгать заключенный с ним трудовой договор. Работник может быть отстранен от работы без выплаты заработной платы на обусловленный сторонами срок. Такое специальное правило содержится в ст. 73 ТК РФ. Согласно общему правилу, распространяющемуся на другие категории работников бухгалтерских служб, временный перевод по медицинскому заключению на срок более 4 месяцев при отсутствии необходимых должностей влечет за собой расторжение трудового договора по п. 8 части первой ст. 77 ТК РФ.


В заключаемом с главным бухгалтером трудовом договоре может быть предусмотрена его полная материальная ответственность за ущерб, причиненный организации (ст. 243 ТК РФ). Это в полной мере касается также ущерба, причиненного в связи с уплатой штрафных санкций за невыполнение главным бухгалтером возложенных на него обязанностей по своевременной и полной уплате налогов и иных обязательных платежей.


При этом не являясь материально ответственным лицом, обслуживающим денежные или товарные ценности, главный бухгалтер не может быть уволен по п. 7 части первой ст. 81 ТК РФ в связи с утратой доверия к нему со стороны работодателя (см. определение Верховного Суда Российской Федерации от 31 июля 2006 г. № 78-В06-39). А вот трудовой договор с кассиром по указанному основанию может быть расторгнут при совершении им виновных действий, повлекших недостачу
денежных средств или хранимых в кассе ценностей.


Трудовые обязанности сотрудников бухгалтерской службы
Обязанности сотрудников бухгалтерских служб формируются на основе применяемых в настоящее время квалификационных характеристик и (или) профессиональных стандартов.


В первом случае речь идет о постановлении Минтруда России от 21 августа 1998 г. № 37, которым утвержден Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих.


В свою очередь, профессиональный стандарт по должности «бухгалтер» был утвержден приказом Минтруда России от 21 февраля 2019 г. № 103н. К возможным должностям согласно указанному стандарту относятся:
– 5-й уровень квалификации – «бухгалтер», «бухгалтер II категории», «бухгалтер I категории»;
– 6-й уровень квалификации – «главный бухгалтер», «начальник (руководитель, директор) отдела (управления, службы, департамента) бухгалтерского учета»;
– 7-й уровень квалификации – «главный бухгалтер», «начальник (руководитель, директор) отдела (управления, службы, департамента) бухгалтерского учета»;
– 8-й уровень квалификации – «главный бухгалтер», «начальник (руководитель, директор) отдела (управления, службы, департамента) бухгалтерского учета», начальник (руководитель, директор) управления (службы, департамента) консолидированной финансовой отчетности.


К исполняемым трудовым функциям относятся:
– 5-й уровень квалификации – ведение бухгалтерского учета;
– 6-й уровень квалификации – составление и представление бухгалтерской (финансовой) отчетности;
– 7-й уровень квалификации – составление и представление бухгалтерской (финансовой) отчетности экономического субъекта, имеющего обособленные подразделения;
– 8-й уровень квалификации – составление и представление консолидированной отчетности и (или) оказание экономическим субъектам услуг по ведению бухгалтерского учета, включая составление бухгалтерской (финансовой) отчетности.


По соответствующим уровням квалификации предусмотрены (представлены в таблице) следующие требования к образованию и обучению, а также к опыту практической работы:




Обязанности главного бухгалтера организации
По сложившейся практике главный бухгалтер организации несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности. Этим и определяется особый статус должностного лица организации, занимающего должность главного бухгалтера.


Законодательно возложенная на главного бухгалтера ответственность определяет особенности оформляемых с ним трудовых отношений.


Фактически ответственность главного бухгалтера может наступить за следующие допущенные нарушения:
– неправильное ведение бухгалтерского учета;
– искажение данных бухгалтерской, налоговой и статистической отчетности (недостоверность отчетности);
– нарушение сроков представления установленных форм бухгалтерской, налоговой и статистической отчетности;
– принятие к исполнению первичных оправдательных и иных документов по хозяйственным операциям, противоречащим нормам действующего законодательства, особенно приведших к уголовным, налоговым, административным и иным правонарушениям;
– необеспечение сверки расчетов с дебиторами, нарушение установленного порядка списания с баланса сумм дебиторской и кредиторской задолженности, недостач имущества;
– необеспечение сохранности наличных денежных средств, ценных бумаг, денежных документов и т. д.


Указанные положения в первую очередь должны быть учтены при возложении на главного бухгалтера соответствующих должностных обязанностей, разработке должностных инструкций, организации внутреннего контроля в организации.


Как отмечено в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 октября 2006 г. № 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» со ссылкой на положения Закона о бухгалтерском учете, руководитель организации несет ответственность за надлежащую организацию бухгалтерского учета, а главный бухгалтер (бухгалтер – при отсутствии в штате должности главного бухгалтера) – за ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности. Соответственно, в части предусмотренной законом административной ответственности (ст. 15.5, 15.6 и 15.11 КоАП РФ) в основном за нарушения в сфере учета и отчетности должны привлекаться бухгалтерские сотрудники. И только в том случае, если в результате возникших между руководителем и главным бухгалтером (бухгалтером) разногласий последний на основании письменного распоряжения руководителя вынужден был принять к исполнению соответствующие документы, вся полнота ответственности может быть возложена на руководителя.


Наиболее полно перечень должностных обязанностей главного бухгалтера раскрыт в Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденном постановлением Минтруда России от 21 августа 1998 г. № 37 и применяемом в редакции изменений, внесенных постановлением Минтруда России от 12 ноября 2003 г. № 75.


Среди наиболее значимых обязанностей можно выделить:
– организация работы по постанове и ведению бухгалтерского учета организации в целях получения заинтересованными внутренними и внешними пользователями полной и достоверной информации о ее финансово-хозяйствен ной деятельности и финансовом положении;
– руководство работой по обеспечению порядка проведения инвентаризации и оценки имущества и обязательств, документальному подтверждению их наличия, составления и оценки; организации системы внутреннего контроля за правильностью оформления хозяйственных операций, соблюдением порядка документооборота, технологии обработки учетной информации и ее зашиты от несанкционированного доступа;
– обеспечение своевременного и точного отражения на счетах бухгалтерского учета хозяйственных операций, движения активов, формирования доходов и расходов, выполнения обязательств;
– обеспечение своевременного перечисления налогов и сборов в федеральный, региональный и местный бюджеты, страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, платежей в кредитные организации, средств на финансирование капитальных вложений, погашение задолженностей по ссудам; контроля за расходованием фонда оплаты труда, организацией и правильностью расчетов по оплате труда работников, проведением инвентаризаций, порядком ведения бухгалтерского учета, отчетности, а также проведением документальных ревизий
в подразделениях организации;
– обеспечение соблюдения финансовой и кассовой дисциплины, смет расходов, законности списания со счетов бухгалтерского учета недостач, дебиторской задолженности и других потерь;
– участие в оформлении документов по недостачам, незаконному расходованию денежных средств и товарно-материальных ценностей, осуществление контроля за передачей в необходимых случаях соответствующих материалов в следственные и судебные органы;
– обеспечение сохранности бухгалтерских документов и сдачи их в установленном порядке в архив;
– руководство работниками бухгалтерии, организация работы по повышению их квалификации.


При переходе на применение профессионального стандарта «Бухгалтер» обязанности главного бухгалтера определяются согласно данному документу, утвержденному приказом Минтруда России от 21 февраля 2019 г. № 103н.


Отдельные требования, предъявляемые к организации трудового процесса сотрудников бухгалтерских служб
При организации трудового процесса сотрудников бухгалтерских служб должны быть обеспечены безопасные условия и охрана труда, а также создан комплекс организационно-технических условий, которые обеспечивают возможность нормальной работы бухгалтерии в соответствии с действующими санитарно-гигиеническими нормами и стандартами.


В частности, площадь помещений, в которых располагаются бухгалтерии, должна соответствовать требованиям, предусматривающим рациональное размещение мебели и оргтехники. Уровень освещенности рабочего места, кратность обмена воздуха и температура в рабочих помещениях должны соответствовать требованиям, установленным санитарными нормами (18–20 °C). При расстановке мебели в рабочих помещениях следует учитывать удобство подхода к каждому рабочему месту и обеспечение рациональных схем движения документов с учетом специализации исполнителей (см. постановление Минтруда России от 5 июня 2002 г. № 39).


Режим труда и отдыха работников бухгалтерий устанавливается исходя из принятого в каждой конкретной организации распорядка дня с учетом регламентации всех обязательных работ и выполнения наиболее сложных (трудоемких) из них в первой половине дня, когда у работающих отмечается более высокая устойчивая работоспособность.


Режим труда и отдыха сотрудников, занятых работой на персональных компьютерах
Режим труда и отдыха при работе на персональных компьютерах должен предусматривать собой обязательное предоставление дополнительных регламентированных перерывов. Такие перерывы устанавливаются в течение рабочего дня в зависимости от продолжительности, вида и категории трудовой деятельности.


Согласно установленным правилам (см. постановление Минтруда России от 5 июня 2002 г. № 39; приказ Минсвязи России от 25 декабря 2002 г. № 148) виды трудовой деятельности на персональных компьютерах разделяются на три группы:
– группа А – работа по считыванию информации с экрана с предварительным запросом;
– группа Б – работа по вводу информации;
– группа В – творческая работа в режиме «диалога с компьютером».


При выполнении в течение рабочего дня работ, относящихся к разным видам трудовой деятельности, за основную работу принимается такая, которая занимает не менее 50% времени в течение рабочего дня.


В свою очередь, для видов трудовой деятельности устанавливается три категории тяжести и напряженности работы, которые определяются:
– для группы А – по суммарному числу считываемых знаков, но не более 60 000 знаков за смену;
– для группы Б – по суммарному числу считываемых или вводимых знаков за рабочую смену, но не более 40 000 знаков за смену;
– для группы В – по суммарному времени непосредственной работы на персональном компьютере за рабочий день, но не более 6 часов за день.


Во всех случаях продолжительность непрерывной работы на персональном компьютере без регламентированного перерыва не должна превышать 2 часов.


При 8-часовом рабочем дне и работе на персональном компьютере регламентированные перерывы следует устанавливать:
– для I категории работ – через 2 часа от начала рабочей смены и через 2 часа после обеденного перерыва продолжительностью 15 минут каждый;
– для II категории работ – через 2 часа от начала рабочего дня и через 1,5–2 часа после обеденного перерыва продолжительностью 15 минут каждый или продолжительностью 10 минут через каждый час работы;
– для III категории работ – через 1,5–2 часа от начала рабочего дня и через 1,5–2 часа после обеденного перерыва продолжительностью 20 минут каждый или продолжительностью 15 минут через каждый час работы.


Распределение соответствующих работ по категориям и их взаимоувязка с продолжительностью предоставляемых перерывов можно представить в виде следующей таблицы:



Наряду с этим при работе на персональных компьютерах предусматривается также проведение физкультурных пауз продолжительностью 5–10 минут за 1–1,5 часа до обеда и за 1–1,5 часа до окончания работы.


При специальной оценке (аттестации) рабочих мест сотрудников бухгалтерских служб по условиям труда следует руководствоваться положениями Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» и приказа Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н «Об утверждении методики проведения специальной оценки условий труда, классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и Инструкции по ее заполнению».


Медицинские осмотры работников, занятых работой на персональных компьютерах
Сотрудники бухгалтерии, трудовая деятельность которых связана с эксплуатацией персональных компьютеров, в отдельных случаях обязаны за счет средств организации проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение срока действия трудового договора) медицинские осмотры (обследования). Это следует из положений ст. 213 ТК РФ и п. 3.2.2.4 Перечня вредных и (или) опасных производственных факторов, при наличии которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. № 302н.


Как отмечено в письме Роспотребнадзора от 7 июля 2015 г. № 01/7890-15-27, предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников, занятых на работах с ПЭВМ, должны проводиться при выявлении по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, результатам специальной оценки условий труда, данным производственного контроля вредных и (или) опасных производственных факторов, в том числе электромагнитного поля широкополосного спектра частот от ПЭВМ (величина которого превышает допустимый уровень), являющегося вредным производственным фактором – физическим фактором. Если же по результатам оценки условий труда вредных и (или) опасных производственных факторов не выявлено, в том числе уровень электромагнитного поля широкополосного спектра частот от ПЭВМ не превышает допустимые нормы, работник не подлежит включению в поименный список лиц, подлежащих обязательным предварительным (при поступлении на работу) и периодическим (в течение трудовой деятельности) медицинским осмотрам (обследованиям) работников.


При этом к лицам, профессионально связанным с эксплуатацией ПЭВМ, следует относить лиц, работающих на компьютерной технике более 50% своего рабочего времени. На это указано в п. 13.1 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы», утвержденных постановлением Главным государственным санитарным врачом от 3 июня 2003 г. № 118. В этом же пункте подтверждена норма, согласно которой рассматриваемая категория лиц должна проходить обязательные предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры.


Приведенные Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы предъявляют требования к персональным компьютерам; к помещениям для работы с ними; требования к микроклимату, содержанию вредных веществ в воздухе, шуму и вибрации, освещению на рабочих местах; общие требования к организации рабочих мест пользователей компьютерной техники. Требования правил направлены на предотвращение неблагоприятного влияния на здоровье человека вредных факторов производственной среды и трудового процесса при работе с персональными компьютерами.


Необходимо также учитывать, что занятые на профессиональной основе работой на персональных компьютерах женщины со времени установления беременности должны быть переведены на работы, не связанные с использованием персональных компьютеров, или же для них ограничивается время работы на компьютерной технике (не более 3 часов за смену) при условии соблюдения гигиенических требований, установленных СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03.


Кроме организации и оплаты проведения медицинских осмотров (обследований), работодатели обязаны также осуществлять постоянный производственный инструментальный контроль за соблюдением санитарных правил на оборудованных персональными компьютерами рабочих местах. Указанный контроль организуется в соответствии с требованиями Санитарных правил СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача от 13 июля 2001 г. № 18.


Частота проведения периодических медицинских осмотров (обследований) работников определяется согласно Порядку проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, утвержденному приказом Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. № 302н.


Частота проведения периодических осмотров определяется типами вредных и (или) опасных производственных факторов, воздействующих на работника, или видами выполняемых работ. Контингент работников, подлежащих периодическим и (или) предварительным осмотрам, утверждается работодателем и направляется в территориальный орган Роспотребнадзора. На основе данного документа формируются поименные списки. При этом не достигшие возраста 21 года лица согласно требованиям ст. 213 ТК РФ обязаны проходить периодические медицинские осмотры ежегодно.


Оплата расходов на прохождение соответствующими категориями работников медицинских осмотров (обследований) осуществляется организациями за счет средств, признаваемых в целях налогообложения прибыли. Государственные и муниципальные учреждения производят такие расходы за счет средств, выделяемых в порядке бюджетного финансирования или в рамках выполняемого государственного (муниципального) задания. При этом в последние годы расходы на проведение медицинских осмотров по согласованию с территориальными органами ФСС РФ могли оплачиваться и из средств обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.


Следует также учитывать, что за время прохождения работниками предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников (а также внеочередных медицинских осмотров работников по их просьбам) за ними в соответствии со ст. 212 ТК РФ сохраняется средний заработок и место работы (должность) на время прохождения указанных осмотров (обследований).

22.05.2024

Также по этой теме: