Опубликовано в журнале "«Заработная плата. Расчеты, учет, налоги» с вкладкой «Документы и комментарии»" №1 год - 2020
М. А. Мосейчук
По решению организаций при определении соответствия работника занимаемой должности (выполняемой работе), а также при организации системы оплаты труда они вправе руководствоваться положениями Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (далее – ЕТКС), Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (далее – ЕКС) и (или) профессиональных стандартов.
Напомним, что согласно положениям ст. 143 ТК РФ тарификация работ и присвоение тарифных разрядов работникам производятся с учетом Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или с учетом профессиональных стандартов.
ЕКС состоит из квалификационных характеристик должностей руководителей, специалистов и служащих, содержащих должностные обязанности и требования, предъявляемые к уровню знаний и квалификации руководителей, специалистов и служащих.
Квалификационные характеристики призваны способствовать правильному подбору и расстановке кадров, повышению их деловой квалификации, рациональному разделению труда, созданию действенного механизма разграничения функций, полномочий и ответственности между указанными категориями работников, а также установлению единых подходов в определении их должностных обязанностей и предъявляемых к ним квалификационных требований.
Порядок применения Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих утвержден постановлением Минтруда России от 9 февраля 2004 г. № 9.
Квалификационные характеристики каждой должности состоят из трех разделов: «Должностные обязанности», «Должен знать» и «Требования к квалификации».
Раздел «Должностные обязанности» содержит перечень основных функций, которые могут быть поручены полностью или частично работнику, занимающему данную должность.
При необходимости должностные обязанности, содержащиеся в квалификационных характеристиках, могут быть распределены между несколькими исполнителями. В процессе совершенствования организации труда, внедрения технических средств, проведения мероприятий по увеличению объема выполняемых работ возможно расширение круга обязанностей работника по сравнению с обязанностями, установленными соответствующими квалификационными характеристиками.
Работнику может быть поручено выполнение должностных обязанностей, предусмотренных квалификационными характеристиками других должностей, родственных по содержанию работ, равных по сложности, выполнение которых не требует другой специальности, квалификации, изменения должностного наименования.
Раздел «Должен знать» содержит основные требования, предъявляемые к работнику в отношении специальных знаний, а также знаний нормативных правовых актов, методов и средств, которые работник должен уметь применять при выполнении должностных обязанностей.
Раздел «Требования к квалификации» определяет уровень профессиональной подготовки работника, необходимой для выполнения возложенных на него обязанностей, и требуемый стаж работы.
Квалификационные характеристики служат основой для разработки должностных инструкций, содержащих конкретный перечень должностных обязанностей работников с учетом особенностей организации производства, труда и управления, их прав и ответственности.
В свою очередь, Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих состоит из тарифно-квалификационных характеристик, содержащих характеристики основных видов работ по профессиям рабочих в зависимости от их сложности, и соответствующих им тарифных разрядов, а также требования, предъявляемые к профессиональным знаниям и навыкам рабочих. ЕТКС состоит из отдельных выпусков, включая те из них, которые утверждены во времена СССР постановлениями Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС.
Необходимо учитывать, что до 1 июля 2020 г. отменен запрет проведения должностными лицами органов исполнительной власти, уполномоченных на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, проверки выполнения требований, установленных нормативными правовыми актами органов исполнительной власти СССР и РСФСР, в области применения ЕТКС и ЕКС (Федеральный закон от 30 октября 2017 г. № 308-ФЗ «О внесении изменения в статью 27 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в части исключения запрета проверки требований, установленных нормативными правовыми актами органов исполнительной власти СССР и РСФСР, по отдельным вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений»).
Как отметил Минтруд России в письме от 4 апреля 2016 г. № 14-0/10/В-2253, в перспективе планируется замена ЕКТС и ЕКС профессиональными стандартами, а также отдельными отраслевыми требованиями к квалификации работников, утверждаемыми законодательными и иными нормативными правовыми актами.
Однако такая замена будет происходить в течение достаточно длительного периода.
Под квалификацией работника понимается уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника. Таковы положения ст. 195.1 ТК РФ.
Профессиональный стандарт – характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции.
В обязательном порядке требования, содержащиеся в профессиональных стандартах (в том числе при приеме работников на работу), применяются в следующих случаях:
1) согласно части второй ст. 57 ТК РФ наименование должностей, профессий, специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках или профессиональных стандартах, если в соответствии с ТК РФ или иными федеральными законами с выполнением работ по этим должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений;
2) согласно ст. 195.3 ТК РФ требования к квалификации работников, содержащиеся в профессиональных стандартах, обязательны для работодателя в случаях, если они установлены ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом под «иными нормативными правовыми актами» имеются в виду постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, приказы федеральных органов исполнительной власти, которые устанавливают специальные требования к работникам, выполняющим те или иные трудовые обязанности, носящие нормативно-правовой характер (например, приказы Минтранса России и др.), но не сами приказы Минтруда России, которыми утверждены профессиональные стандарты (см. письмо данного органа власти от 4 апреля 2016 г. № 14-0/10/В-2253).
Только если не соблюдены указанные обязательные требования законодательства, работодателю может быть выдано предписание об устранении выявленных нарушений трудового законодательства. Также он может быть привлечен к административной ответственности в соответствии со ст. 5.27 КоАП РФ.
Так, в обязательном порядке должны применяться положения следующих профессиональных стандартов:
1. «Аудитор» (стандарт утвержден приказом Минтруда России от 19 октября 2015 г. № 728н) – ст. 11 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», информационное сообщение Минфина России от 16.12.2015 г.
Необходимо учитывать, что по отдельным видам связанных с аудиторской деятельностью услуг приняты специализированные профессиональные стандарты. К ним, в частности, можно отнести «Специалист в оценочной деятельности» (приказ Минтруда России от 26 ноября 2018 г. № 742н), «Руководитель проектов в области информационных технологий» (приказ Минтруда России от 18 ноября 2014 г. № 893н); «Специалист по информационным системам» (приказ Минтруда России от 18 ноября 2014 г. № 896н).
2. «Бухгалтер» (приказ Минтруда России от 21 февраля 2019 г. № 103н) – для лиц, указанных в п. 4 ст. 7 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».
В соответствии с положениями действующего законодательства в открытых акционерных обществах (за исключением кредитных организаций), страховых организациях и негосударственных пенсионных фондах, акционерных инвестиционных фондах, управляющих компаниях паевых инвестиционных фондов, в иных экономических субъектах, ценные бумаги которых допущены к обращению на организованных торгах (за исключением кредитных организаций), в органах управления государственных внебюджетных фондов, органах управления государственных территориальных внебюджетных фондов главный бухгалтер или иное должностное лицо, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета, должны отвечать следующим требованиям (п. 4 ст. 7 Федерального закона № 402-ФЗ):
а) иметь высшее образование;
б) иметь стаж работы, связанной с ведением бухгалтерского учета, составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности либо с аудиторской деятельностью, не менее 3 лет из последних 5 календарных лет, а при отсутствии высшего образования в области бухгалтерского учета и аудита – не менее 5 лет из последних 7 календарных лет;
в) не иметь неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики.
3. «Специалист в сфере закупок» (приказ Минтруда России от 10 сентября 2015 г. № 625н) и «Эксперт в сфере закупок» (приказ Минтруда России от 10 сентября 2015 г. № 626н) – ст. 9 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Напомним, что в соответствии с действующим законодательством контрактная система в сфере закупок предусматривает осуществление деятельности заказчика, специализированной организации и контрольного органа в сфере закупок на профессиональной основе с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок (ст. 9 Федерального закона № 44-ФЗ). Работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок (п. 6 ст. 38 Федерального закона № 44-ФЗ).
В соответствии с утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июня 2017 г. № 743 Правилами оценка квалификации работников, осуществляющих деятельность по монтажу, демонтажу, обслуживанию, включая аварийно-техническое обслуживание лифтов, подъемных платформ для инвалидов, движущихся пешеходных дорожек и эскалаторов, осуществляется в соответствии с положениями Закона «О независимой оценке квалификации».
В случае если в отраслевом (межотраслевом), территориальном или ином соглашении, заключенном сторонами социального партнерства, предусмотрена обязанность работодателей, присоединившихся к соглашению, направлять работников отрасли на прохождение независимой оценки квалификации, а работники обязаны проходить соответствующие экзамены, то работодатели, присоединившиеся к соглашению, должны предусматривать в своих коллективных договорах или локальных нормативных актах такие обязательства. В этом случае прохождение независимой оценки квалификации является обязательным как для работодателей, так и для работников отрасли.
В частности, п. 1.12 Федерального тарифного соглашения в лифтовой отрасли и сфере вертикального транспорта на 2019–2021 гг., заключенного Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения с Федерацией лифтовых предприятий, предусмотрено обязательство работодателей осуществлять оценку и присвоение профессиональных квалификаций работников в рамках независимой оценки квалификации, а в п. 1.10 Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017–2019 гг. наличие свидетельства о квалификации предполагается учитывать при премировании работников отрасли.
Фактически обязательным является применение и профессионального стандарта «Сварщик» (утвержден приказом Минтруда России от 28 ноября 2013 г. № 701н).
Объясняется данный факт тем, что по указанной профессии в настоящее время не предусмотрены тарифно-квалификационные характеристики (см. приказ Минтруда России от 9 апреля 2018 г. № 215).
В других случаях применение профессиональных стандартов носит рекомендательный характер. Работодатель самостоятельно определяет, какой нормативный правовый акт он применяет. Исключение составляют только случаи, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Требования проверяющих органов об обязательном применении профстандартов неправомерны (см. письмо Минтруда России от 4 апреля 2016 г. № 14-0/10/В-2253). Такой вывод следует также из решения Верховного Суда Российской Федерации от 16 ноября 2017 г. № АКПИ17-733.
В соответствии с приказом Минтруда России от 29 сентября 2014 г. № 667н ведение реестра профессиональных стандартов, его актуализация и размещение на специализированном сайте Минтруда России «Профессиональные стандарты» (profstandart.rosmintrud.ru) осуществляется ФГБУ «НИИ труда и социального страхования» Минтруда России.
Для кадровых служб и работодателей иных организаций, кроме тех, в отношении которых могут быть определены особенности применения профессиональных стандартов, при установлении квалификационных и профессиональных требований к соискателям и работникам профессиональные стандарты являются ориентирами и могут применяться в части наименования должностей, профессий и специальностей, определения трудовых функций, требований к образованию и опыту работы с учетом особенностей, обусловленных технологией и организацией производства и труда у данного работодателя. На это также обращено внимание в информационном письме Минтруда России от 10 февраля 2016 г. «О применении профессиональных стандартов в сфере труда».
Профессиональные стандарты применяются работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом (в том числе для определения потребности в работниках с определенным уровнем квалификации, правильного подбора и расстановки кадров, рационального разделения и организации труда, разграничения функций, полномочий и ответственности между категориями работников), при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, технологий, труда и управления. Таковы положения п. 25 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. № 23).
Стандарты необходимо применять и с учетом особенностей организации подготовки (профессиональное образование и профессиональное обучение) дополнительного профессионального образования работников.
Профессиональный стандарт разрабатывается на вид профессиональной деятельности, а не на должность или профессию. При использовании профессионального стандарта необходимо учитывать, что он описывает профессиональную деятельность, но не стандартизирует должностные обязанности, а лишь приводит возможные наименования должностей работников, выполняющих ту или иную обобщенную трудовую функцию.
В рамках внедрения профессиональных стандартов в каждой из организаций рекомендуется организовать и реализовать следующие мероприятия:
1) определить случаи обязательного применения профессиональных стандартов;
2) оценить необходимость применения профессиональных стандартов в случаях, когда они не обязательны для применения, и установить сроки (этапы) их внедрения;
3) провести анализ профессиональных компетенций работников на соответствие профессиональным стандартам;
4) при необходимости составить план подготовки работников и их дополнительного профессионального образования в рамках наличествующих средств на соответствующий год;
5) определить перечень локальных нормативных актов и других документов организаций (включая документы по вопросам аттестации, сертификации и других форм оценки квалификации работников, должностные инструкции, служебные регламенты), подлежащих уточнению в связи с внедрением профессиональных стандартов.
Обязанности работников автоматически в связи с переходом организации на применение профессиональных стандартов не могут быть установлены.
Как отмечает Минтруд России, объективной основой изменения обязанностей, связанных с выполнением какой-либо работы (услуги), является прежде всего изменение организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины). И даже в этих случаях согласно ст. 74 ТК РФ изменение трудовой функции работника по инициативе работодателя не допускается. Оно может осуществляться в соответствии со ст. 72 и 72.1 ТК РФ только на основании соглашения между работником и работодателем.
Внедрение профессионального стандарта не может служить основанием для изменения трудового договора по инициативе работодателя в соответствии со ст. 74 ТК РФ и (или) для его увольнения. Не допускается нарушение в связи с этим трудовых прав работников, включая необоснованное снижение заработной платы, определенной трудовым договором (см. письма Минтруда России от 6 июня 2017 г. № 14-2/10/В-4361, от 4 апреля 2016 г. № 14-0/10/В-2253).
После перехода на применение профессиональных стандартов, что рекомендуется оформлять соответствующими распорядительными документами (приказ и т. п.), их положения в полной мере могут применяться к вновь принимаемым на работу сотрудникам.
Трудовое законодательство не запрещает работодателю принять решение об отказе в трудоустройстве соискателя в случае его недостаточной квалификации, подтвержденной неудовлетворительным результатом прохождения независимого профессионального экзамена, в случае направления соискателя на независимую оценку квалификации за счет средств работодателя.
Во всех случаях допуск работника к выполнению трудовой функции является полномочием работодателя. С учетом того факта, что по-прежнему именно организации вправе проводить аттестацию сотрудников, они вправе руководствоваться при применении профессиональных стандартов нормой о том, что лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации», но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.
Оценка квалификации работников
В соответствии с положениями п. 3 части первой ст. 81 ТК РФ работодатель вправе проводить оценку квалификации работников с целью установить соответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе. Для этого организуется и проводится аттестация. Другими формами оценки квалификации являются независимая оценка квалификации и (или) специальный порядок подтверждения квалификации отдельных категорий работников (специалистов).
Аттестация работников
Порядок проведения аттестации устанавливается трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, а также локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения представительного органа работников.
В отдельных случаях аттестация проводится в целях установления работникам квалификационной категории.
Действующим в настоящее время законодательством предусмотрена аттестация следующих категорий работников:
– педагогических работников – один раз в 5 лет аттестационной комиссией организации (ст. 49 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»);
– работников библиотек – один раз в 5 лет аттестационной комиссией организации (ст. 26 Федерального закона от 29 декабря 1994 г. № 78-ФЗ «О библиотечном деле»; приказ Минкультуры России от 24 июня 2016 г. № 1435);
– работников железнодорожного транспорта, производственная деятельность которых связана с движением поездов и маневровой работой на железнодорожных путях общего пользования – один раз в 5 лет аттестационной комиссией организации (ст. 25 Федерального закона от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»; приказ Минтранса России от 11 июля 2012 г. № 231);
– работников железнодорожного транспорта, ответственных за погрузку, размещение, крепление грузов в вагонах, контейнерах и выгрузку грузов – один раз в 5 лет аттестационной комиссией организации – один раз в 3 года аттестационной комиссией организации (ст. 25 Федерального закона от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»; приказ Минтранса России от 11 июля 2012 г. № 230);
– работников в области промышленной безопасности – не реже одного раза в 5 лет аттестационными комиссиями уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или аттестационными комиссиями организаций (ст. 14.1 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»);
– работников по вопросам безопасности гидротехнических сооружений – один раз в 5 лет аттестационными комиссиями уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или аттестационными комиссиями организаций (ст. 9.1 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений»);
– работников по вопросам безопасности в сфере электроэнергетики – один раз в 5 лет аттестационными комиссиями уполномоченных федеральных органов исполнительной власти (ст. 28.1 Федерального закона от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике»);
– спасателей – один раз в 3 года аттестационными комиссиями МЧС России или иными уполномоченными комиссиями (ст. 24 Федерального закона от 22 августа 1995 г. № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей»; постановление Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2011 г. № 1091);
– уполномоченного лица производителя лекарственных средств для медицинского применения – один раз в 5 лет аттестационной комиссией Минздрава России (ст. 45 Федерального закона от 12 апреля 2010 г. № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств»; приказ Минздрава России от 1 ноября 2013 г. № 811н);
– уполномоченного лица производителя лекарственных средств для ветеринарного применения – один раз в 5 лет аттестационной комиссией Минсельхоза России (ст. 45 Федерального закона от 12 апреля 2010 г. № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», приказ Минсельхоза России от 20 апреля 2017 г. № 192);
– авиационного персонала экспериментальной авиации (ст. 8.1 Воздушного кодекса Российской Федерации);
– руководителей унитарных предприятий (ст. 21 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»). Аттестация проводится аттестационными комиссиями, самостоятельно формируемыми организациями. В специально оговоренных случаях аттестация проводится комиссиями, созданными органами власти и (или) иными уполномоченными органами.
При проведении аттестации, которая может послужить основанием для увольнения работников в соответствии с п. 3 части первой ст. 81 ТК РФ, в состав аттестационной комиссии в обязательном порядке включается представитель выборного органа соответствующей первичной профсоюзной организации. Таковы положения части третьей ст. 82 ТК РФ.
Целями проведения аттестации могут являться:
– проверка профессионального уровня работника для установления соответствия его квалификации занимаемой должности или выполняемой им работе;
– наиболее рациональное использование специалистов и расстановка кадров;
– повышение эффективности их труда (профессионального уровня) и ответственности за полученное дело;
– установление работникам квалификационных категорий.
При аттестации определяются деловые качества работников и делаются выводы об их соответствии занимаемой должности.
Аттестации не подлежат:
– беременные женщины;
– женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком;
– работники, проработавшие в своей должности непродолжительный период времени (как правило, 1 год);
– другие категории работников, определенные в утвержденных в установленном порядке правилах проведения аттестации.
Для проведения аттестации руководитель организации приказом назначает аттестационную комиссию. Порядок формирования и регламент деятельности комиссии определяются организацией. При этом состав аттестационных комиссий формируется с учетом необходимости исключения возможности конфликта интересов, который мог бы повлиять на принимаемые решения.
В локальном нормативном акте организации по вопросам аттестации работников, как правило, указываются категории работников, подлежащие (не подлежащие) аттестации, сроки ее проведения, состав аттестационной комиссии, перечень документов, необходимых для проведения аттестации.
При подготовке локальных документов организации, определяющих порядок проведения аттестации, за основу может быть взято Положение о порядке проведения аттестации руководящих, инженерно-технических работников и других специалистов предприятий и организаций промышленности, строительства, сельского хозяйства, транспорта и связи, утвержденное постановлением ГКНТ СССР и Госкомтруда СССР от 5 октября 1973 г. № 470/267.
Аттестационная комиссия состоит из председателя, заместителя председателя и членов комиссии. В состав аттестационной комиссии в обязательном порядке включается представитель выборного органа соответствующей первичной организации или иного представительного органа работников (при его наличии). Целесообразно включать в состав комиссии руководителей структурных подразделений, а также экспертов из числа высококвалифицированных работников или сторонних лиц, обладающих достаточными знаниями в определенной области.
В зависимости от сроков проведения выделяются следующие виды аттестации: плановая (очередная) и внеплановая (внеочередная).
Плановая аттестация проводится при приеме на работу и (или) периодически в течение определенного периода времени (как правило, не реже одного раза в 3 года или пять лет) для установления соответствия квалификации работника занимаемой должности (выполняемой работе).
Внеплановая аттестация проводится при выявлении фактов грубого нарушения работником трудовых (служебных) обязанностей, а также при проведении мероприятий по оптимизации штатной численности организации.
Сроки, а также график проведения аттестации утверждаются руководителем организации и письменно доводятся до сведения работников, подлежащих аттестации, заблаговременно (как правило, не позднее чем за 30 календарных дней до проведения аттестации).
Аттестация проводится с учетом представления (отзыва, характеристики) структурного подразделения, в котором занят сотрудник, на основании объективной и всесторонней оценки его деятельности. Такой документ должен содержать мотивированную оценку профессиональных и деловых качеств сотрудника, а также результатов его трудовой деятельности.
Критерии оценки аттестуемых работников формируются на основании утвержденных ЕКС, ЕТКС, профессиональных стандартов или специально разработанных таблиц (шкалы). Исходя из установленных критериев могут быть разработаны опросные листы, тесты, задания, списки контрольных вопросов.
Организации, на которые не распространяется действие законодательных и иных нормативных правовых актов, регламентирующих порядок аттестации отдельных категорий работников, свободны в выборе критериев оценки квалификации работников. На это указано в письме Минтруда России от 28 сентября 2017 г. № 14-2/В-876).
Аттестуемый работник должен быть заранее ознакомлен с используемыми критериями оценки, а также представленным на него отзывом (характеристикой). При отказе работника от ознакомления составляется акт, который подписывается в том числе лицами (не менее двух), в присутствии которых он был составлен.
Работник имеет право представить в аттестационную комиссию сведения, характеризирующие его трудовую деятельность. Ими могут быть данные о повышении квалификации и профессиональной переподготовке; о полученных премиях и наградах; подготовленных (изданных) научных трудах, статьях, публикациях, учебных пособиях и т. п. Может быть представлено и письменное заявление с обоснованием своего несогласия с представленным отзывом (характеристикой).
Заседание аттестационной комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее 2/3 ее членов.
Аттестационной комиссией принимается одно из следующих решений:
1) соответствует занимаемой должности;
2) не соответствует занимаемой должности.
Решение аттестационной комиссии принимается в отсутствие аттестуемого работника открытым голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов аттестационной комиссии и оформляется протоколом. При равном количестве голосов работник признается соответствующим занимаемой должности.
Аттестационная комиссия может давать рекомендации о продвижении отдельных работников по работе или других поощрениях за достигнутые ими успехи, о переводе на другую работу, об освобождении от занимаемой должности, а в необходимых случаях рекомендации по улучшению деятельности аттестуемых работников, повышению их деловой квалификации и другие рекомендации.
Необходимо учитывать, что лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии назначаются на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.
Таковы положения п. 8 Порядка применения Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного постановлением Минтруда России от 9 февраля 2004 г. № 9.
Результаты аттестации работников заносятся в аттестационный лист (протокол), который хранится с представлениями, сведениями (в случае их наличия) в организации.
Результаты аттестации сообщаются аттестуемому работнику непосредственно после голосования.
Один экземпляр аттестационного листа (выписка из протокола заседания аттестационной комиссии), содержащего сведения об аттестуемом, наименовании его должности, дате заседания аттестационной комиссии, результатах голосования, о принятом аттестационной комиссией решении выдается работнику под расписку в течение установленного периода времени со дня проведения заседания.
Работник вправе обжаловать результаты аттестации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Независимая оценка квалификации
Еще одной из форм оценки является независимая оценка квалификации, проводимой через специальные аккредитованные центры в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации».
Независимая оценка квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности, – это процедура подтверждения соответствия квалификации соискателя положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, проведенная центром оценки квалификаций в соответствии с положениями Федерального закона.
Центр оценки квалификаций – юридическое лицо, осуществляющее в соответствии с Федеральным законом деятельность по проведению независимой оценки квалификации.
Отличием независимой оценки квалификации от аттестации является то, что она является добровольной, и в отличие от аттестации не предоставляет право работодателю расторгнуть трудовой договор с работником, не получившим свидетельство о квалификации.
Механизм аттестации является внутренним инструментом работодателя и позволяет учитывать оценку квалификации как на основании квалификационных характеристик, так и на основании профессиональных стандартов.
Независимая оценка квалификации проводится в форме профессионального экзамена центром оценки квалификации. Такой экзамен проводится по инициативе соискателя за счет средств данного лица, иных физических и (или) юридических лиц, либо по направлению и за счет средств работодателя.
Правила проведения центром оценки квалификации независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2016 г. № 1204.
По итогам прохождения профессионального экзамена соискателю выдается свидетельство о квалификации, сведения о котором вносятся в специальный реестр (что позволяет провести проверку). Именно данный документ и подтверждает соответствие квалификации работника предъявляемым требованиям. Полученное свидетельство может быть предъявлено и при трудоустройстве.
Оценка квалификации также дает возможность гражданину, не имеющему профессионального образования, но имеющему опыт работы, более уверенно чувствовать себя на рынке труда, а также позволяет планировать профессиональную карьеру.
При неудовлетворительной оценке прохождения экзамена соискателю выдается заключение о результатах профессионального экзамена с возможными рекомендациями. Данное заключение подскажет соискателю и работодателю, какие знания и умения нужно приобрести, чтобы в дальнейшем успешно пройти профессиональный экзамен.
При направлении работодателем работника на прохождение независимой оценки квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. При направлении в другую местность производится также оплата командировочных расходов. Таковы положения ст. 187 ТК РФ.
Расходы работодателей на оценку квалификации на основании п. 23 ст. 264 НК РФ относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией товаров (работ, услуг). Они не облагаются НДФЛ (п. 21.1 ст. 217 НК РФ) и страховыми взносами (см. письмо Минфина России от 30 января 2018 г. № 03-04-06/5184).
Потребность в проведении оценки квалификации определяется работодателем либо специальными требованиями, установленными законодательством. Срок действия свидетельства, выдаваемого по итогам независимой оценки квалификации, определяется советами по профессиональным квалификациям.
Необходимо учитывать, что оценка квалификации является добровольной как для работников, так и для работодателей, и не влечет за собой каких-либо обязательных последствий или требований. На это обращено внимание в информационном письме Минтруда России от 21 апреля 2017 г.
Информация о центрах независимой оценки квалификации, а также сведения о наименованиях квалификаций и требованиях к квалификации, на соответствие которым проводится оценка, с указанием сроков действия свидетельств о квалификации и документов, необходимых для прохождения соискателем профессионального экзамена по соответствующей квалификации, размещены в реестре сведений о проведении независимой оценки квалификации, размещенном в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте автономной некоммерческой организации «Национальное агентство развития квалификаций» (nok-nark.ru).
Специальные правила подтверждения квалификации сотрудников
Специальный порядок проведения оценки квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности, может устанавливаться отдельными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в случае, если в отношении соответствующих категорий работников ТК РФ определены особенности регулирования труда таких работников, в том числе в связи с выполнением работ с вредными и (или) опасными условиями труда. Имеются в виду такие категории работников, как кадастровые инженеры, эксперты-аудиторы и др.
При этом применение такого порядка допускалось только до 1 июля 2019 г.
Таковы положения ст. 11 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации».
Как отмечено в письме Минтруда России от 21 апреля 2017 г., после 1 июля 2019 г. специальные правила подтверждения квалификации работников (отличные от независимой оценки квалификации) могут определяться исключительно положениями ТК РФ. Для этого федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным в соответствующей отрасли экономики, необходимо подготовить изменения в ТК РФ.