Пособия по социальному страхованию. Отдельные аспекты расчета, назначения и выплаты




А.Н. Беляев

Напомним, что пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также ежемесячное пособие по уходу за ребенком рассчитываются и назначаются в соответствии с положениями следующих нормативных правовых актов:
1) Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (в редакции изменений и дополнений, далее по тексту статьи – Федеральный закон № 255-ФЗ);
2) постановление Правительства Российской Федерации от 15 июня 2007 г. № 375, которым утверждено Положение об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (далее по тексту статьи – Положение об исчислении пособий).


Принятые с 2013 г. изменения правил расчета пособий широко рассматривались на страницах данного журнала. Данный же материал касается актуальных и особо интересных моментов, связанных с исчислением, назначением и выплатой пособий по социальному страхованию.


Работа на условиях неполного рабочего времени во время отпуска по уходу за ребенком исключается из расчетного периода
На основании ст. 256 ТК РФ лица, фактически осуществляющие уход за ребенком, во время нахождения в отпуске по уходу за ребенком могут работать на условиях неполного рабочего времени или на дому с сохранением права на получение пособия по государственному страхованию.


Аналогичная норма закреплена и в п. 2 ст. 11.1 Федерального закона № 255-ФЗ.


Указанные лица вправе одновременно получать и заработную плату, рассчитанную  пропорционально отработанному времени, а также полноценное (без каких-либо перерасчетов исходя из занятости на условиях неполного рабочего времени) ежемесячное пособие по уходу за ребенком.


В свою очередь, п. 3.1 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ указывает на необходимость исключения периода отпуска по уходу за ребенком из расчетного при исчислении с 2013 г. пособия по беременности и родам, а также пособия по уходу за ребенком. На практике возникает закономерный вопрос, можно ли исключать отпуск по уходу за ребенком в случае, если, находясь в указанном отпуске, сотрудник работал на условиях неполного рабочего времени.


Как следует из письма ФСС РФ от 20 июня 2013 г. № 25-03-14/12-7942, в таких случаях сумма начисленного работнику за период отпуска по уходу за ребенком заработка в общеустановленном порядке учитывается при расчете пособий, а сам период отпуска по уходу за ребенком исключается из расчетного периода.


Соответственно сумма заработка, на который в установленном порядке были начислены  страховые взносы в ФСС РФ, и период отпуска по уходу за ребенком отражаются в справке, оформляемой согласно приказу Минтруда России от 30 апреля 2013 г. № 182н.


Пример 1
Предположим, что сотрудница весь 2011 г. и до 1 апреля 2012 г. находилась в отпуске по беременности и родам и отпуске по уходу за ребенком. При этом за период отпуска по уходу за ребенком данное лицо работало на условиях неполного рабочего времени. Сумма заработка, начисленного за период отпуска по уходу за ребенком, составила 120 400 руб., в том числе за 2012 г. 30 200 руб. С указанных выплат в установленном порядке организация произвела начисление и уплату страховых взносов в ФСС РФ.


В период с 1 апреля по 31 декабря 2012 г. заработок сотрудницы составил 220 670 руб. На указанный период приходится 10 календарных дней периода временной нетрудоспособности.


В августе 2013 г. сотруднице предоставлен очередной отпуск по беременности и родам продолжительностью 140 календарных дней.


Для расчета пособия по беременности и родам необходимо:
1) учесть выплаты за расчетный период (1 января 2011 г. – 31 декабря 2012 г.) для расчета пособия – 341 070 руб. (120 400 руб. + 220 670 руб.);
2) определить количество календарных дней, учитываемых за расчетный период при расчете пособия, – 266 календарных дней (366 календарных дней по календарю 2012 г. + 365 календарных дней по календарю 2011 г. – 365 календарных дней отпуска по беременности и родам и отпуска по уходу за ребенком за 2011 г. – 90 календарных дней отпуска по уходу за ребенком за 2012 г. – 10 календарных дней периода болезни за 2012 г.);
3) исчислить величину среднего дневного заработка работника – 1282 руб. 22 коп. (341 070 руб. / 266 календарных дней);
4) рассчитать максимальную величину среднего дневного заработка для расчета пособия – 1335 руб. 62 коп. ((512 000 руб. + 463 000 руб.) / 730);
5) принять для дальнейших расчетов меньшую из величин среднего дневного заработка (пп. 3 и 4 расчета) – 1282 руб. 22 коп.;
6) определить сумму пособия по беременности и родам – 179 510 руб. 80 коп. (1282 руб. 22 коп. Ч 140 календарных дней).


На практике можно столкнуться с ситуацией, когда у сотрудницы не будет календарных дней, учитываемых при расчете пособия по беременности и родам (пособия по уходу за ребенком), а суммы заработка будут.


Пример 2
Воспользуемся условиями примера 1 и предположим, что сотрудница в 2011 и 2012 гг. находилась в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет.


При этом она работала на условиях неполного рабочего времени, и сумма заработка, с которого в установленном порядке были начислены взносы в ФСС РФ, за указанные годы составил 245 700 руб.


При наличии в расчетном периоде заработка у сотрудницы не имеется календарных дней, учитываемых при расчете в 2013 г. пособия по беременности и родам.


В таких случаях сотрудница вправе рассчитывать на получение пособия по материнству из расчета максимально возможной величины. Для расчета пособия предлагаем принимать за расчетный период условный 1 календарный день.


Пример 3
Воспользуемся условиями примера 2.


Для расчета пособия по беременности и родам следует:
1) учесть выплаты за расчетный период (1 января 2011 г. – 31 декабря 2012 г.) для расчета пособия – 245 700 руб.;
2) определить количество календарных дней, учитываемых за расчетный период при расчете пособия – 1 календарный день (весь период отпуска по уходу за ребенком исключается из расчетного периода);
3) исчислить величину среднего дневного заработка работника – 245 700 руб. (245 700 руб. / 1 календарный день);
4) рассчитать максимальную величину среднего дневного заработка для расчета пособия – 1335 руб. 62 коп. ((512 000 руб. + 463 000 руб.) / 730);
5) принять для дальнейших расчетов меньшую из величин среднего дневного заработка (пп. 3 и 4 расчета) – 1335 руб. 62 коп.;
6) определить сумму пособия по беременности и родам – 186 986 руб. 80 коп. (1335 руб. 62 коп.Ч 140 календарных дней).


Учитываем особенности расчета пособия по уходу за ребенком лицам из числа внешних совместителей
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 8 июля 2013 г. № АКПИ 13-617 подтверждена правомерность положений п. 19 Положения об исчислении пособия.


Согласно указанному пункту в случае если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей и 2 предшествующих календарных года было занято у тех же страхователей, пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются ему страхователями по всем местам работы (службы, иной деятельности), а ежемесячное пособие по уходу за ребенком – страхователем по одному месту работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица, при этом указанные  пособия исчисляются исходя из среднего заработка за время работы (службы, иной деятельности) у страхователя, назначающего и выплачивающего соответствующее пособие. В этом случае при исчислении пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам средний заработок за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей) не учитывается, а при исчислении ежемесячного пособия по уходу за ребенком учитывается за период, предшествующий периоду работы (службы, иной деятельности) у страхователя, назначающего и выплачивающего указанное пособие.


Верховным Судом подтверждено, что исчисление пособия по уходу за ребенком должно производиться только исходя из заработка по данному месту работы и без учета заработка по другому месту работы за аналогичный период времени. Однако такие особенности определены только в отношении лиц, которые являются совместителями на дату начала страхового случая.


Пример 4
Предположим, что сотрудница организации является внешним совместителем.


Организация «А» является для нее основным местом работы, организация «Б» – местом работы по совместительству.


В обоих организациях сотрудница занята длительный период, включая 2011 и 2012 гг.


С 1 августа 2013 г. сотруднице предоставлен отпуск по беременности и родам продолжительностью 140 календарных дней, после данного отпуска – отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет.


Пособие по беременности и родам подлежит назначению и выплате каждым из работодателей. При этом расчет пособия должен производиться исходя из заработка только за время работы в той организации, которая назначает пособие.


Ежемесячное пособие по уходу за ребенком назначается только одним из работодателей по выбору самой сотрудницы. Расчет пособия также производится только за время работы у того работодателя, который будет назначать пособие.


Предположим, что сумма заработка, с которого в установленном порядке были начислены страховые взносы в ФСС РФ, составила:
1) организация «А» – 477 300 руб., в том числе за 2012 г. – 250 600 руб., за 2011 г. – 226 700 руб.;
2) организация «Б» – 257 500 руб., в том числе за 2012 г. – 140 700 руб., за 2011 г. – 116 800 руб.


Допустим, что в расчетном периоде сотрудницей отработано все время.


Сумма пособия по беременности и родам составит:
1) организация «А» – 91 411 руб. 60 коп. ((477 300 руб. / 731 календарный день) Ч 140 календарных дней);
2) Организация «Б» – 49 316 руб. 40 коп. ((257 500 руб. / 731 календарный день) Ч
Ч 140 календарных дней).


Предположим, что по решению сотрудницы пособие по уходу за ребенком подлежит назначению по основному месту работы. Сумма ежемесячного пособия по уходу за ребенком составит 7939 руб. 75 коп. ((47 7300 руб. / 731 календарный день) Ч 30,4 Ч 40%).


Пример 5
Воспользуемся условиями примера 4 и предположим, что в организации «А» сотрудница занята с 1 марта 2011 г. До этого она работала на основном месте работы в организации «В», и сумма заработка в данной организации в период с 1 января по 28 февраля 2011 г. составила 52 500 руб.


Для получения пособия по беременности и родам сотрудница вправе обратиться как в организацию «А», так и в организацию «Б».


Сумма пособия по беременности и родам составит:
1) организация «А» – 91 411 руб. 60 коп. ((477 300 руб. / 731 календарный день) Ч 140 календарных дней);
2) организация «Б» – 49 316 руб. 40 коп. ((257 500 руб. / 731 календарный день) Ч 140 календарных дней).


В данном случае при расчете пособия не может быть учтен заработок за время работы в организации «В». Чтобы учесть данный заработок, следует выбрать только одного работодателя для назначения пособия по беременности и родам («А» или «Б») им представить справку с другого места работы о том, что пособие по беременности и родам у данного работодателя не назначается и не выплачивается.


Что же касается расчета пособия по уходу за ребенком, то для назначения пособия сотрудница опять же вправе обратиться только к одному из работодателей по своему выбору («А» или «Б»). Если речь ведется об организации «А», в которой она была занята с 1 марта 2011 г., то для расчета пособия можно принять заработок за время работы у другого работодателя (других работодателей) в период с 1 января по 28 февраля 2011 г. В данном случае учесть можно как заработок по основному месту работы (организация «В»), так и заработок по совместительству (организация «Б»).


Во всяком случае никаких ограничений в данном случае законодательство не оговаривает.


Если сотрудница представит справку с предыдущего места работы о сумме заработка, сумма пособия составит 8813 руб. 09 коп. ((477 300 руб. + 52 500 руб.) / 731 календарныйдень Ч 30,4 Ч 40%).


В отдельных случаях приведенные правила расчета пособий являются дискриминационными. В частности, стоило сотруднице уволиться с совместительства в конце декабря 2012 г., расчет пособия по уходу за ребенком производился бы уже исходя из суммарного заработка в расчетном периоде и сумма пособия составила бы большее значение. Обусловлено это тем, что соответствующие особенности установлены для лиц, являющихся совместителями на дату начала страхового случая (по условиям примера – на 1 августа 2013 г. и на начало отпуска по уходу за ребенком).


Однако до разрешения соответствующих противоречий рекомендуется организациям учитывать положения п. 19 Положения об исчислении пособий. Плюс к этому зачастую территориальные отделения ФСС РФ стоят на позиции, что получать пособие по временной нетрудоспособности и пособие по беременности и родам у нескольких работодателей имеют право только те сотрудники, которые 2 полных года работали у одних и тех же работодателей. Применительно к условиям примера 5 в организации «А» сотрудник был занят не все 2 полных года расчетного периода, и под вопросом его право получать пособие по беременности и родам у обоих из работодателей. Представляется, что такая позиция является неправомерной.


Записи в больничном листке шариковой ручкой можно не исправлять
Новый бланк больничного листка разрабатывался для его использования в рамках новой системы расчетов по выплате пособий, который, по мнению разработчиков, предусматривал необходимость его сканирования. До настоящего времени такая схема расчетов не внедрена, а потому требования об оформлении бланка только гелевой, капиллярной или перьевой ручкой и черными чернилами представляются необоснованными. Нарушение данных правил никоим образом не влияет на величину пособия и обработку листков нетрудоспособности.


В связи с этим отдельные территориальные отделения ФСС РФ не предъявляют претензий, если  бланк больничного листка был оформлен шариковой ручкой и даже синими чернилами.


Ярким примером в данном случае служат разъяснения, данные в письме Московского отделения ФСС РФ от 29 апреля 2013 г. № 14-15/10/5851.


Кроме того, даже если сотрудники фонда будут иметь несколько иное мнение по рассматриваемой проблеме, организация вправе будет снять вопросы, оформив на оборотной стороне запись об устранении допущенной ошибки. Например, можно оформить запись следующего содержания: «Записи, оформленные шариковой ручкой синего цвета, считать оформленными гелевой ручкой черного цвета». Таким образом, в любом случае применение шариковой ручки не может повлечь за собой отказ в принятии расходов на выплату пособия.


07.11.2018

Также по этой теме:


Список просмотренных товаров пуст
Список сравниваемых товаров пуст
Список избранного пуст
Ваша корзина пуста