Опубликовано в журнале "«Заработная плата. Расчеты, учет, налоги» с вкладкой «Документы и комментарии»" №2 год - 2020
В. Е. Борисов
В соответствии с действующим законодательством выступающие в качестве работодателей организации выплачивают следующие пособия из средств государственного социального страхования:
– пособие по временной нетрудоспособности;
– пособие по беременности и родам;
– пособие при усыновлении ребенка;
– единовременное пособие женщинам, вставшим на учет на раннем сроке беременности;
– единовременное пособие при рождении ребенка;
– ежемесячное пособие по уходу за ребенком;
– социальное пособие на погребение или возмещение специализированной службе по вопросам похоронного дела стоимости услуг по погребению согласно гарантированному перечню.
Кроме того, организации могут направлять средства государственного социального страхования на оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства в возрасте до 18 лет (предусмотрено ст. 262 ТК РФ), а также на иные цели, оговоренные федеральным законом о бюджете ФСС России на соответствующий календарный год.
В свою очередь, средства обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний организация вправе использовать на:
– выплату пособия по временной нетрудоспособности, назначенного в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием;
– оплату отпуска (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска) на весь период лечения и проезда к месту лечения и обратно в связи с предоставлением ФСС России работнику путевки на санаторно-курортное лечение вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания.
– на финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами (по согласованию с территориальным органом ФСС РФ).
В 2020 г. расходы на финансовое обеспечение предупредительных мер в соответствии с положениями ст. 6 Федерального закона от 2 декабря 2019 г. № 384-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» осуществляются в пределах до 20% сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленных за предшествующий календарный год, за вычетом расходов, произведенных учреждением в предшествующем календарном году на выплату пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве или профессиональными
заболеваниями и на оплату отпуска работников (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, установленного законодательством Российской Федерации) на весь период его лечения и проезда к месту лечения и обратно.
Как и в прошлом году, объем средств, направляемых на указанные цели, может быть увеличен до 30% сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленных за предшествующий календарный год, за вычетом расходов, произведенных в предшествующем календарном году на выплату пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве или профессиональными заболеваниями и на оплату отпуска застрахованного лица (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, установленного законодательством Российской Федерации) на весь период его лечения и проезда к месту лечения и обратно, при условии направления страхователем дополнительного объема средств на санаторно-курортное лечение работников не ранее чем за 5 лет до достижения ими возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пенсионным законодательством.
Если организации с численностью работающих до 100 человек не осуществляли 2 последовательных календарных года, предшествующих текущему финансовому году, финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, объем средств на финансовое обеспечение указанных мер рассчитывается исходя из отчетных данных за 3 последовательных года, предшествующих текущему финансовому году.
Правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утверждаются Минтрудом России. В настоящее время применяются Правила, утвержденные приказом Минтруда России от 10 декабря 2012 г. № 580н (в редакции изменений и дополнений, внесенных приказом Минтруда России от 3 декабря 2018 г. № 764н).
С учетом последних изменений за счет средств социального страхования могут оплачиваться расходы на санаторно-курортное лечение работников не ранее чем за 5 лет до достижения ими возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пенсионным законодательством.
В случае включения в план финансового обеспечения предупредительных мер указанных мероприятий, учреждение должно располагать следующими обосновывающими документами:
– копией справки для получения путевки на санаторно-курортное лечение (ф. № 070/у) (далее – справка по форме № 070у), при отсутствии заключительного акта;
– списками работников, направляемых на санаторно-курортное лечение, с указанием рекомендаций, содержащихся в справке по форме № 070у, при отсутствии заключительного акта;
– копией документа, удостоверяющего личность работника, направляемого на санаторно-курортное лечение;
– письменным согласием работника, направляемого на санаторно-курортное лечение, на обработку его персональных данных.
По требованию налоговых органов (см. письмо ФНС России от 7 октября 2019 г. № БС-4-11/20417), предоставленные лицам предпенсионного возраста и работающим пенсионерам за счет средств социального страхования путевки должны включаться в базу для исчисления страховых взносов. При этом начисленные взносы возмещению (в отличие от стоимости самой путевки) за счет средств социального страхования от несчастных случаев на производстве не подлежат.
Нормативное регулирование вопросов исчисления и оплаты пособий по государственному социальному страхованию
Непосредственно порядок осуществления расходов по государственному социальному страхованию, а также исчисления и оплаты пособий определяются в соответствии с положениями следующих нормативных правовых актов:
– Федерального закона от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (в редакции изменений и дополнений);
– Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (в редакции изменений и дополнений, далее по тексту – Федеральный закон № 255-ФЗ);
– Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»;
– Федерального закона от 12 января 1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле»;
– Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (в редакции изменений и дополнений);
– постановления Правительства Российской Федерации от 15 июня 2007 г. № 375 «Об утверждении Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (в редакции изменений и дополнений);
– постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2009 г. № 1100 «Об утверждении Положения об исчислении среднего заработка (дохода, денежного довольствия) при назначении пособия по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком отдельным категориям граждан» (в редакции изменений и дополнений);
– постановления Правительства Российской Федерации от 2 марта 2000 г. № 184 «Об утверждении Правил начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (в редакции изменений и дополнений);
– приказа Минздравсоцразвития России от 23 декабря 2009 г. № 1012н «Об утверждении порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей» (в редакции изменений и дополнений).
Новое минимальное значение пособия по временной нетрудоспособности
Порядок расчета пособий по временной нетрудоспособности уже давно не менялся. Согласно части третьей ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ средний дневной заработок для исчисления данных пособий определяется путем деления суммы начисленного заработка за 2 предыдущих календарных года на 730. В полной мере учитывается заработок за указанный период времени, начисленный другими работодателями, который подтверждается специальной формой справки.
Речь идет о справке, форма которой утверждена приказом Минтруда России от 30 апреля 2013 г. № 182н, «Справка о сумме заработной платы, иных выплат и вознаграждений за 2 календарных года, предшествующих году прекращения работы (службы, иной деятельности) или году обращения за справкой о сумме заработной платы, иных выплат и вознаграждений, и текущий календарный год, на которую были начислены страховые взносы, и о количестве календарных дней, приходящихся в указанном периоде на периоды временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, период освобождения работника от работы с полным или частичным сохранением заработной платы в соответствии с законодательством Российской Федерации, если на сохраняемую заработную плату за этот период страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации не начислялись».
В форму и порядок заполнения справки внесены изменения приказами Минтруда России от 9 января 2017 г. № 1н, от 15 ноября 2016 г. № 648н.
Во-первых, за периоды с 2017 г. в справке отражаются те выплаты и вознаграждения, на которые страховые взносы в ФСС России начисляются по правилам законодательства о налогах и сборах.
Во-вторых, заполненная справка удостоверяется печатью организации (круглой) при ее наличии. Подпись не должна закрываться печатью. Печать проставляется в месте для печати в нижнем левом углу Справки.
В случае отсутствия печати, к Справке прилагаются заверенные в установленном порядке копии следующих документов:
– документ (документы), подтверждающий (подтверждающие) полномочия лица, подписавшего Справку, действовать от имени юридического лица без доверенности;
– доверенность на подписание Справки с приложением документов, подтверждающих полномочия лица, выдавшего доверенность;
– документ, удостоверяющий личность физического лица;
– свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
В случае если заработка за расчетный 2-летний период у работника не имеется или если указанный заработок меньше минимального размера оплаты труда, в силу положений п. 1.1 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ исчисление пособия по временной нетрудоспособности должно производиться из расчета 24 МРОТ.
При этом следует учитывать, что с 1 января 2020 г. значение федерального МРОТ увеличено до 12 130 руб. в месяц (см. Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. № 463-ФЗ). Именно данное значение МРОТ используется для расчета пособия по временной нетрудоспособности исходя из вышерассмотренной государственной гарантии.
Для целей исчисления пособия и применения п. 1.1 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ величина МРОТ принимается по состоянию на дату начала страхового случая.
При величине МРОТ в 2019 г. 11 280 руб. в месяц минимально гарантированный размер среднего дневного заработка для расчета пособия составлял 370 руб. 85 коп. (11 280 руб. × 24/730). В свою очередь, величина минимально гарантированного размера дневного пособия составляла:
– при страховом стаже 8 лет и более – 370 руб. 85 коп. ((11 280 руб. × 24 мес.)/730) × 100%);
– при страховом стаже от 5 до 8 лет – 296 руб. 68 коп. ((11 280 руб. × 24 мес.)/730) × 80%);
– при страховом стаже до 5 лет – 222 руб. 51 коп. ((11 280 руб. × 24 мес.)/730) × 60%).
Пример 1
Предположим, что работник организации болел с 27 декабря 2019 г. по 12 января 2020 г. Страховой стаж на указанную дату составил 4 года 3 месяца, что дает право сотруднику на получение пособия по временной нетрудоспособности в размере 60% его среднего заработка.
Для расчета пособия следует принять заработок работника за 2017 и 2018 гг., с которого в установленном порядке были исчислены страховые взносы в ФСС, и максимальная сумма такого заработка за указанный период может составить не более 1 603 000 руб., в том числе не более 788 000 руб. за 2017 г. и не более 815 000 руб. за 2018 г.
Заработок работника у данного работодателя за 2017 и 2018 гг. составил 255 400 руб. Справки о сумме заработка от других работодателей работник не представил.
Для расчета пособия необходимо:
1) учесть суммы заработка для расчета пособия – 255 400 руб.;
2) определить сумму среднего дневного заработка работника за расчетный период – 349 руб. 86 коп. (255 400 руб./730 дней);
3) исчислить минимально гарантированную величину среднего дневного заработка (п. 1.1 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ) – 370 руб. 85 коп. ((11 280 руб. × 24)/730), где 11 280 руб. – величина федерального МРОТ на дату наступления страхового случая (27.12.2019 г.);
4) принять большее из приведенных значений среднего дневного заработка – 370 руб. 85 коп.;
5) исчислить величину дневного пособия – 222 руб. 51 коп. (370 руб. 85 коп. × 60%);
6) рассчитать сумму пособия – 3782 руб. 67 коп. (222 руб. 51 коп. × 17 дней болезни).
Из указанных сумм пособие за первые 3 календарных дня в сумме 667 руб. 53 коп. (222 руб. 51 коп. × 3 дня) должно быть оплачено из средств учреждения, а пособие за оставшиеся дни в сумме 3115 руб. 14 коп. (222 руб. 51 коп. × 14 дней) – из средств ФСС России.
В соответствии с положениями Федерального закона от 27 декабря 2019 г. № 463-ФЗ минимальный размер оплаты труда с 1 января 2020 г. установлен в сумме 12 130 руб. в месяц.
Необходимо учитывать, что для целей исчисления пособий по социальному страхованию в случаях отсутствия у работника учитываемого заработка или его незначительности, величина МРОТ принимается на дату начала страхового случая.
В связи с этим, если работник заболел до 1 января 2020 г., а болезнь будет продолжаться и после указанной даты, для применения нормы п. 1.1 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ необходимо применять значение федерального МРОТ 12 130 руб. за весь период болезни.
Пример 2
Предположим, что работник заболел 15 декабря 2019 г. и его болезнь продолжается в январе 2020 г. Больничные листки оформляются как продление ранее выданных листков нетрудоспособности.
Несмотря на тот факт, что период нетрудоспособности приходится уже на 2020 г., для расчета пособия следует принимать федеральный МРОТ, установленный на дату начала болезни, а именно на 15 декабря 2019 г., т. е. 11 280 руб. в месяц.
Если начало страхового случая придется на период с 1 января 2020 г. и позднее, величина МРОТ для исчисления пособия по временной нетрудоспособности исходя из государственной гарантии составит уже 12 130 руб.
Соответственно, величина минимально гарантированного размера среднего дневного заработка для расчета указанного пособия составит 398 руб. 79 коп. (12 130 руб. × 24/730). В свою очередь, величина минимально гарантированного размера дневного пособия составит:
– при страховом стаже 8 лет и более – 398 руб. 79 коп. ((12 130 руб. × 24 мес.)/730) × 100%);
– при страховом стаже от 5 до 8 лет – 319 руб. 03 коп. ((12 130 руб. × 24 мес.)/730) × 80%);
– при страховом стаже до 5 лет – 239 руб. 27 коп. ((12 130 руб. × 24 мес.)/730) × 60%).
Пример 3
Предположим, что работник организации болел с 5 по 12 января 2020 г. и его страховой стаж на дату наступления страхового случая составил 9 лет 4 месяца, что дает ему право на получение пособия по временной нетрудоспособности в размере 100% среднего дневного заработка.
Для расчета пособия следует принять заработок работника за 2018 и 2019 гг. При этом учитываемый заработок не может превысить предельных баз для начисления страховых взносов, установленных в указанных годах расчетного периода. За 2019 г. для расчета пособия могут быть приняты выплаты не более 865 000 руб., а за 2018 г. – не более 815 000 руб. Всего учитываемый заработок не может превысить 1 680 000 руб.
Допустим, что сумма заработка работника за расчетный период составила 182 700 руб.
Для расчета пособия необходимо:
1) учесть суммы заработка для расчета пособия – 182 700 руб.;
2) определить сумму среднего дневного заработка работника за расчетный период – 250 руб. 27 коп. (182 700 руб./730 дней);
3) исчислить минимально гарантированную величину среднего дневного заработка (п. 1.1 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ) – 398 руб. 79 коп. ((12 130 руб. × 24 мес.)/730), где 12 130 руб. – величина федерального МРОТ с 1 января 2020 г.;
4) принять большее из приведенных (пп. 2 и 3 расчета) значений среднего дневного заработка – 398 руб. 79 коп.;
5) исчислить величину дневного пособия – 398 руб. 79 коп. (398 руб. 79 коп. × 100%);
6) рассчитать сумму пособия – 3190 руб. 32 коп. (398 руб. 79 коп. × 8 дней болезни).
Из указанных сумм пособие за первые 3 календарных дня в сумме 1196 руб. 37 коп. (398 руб. 79 коп. × 3 дня) должно быть оплачено из средств работодателя, а пособие за оставшиеся дни в сумме 1993 руб. 95 коп. (398 руб. 79 коп. × 5 дней) – из средств ФСС России.
В районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в других соответствующих местностях, где к заработной плате установлена выплата районных коэффициентов, исчисленные из вышерассмотренной государственной гарантии пособия по временной нетрудоспособности увеличиваются на значение районного коэффициента.
Пример 4
Воспользуемся условиями примера 3 и предположим, что организация расположена в местности, в которой к заработной плате работников установлена выплата районного коэффициента в размере 1,15.
Для расчета пособия необходимо:
1) учесть суммы заработка для расчета пособия – 182 700 руб.;
2) определить сумму среднего дневного заработка работника за расчетный период – 250 руб. 27 коп. (182 700 руб./730 дней);
3) исчислить минимально гарантированную величину среднего дневного заработка (п. 1.1 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ) – 398 руб. 79 коп. ((12 130 руб. × 24 мес.)/730), где 12 130 руб. – величина федерального МРОТ с 1 января 2020 г.;
4) принять большее из приведенных значений среднего дневного заработка – 398 руб. 79 коп.;
5) исчислить величину дневного пособия – 398 руб. 79 коп. (398 руб. 79 коп. × 100%);
6) рассчитать сумму пособия – 3668 руб. 87 коп. (398 руб. 79 коп. × 8 дней болезни × 1,15), где 1,15 – величина районного коэффициента, установленного к заработной плате, используемого для исчисления пособий по государственному социальному страхованию.
Из указанных сумм пособие за первые 3 календарных дня в сумме 1375 руб. 83 коп. (398 руб. 79 коп. × 3 дня × 1,15) должно быть оплачено из средств работодателя, а пособие за оставшиеся дни в сумме 2293 руб. 04 коп. (398 руб. 79 коп. × 5 дней × 1,15) – из средств ФСС России.
Новое максимальное значение пособия по временной нетрудоспособности
В соответствии с положениями п. 3.2 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, учитывается за каждый календарный год в сумме, не превышающей установленную в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ (начиная с 2017 г. – в соответствии с законодательством о налогах и сборах) на соответствующий календарный год предельную величину базы для начисления страховых взносов в ФСС России. Напомним, что данная величина по соответствующим годам составляла: в 2019 г. – 865 000 руб.; в 2018 г. – 815 000 руб.; в 2017 г. – 755 000 руб.; в 2016 г. – 718 000 руб.; в 2015 г. – 670 000 руб., в 2014 г. – 624 000 руб.
С учетом того факта, что при расчете пособия в 2020 г. расчетный период составят уже 2018 и 2019 гг., автоматически будет увеличен максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности, который может быть оплачен из средств социального страхования. В 2020 г. данная величина составит 2301 руб. 37 коп. ((865 000 руб. + 815 000 руб.)/730).
Напомним, что в 2019 г. максимальная величина среднего дневного заработка для расчета пособия по временной нетрудоспособности составляла 2150 руб. 68 коп. ((755 000 руб. + 815 000 руб.)/730).
Предположим, что работник был принят на работу к данному работодателю в апреле 2019 г. Согласно представленной с предыдущего места работы справке, его заработок для расчета пособия по временной нетрудоспособности за 2018 г. составил 815 000 руб., а за период с января по апрель 2019 г. – 257 000 руб. Одновременно с этим на новом месте работы заработок работника с апреля по декабрь 2019 г., учитываемый при расчете пособий, составил 695 000 руб.
Данный работник болел с 24 по 28 января 2020 г. Страховой стаж работника для расчета пособий – 12 лет.
Для расчета пособия по временной нетрудоспособности необходимо:
1) учесть суммы заработка для расчета пособия – 1 680 000 руб. (815 000 руб.за 2018 г. + 865 000 руб. (257 000 руб. + 695 000 руб. = 952 000 руб., но не более чем865 000 руб.) за 2019 г.);
2) определить сумму среднего дневного заработка работника за расчетный период – 2301 руб. 37 коп. (1 680 000 руб./730 дней);
3) исчислить минимально гарантированную величину среднего дневного заработка (п. 1.1 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ) – 398 руб. 79 коп. ((12 130 руб. × 24 мес.)/730), где 12 130 руб. – величина федерального МРОТ с 1 января 2020 г.;
4) принять большее из приведенных (пп. 2 и 3 расчета) значений среднего дневного заработка – 2301 руб. 37 коп.;
5) исчислить величину дневного пособия – 2301 руб. 37 коп. (2301 руб. 37 коп. × 100%);
6) рассчитать сумму пособия – 11 506 руб. 85 коп. (2301 руб. 37 коп. × 5 дней болезни).
Отметим, что согласно п. 2.2 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ для лиц, которые заняты в организациях, применяющих пониженные тарифы для уплаты страховых взносов в ФСС России, в средний заработок для расчета пособия включаются выплаты, которые в соответствующем календарном году (вошедшем в расчетный период) включались в базу для начисления страховых взносов в ФСС России по правилам Федерального закона № 212-ФЗ. То есть не те выплаты, на которые страховые взносы в ФСС России фактически начислены, а те выплаты, на которые взносы начислялись бы по правилам ст. 7–9 Федерального закона № 212-ФЗ. Приведенные нормы введены с 2013 г. и касаются организаций, которые вправе совсем не уплачивать взносы в ФСС России.
Замена лет расчетного периода к увеличению пособия по временной нетрудоспособности не приводит, так как учитываемые за соответствующий период времени выплаты всегда должны делиться на 730 календарных дней.
Правила расчета пособий по материнству
В отличие от расчета пособия по временной нетрудоспособности, средний дневной заработок для исчисления пособия по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребенком определяется делением суммы начисленного за 2 предшествующих календарных года заработка на число календарных дней в этом периоде (часть 3.1 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ).
При этом из количества календарных дней, принимаемых для расчета величины среднего дневного заработка, исключаются календарные дни, приходящиеся на следующие периоды:
– временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком;
– освобождения работника от работы с полным или частичным сохранением заработной платы согласно законодательству Российской Федерации, если на сохраняемую заработную плату за этот период страховые взносы в ФСС России в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ (за период с 1 января 2017 г. – по законодательству о налогах и сборах) не начислялись.
Как следствие, для расчета вышеуказанных двух пособий сумму учитываемого заработка делить необходимо на количество календарных дней от 1 до 732 дней.
В случае если работник отработает полностью включенные в расчетный период 2017 и 2018 гг., для расчета пособий необходимо будет принять 730 календарных дней, включая 365 дней за 2017 г. и 365 дней за 2018 г. При замене в данном случае в установленном порядке указанных лет на предыдущие годы значение количества календарных дней в расчетном периоде может составить 731 (365 + 366) и даже 732 календарных дня (366 + 366).
Минимальные и максимальные размеры пособий по материнству
Согласно части 1.1 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ при отсутствии у сотрудника заработка за расчетный 2-летний период и (или) при значении среднего заработка за расчетный период менее МРОТ средний заработок для исчисления пособия по беременности и родам, а также пособия по уходу за ребенком принимается равным МРОТ, установленному федеральным законом на день наступления соответствующего страхового случая.
В указанных случаях средний дневной заработок не может составить значения, меньшего чем МРОТ, увеличенного на 24 и деленного на 730. Таковы положения п. 15.3 Положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2007 г. № 375.
Пример 6
Предположим, что сотруднице организации с 25 декабря 2019 г. в установленном порядке предоставлен отпуск по беременности и родам продолжительностью 140 календарных дней.
Расчет пособия должен быть произведен исходя из среднего заработка сотрудницы за 2 календарных года, предшествующих 2019 г., а именно за 2017 и 2018 гг. Для этого заработок указанных лет следует разделить на количество календарных дней, учитываемых при расчете пособия за указанные годы. Допустим, учитываемый при расчете пособий заработок сотрудницы за 2017 г. составил 57 500 руб., а за 2018 г. – 78 740 руб. Одновременно с этим, за 2017 и 2018 гг. у сотрудницы было 20 календарных дней периода временной нетрудоспособности.
Для расчета пособия по беременности и родам следует учесть:
1) заработок сотрудницы за расчетный период – 136 240 руб. (57 500 руб. + 78 740 руб.);
2) количество календарных дней за расчетный период для расчета пособия – 710 календарных дней (365 за 2017 г. + 365 дней за 2018 г. – 20 дней периода временной нетрудоспособности);
3) величина среднего дневного заработка за расчетный период – 191 руб. 89 коп. (136 240 руб./710 календарных дней);
4) минимально гарантированное значение среднего дневного заработка – 370 руб. 85 коп. (11 280 руб. × 24/730);
5) большее из приведенных значений (пп. 3 и 4) среднего дневного заработка – 370 руб. 85 коп.;
6) величина дневного пособия – 370 руб. 85 коп. (370 руб. 85 коп. × 100%).
Сумма пособия по беременности и родам – 51 919 руб. 00 коп. (370 руб. 85 коп. × 140 дней периода временной нетрудоспособности).
Опять же, значение МРОТ для расчета государственной гарантии принимается на дату наступления страхового случая.
Пример 7
Воспользуемся условиями примера 6 и предположим, что отпуск по беременности и родам был предоставлен сотруднице с 15 января 2020 г.
Расчет пособия должен быть произведен исходя из среднего заработка сотрудницы за 2 календарных года, предшествующих 2020 г., а именно за 2018 и 2019 гг. Учитываемый при расчете пособий заработок сотрудницы за 2018 г. составил 78 740 руб., а за 2019 г. – 96 320 руб. Одновременно с этим, за 2018 и 2019 гг. у сотрудницы было 20 календарных дней периода временной нетрудоспособности.
Для расчета пособия по беременности и родам следует учесть:
1) заработок сотрудницы за расчетный период – 175 060 руб. (78 740 руб. + 96 320 руб.);
2) количество календарных дней за расчетный период для расчета пособия – 710 календарных дней (365 дней за 2018 г. + 365 дней за 2019 г. – 20 дней периода временной нетрудоспособности);
3) величина среднего дневного заработка за расчетный период – 246 руб. 56 коп. (175 060 руб./710 календарных дней);
4) минимально гарантированное значение среднего дневного заработка – 398 руб. 79 коп. (12 130 руб. × 24/730), где 12 130 руб. – величина МРОТ с 1 января 2020 г.;
5) большее из приведенных значений (пп. 3 и 4) среднего дневного заработка – 398 руб. 79 коп.;
6) величина дневного пособия – 398 руб. 79 коп. (398 руб. 79 коп. × 100%).
Сумма пособия по беременности и родам – 55 830 руб. 60 коп. (398 руб. 79 коп. × 140 дней периода временной нетрудоспособности).
Заметим, что соответствующим страховым случаем, с которым увязывается расчет пособия, считается отпуск по беременности и родам, а также отпуск по уходу за ребенком. При этом в силу положений ст. 255 и 256 ТК РФ данные отпуска предоставляются по заявлению сотрудников. В свою очередь, сотрудница вправе подать заявление на отпуск позднее даты, с которой он может быть предоставлен. Как следствие, если даже согласно больничному листку отпуск начинается, например 26 декабря 2019 г., сотрудница вправе его потребовать с 1 января 2020 г. И в данном случае страховой случай начнется именно с 1 января 2020 г., и для расчета пособия исходя из МРОТ необходимо принять уже расчетный период 2018 и 2019 гг. Однако оплате будет подлежать уже не 140 календарных дней отпуска, а остаток дней согласно листку временной нетрудоспособности.
Соответственно, отпуск по уходу за ребенком может быть заявлен не в конце декабря 2019 г., а с января 2020 г. Это также приведет к увеличению суммы ежемесячного пособия по уходу за ребенком.
При всем этом необходимо учитывать, что при проверке возможны претензии со стороны сотрудников ФСС России, в связи с чем в приведенных случаях рекомендуется учитывать также их мнение.
В свою очередь, максимальное значение среднего дневного заработка для расчета пособия по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребенком определяется в соответствии с п. 3.3 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ. Данная величина не может превышать значения, определяемого путем деления на 730 суммы предельных величин базы для начисления страховых взносов в ФСС России, установленных в соответствии с Федеральным законом № 212-ФЗ на 2 календарных года, предшествующих году наступления отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком.
Фактически средний дневной заработок для расчета пособия по беременности и родам, а также пособия по уходу за ребенком может составить любое значение, однако максимальная величина данного значения в 2020 г. составит 2301 руб. 37 коп. ((815 000 руб. + 865 000 руб.)/730). В 2019 г. такое значение составляло 2150 руб. 68 коп.
Пример 8
Предположим, что сотруднице организации с 25 января 2020 г. предоставлен отпуск по беременности и родам. Расчет данного пособия следует произвести из заработка за 2018 и 2019 гг. Учитываемый при расчете пособия заработок сотрудницы составил соответственно 697 000 руб. за 2018 г. и 794 500 руб. за 2019 г. Одновременно с этим за 2018 и 2019 гг. у сотрудницы было 97 календарных дней периода временной нетрудоспособности, включая период ухода за больным ребенком.
Для расчета пособия по беременности и родам необходимо:
1) принять заработок за прошлые 2 года для расчета пособия – 1 491 500 руб. (697 000 руб. + 794 500 руб.);
2) определить количество календарных дней для расчета пособия – 633 календарных дня (365 дней 2018 г. + 365 дней 2019 г. – 97 дней периода временной нетрудоспособности);
3) исчислить средний дневной заработок за расчетный период – 2356 руб. 24 коп. (1 491 500 руб./633 календарных дня);
4) определить максимальную величину среднего дневного заработка для расчета пособия по беременности и родам – 2301 руб. 37 коп. ((815 000 руб. + 865 000 руб.)/730);
5) определить минимально гарантированную величину среднего дневного заработка – 398 руб. 79 коп. ((12 130 руб. × 24)/730), где 12 130 руб. – величина МРОТ с 1 января 2020 г.;
6) принять для расчета большее из значений, приведенных в пп. 3 и 5 расчета, но не более чем значение, указанное в п. 4 расчета, – 2301 руб. 37 коп.;
7) рассчитать сумму пособия по беременности и родам – 322 191 руб. 80 коп. (2301 руб. 37 коп. × 140 дней отпуска по беременности и родам).
Максимальная сумма ежемесячного пособия по уходу за ребенком, если страховой случай начинается в 2019 г., составит 27 984 руб. 66 коп. ((2301 руб. 37 коп. × 30,4) × 40%). Напомним, что аналогичное значение для пособия, которое назначалось в 2019 г., составляло 26 152 руб. 27 коп. ((2150 руб. 68 коп. × 30,4) × 40%).
При этом необходимо учитывать, что с наступлением очередного календарного года пересчет максимальной суммы пособия автоматически производиться не должен. Сотрудница получает ранее назначенное пособие.
Пример 9
Предположим, что сотруднице с 15 октября 2019 г. был предоставлен отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет. Исчисление пособия производилось в следующем порядке:
1) сумма заработка за 2017 и 2018 гг., предшествующие 2019 г., – 1 350 400 руб.;
2) количество календарных дней за 2017 и 2018 гг., учитываемых при исчислении пособия по материнству, – 570 календарных дней;
3) величина фактического среднего дневного заработка для расчета пособия по уходу за ребенком – 2369 руб. 12 коп. (1 350 400 руб./570 календарных дней);
4) максимальная величина среднего дневного заработка для расчета пособия по материнству – 2150 руб. 68 коп. ((815 000 руб. + 755 000 руб.)/730);
5) величина среднего дневного заработка, принимаемая для расчета пособия по уходу за ребенком (п. 3, но не более чем п. 4), – 2150 руб. 68 коп.;
6) сумма ежемесячного пособия по уходу за ребенком – 26 152 руб. 27 коп. ((2150 руб. 68 коп. × 30,4) × 40%).
Сотрудница получает исчисленное пособие ежемесячно (из расчета за полный месяц нахождения в отпуске по уходу за ребенком). С января 2020 г. размер назначенного пособия меняться и (или) пересчитываться именно на том основании, что в новом году максимальная сумма пособия составляет большее значение, не должен. При всем этом, если сотрудница на непродолжительное время выйдет на работу из отпуска по уходу за ребенком, а затем опять оформит такой отпуск, организация обязана пересчитать ранее назначенное ежемесячное пособие по уходу за ребенком, что может повлечь за собой увеличение пособия вплоть до нового максимального размера.
Как отмечено в письме ФСС России от 14 июля 2014 г. № 17-03-14/06-7836, отпуск по уходу за ребенком сотрудница может прервать, а при его возобновлении ежемесячное пособие по уходу за ребенком должно быть назначено вновь.
Пример 10
Воспользуемся условиями примера 2.9 и предположим, что сотрудница 10 января 2020 г. вышла на работу, прервав отпуск по уходу за ребенком.
Отработав неделю, с 16 января 2020 г. сотрудница вновь потребовала оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет и назначить пособие. В данном случае администрация должна потребовать новый комплект документов для оформления отпуска и назначения ежемесячного пособия по уходу за ребенком.
Исчисление пособия должно производиться за 2 календарных года, предшествующих 2020 г., а именно за 2018 и 2019 гг. При этом сотрудница вправе заменить 2019 г. на 2017 г., и в данном случае расчетный период составят 2017 и 2018 гг. В случае замены лет расчетного периода исчисление пособия должно быть произведено в следующем порядке:
1) сумма заработка за 2017 и 2018 гг. – 1 350 400 руб.;
2) количество календарных дней за 2017 и 2018 гг., учитываемых при исчислении пособия по материнству, – 570 календарных дней;
3) величина фактического среднего дневного заработка для расчета пособия по уходу за ребенком – 2369 руб. 12 коп. (1 350 400 руб./570 календарных дней);
4) максимальная величина среднего дневного заработка для расчета пособия по материнству, которая согласно п. 3.3 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ определяется исходя из предельных баз для начисления страховых взносов, приходящихся на 2 календарных года, предшествующих году наступления отпуска по уходу за ребенком, – 2301 руб. 37 коп. ((865 000 руб. + 815 000 руб.)/730), где 865 000 руб. – величина предельной базы для начисления страховых взносов в ФСС России в 2019 г., 815 000 руб. – величина предельной базы для начисления страховых взносов в ФСС России в 2018 г.;
5) величина среднего дневного заработка, принимаемая для расчета пособия по уходу за ребенком (п. 3, но не более чем п. 4), – 2301 руб. 37 коп.;
6) сумма ежемесячного пособия по уходу за ребенком – 27 984 руб. 66 коп. ((2301 руб. 37 коп. × 30,4) × 40%).