Удержания из заработной платы. Их виды и ограничения максимальных сумм




В. Е. Борисов


В соответствии со ст. 137 ТК РФ удержания из заработной платы работников могут производиться в случаях, предусмотренных данным Кодексом и иными федеральными законами.


Наряду с этим основанием для производства удержаний может являться письменное заявление (согласие) самого работника, например: в погашение суммы причиненного ущерба; в оплату стоимости предоставленных товаров, работ и услуг; в погашение стоимости выданного займа и т. п.


В зависимости от оснований различают три вида удержаний, производимых из начисленных в пользу физических лиц сумм заработной платы и прочих вознаграждений:
– обязательные;
– по инициативе работодателя;
– по соглашению между физическим лицом и работодателем, выступающим в качестве плательщика дохода (заработной платы).


К обязательным удержаниям относятся:
– налог на доходы физических лиц (гл. 23 НК РФ);
– алименты (Семейный кодекс РФ);
– административные штрафы и прочие суммы по исполнительным документам в пользу юридических и физических лиц (на основании выданных судебными и иными органами документов в соответствии с положениями Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее по тексту статьи – Федеральный закон № 229-ФЗ);
– удержания сумм из заработной платы осужденных лиц, приговоренных к исправительным работам (ст. 43 Уголовно-исполнительного кодекса РФ).


Удержания по инициативе работодателя согласно ст. 137 ТК РФ производятся исключительно в следующих случаях:
– для возмещения неотработанного аванса, выданного работнику в счет заработной платы;
– для погашения неизрасходованного и своевременно не возвращенного аванса, выданного в связи со служебной командировкой, переводом на работу в другую местность или в иных случаях;
– для возврата сумм, излишне выплаченных работнику вследствие счетных ошибок, а также сумм, излишне выплаченных в случае признания органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров вины работника в невыполнении норм труда или простое;
– при увольнении работника до окончания того рабочего года, в счет которого он уже получил ежегодный оплачиваемый отпуск, за неотработанные дни такого отпуска.


В первых трех случаях удержания по инициативе работодателя могут быть произведены лишь при условии, что работник не оспаривает их оснований и размеров. Если он отказывается от подписания приказа об их производстве, удержания не могут быть осуществлены.


Удержания за неотработанные дни предоставленного авансом оплачиваемого отпуска производятся без согласия работника, но в пределах общих сумм ограничений.


Статья 248 ТК РФ дополняет приведенный перечень удержаний по инициативе работодателя удержаниями в возмещение ущерба, причиненного работником работодателю. Однако такие удержания могут производиться только тогда, когда размер ущерба не превышает средний месячный заработок виновного работника.


Если сумма причиненного работодателю ущерба превышает средний месячный заработок работника, взыскание осуществляется в судебном порядке (за исключением случаев, когда работник согласен добровольно возместить ущерб, превышающий его среднемесячный заработок).


Удержания в возмещение ущерба, причиненного работодателю, могут быть произведены без согласия работника, но в пределах его среднего месячного заработка.


По соглашению между работником и организацией могут производиться удержания:
– членских профсоюзных взносов;
– добровольных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии на основании письменного заявления работника в соответствии с положениями Федерального закона от 30 апреля 2008 г. № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений»;
– в погашение сумм ранее выданных ссуд, займов;
– платежей по добровольному пенсионному, медицинскому, имущественному и прочему личному страхованию;
– в погашение обязательств по оплате реализованных в пользу работника товаров (выполненных работ, оказанных услуг) и др.


Порядок и очередность производства удержаний
Удержания из средств, выплачиваемых в пользу физических лиц, должны рассчитываться в строго установленной последовательности и оформляться надлежащим образом, а именно отражаться в издаваемых приказах (распоряжениях) работодателя (администрации), а также в регистрах бухгалтерского и налогового учета.


Согласно ст. 137 ТК РФ работодатель вправе принять решение о производстве удержаний из заработной платы работников не позднее чем через месяц со дня окончания срока, установленного для возвращения аванса, погашения неправильно исчисленных выплат или задолженности при условии, что работник не оспаривает их оснований и размеров.


В первую очередь рассчитываются и удерживаются:
– налог на доходы физических лиц;
– алименты;
– прочие удержания по исполнительным документам.


При наличии нескольких исполнительных документов для определения очередности удержаний рекомендуется руководствоваться предписаниями судебных приставов-исполнителей и календарными датами поступления исполнительных листов.


Первоочередность указанных удержаний обусловлена конституционной обязанностью граждан уплачивать законодательно установленные налоги, а также приоритетностью удержаний алиментов на содержание несовершеннолетних детей, других недееспособных или ограниченно дееспособных лиц.


Удержание в первую очередь налога на доходы физических лиц объясняется тем, что размеры всех прочих удержаний из заработной платы и иных доходов исчисляются из суммы, оставшейся после удержания налогов. На это указано в п. 1 ст. 99 Федерального закона № 229-ФЗ.


Для осуществления обязательных удержаний не требуется издавать приказ.


Основанием для этого служат положения гл. 23 НК РФ (по налогу на доходы физических лиц), а также соответствующие исполнительные документы, поступившие в организацию. В силу действующего законодательства исполнение требований таких документов для администрации является обязательным.


За нарушение установленного действующим законодательством порядка производства удержаний налога на доходы физических лиц организации и их должностные лица привлекаются к налоговой ответственности согласно положениям гл. 16 НК РФ. За нарушение законодательства об исполнительном производстве виновные должностные лица могут быть привлечены к ответственности, предусмотренной ст. 17.14 и 17.15 КоАП РФ.


Нарушение законодательства об исполнительном производстве, выразившееся в невыполнении законных требований судебного пристава-исполнителя, представлении недостоверных сведений об имущественном положении должника, утрате исполнительного документа, несвоевременном отправлении исполнительного документа, неисполнении требований исполнительного документа (в том числе полученного от взыскателя), влечет наложение административного штрафа:
на должностных лиц – в размере от 15 000 до 20 000 руб.; на юридических лиц – от 50 000 до 100 000 руб.


Удержание налога на доходы физических лиц производится по установленным действующим законодательством налоговым ставкам из любых средств, причитающихся к выплате физическому лицу – получателю и подлежащих обложению налогом в соответствии с гл. 23 НК РФ.


На организации, являющиеся в данном случае налоговыми агентами, п. 4 ст. 226 НК РФ возложена обязанность удерживать начисленные суммы налога непосредственно из доходов физического лица при их фактической выплате. При этом удерживаемая сумма не должна превышать установленные действующим законодательством ограничения. Если подлежащая удержанию сумма налога превышает такой предел, то удержания производятся за счет последующих выплат.


Если удержать исчисленную сумму налога на доходы физических лиц невозможно, организация в соответствии с п. 5 ст. 226 НК РФ обязана не позднее 1 марта следующего года сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме налога. Такое сообщение оформляется по форме 2-НДФЛ «Справка о доходах физического лица», утвержденной приказом ФНС России от 2 октября 2018 г. № ММВ-7-11/566.


Удержания по исполнительным документам производятся на основании поступивших в организацию исполнительных листов и прочих документов, приравниваемых к исполнительным.


В соответствии со ст. 138 ТК РФ и ст. 99 Федерального закона № 229-ФЗ при исполнении требований любого исполнительного документа с физического лица может быть удержано не более 50% от его заработной платы и приравненных к ней платежей и выдач до полного погашения взыскиваемой суммы. Если удержания производятся по нескольким исполнительным документам, за работником в любом случае должно быть сохранено 50% заработка.


Размер удержания может составлять до 70% заработной платы или иного дохода, причитающегося к начислению в пользу соответствующего работника (физического лица), в следующих случаях:
– при удержании алиментов на содержание несовершеннолетних детей;
– при взыскании сумм в возмещение вреда, причиненного здоровью;
– при взыскании сумм в возмещение вреда, причиненного лицам, которые понесли ущерб в связи со смертью кормильца;
– при удержании сумм в возмещение ущерба, причиненного преступлением.


Во всех случаях сумма установленных ограничений должна исчисляться исходя из суммы заработной платы или иных доходов, начисленных в пользу работника (физического лица) за вычетом подлежащего удержанию налога на доходы физических лиц.


Пример 1
Предположим, что за отчетный месяц в пользу работника начислена заработная плата в размере 15 200 руб.


У работника на иждивении находятся двое несовершеннолетних детей. С начала года по отчетный месяц включительно доход работника, облагаемый налогом на доходы физических лиц, не превысил 350 000 руб. В связи с этим при исчислении налога на доходы физических лиц ему должны быть предоставлены стандартные налоговые вычеты на его несовершеннолетних детей (первый и второй по счету соответственно).


Сумма налога за месяц составит 1612 руб. ((15 200 руб. – 1400 руб. × 2) × 13 %, где1400 руб. × 2 – стандартные налоговые вычеты на содержание двоих несовершеннолетних детей работника, преду смотренные подп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ из расчета того, что дети являются первым и вторым по счету у данного сотрудника).


В этом же месяце в организацию поступил исполнительный документ о взыскании с работника суммы ущерба, причиненного стороннему юридическому лицу, в размере 9500 руб.


Удержания из заработной платы за отчетный месяц должны быть произведены в следующем порядке:
1) налог на доходы физических лиц – 1612 руб.;
2) удержания по исполнительному документу – 6794 руб. ((15 200 руб. – 1612 руб.) × 50 %).


Всего удержаний – 8406 руб. (1612 руб. + 6794 руб.).


К выдаче на руки – 6794 руб. (15 200 руб. – 8406 руб.).


Остаток к дальнейшему удержанию по исполнительному документу в последующие месяцы составит 2706 руб. (9500 руб. – 6794 руб.).


Пример 2
Воспользуемся условиями примера 1 и предположим, что с работника причитаются к удержанию также алименты на содержание несовершеннолетнего ребенка, не проживающего совместно с ним, в размере 1 / 4 суммы заработной платы. Сумма заработной платы работника за месяц составила 17 200 руб.


Согласно условиям примера совокупный налогооблагаемый доход работника с начала года по отчетный месяц включительно не превысил 350 000 руб. Вычеты ему предоставляются на всех троих детей, так как они находятся на его содержании.


Удержания из заработной платы за отчетный месяц должны быть произведены в следующем порядке:
1) налог на доходы физических лиц – 1482 руб. ((17 200 руб. – 1400 руб. × 2 + 3000 руб. × 1) × 13 %, где 1400 руб. × 2 – стандартный налоговый вычет на содержание двоих несовершеннолетних детей, являющихся соответственно первым и вторым по счету у данного работника; 3000 руб. × 1 – стандартный налоговый вычет на третьего ребенка работника);
2) алименты – 3929 руб. 50 коп. ((17 200 руб. – 1482 руб.) × 1 / 4);
3) удержания по исполнительному листу – 7073 руб. 10 коп., которые рассчитываются в следующей последовательности:
– ограничение всей суммы удержаний в 70 % – 11 002 руб. 60 коп. ((17 200 руб. – 1482 руб.) × 70 %);
– удержания по исполнительному документу в возмещение ущерба, причиненного стороннему юридическому лицу, в размере 50 % – 7859 руб. ((17 200 руб. – 1482 руб.) × 50 %);
– сумма, подлежащая удержанию по исполнительному документу в возмещение ущерба, причиненного стороннему юридическому лицу, в пределах ограничения общей суммы удержаний в 70 % – 7073 руб. 10 коп. (11 002 руб. 60 коп. – 3929 руб. 50 коп.).


Всего удержаний – 12 484 руб. 60 коп. (1482 руб. + 3929 руб. 50 коп.+ 7073 руб.10 коп.).


К выдаче на руки – 4715 руб. 40 коп. (17 200 руб. – 12 484 руб. 60 коп.).


Остаток к взысканию по исполнительному документу – 2426 руб. 90 коп. (9500 руб. –7073 руб. 10 коп.).


После обязательных удержаний рассчитываются суммы удержаний, производимых по инициативе работодателя. Их последовательность определяется работодателем (администрацией организации) самостоятельно, но с таким расчетом, чтобы не были превышены предельные суммы удержаний, разрешенные законодательством.


В соответствии со ст. 138 ТК РФ общий размер всех удержаний по инициативе работодателя (администрации) не может превышать 20%, а в особых случаях, предусмотренных федеральными законами, – 50% от причитающейся работнику заработной платы.


Случаи производства удержаний по инициативе работодателя в пределах до 50% действующим законодательством не оговорены. В связи с этим применяется исключительно ограничение в 20% заработной платы.


Расходы по пересылке денежных средств, относящиеся к расходам по исполнению, включаются в установленные действующим законодательством ограничения, поскольку размер удержаний не может превышать их.


Работник, с которого подлежат удержанию те или иные суммы по инициативе администрации, должен быть под расписку ознакомлен с приказом об их производстве, изданным в установленный законодательством месячный срок.


Если установленный для издания приказа месячный срок пропущен или работник не согласен с основанием и размером удержаний, то согласно ст. 137 ТК РФ удержания могут быть произведены только в судебном порядке. Удержание суммы за неотработанные дни предоставленного авансом отпуска, а также взыскание суммы причиненного ущерба, не превышающей среднемесячный заработок виновного работника, могут быть произведены по распоряжению работодателя без согласия работника.


Пример 3
Предположим, что сумма заработной платы, начисленной работнику за отчетный месяц, составила 17 200 руб.


По приказу администрации из его заработной платы удерживается сумма в возмещение ущерба, причиненного организации, в размере 4200 руб.


На содержании работника находятся двое несовершеннолетних детей (соответственно первый и второй по счету у данного налогоплательщика). Его совокупный налогооблагаемый доход с начала года по отчетный месяц оказался менее 350 000 руб.


В связи с этим предоставляются вычеты на содержание детей.


Удержания из заработной платы за отчетный месяц должны быть произведены в следующем порядке:
1) налог на доходы физических лиц – 1872 руб. ((17 200 руб. – 1400 руб. × 2) × 13 %);
2) удержание в возмещение ущерба, причиненного организации, – 3065 руб. 60 коп. ((17 200 руб. – 1872 руб.) × 20 %).


Всего удержаний – 4937 руб. 60 коп. (1872 руб. + 3065 руб. 60 коп.).


К выдаче на руки – 12 262 руб. 40 коп. (17 200 руб. – 4937 руб. 60 коп.).


Остаток к взысканию суммы в возмещение ущерба, причиненного организации, – 1134 руб. 40 коп. (4200 руб. – 3065 руб. 60 коп.).


Пример 4
Предположим, что за отчетный месяц работнику начислена заработная плата в размере 17 200 руб.


Согласно приказам администрации из заработной платы работника удерживаются невозвращенная в установленный срок подотчетная сумма в размере 2100 руб., а так же
излишне выплаченные ранее по причине счетной ошибки 1600 руб.


Работник не оспаривает основания и размер удержаний. Приказы об их производстве изданы администрацией в течение месяца со дня окончания срока, установленного для возврата сумм аванса и выявления факта излишне выплаченной заработной платы.


На содержании работника находится несовершеннолетний ребенок. Совокупный налогооблагаемый доход работника с начала года по отчетный месяц включительно не превысил 350 000 руб. Следовательно, при расчете налога на доходы физических лиц ему должны быть предоставлены стандартные налоговые вычеты на его несовершеннолетнего ребенка. При этом данный ребенок является третьим по счету у работника (возраст первых двоих детей превышает 24 года, в связи с чем вычеты на них не предоставляются).


По решению администрации в рамках производимых по ее инициативе удержаний в первую очередь удерживаются суммы невозвращенного аванса, а затем – излишне выплаченной заработной платы.


Удержания из заработной платы за отчетный месяц должны быть произведены в следующем порядке:
1) налог на доходы физических лиц – 1846 руб. ((17 200 руб. – 3000 руб.) × 13 %, где 3000 руб. – стандартный налоговый вычет на содержание несовершеннолетнего ребенка, который является третьим по счету у данного сотрудника);
2) удержания по инициативе администрации – 3070 руб. 80 коп., которые рассчитываются в следующей последовательности:
– ограничение удержаний по инициативе администрации в пределах до 20 % – 3070 руб. 80 коп. ((17 200 руб. – 1846 руб.) × 20 %);
– удержание в возмещение невозвращенных сумм аванса – 2100 руб.;
– удержание излишне выплаченной заработной платы в пределах законодательно установленных ограничений в 20 % – 970 руб. 80 коп. (3070 руб. 80 коп. – 2100 руб.).


Всего удержаний – 4916 руб. 80 коп. (1846 руб. + 3070 руб. 80 коп.).


К выдаче на руки – 12 283 руб. 20 коп. (17 200 руб. – 4916 руб. 80 коп.).


Остаток к удержанию излишне выплаченной заработной платы – 629 руб. 20 коп. (1600 руб. – 970 руб. 80 коп.).


Пример 5
Предположим, что за отчетный месяц работнику начислена заработная плата в размере 17 200 руб.


Наряду с удержанием алиментов на содержание двоих несовершеннолетних детей по распоряжению работодателя с работника удерживаются суммы в возмещение ущерба, причиненного организации (остаток к взысканию на начало отчетного месяца составляет 3500 руб.).


Приказ об удержании издан администрацией в установленный срок, сумма удержания не превышает среднего месячного заработка работника.


Совокупный налогооблагаемый доход работника с начала года по отчетный месяц включительно не превысил 350 000 руб. При расчете налога на доходы физических лиц ему должны быть предоставлены стандартные налоговые вычеты на его детей, на содержание которых уплачиваются алименты. Для целей примера примем, что данные дети являются третьим и четвертым по счету у данного работника (первый и второй в возрасте свыше 18 лет, поэтому вычеты на их содержание не предоставляются), в связи с чем вычеты должны предоставляться в размере 3000 руб. на каждого ребенка.


Удержания из заработной платы за отчетный месяц должны быть произведены в следующем порядке:
1) налог на доходы физических лиц – 1456 руб. ((17 200 руб. – 3000 руб. × 2) × 13 %, где 3000 руб. × 2 – стандартные налоговые вычеты на содержание двоих несовершеннолетних детей, на которых уплачиваются алименты и которые являются для данного работника соответственно третьим и четвертым по счету);
2) удержание алиментов – 5248 руб. ((17 200 руб. – 1456 руб.) × 1 / 3);
3) удержание по распоряжению администрации в размере 3148 руб. 80 коп., которые рассчитывается в следующем порядке (принимается меньшее из значений):
– ограничение удержаний в пределах 20 % – 3148 руб. 80 коп. ((17 200 руб. –1456 руб.) × 20 %);
– ограничение удержаний совместно с удержанием алиментов в пределах 70 % – 5772 руб. 80 коп. ((17 200 руб. – 1456 руб.) × 70 %) – 5248 руб.);
– ограничение остатка к удержанию на начало месяца – 3500 руб.


Всего удержаний – 9852 руб. 80 коп. (1456 руб. + 5248 руб. + 3148 руб. 80 коп.).


К выдаче на руки – 7347 руб. 20 коп. (17 200 руб. – 9852 руб. 80 коп.).


Остаток к взысканию сумм в возмещение ущерба, причиненного организации, – 351 руб. 20 коп. (3500 руб. – 3148 руб. 80 коп.).


Пример 6
Предположим, что заработная плата, начисленная работнику за отчетный месяц, составляет 17 200 руб.


Из нее производится удержание по исполнительному листу за ущерб, причиненный сторонней организации, на сумму 8200 руб., а также удержание по распоряжению администрации в возмещение невозвращенной подотчетной суммы в размере 4200 руб.


Приказ об удержании невозвращенной подотчетной суммы издан администрацией в установленный срок. Работник не оспаривает причину и размер удержаний.


Совокупный налогооблагаемый доход работника с начала года по отчетный месяц включительно не превышает 350 000 руб. Следовательно, при расчете налога на доходы физических лиц должен быть предоставлен стандартный налоговый вычет на несовершеннолетнего ребенка работника, который является для него первым.


Удержания из заработной платы за отчетный месяц нужно произвести в следующем порядке:
1) налог на доходы физических лиц – 2054 руб. ((17 200 руб. – 1400 руб.) × 13 %);
2) удержания по исполнительному листу – 7573 руб. ((17 200 руб. – 2054 руб.) × 50 %);
3) удержания в погашение невозвращенной подотчетной суммы не могут быть произведены исходя из следующих расчетов (принимается меньшее из значений):
– ограничение удержаний по инициативе работодателя в пределах 20% – 3029 руб. 20 коп. ((17 200 руб. – 2054 руб.) × 20 %);
– ограничение удержаний по инициативе работодателя совместно с удержанием по исполнительному листу в пределах 50% – 0 руб. ((17 200 руб. – 2054 руб.) × 50 % – 7573 руб.);
– ограничение общей суммы удержаний – 4200 руб.


Всего удержаний – 9627 руб. (2054 руб. + 7573 руб.).


К выдаче на руки – 7573 руб. (17 200 руб. – 9627 руб.).


Остаток к взысканию по исполнительному листу – 627 руб. (8200 руб. – 7573 руб.).


Остаток к удержанию в возмещение невозвращенных подотчетных сумм – 4200 руб.


Пример 7
Воспользуемся условиями примера 6 и предположим, что в следующем месяце работнику начислено 16 500 руб.


Совокупный доход с начала года не превысил 350 000 руб.


Удержания из заработной платы за месяц должны быть произведены в следующем порядке:
1) налог на доходы физических лиц – 1963 руб. (16 500 руб. – 1400 руб.) × 13 %);
2) удержание по исполнительному листу в размере 627 руб., которые рассчитываются в следующем порядке (принимается меньшее из значений):
– ограничение удержаний в пределах 50% – 7268 руб. 50 коп. ((16 500 руб. –1963 руб.) × 50%);
– ограничение остатка к удержанию – 627 руб.;
3) удержание в погашение невозвращенной подотчетной суммы в размере 2907 руб. 40 коп., которое рассчитывается в следующем порядке (принимается меньшее из значений):
– ограничение удержаний по инициативе администрации в пределах 20% – 2907 руб. 40 коп. руб. ((16 500 руб. – 1963 руб.) × 20 %);
– ограничение удержаний по инициативе работодателя совместно с удержанием по исполнительному листу в пределах 50% – 6641 руб. 50 коп. ((16 500 руб. – 1963 руб.) × 50 % – 627 руб.);
– ограничение общей суммы удержаний – 4200 руб.


Всего удержаний – 5497 руб. 40 коп. (1963 руб. + 627 руб. + 2907 руб. 40 коп.).


К выдаче на руки – 11 002 руб. 60 коп. (16 500 руб. – 5497 руб. 40 коп.).


Остаток к удержанию в возмещение невозвращенной суммы аванса – 1292 руб. 60 коп. (4200 руб. – 2907 руб. 40 коп.).


Как видно из предыдущих двух примеров (см. примеры 6 и 7), взыскание в ряде случаев представляется затруднительным, так как удержания по инициативе администрации организации производятся одновременно с удержаниями по исполнительным документам.


В таких ситуациях нужно учитывать следующее. Если обязательные удержания связаны с алиментами на содержание несовершеннолетних детей; возмещением вреда, причиненного здоровью физических лиц; возмещением вреда, причиненного лицам, которые понесли ущерб в результате смерти кормильца; возмещением ущерба, причиненного преступлением, то удержания по инициативе администрации могут быть произведены в рамках общего ограничения в 70%.


Если же удержания производятся по прочим исполнительным документам или по любым исполнительным документам, то удержания по инициативе администрации невозможны, пока не прекратятся какие-либо обязательные удержания.


В случае если обязательные удержания производятся ежемесячно на протяжении длительного времени (например, алименты одновременно с ежемесячным взысканием по исполнительным документам средств за ущерб, причиненный здоровью физических лиц), удержания по инициативе администрации вообще не могут быть произведены.


После производства удержаний по инициативе администрации из начисленной в пользу физических лиц заработной платы, прочих выплат и выдач рассчитываются суммы удержаний, основаниями для которых являются соглашения между работодателем (администрацией учреждения) и физическими лицами. Размеры таких удержаний определяются по согласованию сторон на основании заключенных договоров, обязательств, письменных соглашений, заявлений и прочих документов.


Такие удержания осуществляются независимо от производства прочих удержаний и не ограничиваются предельным размером, поскольку работник согласен исполнить свои обязательства путем удержания сумм из начисленной ему заработной платы.


Пример 8
Предположим, что за отчетный месяц работнику начислена заработная плата в размере 17 200 руб.


Из нее производятся следующие удержания: по исполнительному листу в возмещение стороннему лицу ущерба, причиненного преступлением, в размере 8500 руб., по распоряжению администрации организации излишне выплаченной заработной платы в размере 2750 руб., а также удержание стоимости продукции, переданной работнику, в размере 4250 руб.


Приказ об удержании сумм в погашение излишне выплаченной заработной платы издан в установленный срок. Работник согласен с основанием и размером удержаний.


У работника на содержании находятся двое несовершеннолетних детей. Его совокупный налогооблагаемый доход с начала года по отчетный месяц включительно не превышает 350 000 руб. При расчете налога на доходы физических лиц должны быть предоставлены стандартные налоговые вычеты на двоих несовершеннолетних детей, которые соответственно являются первым и вторым по счету у данного работника. Удержания за отчетный месяц должны быть произведены в следующем порядке:
1) налог на доходы физических лиц – 1872 руб. ((17 200 руб. – 1400 руб. × 2) × 13 %);
2) удержания по исполнительному листу – 7664 руб. ((17 200 руб. – 1872 руб.) × 50%);
3) удержания по инициативе администрации в погашение излишне выплаченной заработной платы в размере 2750 руб., которые рассчитываются в следующем порядке (принимается меньшее из значений):
– ограничение удержаний в пределах 20% – 3065 руб. 60 коп. ((17 200 руб. –1872 руб.) × 20%);
– ограничение удержаний совместно с удержаниями в возмещение ущерба, причиненного преступлением, в пределах 70% – 3065 руб. 60 коп. ((17 200 руб. – 1872 руб.) × 70% – 7664 руб.);
– ограничение удержания общей суммы – 2750 руб.;
4) удержания в погашение стоимости продукции, выданной работнику, в размере 4250 руб., которые рассчитываются в следующем порядке (принимается меньшее из значений):
– ограничение удержания остатка средств к выплате на руки работнику – 4914 руб. (17 200 руб. – 1872 руб. – 7664 руб. – 2750 руб.);
– ограничение удержания стоимости выданной продукции – 4250 руб. Всего удержаний за месяц – 16 536 руб. (1872 руб. + 7664 руб. + 2750 руб. +4250 руб.).


К выдаче на руки – 664 руб. (17 200 руб. – 16 536 руб.).


Остаток к удержанию по исполнительному листу – 836 руб. (8500 руб. – 7664 руб.).


Расчетная база по удержаниям


Действующим законодательством установлены ограничения в части производства удержаний с отдельных видов выплат в пользу работников и иных физических лиц.


В соответствии со ст. 138 ТК РФ не допускаются удержания из выплат, на которые в соответствии с федеральным законом не обращается взыскание. В настоящее время определены как единый перечень выплат, с которых не могут быть произведены любые удержания, так и отдельные перечни по каждому из обязательных видов удержаний.


Единый перечень выплат по оплате труда, на которые не могут быть обращены удержания на основании исполнительных документов, приведен в ст. 101 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ. В соответствии с этой статьей взыскания не могут быть направлены на следующие виды доходов:
– денежные суммы, выплачиваемые в возмещение вреда, причиненного здоровью;
– денежные суммы, выплачиваемые в возмещение вреда, понесенного в связи со смертью кормильца;
– денежные суммы, выплачиваемые лицам, получившим увечья (ранения, травмы, контузии) при исполнении ими служебных обязанностей, и членам их семей в случае гибели (смерти) указанных лиц;
– компенсационные выплаты за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф;
– компенсационные выплаты за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов гражданам в связи с уходом за нетрудоспособными гражданами;
– осуществляемые в соответствии с законодательством Российской Федерации ежемесячные и (или) ежегодные денежные выплаты отдельным категориям граждан (компенсация проезда, приобретения лекарств и др.);
– денежные суммы, выплачиваемые в качестве алиментов, а также на содержание несовершеннолетних детей в период розыска их родителей;
– компенсационные выплаты, установленные законодательством Российской Федерации о труде в связи со служебной командировкой, с переводом, приемом или направлением на работу в другую местность; в связи с изнашиванием инструмента, принадлежащего работнику;
– денежные суммы, выплачиваемые организацией в связи с рождением ребенка, со смертью родных, с регистрацией брака;
– страховое обеспечение по обязательному социальному страхованию, за исключением пенсии по старости, пенсии по инвалидности и пособия по временной нетрудоспособности;
– пенсии по случаю потери кормильца, выплачиваемые за счет средств федерального бюджета;
– выплаты к пенсиям по случаю потери кормильца за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;
– пособия гражданам, имеющим детей, выплачиваемые за счет средств федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов;
– средства материнского (семейного) капитала, предусмотренные Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»;
– суммы единовременной материальной помощи, выплачиваемой за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, внебюджетных фондов, за счет средств иностранных государств, российских, иностранных и межгосударственных организаций, иных источников: в связи со стихийным бедствием или другими чрезвычайными обстоятельствами; в связи с террористическим актом; в связи со смертью члена семьи; в виде гуманитарной помощи; за оказание содействия в выявлении, предупреждении, пресечении и раскрытии террористических актов, иных преступлений;
– суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок, за исключением туристических, выплачиваемой работодателями своим работникам и (или) членам их семей, инвалидам, не работающим в данной организации, в находящиеся на территории Российской Федерации санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, а также суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок для детей, не достигших возраста 16 лет, в находящиеся на территории Российской Федерации санаторно-курортные и оздоровительные учреждения;
– суммы компенсации стоимости проезда к месту лечения и обратно (в том числе сопровождающего лица), если такая компенсация предусмотрена федеральным законом;
– социальное пособие на погребение.


Приведенный перечень за редким исключением применяется в случае удержания алиментов на содержание несовершеннолетних детей, при производстве удержаний по обязательствам о возмещении вреда в связи со смертью кормильца (п. 2 ст. 101 Федерального закона № 229-ФЗ) и не применяется вовсе при удержании налога на доходы физических лиц.


Начиная с апреля 2019 г. удержания алиментов не производятся также с компенсационных выплат в связи с использованием, износом (амортизацией) инструмента, личного транспорта, оборудования и других технических средств и материалов, принадлежащих работнику, а также с сумм возмещения расходов, связанных с их использованием. Соответствующие изменения приняты постановлением Правительства Российской Федерации от 1 апреля 2019 г. № 388.


Перечень выплат в пользу физических лиц, которые не включаются в налоговую базу по налогу на доходы физических лиц, приведен в ст. 217 НК РФ.


В свою очередь, постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 1996 г. № 841 утвержден Перечень видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей.


Удержания из выплат, приведенных в ст. 101 Федерального закона № 229-ФЗ, по инициативе работодателя (администрации организации) производиться не могут.


Необходимо учитывать, что удержания по исполнительным документам (за исключением алиментов), а также удержания по инициативе администрации не должны производиться с любых выплат в пользу физического лица, связанных с рождением ребенка, со смертью родных, регистрацией брака, а не только с законодательно установленных в связи с этим пособий.


Если по одному из указанных оснований из средств организации на основании заявления работника или приказа (распоряжения) администрации выплачивается материальная помощь, то с таких выплат удержания по исполнительным документам (кроме удержаний алиментов), а также удержания по инициативе администрации не производятся.


Если работнику полагается выплатить суммы, которые в соответствии с действующим законодательством не подлежат учету при исчислении сумм удержаний, то и размер ограничений взыскиваемых сумм должен определяться за их вычетом.


Когда в пользу работника производятся выплаты, которые не должны учитываться при расчете отдельных удержаний, установленные ограничения должны рассчитываться без учета выплат, определенных ст. 101 Федерального закона № 229-ФЗ. Выплаты, не подлежащие обложению только налогом на доходы физических лиц, при расчете сумм ограничений учитываться не должны.


Пример 9
Предположим, что за отчетный месяц работнику начислены выплаты в размере 19 403 руб. 13 коп., в том числе:
– должностной оклад – 1200 руб.;
– постоянные доплаты и надбавки – 400 руб.;
– ежемесячная премия – 600 руб.;
– государственное пособие при рождении ребенка – 11 703 руб. 13 коп.;
– выплата из средств работодателя в связи с рождением ребенка – 2500 руб.;
– материальная помощь согласно коллективному договору – 1700 руб.;
– выходное пособие в связи с увольнением – 1300 руб.


Из заработной платы работника удерживаются алименты на содержание двоих несовершеннолетних детей, а также возмещается сумма невозвращенных подотчетных
средств в размере 1200 руб.


Совокупный доход работника с начала года по отчетный месяц включительно не превышает 350 000 руб., в связи с чем ему полагаются стандартные налоговые вычеты на двоих несовершеннолетних детей (первый и второй по счету у данного работника).


Удержания должны быть произведены в следующем порядке:
1) налог на доходы физических лиц – 247 руб. ((19 403 руб. 13 коп. – 11 703 руб. 13 коп. – 1700 руб. – 1300 руб. – 1400 руб. × 2) × 13 %, где 11 703 руб. 13 коп., 1700 руб. и 1300 руб. – не облагаемые налогом в соответствии с гл. 23 НК РФ суммы пособия при рождении ребенка, материальной помощи в размере до 4000 руб. с начала года и выходного пособия; 1400 руб. × 2 – стандартные налоговые вычеты на двоих несовершеннолетних детей, которые являются первым и вторым по счету у данного налогоплательщика);
2) алименты – 2484 руб. 33 коп. ((19 403 руб. 13 коп. – 11 703 руб. 13 коп. – 247 руб.) × 1 / 3, где 11 703 руб. 13 коп. – не учитываемая при удержании алиментов сумма пособия при рождении ребенка);
3) удержания по инициативе администрации в возмещение невозвращенной подотчетной суммы в размере 982 руб. 77 коп., которые рассчитываются в следующей очередности (принимается меньшее из значений):
– ограничение удержаний в пределах 20 % – 990 руб. 60 коп. ((19 403 руб. 13 коп. – 11 703 руб. 13 коп. – 2500 руб. – 247 руб.) × 20 %, где 11 703 руб. 13 коп., 2500 руб. – не учитываемые при производстве удержаний по инициативе администрации сумма пособия при рождении ребенка и выплаты, связанные с его рождением);
– ограничение удержаний совместно с удержанием алиментов в пределах 70 % – 982 руб. 77 коп. ((19 403 руб. 13 коп. – 11 703 руб. 13 коп. – 2500 руб. – 247 руб.) × 70 % – 2484 руб. 33 коп., где 11 703 руб. 13 коп., 2500 руб. – не учитываемые при производстве удержаний согласно ст. 101 Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ сумма пособия при рождении ребенка и выплаты, связанные с его рождением);
– ограничение общей суммы удержаний – 1200 руб.


Всего удержаний за месяц – 3714 руб. 10 коп. (247 руб. + 2484 руб. 33 коп. + 982 руб. 77 коп.).


К выдаче на руки – 15 689 руб. 03 коп. (19 403 руб. 13 коп. – 3714 руб. 10 коп.).


13.12.2023

Также по этой теме: