Страховые взносы-2016. Тарифы прежние




А. В. Полетаев


Как правило, ставки страховых взносов периодически изменяются. Однако в этом году они остались прежними. И все же нововведения есть.


Новая форма ежемесячной персонифицированной отчетности
Начиная с отчетности за апрель 2016 г. выступающие в качестве страхователей организации должны ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом (месяцем), представлять в Пенсионный фонд о каждом работающем у него застрахованном лице сведения о его страховом номере индивидуального лицевого счета (СНИЛС), фамилии, имени и отчестве, а также идентификационный номер налогоплательщика.


Соответствующие нормы закреплены в п. 2.2 ст. 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования». Изменения были приняты Федеральным законом от 29 декабря 2015 г. № 385-ФЗ «О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий».


Форма сведений утверждена постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 1 февраля 2016 г. № 83п. Форма получила название CЗВ-М «Сведения о застрахованных лицах».


Ежемесячно необходимо будет сообщать данные о работниках, с которыми в отчетном периоде заключены, продолжают действовать или прекращены трудовые договоры, гражданско-правовые договоры, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.


Фактически отчет представляет собой список занятых лиц с указанием по каждому из них СНИЛС (обязателен для заполнения) и ИНН (заполняется при наличии у работодателя данных об ИНН конкретного физического лица). С учетом обязательности указания СНИЛС необходимо взвешивать решение о приеме на работу сотрудника, не имеющего данного номера, в конце месяца.


Отчетность должна представляться ежемесячно. Первый раз отчет представляется по итогам апреля 2016 г. до 10 мая 2016 г.


С введением отчета № СЗВ-М не отменяется обязанность представлять ежеквартальную персонифицированную отчетность в составе отчета РСВ-1 ПФР (раздел 6 данной формы).


Введение отчета обусловлено необходимостью установления факта работы лицом, получающим страховую пенсию. Согласно принятым изменениям в пенсионном законодательстве, с 2016 г. работающие пенсионеры получают страховую пенсию и фиксированную выплату к ней без учета плановых индексаций.


При установлении факта занятости указанного лица на основании представленной страхователями отчетности Пенсионный фонд Российской Федерации будет принимать решение о выплате страховой пенсии без предусмотренной индексации.


Напомним, что с 1 февраля 2016 г. индексация осуществлена на 4,0%.


Необходимо также учитывать, что индексация страховых пенсий в феврале 2016 г. распространяется только на пенсионеров, которые не осуществляли трудовую деятельность по состоянию на 30 сентября 2015 г. Если пенсионер относится к категории самозанятого населения, то есть состоит на учете в Пенсионном фонде как индивидуальный предприниматель, нотариус, адвокат и т. п., такой пенсионер будет считаться работающим, если он состоял на учете в Пенсионном фонде по состоянию на 31 декабря 2015 г.


В случае если пенсионер прекратил трудовую деятельность в период с 1 октября 2015 г. по 31 марта 2016 г., он может уведомить об этом Пенсионный фонд самостоятельно. Для этого необходимо подать в территориальное отделение Пенсионного фонда заявление и представить соответствующие документы. Это можно сделать до 31 мая 2016 г.


После рассмотрения заявления со следующего месяца пенсионеру начнется выплата страховой пенсии с учетом индексации. То есть если пенсионер прекратил работать после проведения индексации, то со следующего после подачи заявления месяца он будет получать уже увеличенный благодаря индексации размер страховой пенсии и фиксированной выплаты к ней. Начиная с апреля 2016 г. факт осуществления работы пенсионером будет устанавливаться Пенсионным фондом автоматически на основании представленной страхователями отчетности.


Ответственность за нарушение правил представления ежемесячной персонифицированной отчетности
За непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений по форме СЗВ-М к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица. Таковы положения ст. 17 Федерального закона № 27-ФЗ.


Фактически это означает, что в случае запоздалого представления отчета (хотя бы на один день) размер штрафа составит следующую величину: количество физических лиц умножить на 500 руб. Представляется, что данная норма законодательства станет предметом судебных разбирательств – уж очень обременительна такая санкция и не соответствует сути нарушения.


Взыскание суммы штрафа производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, аналогичном порядку, установленному ст. 19 и 20 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».


«Текущие» ставки страховых взносов продлены до конца 2018 года
Напомним, что до 2012 г. страховые взносы начислялись исключительно на выплаты и вознаграждения, составлявшие с начала соответствующего календарного года величину «единой» предельной базы. Как только в пользу отдельно взятого сотрудника или иного лица, связанного с плательщиком договором гражданско-правового характера и (или) авторским договором, с начала соответствующего календарного года было начислено выплат и вознаграждений в размере предельной базы, страховые взносы с сумм в пользу указанного лица не уплачивались вовсе.


С 2012 г. уплата страховых взносов обычными страхователями (не пользующимися льготами на применение пониженных ставок взносов) производится и с суммы, превышающей предельную базу. Плюс к этому сверх предельной базы должны уплачиваться и дополнительные страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, введенные с 2013 г.


В период с 2015 по 2018 г. страховые взносы на обязательное медицинское страхование плательщиками страховых взносов из категорий, которые не применяют льготные ставки по взносам, должны также уплачиваться без соблюдения величины предельной базы.


Исходя из приведенных положений в общем порядке (без учета права отдельных плательщиков взносов на соответствующие льготы) страховые взносы должны уплачиваться по следующим тарифам:



Применение схемы уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд «22% в пределах базы + 10% сверх базы» продлено до конца 2018 г. Федеральным законом от 28 ноября 2015 г. № 347-ФЗ «О внесении изменений в статью 33.1 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и статью 58.2 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования». Согласно ранее принятым решениям последним годом применения данного варианта являлся 2015, а затем – 2017 г.


В отношении выплат и иных вознаграждений в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих в Российской Федерации (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»), применяется тариф страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации 1,8% (ч. 3 ст. 58.2 Федерального закона № 212-ФЗ).


Учитываем показатель предельной базы для начисления страховых взносов
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона № 212-ФЗ база для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, включаемых в объект обложения страховыми взносами, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц. Исключение составляют суммы, указанные в ст. 9 Федерального закона № 212-ФЗ. Данной статьей закона определены суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами.


Именно за вычетом перечисленных в ст. 9 Федерального закона № 212-ФЗ сумм формируется база, в отношении которой применяются установленные тарифы страховых взносов.


Показатель базы для начисления страховых взносов имеет предельное значение, по достижении которого страховые взносы по общим правилам не начисляются.


Исключение сделано для отдельных страховых взносов, которые в установленных случаях исчисляются с выплат и вознаграждений, превышающих предельную величину базы для начисления страховых взносов.


На 2010 г. предельная величина базы для начисления страховых взносов была определена в размере 415 000 руб. Начиная с 2011 г. предельная величина базы для начисления страховых взносов подлежит ежегодной (с 1 января соответствующего года) индексации с учетом роста средней заработной платы в Российской Федерации. При этом размер указанной предельной величины базы для начисления страховых взносов определяется и устанавливается Правительством Российской Федерации. Размер предельной величины базы для начисления страховых взносов округляется до полных тысяч рублей. Сумма 500 руб. и более округляется до полной тысячи рублей, а сумма менее 500 руб. отбрасывается.


Предельная величина базы для начисления страховых взносов до 2015 г. составляла:
– в 2010 г. – 415 000 руб.;
– в 2011 г. – 463 000 руб. (постановление Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2010 г. № 933);
– в 2012 г. – 512 000 руб. (постановление Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2011 г. № 974);
– в 2013 г. – 568 000 руб. (постановление Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2012 г. № 1276);
– в 2014 г. – 624 000 руб. (постановление Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2013 г. № 1101).


Согласно ч. 5.1 ст. 8 Федерального закона № 212-ФЗ (в редакции Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 421-ФЗ) на период 2015–2021 гг. предельная величина базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, ежегодно устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом определенного на соответствующий год размера средней заработной платы в Российской Федерации, увеличенного в 12 раз, и следующих применяемых к нему повышающих коэффициентов на соответствующий финансовый год:



Таким образом, начиная с 2015 г. предусматриваются различия в формировании значения предельной базы в части страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Плюс к этому согласно Федеральному закону от 1 декабря 2014 г. № 406-ФЗ страховые взносы на обязательное медицинское страхования в период с 2015 по 2018 г. должны уплачиваться без соблюдения предельной базы для начисления страховых взносов.


Соответственно, с указанного периода величина предельной базы для начисления страховых взносов составляет:



Сроки уплаты страховых взносов
В соответствии с п. 5 ст. 15 Федерального закона № 212-ФЗ ежемесячный обязательный платеж подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется данный ежемесячный платеж. Если указанный срок уплаты ежемесячного обязательного платежа приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.


В этой части изменений не произошло, и страховые взносы на обязательное социальное страхование, обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование должны уплачиваться до 15-го числа следующего месяца.


Уточнениям подвергнуты сроки уплаты страховых взносов на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Напомним, что до 2016 г. указанные взносы должны были уплачиваться ежемесячно в срок, установленный для получения (перечисления) в банках (иных кредитных организациях) средств на выплату заработной платы за истекший месяц.


С 2016 г. согласно новой редакции п. 4 ст. 22 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» страховые взносы на ОСНС должны уплачиваться ежемесячно в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляются страховые взносы. Если указанный срок уплаты приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным или нерабочим праздничным, днем окончания срока считается ближайший, следующий за ним рабочий день.


В полной мере приведенные положения касаются и страховых взносов на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, которые начисляются в соответствующих случаях на выплаты по договорам гражданско-правового характера. При этом в п. 1 ст. 5 Федерального закона № 125-ФЗ уточнено, что обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежат физические лица, выполняющие работу на основании договора гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и (или) оказание услуг (до 2016 г. – на основании договора гражданско-правового характера), договора авторского заказа, если в соответствии с указанным договором страхователь обязан уплачивать страховые взносы в ФСС России.


Новые меры ответственности за нарушения в сфере социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
Согласно новой редакции п. 1 ст. 19 Федерального закона № 125-ФЗ непредставление страхователем предусмотренной отчетности в территориальный орган страховщика по месту своего учета в установленный срок влечет взыскание штрафа в размере 5% суммы страховых взносов, начисленной к уплате за последние 3 месяца отчетного (расчетного) периода, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1000 руб.


В свою очередь, отказ в представлении или непредставление в установленный срок страхователем в территориальный орган ФСС России документов (копий документов), необходимых для осуществления контроля за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты (перечисления) страховых взносов на ОСНС, влечет взыскание штрафа в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ. Соответственно, в п. 2 ст. 17 Федерального закона № 125-ФЗ закреплена обязанность организаций представлять документы, подтверждающие правильность исчисления, своевременность и полноту уплаты (перечисления) страховых взносов и правильность расходов на выплату обеспечения по страхованию застрахованным лицам. При этом указанные документы могут быть представлены в форме электронных документов и переданы с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.


Привлечение страхователя к ответственности осуществляется ФСС России в порядке, аналогичном порядку, установленному ст. 40–43 и 45 Федерального закона № 212-ФЗ.


По договору о предоставлении персонала тариф взносов на «несчастные случаи» определяется тарифом принимающей стороны
В соответствии с п. 2.1 ст. 22 Федерального закона № 125-ФЗ организации, направляющие временно своих работников по договору о предоставлении труда работников (персонала) в случаях и на условиях, которые установлены ТК РФ, Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», другими федеральными законами, для работы у другого юридического лица или индивидуального предпринимателя, уплачивают страховые взносы с заработка направленных временно работников исходя из страхового тарифа, определяемого в соответствии с основным видом экономической деятельности принимающей стороны.


Учитываться должны также надбавки и скидки к страховому тарифу, устанавливаемые с учетом результатов специальной оценки условий труда на рабочих местах, на которых фактически работают направленные временно работники.


Для реализации приведенных положений принимающая сторона представляет кадровому агентству сведения о своем основном виде экономической деятельности, результатах специальной оценки условий труда на рабочих местах и иные сведения, необходимые для определения страхового тарифа и установления надбавок и скидок к страховому тарифу. Соответствующие изменения приняты Федеральным законом от 5 мая 2014 г. № 116-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

23.12.2020

Также по этой теме: