Новый регистр учета по страховым взносам




А. В. Полетаев


Действующее законодательство предъявляет целый ряд требований к порядку организации и ведения учета расчетов по средствам социального страхования.


Учет расчетов должен быть организован в соответствии с требованиями:
– части шестой ст. 15 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (в редакции изменений и дополнений, далее по тексту – Федеральный закон № 212-ФЗ), в соответствии с которым плательщики страховых взносов обязаны вести учет сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, а также сумм страховых взносов, относящихся к ним, в отношении каждого физического лица, в пользу которого осуществлялись выплаты;
– части первой ст. 4.8 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (в редакции изменений и дополнений, далее по тексту – Федеральный закон № 255-ФЗ), в соответствии с которым организации и иные страхователи должны вести учет сумм страховых взносов, пеней и штрафов, начисленных и уплаченных (перечисленных) в ФСС России, сумм произведенных расходов на выплату страхового обеспечения, а также расчетов по средствам обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством с территориальным органом ФСС России.


Необходимость ведения учета обусловлена также формированием данных ежеквартально представляемых в Пенсионный фонд РФ и ФСС России расчетов по страховым взносам.


Индивидуальный учет базы для начисления страховых взносов и сумм взносов
Требование законодательства об организации и ведении индивидуального учета расчетов по средствам социального страхования обусловлено тем, что база для начисления страховых взносов должна определяться по каждому из получателей (работнику, исполнителю) раздельно. С 2010 г. данное правило обусловлено введением показателя предельной базы для начисления страховых взносов.


При этом следует учитывать, что действующее законодательство не возлагает на какой-либо уполномоченный орган власти обязанности утверждать единую форму регистра учета, в котором бы учитывались показатели, определенные в части шестой ст. 15 Федерального закона № 212-ФЗ.


Любая организация вправе самостоятельно определить форму такого регистра и (или) воспользоваться формами, предусмотренными соответствующим программным обеспечением. В качестве альтернативы можно воспользоваться формой, предлагаемой государственными внебюджетными фондами. До 2015 г. регистр учета мог формироваться по форме, предложенной совместным письмом Пенсионного фонда Российской Федерации от 26 января 2010 г. № АД-30-24/691, ФСС России от 14 января 2010 г. № 02-03-08/08-56П.


Начиная с 2015 г. соответствующий учет рекомендуется организовать по форме карточки, доведенной совместным письмом указанных фондов от 9 декабря 2014 г. № АД-30-26/16030, 17-03-10/08/47380. Данный регистр значительно переработан и учитывает дополнительные требования, предъявляемые действующим законодательством.


В новом регистре по каждому из работников формируется не только расчет базы для начисления страховых взносов, но также отражаются данные по дополнительным взносам на обязательное пенсионное страхование и ведется учет использования средств социального страхования.


Фактически новая карточка не учитывает только изменения, которые приняты Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. № 468-ФЗ, согласно которым с 2015 г. из средств социального страхования оплачиваются не только суммы среднего заработка по оплате выходных дней для ухода за детьми-инвалидами, но и начисленные на указанные суммы среднего заработка страховые взносы.


По этой причине страницу 3 предлагаемой формы карточки рекомендуется доработать, включив строку под номером 8.1 с примерным наименованием «Страховые взносы, начисленные на суммы оплаты 4 дополнительных выходных дней для ухода за детьми-инвалидами». Впрочем, суммы взносов можно также отражать вместе с суммой среднего заработка по строке 8 «Оплата 4 выходных дней для ухода за детьми-инвалидами».


Применение предлагаемой формы карточки позволит грамотно формировать показатели отчетных форм по страховым взносам (РСВ-1 ПФР, 4-ФСС).


Когда орагнизация определится с формой карточки, администрация должна издать письменный приказ, в котором прописать: «Учет сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, а также сумм страховых взносов, относящихся к ним, в соответствии с ч. 6 ст. 15 Федерального закона № 212-ФЗ ведется по нижеприведенной форме» (как вариант – по форме, доведенной совместным письмом Пенсионного фонда РФ и ФСС России от 9 декабря 2014 г. № АД-30-26/16030, 17-03-10/08/47380).


Любая организация вправе определить, что индивидуальный учет объекта обложения страховыми взносами она будет вести по самостоятельно разработанной форме или по форме, используемой в применяемом программном обеспечении.


Главное – закрепить принятое решение соответствующим письменным приказом (распоряжением) или в принятой организацией учетной политике.


Требования законодательства по ведению учета расчетов по средствам социального страхования в отдельном порядке
Порядок ведения учета в соответствии с требованиями Федерального закона № 255-ФЗ определен приказом Минздравсоцразвития России от 18 ноября 2009 г. № 908н. Данным документом утвержден Порядок учета страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, пеней и штрафов, расходов на выплату страхового обеспечения и расчетов по средствам обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.


В данном случае формирования каких-либо обязательных регистров учета не требуется.


Соответствующие данные могут формироваться в рамках бухгалтерского (бюджетного) учета. Однако необходимо предусмотреть соответствующие субсчета и (или) иным образом обеспечить формирование данных с начала соответствующего календарного года.


При всем этом новая форма карточки предусматривает и формирование показателей согласно требованиям приказа № 908н.


В отдельном порядке организации и иные страхователи должны учитывать:
– суммы начисленных в ФСС России страховых взносов, пеней и штрафов;
– суммы уплаченных (перечисленных) в ФСС России страховых взносов, пеней и штрафов;
– суммы произведенных расходов на выплату страхового обеспечения (по каждому из видов расходов, указанных в п. 5 утвержденного Порядка);
– расчеты по средствам обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством с территориальным органом ФСС России, а именно суммы, подлежащие уплате в ФСС России, и суммы, полученные от территориального органа ФСС России в порядке возмещения суммы перерасхода и (или) по иным основаниям.


В отдельном порядке должны учитываться расходы, которые работодатели осуществляют из средств социального страхования, и которые в дальнейшем будут восстановлены в пользу ФСС России из федерального бюджета посредством осуществления межбюджетных трансфертов. Имеются в виду расходы на:
– выплату пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам в размерах, сверх установленных Федеральным законом № 255-ФЗ, в пользу граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и приравненных к ним категорий лиц;
– выплату пособий по временной нетрудоспособности, пособий по беременности и родам в размерах, связанных с включением в страховой стаж периодов военной и правоохранительной службы в соответствии с положениями ч. 1.1 ст. 16 Федерального закона № 255-ФЗ;
– оплату четырех дополнительных выходных дней в месяц для ухода за детьми-инвалидами.


Приведенные выше расходы, которые организации должны учитывать в отдельном порядке, отражаются ими в графе 5 «в т. ч. за счет средств, финансируемых из федерального бюджета» таблицы 2, а также в таблице 5 «Расшифровка выплат, произведенных за счет средств федерального бюджета» Расчета по форме 4-ФСС, представляемого по итогам отчетного периода (первый квартал, полугодие, 9 месяцев и год) в ФСС России.


В случае невыполнения требования об отдельном учете и отражении в отчетности вышеуказанных расходов организации могут быть привлечены к установлен ной действующим законодательством ответственности.

 

15.10.2019

Также по этой теме:


Ранее просмотренные страницы

Список просмотренных товаров пуст
Список сравниваемых товаров пуст
Список избранного пуст
Ваша корзина пуста