Особенности регулирования труда сотрудников бухгалтерских служб (Часть 2)




М. А. Мосейчук


Отдельные вопросы оплаты труда сотрудников бухгалтерских служб
Коммерческие и иные организации, не являющиеся государственными и муниципальными учреждениями, вопросы оплаты труда своих сотрудников бухгалтерских служб решают самостоятельно по согласованию с работниками и с учетом принятых на их уровне коллективного договора и локальных нормативных правовых актов. Одно из требований, которые должны быть учтены при этом – заработная плата сотрудников за полностью отработанный месяц не может быть меньше минимального размера оплаты труда. На федеральном уровне с 1 января 2019 г. значение МРОТ составляет 11 280 руб. в месяц, а с 1 января 2020 г. ожидается на уровне 12 130 руб. в месяц. При этом в первую очередь необходимо исходить из той величины МРОТ, которая установлена в соответствующем регионе страны, и только если такое решение не было принято – из значения федерального МРОТ.


Исходя из положений ст. 145 ТК РФ условия оплаты труда главных бухгалтеров, занятых в государственных внебюджетных фондах, государственных или муниципальных учреждениях, определяются трудовыми договорами в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, а также учредительными документами юридического лица.


В федеральных учреждениях должностной оклад главного бухгалтера устанавливается на уровне от 10 до 30% ниже оклада руководителя учреждения, на что указано в п. 6 Положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. № 583. При этом конкретную величину должностного оклада главного бухгалтера определяет руководитель учреждения.


Должностные оклады сотрудников бухгалтерских служб (бухгалтерий) федеральных учреждений определяются коллективными договорами, локальными нормативными актами учреждений и (или) непосредственно заключаемыми с сотрудниками трудовыми договорами. При этом учитываются минимальные размеры окладов по соответствующим профессиональным квалификационным группам, доведенные ведомственными приказами.


В учреждениях силовых министерств и ведомств условия оплаты труда лиц гражданского персонала из числа главных бухгалтеров, бухгалтеров и иных сотрудников бухгалтерий определяются ведомственными приказами.


При этом начиная с 1 января 2017 г. в отношении главных бухгалтеров государственных и муниципальных учреждений введен предельный уровень соотношения среднемесячной заработной платы по отношению к показателю среднемесячной заработной платы работников учреждения. Эти изменения приняты Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 347-ФЗ.


Согласно части второй ст. 145 ТК РФ предельный уровень соотношения среднемесячной заработной платы главных бухгалтеров государственных и муниципальных учреждений, формируемой за счет всех источников финансового обеспечения и рассчитываемой за календарный год, и среднемесячной заработной платы работников таких учреждений (без учета заработной платы соответствующего руководителя, его заместителей, главного бухгалтера) определяется государственным органом, органом местного самоуправления, организацией, осуществляющими функции и полномочия учредителя соответствующих учреждений, предприятий, в размере, не превышающем размера, который установлен:
– для главных бухгалтеров федеральных государственных учреждений – нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации;
– для главных бухгалтеров государственных учреждений субъектов Российской Федерации – нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
– для главных бухгалтеров муниципальных учреждений – нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.


Без учета предельного уровня соотношения размеров среднемесячной заработной платы могут быть установлены условия оплаты труда главных бухгалтеров федеральных государственных учреждений, государственных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных учреждений, включенных в перечни, утвержденные соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 ноября 2017 г. № 1349 уточнено, что в такие перечни включаются федеральные учреждения, осуществляющие производство продукции (работ, услуг), имеющей особые значимость, масштабность, а также уникальность.


Предельный уровень соотношения среднемесячной заработной платы главных бухгалтеров федеральных учреждений и среднемесячной заработной платы работников этих учреждений (без учета заработной платы руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера) определяется нормативным правовым актом федерального государственного органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя соответствующих федеральных учреждений, нормативным актом федерального учреждения – главного распорядителя средств федерального бюджета, в ведении которого находятся соответствующие федеральные учреждения, в кратности от 1 до 8. Таковы положения п. 9 Положения об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. № 583 (в редакции изменений и дополнений).


Без учета общеустановленного предельного уровня соотношения размеров среднемесячной заработной платы, по решению федерального государственного органа – главного распорядителя средств федерального бюджета, в ведении которого находится федеральное учреждение, могут быть установлены условия оплаты труда главных бухгалтеров федеральных учреждений, включенных в перечень федеральных учреждений, в которых условия оплаты труда данных лиц могут быть установлены без учета предельного уровня соотношения размеров среднемесячной заработной платы руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров федеральных учреждений и среднемесячной заработной платы работников этих учреждений, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2012 г. № 2627-р.


Соотношение среднемесячной заработной платы руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров федеральных учреждений и среднемесячной заработной платы работников этих учреждений, формируемой за счет всех источников финансового обеспечения, рассчитывается за календарный год. При этом такое соотношение определяется путем деления среднемесячной заработной платы соответствующего руководителя, заместителя руководителя, главного бухгалтера на среднемесячную заработную плату работников этого учреждения.


Определение среднемесячной заработной платы в указанных целях осуществляется в соответствии с Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 г. № 922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы». Изменения в данный документ в этой части внесены постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2016 г. № 1339.


В федеральных органах власти в «бухгалтерских» структурах предусматриваются должности, включенные в Реестр должностей государственной гражданской службы. При этом в отношении лиц, являющихся главным бухгалтером или его заместителем, допускается двойное наименование должности федеральной государственной гражданской службы (например, «начальник управления – главный бухгалтер» и др.).


Условия оплаты труда бухгалтеров из категории гражданских и муниципальных служащих общеустановленные и каких-либо особенностей не имеют. При этом следует учитывать, что временное замещение иной должности гражданской службы может осуществляться исключительно на основании ст. 30 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».


Как отмечалось ранее, обязанности по каждой должности бухгалтера определяются разработанными в организации должностными обязанностями (регламентом) или иным подобным локальным документом. В случае если на одного из бухгалтеров организации возлагаются обязанности по другой должности бухгалтера (кассира и др.) на период его временного (болезнь, отпуск, командировка и др.) или постоянного отсутствия, работнику обязательно должна устанавливаться доплата за совмещение должностей (исполнение обязанностей временно отсутствующего работника). При этом исходя из положений ст. 151 ТК РФ размер доплаты устанавливается по соглашению между администрацией учреждения и работником с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы. Если доплата работнику не установлена, а его должностные обязанности не предусматривают выполнения дополнительно поручаемой работы, он вправе отказаться выполнить требования администрации о работе по другой должности.


На практике администрация организации объясняет неустановление доплаты отсутствием достаточных для этого ассигнований на оплату труда. Однако такое объяснение является неправомерным и зачастую лукавым. Например, болезнь другого бухгалтера, его отпуск без сохранения заработной платы или же вакантная должность однозначно указывают на экономию фонда оплаты труда, из которой и следует осуществлять доплату за совмещение. И кроме того, экономить можно на других аспектах, но никак не на оплате работников, которым поручается выполнение дополнительного объема работ.


Необходимо учитывать, что с 6 октября 2006 г. исходя из ст. 72.2 ТК РФ замещение временно ответствующих работников может поручаться работникам на период не свыше одного календарного месяца. К сожалению, количество таких переводов на другую работу для замещения временно ответствующих работников с указанной даты при условии ограничения каждого из них месячным сроком не ограничено.


Всяческие ограничения на установление доплаты главному бухгалтеру организации отменены постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2009 г. № 216. Ранее доплата за совмещение должностей не могла устанавливаться главным бухгалтерам на основании подпункта «а» п. 15 постановления Совмина СССР от 4 декабря 1981 г. № 1145 «О порядке и условиях совмещения профессий (должностей)».


Вместе с тем, по мнению Роструда, если в должностной инструкции работника предусматривается, что в период отсутствия на рабочем месте другого работника со схожей трудовой функцией они исполняют обязанности отсутствующего работника, то можно и не предусматривать осуществление доплат за исполнение обязанностей временно отсутствующего работника. Такого рода разъяснение приведено в письме от 24 мая 2011 г. № 1412-6-1. Объясняется это тем, что в таком случае такая работа выполняется в рамках заключенного трудового договора.


В связи с изложенным, могут применяться ограничения по осуществлению дополнительных выплат заместителю главного бухгалтера, выполняющему обязанности временно отсутствующего главного бухгалтера организации.


Кроме того, режим работы главного бухгалтера может предусматривать установление ненормированного рабочего дня (если это оговорено в трудовом договоре или же должность главного бухгалтера поименована в специальном перечне).


Фактически это означает возможность привлечения к трудовой деятельности сверх установленной нормы ежедневной работы, а также в выходные и (или) праздничные дни. Компенсируется такой режим работы предоставлением дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью не менее 3 календарных дней (ст. 119 ТК РФ). При этом в федеральных учреждениях указанный дополнительный отпуск предоставляется на условиях, определенных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 декабря 2002 г. № 884.


Как указано в данном постановлении, «продолжительность дополнительного отпуска по соответствующим должностям устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка организации и зависит от объема работы, степени напряженности труда, возможности работника выполнять свои трудовые функции за пределами нормальной продолжительности рабочего времени и других условий».


В случае если отпуск не предоставляется, переработка за пределами установленной продолжительности рабочего времени компенсируется с письменного согласия работника как сверхурочная работа.


В учреждениях, финансируемых из бюджета субъекта Российской Федерации, порядок предоставления дополнительных отпусков за работу в режиме ненормированного рабочего дня устанавливается органами власти субъекта Российской Федерации, а в организациях, финансируемых из местного бюджета, – органами местного самоуправления.


Введение в отношении работника режима ненормированного рабочего дня означает невозможность осуществления дополнительных выплат за работу в сверхурочное время. Вместе с тем, введение ненормированного рабочего дня для работников не означает, что на них не распространяются правила, определяющие время начала и окончания работы, порядок учета рабочего времени и т. п. Эти работники на общих основаниях освобождаются от работы в дни еженедельного отдыха и праздничные дни. Привлечение работников, которым установлен ненормированный рабочий день, к работе в их выходные и нерабочие праздничные дни должно осуществляться с применением положений ст. 113 и 153 ТК РФ (в том числе с дополнительной оплатой труда). На это указано также в письме Роструда от 7 июня 2008 г. № 1316-6-1.


Необходимо также иметь в виду, что привлечение работников к работе за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени не должно носить систематического характера, а может происходить время от времени (эпизодически) и в определенных случаях.


Представляется, что установление ненормированного рабочего дня бухгалтерам, кассирам и иным обычным сотрудникам бухгалтерских служб является неправомерным. Если возникает необходимость привлечь их к выполнению обязанностей сверх установленной продолжительности рабочего дня или же в выходные (праздничные) дни, должны издаваться соответствующие приказы администрации организации и производиться дополнительные выплаты (за работу в сверхурочное время, в ночное время, в выходные или праздничные дни).


В отдельных случаях в целях эффективной организации бухгалтерского учета в подведомственных учреждениях при органах государственной власти, местных органах власти и (или) распорядителях бюджетных средств создаются специализированные структурные подразделения – централизованные бухгалтерии. Условия оплаты труда сотрудников указанных подразделений определяются органами, их создавшими.


Особенности оформления приема-передачи должности главного бухгалтера организации
Для того, чтобы обеспечить контроль за исполнением главным бухгалтером законодательно предусмотренных обязанностей, а в случае необходимости – привлечь к ответственности, в первую очередь следует определить временные рамки, в пределах которых лицо, исполняющее должность главного бухгалтера, должно отвечать за свои действия.


В основном это обеспечивается документальным оформлением принятия главным бухгалтером своей должности. Можно утверждать, что именно с момента подписания соответствующего акта приема-сдачи дел и должности на главного бухгалтера возлагается ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета, совершение и (или) оформление хозяйственных операций организации.


Документальное оформление приема-сдачи дел и должности позволяет также разделить ответственность физических лиц, исполнявших должность главного бухгалтера в различные календарные периоды времени, включая случаи временного отсутствия данного должностного лица и возложения в связи с этим обязанностей на других работников.


Надлежащее документальное оформление приема-сдачи дел и должности необходимо как администрации организации в лице руководителя, так и главному бухгалтеру.


Требуя от сдающего и принимающего лиц оформления соответствующего акта приема-сдачи дел и должности, руководитель организации прежде всего исключит возможность «списания» выявленных впоследствии нарушений за счет отсутствия соответствующего контроля за организацией работы бухгалтерской службы. Согласно положениям Закона о бухгалтерском учете именно руководитель организации ответственен за организацию бухгалтерского учета в организации.


Кроме того, непосредственно в результате соблюдения процедуры приема-сдачи дел и должности могут быть выявлены нарушения, недостачи и убытки, устранение которых может быть потребовано от лица, сдающего должность главного бухгалтера.


Тем самым руководитель организации может освободить себя от длительной процедуры расследования выявленных впоследствии фактов, разграничения ответственности по ним между ранее занимавшим должность главного бухгалтера и новым главбухом, оформления обращений в судебные и иные органы и возмещения присужденных требований к виновному лицу.


По результатам соблюдения процедуры приема-сдачи дел и должности также может быть принято решение об основаниях расторжения трудового договора с бывшим главным бухгалтером. Если будут выявлены факты ненадлежащего исполнения главным бухгалтером организации своих должностных обязанностей, что привело к непроизводительным расходам организации, правонарушениям, трудовой договор может быть прекращен с ним по виновным причинам без производства установленных компенсационных и поощрительных выплат.


Для лиц, занимающих должность главного бухгалтера, надлежащее оформление приема-сдачи дел и должности позволяет:
– подтвердить надлежащее исполнение своих трудовых обязанностей и относительное спокойствие за возможные впоследствии неблагоприятные факты – для лица, сдающего должность;
– документально закрепить условия, в которых начинается трудовая деятельность, выявить факты нарушения действующего законодательства и тем самым исключить возможность своей личной ответственности за действия иных лиц – для лица, принимающего должность.


При всем этом необходимо учитывать, что документальное оформление характерно для случаев плановой замены лиц, занимающих должность главного бухгалтера организации. В любом случае увольняемый работник (особенно в случае увольнения его по виновным основаниям) вправе отказаться от документального оформления сдачи дел и должности.


Кроме того, прием на работу нового главного бухгалтера не всегда можно приурочить к увольнению бывшего главного бухгалтера.


В таких случаях руководитель организации или уполномоченное им лицо должны принять все меры для того, чтобы по состоянию на дату расторжения трудового договора с главным бухгалтером осуществить проверку состояния финансово-хозяйственной деятельности организации.


Для осуществления указанных проверок могут быть привлечены другие штатные работники бухгалтерии (заместитель главного бухгалтера и др.) и иных структурных подразделений организации, специалисты аудиторских организаций, работники вышестоящих организаций и учреждений. В случае необходимости, для оформления сдачи дел и должности сдающим лицом в организации может быть назначена соответствующая комиссия, проверка или ревизия финансово-хозяйственной деятельности.


Для государственных и муниципальных учреждений характерны случаи, когда при сдаче главным бухгалтером дел и должности вышестоящим органом назначается комиссия по проверке финансово-хозяйственной деятельности учреждения, в ходе которой дела и должность могут передаваться вновь назначенному на должность главного бухгалтера лицу.


Если дела и должность не передаются новому главному бухгалтеру, следует назначить должностное лицо, временно допускаемое к исполнению обязанностей главного бухгалтера. Им могут быть как сотрудники бухгалтерии (в частности, заместитель главного бухгалтера), так и иные должностные лица организации, сотрудники филиалов и дочерних предприятий, представители вышестоящих организаций. Однако при этом руководитель организации должен осознавать, что временный допуск к исполнению обязанностей лиц из числа неспециалистов, а также нештатных сотрудников организации, не может означать полномерное возложение на них установленной ответственности, а потому за действиями временно исполняющих обязанности главного бухгалтера должен быть организован надлежащий контроль, а также должны приниматься интенсивные меры по поиску кандидатуры на замещение должности главного бухгалтера организации на постоянной основе.


Оформление актов приема-сдачи дел и должности следует производить во всех случаях, даже если ранее занимавший должность главного бухгалтера работник отказывается от сдачи дел и должности, избегает указанной процедуры или же отказывается подписывать оформленный акт, а также если отсутствует лицо, которому сдаются дела и должность.


Для того, чтобы соблюсти документальное оформление, организации рекомендуется разработать типовую форму Акта приема-сдачи дел и должности.


Частные акты приема-сдачи дел и должности должны оформляться при приеме на работу кассира организации, а также временного возложения обязанностей по данной должности на других лиц. Тем самым обеспечивается соблюдение норм действующего законодательства о возложении на данных категорий лиц полной материальной ответственности за ущерб, причиненный недостачей наличных денежных средств и иных ценностей, полученных под отчет.


Выявленная при сдаче дел и должности кассира организации недостача ценностей является основанием для привлечения лица, выполнявшего обязанности по данной должности, к полной материальной ответственности.


Таким образом, прием и сдача дел и должности главным бухгалтером осуществляется по оформленному в установленном порядке приказу (распоряжению) руководителя организации.


В данном приказе указывается срок приема-сдачи дел и должности, фамилия, имя, отчество, должность сдающего и принимающего лица (в случае необходимости – состав комиссии), наименование документа, которым оформляются результаты приема должности, предъявляемые требования к указанному документу. Как правило, срок для сдачи дел и должности главного бухгалтера не превышает 5–7 рабочих дней.


При организации и оформлении процедуры приема-сдачи дел и должности организации руководствуются положениями соответствующих нормативных правовых актов (в частности, Закона о бухгалтерском учете, ТК РФ и др., на которые имеются ссылки в настоящей статье), внутриведомственных приказов, директив, указаний и инструкций, а также сложившейся практикой.


К сожалению, в настоящее время единого нормативного акта, которым бы регулировались вопросы приема-сдачи дел и должности главного бухгалтера, нет.


Отдельные заслуживающие внимания положения содержатся в Инструкции о порядке приема-сдачи дел главными бухгалтерами (старшими бухгалтерами на правах главных бухгалтеров) централизованных бухгалтерий (бухгалтерий), учреждений, предприятий и организаций системы Министерства здравоохранения СССР, утвержденной Минздравом России от 28 мая 1979 г. № 25-12/38. В настоящее время положения данной Инструкции должны применяться с учетом произошедших изменений законодательства.


В случае необходимости в передаче дел принимает участие представитель администрации организации или вышестоящего органа.


В случае если прежний главный бухгалтер уже уволен, умер или отсутствует по иной причине, делающей невозможным его участие в сдаче дел, вновь назначенный главный бухгалтер или иное назначенное лицо оформляют результаты приема-сдачи дел и должности в таком же порядке, что и при сдаче дел от одного лица другому.


Перед приемом и сдачей дел в первую очередь в установленном порядке проверяется состояние кассы, наличие денежных средств, денежных документов, ценных подарков и иных ценностей, ее оборудованность, а также соблюдение иных норм действующего законодательства (сдача под охрану, ведение книг и регистров учета и т. п.).


После подписания акта проверки кассы главного бухгалтера, сдающего дела, рекомендуется освобождать от руководства бухгалтерией. При этом это не означает его увольнения, а потому заработная плата ему должна продолжать начисляться.


Одновременно с этим оформляется право подписи платежных поручений, чеков и др. банковских документов вновь назначенного главного бухгалтера. До оформления этой подписи прежний главный бухгалтер подписывает банковские документы под контролем вновь назначенного главного бухгалтера.


В дальнейшем наряду с проверкой состояния финансовой работы, учета и отчетности, главный бухгалтер, принимающий дела, руководит текущей работой бухгалтерии.


Передача дел бухгалтерии производится на основе последнего представленного бухгалтерией баланса. В оформляемом по результатам сдачи акте должно быть указано, на какую дату осуществлена передача дел.


При приеме и сдаче дел производится полная или выборочная (по решению руководителя организации) проверка состояния материального и денежного учета, расчетных статей баланса, отчетности организации и иных актуальных вопросов.


При проверке финансового состояния, постановки учета и отчетности, а также при составлении приемосдаточного акта используются:
– периодические и годовые бухгалтерские, налоговые и иные формы отчетности, заключения по ним аудиторских и вышестоящих организаций;
– выписки из банковских счетов, договоры, акты сверки расчетов и другие документы расчетного характера;
– финансовые планы, сметы, штатные расписания, титульные списки;
– регистры синтетического и аналитического учета (книги, оборотные ведомости, карточки и др.);
– инвентаризационные описи и акты, акты снятия остатков, сличительные ведомости, протоколы инвентаризационной комиссии, принятые по результатам инвентаризаций решения руководителя организации;
– акты ревизий, проверок и обследований;
– материалы о недостачах, растратах и хищениях.


После проверки состояния учета, отчетности и основных финансовых показателей работы составляется акт приема и сдачи дел, который подписывается принимающим и сдающим, а также, в случае необходимости, представителями администрации организации, вышестоящей организации и др.


Акт должен быть документально обоснован, однако не следует производить прием-сдачу дел ревизионными методами. В том случае, если в процессе приема дел обнаруживаются факты злоупотреблений, то лицо, принимающее дела бухгалтерии, вправе потребовать от вышестоящей или иной правомочной организации назначения документальной ревизии.


В случае несогласия сдающего с какими-либо положениями акта, он вправе сделать при подписании акта соответствующие мотивированные оговорки.


Привлеченные представители аудиторской или вышестоящей организации могут дать письменное заключение по указанному разногласию.


Приемосдаточный акт рекомендуется составлять в трех экземплярах, из которых первый представляется на утверждение руководителю организации, второй – остается у принимающего дела и должность, третий – у передающего дела.


В случае необходимости экземпляры акта представляются представителям вышестоящей организации.


Приемосдаточный акт составляется прежде всего для разграничения ответственности принимающего и передающего лица. Также он имеет целью показать на момент своего составления:
– основные финансовые показатели работы данного учреждения, предприятия, организации;
– состояние первичной документации учета, отчетности и, прежде всего, материального и денежного учета;
– мероприятия, необходимые для улучшения организации учета и финансового контроля.


31.05.2024

Также по этой теме:


Список просмотренных товаров пуст
Список сравниваемых товаров пуст
Список избранного пуст
Ваша корзина пуста