Страховые взносы – 2017. Новые правила исчисления и уплаты (Продолжение, начало см. «ЗП» № 11, 12/2016 г., № 1, 2/2017 г.)




С. Н. Смирнов


В соответствии с положениями Указа Президента Российской Федерации от 15 января 2016 г. № 13 было поручено внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекты федеральных законов, предусматривающих возложение на уполномоченный федеральный орган исполнительной власти функций по администрированию страховых взносов.


Данное поручение выполнено, и с 2017 г. функции по администрированию страховых взносов переданы Федеральной налоговой службе. Исключение составляют только страховые взносы в рамках обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, администрирование которых оставлено за ФСС России.


Соответствующие решения оформлены следующими нормативными правовыми актами:
– Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» (далее по тексту статьи – Федеральный закон № 243-ФЗ);
– Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» (далее по тексту – Федеральный закон № 250-ФЗ).


Принятые с 2017 г. правила исчисления и уплаты страховых взносов уточнены в соответствии с положениями Федерального закона от 30 ноября 2016 г. № 401-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 401-ФЗ).


С 2017 г. правила исчисления и уплаты страховых взносов регулируются в соответствии с положениями гл. 34 НК РФ.


Сохранена обязанность по уплате дополнительных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование
Действующее с 2013 г. законодательство устанавливает два основания для уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по дополнительным тарифам:
1) страховые взносы по дополнительному тарифу за застрахованных лиц, занятых на соответствующих видах работ, указанных в подп. 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии;
2) страховые взносы по дополнительному тарифу за застрахованных лиц, занятых на соответствующих видах работ, указанных в подп. 2–18 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии.


Начиная с 2014 г. страховые взносы на обязательное пенсионное страхование по дополнительным тарифам в общем случае должны уплачиваться исходя из класса (подкласса) условий труда на рабочих местах соответствующих категорий работников, выявленных по итогам специальной оценки условий труда. В данном случае взносы уплачиваются по следующим тарифам:



С 2017 г. обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное  страхование по дополнительным тарифам закреплена в п. 3 ст. 428 НК РФ.


Приведенные тарифы применяются независимо от того, в каком списке оговорена та или иная должность (профессия) работника, его производство.


Для применения приведенных тарифов организации вправе в настоящее время использовать материалы проведенной ранее аттестации рабочих мест. Как зафиксировано в п. 5 ст. 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда», для уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по дополнительным тарифам результаты проведенной аттестации рабочих мест действительны до окончания срока их действия, но не более чем до 31 декабря 2018 г. включительно.


Напомним, что итоги проведенной ранее аттестации действительны в течение 5 лет.


В случае же если аттестация рабочих мест в организации не была проведена и (или) итоги данной процедуры уже недействительны (период – 5 лет после окончания), рассматриваемые страховые взносы должны уплачиваться по тарифам, установленным пп. 1 и 2 ст. 428 НК РФ.
– в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (так называемый Список № 1) – дополнительный тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 9%;
– в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в п. 2–18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (так называемые Список № 2 и малые «отраслевые» списки) – дополнительный тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 6%.


Нововведением является то обстоятельство, что платежи по дополнительным тарифам на обязательное пенсионное страхование с 1 января 2017 г. разделены на разные коды КБК, представленные в таблице:



Действие пониженной шкалы для IT-компаний продлено до 2023 года
Действие пониженных тарифов страховых взносов для российских организаций, которые осуществляют деятельность в области информационных технологий, продлено до 2023 г. Изменения приняты Федеральным законом от 28 декабря 2016 г. № 475-ФЗ «О внесении изменений в статью 105.14 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации».


При этом предусмотрена «единая» шкала (тогда как ранее тарифы с каждым годом должны были возрастать, как это предусмотрено для хозяйственных обществ и хозяйственных партнерств, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности, а также для организаций, заключивших с органами управления особыми экономическими зонами соглашения об осуществлении технико-внедренческой деятельности):
– на обязательное пенсионное страхование – 8,0%;
– на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством – 2,0%;
– на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих в Российской Федерации (за исключением высококвалифицированных специалистов), – 1,8%;
– на обязательное медицинское страхование – 4,0%.


Льгота может применяться российскими организациями, которые осуществляют деятельность в области информационных технологий (за исключением организаций, заключивших с органами управления особыми экономическими зонами соглашения об осуществлении технико-внедренческой деятельности и производящих выплаты физическим лицам, работающим в технико-внедренческой особой экономической зоне или промышленно-производственной особой экономической зоне), разрабатывают и реализуют разработанные ими программы для ЭВМ, базы данных на материальном носителе или в форме электронного документа по каналам связи независимо от вида договора и (или) оказывают услуги (выполняют работы) по разработке, адаптации, модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), устанавливают, тестируют и сопровождают программы для ЭВМ, баз данных.


Условия для применения установленных льгот закреплены в п. 5 ст. 427 НК РФ:
1) для вновь созданных организаций:
– получение документа о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (имеются в виду положения постановления Правительства Российской Федерации от 6 ноября 2017 г. № 758);
– доля доходов от реализации продукции IT-технологий, а также услуг (работ) по установке, тестированию и сопровождению указанных программ для ЭВМ, баз данных по итогам отчетного (расчетного) периода составляет не менее 90% в сумме всех доходов организации за указанный период;
– среднесписочная численность работников за расчетный (отчетный) период составляет не менее семи человек;
2) для организаций, не являющихся вновь созданными:
– получение документа о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
– доля доходов от реализации продукции IT-технологий, а также услуг (работ) по установке, тестированию и сопровождению указанных программ для ЭВМ, баз данных по итогам 9 месяцев года, предшествующего году перехода организации на уплату страховых взносов по пониженным тарифам, составляет не менее 90% в сумме всех доходов организации за указанный период;
– средняя численность работников, определяемая в порядке, устанавливаемом Росстатом, за 9 месяцев года, предшествующего году перехода организации на уплату страховых взносов по пониженным тарифам, составляет не менее семи человек.


В целях применения льготы сумма доходов определяется по данным налогового учета организации в соответствии со ст. 248 НК РФ, и при этом в нее не включаются доходы, указанные в пп. 2 и 11 (курсовая разница) части второй ст. 250 НК РФ.


В случае если по итогам расчетного (отчетного) периода организация не выполняет хотя бы одно условие, а также в случае лишения ее государственной аккредитации такая организация лишается права применять тарифы страховых взносов с начала расчетного периода, в котором допущено несоответствие установленным условиям или аннулирована государственная аккредитация.


Пониженные тарифы страховых взносов Плательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения В случае если организация применяет в установленном порядке упрощенную систему налогообложения и занята в сфере социального обслуживания населения или в сфере производства, она вправе с 2011 г. с выплат в пользу работников, занятых в рамках указанных видов деятельности, применять льготные тарифы страховых взносов. Такое право указанных организаций на период 2017 и 2018 гг. закреплено в подп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ.


Льгота установлена для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, основным видом экономической деятельности (классифицируемым на основании кодов видов деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности) которых являются:
– производство пищевых продуктов;
– производство минеральных вод и других безалкогольных напитков;
– текстильное и швейное производство;
– производство кожи, изделий из кожи и производство обуви;
– обработка древесины и производство изделий из дерева;
– химическое производство;
– производство резиновых и пластмассовых изделий;
– производство прочих неметаллических минеральных продуктов;
– производство готовых металлических изделий;
– производство машин и оборудования;
– производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования;
– производство транспортных средств и оборудования;
– производство мебели;
– производство спортивных товаров;
– производство игр и игрушек;
– научные исследования и разработки;
– образование;
– здравоохранение и предоставление социальных услуг;
– деятельность спортивных объектов;
– прочая деятельность в области спорта;
– обработка вторичного сырья;
– строительство;
– техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств;
– удаление сточных вод, отходов и аналогичная деятельность;
– транспорт и связь;
– предоставление персональных услуг;
– производство целлюлозы, древесной массы, бумаги, картона и изделий из них;
– производство музыкальных инструментов;
– производство различной продукции, не включенной в другие группировки;
– ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования;
– управление недвижимым имуществом;
– деятельность, связанная с производством, прокатом и показом фильмов;
– деятельность библиотек, архивов, учреждений клубного типа (за исключением деятельности клубов);
– деятельность музеев и охрана исторических мест и зданий;
– деятельность ботанических садов, зоопарков и заповедников;
– деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий, за исключением организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих иные «льготные» ставки по страховым взносам;
– розничная торговля фармацевтическими и медицинскими товарами, ортопедическими изделиями;
– производство гнутых стальных профилей;
– производство стальной проволоки.


Взносы такими организациями (работодателями) должны уплачиваться по следующим тарифам (под.3 п. 2 ст. 427 НК РФ):



При этом льготу соответствующие плательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, вправе применять, если их доходы за налоговый период не превышают 79 млн руб.


Для применения льготы соответствующий вид экономической деятельности признается основным видом экономической деятельности при условии, что доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по данному виду деятельности составляет не менее 70% в общем объеме доходов. В данном случае сумма доходов определяется в соответствии со ст. 346.15 НК РФ.


В случае если по итогам расчетного (отчетного) периода основной вид экономической деятельности организации или индивидуального предпринимателя не соответствует заявленному основному виду экономической деятельности, а также если организация или индивидуальный предприниматель превысили за налоговый период ограничение в 79 млн руб., они лишаются права применять «льготные» тарифы страховых взносов с начала расчетного (отчетного) периода, в котором допущено это несоответствие. Сумма страховых взносов подлежит восстановлению и уплате в установленном порядке.


Необходимо учитывать, что с 2017 г. применению подлежит Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, утвержденный приказом Росстандарта от 31 января 2014 г. № 14-ст (ОК 029-2014). Положения нового справочника необходимо учесть при решении вопроса о правомерности применения льгот по уплате страховых взносов с 2017 г. В частности, как отмечено в письме Минфина России от 9 ноября 2016 г. № 03-11-06/2/65561, с 2017 г. деятельность туристических агентств не относится к виду деятельности «транспорт и связь», а потому организации с указанным основным видом деятельности рассматриваемую льготу применять не вправе. Такая деятельность с 2017 г. относится к коду ОКВЭД 79.11 и входит в раздел N «Деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги».


Аптечные организации
Плательщики единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности из числа аптечных организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность, вправе применять пониженные тарифы страховых взносов, установленные подп. 6 п. 1 ст. 427 НК РФ.


Льгота подлежит применению исключительно в отношении выплат и вознаграждений, производимых физическим лицам, которые в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» имеют право на занятие фармацевтической деятельностью или допущены к ее осуществлению.


Тариф взносов тот же, что и для организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения. Таким образом, в течение 2017–2018 гг. указанные плательщики вправе уплачивать страховые взносы с выплат в пользу соответствующих лиц исключительно на обязательное пенсионное страхование по ставке 20% и только в пределах установленной базы.


Плательщики, производящие выплаты в пользу членов экипажей судов
В соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 327 НК РФ право на применение пониженных тарифов страховых взносов сохранили плательщики, производящие выплаты и иные вознаграждения членам экипажей судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов. Льгота предусматривается исключительно в отношении выплат и вознаграждений за исполнение трудовых обязанностей члена экипажа судна.


Тариф взносов составляет 0% и подлежит применению в течение 2017–2027 гг. (подп. 2 п. 2 ст. 427 НК РФ).


Исключение составляют суда, используемые для хранения и перевалки нефти, нефтепродуктов в морских портах Российской Федерации. В данном случае должны применяться общеустановленные правила исчисления страховых взносов.


«Статусные» организации
В соответствии с п. 1 ст. 427 НК РФ страховые взносы по пониженным тарифам вправе уплачивать следующие работодатели:
– организации, получившие статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 г. № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково» (подп. 10 п. 1 ст. 427 НК РФ);
– организации и индивидуальные предприниматели, получившие статус участника свободной экономической зоны в соответствии с Федеральным законом от 29 ноября 2014 г. № 377-ФЗ «О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (подп. 11 п. 1 ст. 427 НК РФ);
– организации и индивидуальные предприниматели, получившие статус резидента территории опережающего социально-экономического развития в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» (подп. 12 п. 1 ст. 427 НК РФ);
– организации и индивидуальные предприниматели, получившие статус резидента свободного порта Владивосток в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 212-ФЗ «О свободном порте Владивосток» (подп. 13 п. 1 ст. 427 НК РФ).


Указанные выше «резиденты» Сколково с выплат в пользу физических лиц уплачивают страховые взносы только на обязательное пенсионное страхование по тарифу 14,0% и только в пределах установленной базы. Тарифы страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование составляют 0%.


Соответствующую льготу плательщики применяют в течение 10 лет со дня получения ими статуса участника проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов согласно Федеральныму закону № 244-ФЗ начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором ими был получен статус участника проекта.


Пониженные тарифы страховых взносов не применяются для участника проекта с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором совокупный размер прибыли участника проекта превысил 300 млн руб. Указанный совокупный размер прибыли рассчитывается в соответствии с гл. 25 НК РФ нарастающим итогом начиная с 1-го числа года, в котором годовой объем выручки от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), полученной этим участником проекта, превысил 1 млрд руб. Информацию о получении и об утрате организациями статуса участника проекта в налоговые органы представляет организация, признаваемая управляющей компанией в соответствии с Федеральным законом № 244-ФЗ в порядке, определенном соглашением об информационном обмене.


Для организаций, утративших статус участника проекта, пониженные тарифы страховых взносов не применяются с 1-го числа месяца, в котором организация утратила статус участника проекта.


Сумма страховых взносов, подлежащая уплате за расчетный (отчетный) период, в котором произошло превышение или плательщик страховых взносов утратил статус участника проекта, подлежит восстановлению и уплате в установленном порядке со взысканием с плательщика соответствующих сумм пеней.


Иные вышеуказанные «льготники» применяют следующие тарифы:
– на обязательное пенсионное страхование – 6,0%;
– на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством – 1,5%;
– на обязательное медицинское страхование – 0,1%.


Пониженные тарифы применяются в течение 10 лет со дня получения ими статуса участника свободной экономической зоны, резидента территории опережающего социально-экономического развития, резидента свободного порта Владивосток начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором ими был получен такой статус.


Для плательщиков, утративших статус участника свободной экономической зоны, резидента территории опережающего социально- экономического развития, резидента свободного порта Владивосток, пониженные тарифы страховых взносов не применяются с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором ими утрачен такой статус.


Следует также учитывать, что пониженные тарифы страховых взносов применяются в отношении участников свободной экономической зоны, резидента территории опережающего социально-экономического развития, резидента свободного порта Владивосток, получивших такой статус не позднее чем в течение трех лет со дня создания соответствующей свободной экономической зоны, территории опережающего социально-экономического развития.


Отдельные некоммерческие организации
Претендовать на применение пониженных тарифов страховых взносов в течение 2017 и 2018 гг. вправе и следующие работодатели:
– некоммерческие организации (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), зарегистрированных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, применяющие упрощенную систему налогообложения и осуществляющие в соответствии с учредительными документами деятельность в области социального обслуживания граждан, научных исследований и разработок, образования, здравоохранения, культуры и искусства (деятельность театров, библиотек, музеев и архивов) и массового спорта (за исключением профессионального) (подп. 7 п. 1 ст. 427 НК РФ);
– благотворительные организации, зарегистрированные в установленном законодательством Российской Федерации порядке и применяющие упрощенную систему налогообложения (подп. 8 п. 1 ст. 427 НК РФ).


Данные плательщики в течение 2017–2018 гг. с выплат в пользу работников вправе уплачивать только страховые взносы на обязательное пенсионное страхование по тарифу 20,0%. Льгота применяется, если доходы за налоговый период не превышают 79 млн руб.


Отдельные категории плательщиков
В соответствии с подп. 1 и 2 п. 1 ст. 427 НК РФ право на пониженные тарифы страховых взносов имеют следующие категории плательщиков:
– хозяйственные общества и хозяйственные партнерства, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям, участникам (в том числе совместно с другими лицами) таких хозяйственных обществ, участникам таких хозяйственных партнерств – бюджетным научным учреждениям и автономным научным учреждениям либо образовательным организациям высшего образования, являющимся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями;
– организации и индивидуальные предприниматели, заключившие с органами управления особыми экономическими зонами соглашения об осуществлении технико-внедренческой деятельности и производящие выплаты физическим лицам, работающим в технико-внедренческой особой экономической зоне или промышленно-производственной особой экономической зоне, для организаций и индивидуальных предпринимателей, заключивших соглашения об осуществлении туристско-рекреационной деятельности и производящих выплаты физическим лицам, работающим в туристско-рекреационных особых экономических зонах, объединенных решением Правительства Российской Федерации в кластер.


Указанные работодатели пониженные тарифы применяют в течение 2017–2019 гг. по следующим ставкам (в пределах установленной предельной величины):
– на обязательное пенсионное страхование в 2017 г. – 8,0%, 2018 г. – 13,0%, 2019 г. – 20,0%;
– на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в 2017 г. – 2,0%, 2018 г. – 2,9%, 2019 г. – 2,9%;
– на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих в Российской Федерации (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»), – 1,8%;
– на обязательное медицинское страхование в 2017 г. – 4,0%, 2018 г. – 5,1%, 2019 г. – 5,1%.


Условия для применения льгот закреплены в п. 4 ст. 427 НК РФ.


Тарифы дополнительных страховых взносов
Отдельные категорий плательщиков
В соответствии с п. 1 ст. 429 НК РФ в отношении выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, применяется тариф страховых взносов на дополнительное социальное обеспечение данных работников в размере 14%.


В свою очередь, на основании п. 2 ст. 429 НК РФ в отношении выплат и иных  вознаграждений, начисленных в пользу работников, непосредственно занятых полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля и сланца и на строительстве шахт, и работников ведущих профессий – горнорабочих очистного забоя, проходчиков, забойщиков на отбойных молотках, машинистов горных выемочных машин, применяется тариф страховых взносов на дополнительное социальное обеспечение данных работников в размере 6,7%.


Перечни плательщиков, применяющих тариф страховых взносов на дополнительное социальное обеспечение членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, а также отдельных категорий работников организаций угольной промышленности, устанавливаются в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 27 ноября 2001 г. № 155-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации» и Федеральным законом от 10 мая 2010 г. № 84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности».


Новый состав отчетности по страховым взносам
В состав представляемой с 2017 г. отчетности по страховым взносам включены формы, представленные в таблице:



Ежеквартальная отчетность в налоговые органы
В соответствии с п. 7 ст. 431 НК РФ плательщики взносов из числа работодателей представляют расчет по страховым взносам не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом, в налоговый орган как по месту нахождения организации, так и по месту нахождения обособленных подразделений организаций, которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц.


В случае если в представляемом расчете сведения о совокупной сумме страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, исчисленных плательщиком за каждый из последних трех месяцев расчетного (отчетного) периода в целом по плательщику страховых взносов исходя из базы для исчисления страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию, не превышающих предельной величины, не соответствуют сведениям о сумме исчисленных страховых взносов на обязательное страхование по каждому застрахованному лицу за указанный период и (или) указаны недостоверные персональные данные, идентифицирующие застрахованных физических лиц, такой расчет считается непредставленным, о чем плательщику не позднее дня, следующего за днем получения расчета в электронной форме (10 дней, следующих за днем получения расчета в бумажном виде), направляется соответствующее уведомление.


В пятидневный срок с даты направления в электронной форме указанного уведомления (десятидневный срок с даты направления такого уведомления в бумажном виде) плательщик страховых взносов обязан представить расчет, в котором устранено указанное несоответствие. В таком случае датой представления указанного расчета считается дата представления расчета, признанного первоначально не представленным.


При проведении камеральной налоговой проверки расчета по страховым взносам налоговый орган вправе истребовать в установленном порядке у плательщика страховых взносов сведения и документы, подтверждающие обоснованность отражения сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, и применения пониженных тарифов страховых взносов. Соответствующие положения закреплены в п. 8.6 ст. 88 НК РФ.


Непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок расчета по страховым взносам в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5% не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога (страховых взносов), подлежащей уплате (доплате) на основании этого расчета по страховым взносам, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1000 руб. Таковы положения п. 1 ст. 119 НК РФ.


Несоблюдение порядка представления расчета в электронной форме (необходимо представлять при численности 25 человек и более) наказывается штрафом в размере 200 руб. (ст. 119.1 НК РФ).


Отчетность в Пенсионный фонд Российской Федерации
Согласно положениям п. 2 ст. 8 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (в редакции изменений, принятых Федеральным законом № 250-ФЗ) сведения для индивидуального (персонифицированного) учета, представляемые в органы Пенсионного фонда Российской Федерации, представляются в соответствии с порядком и инструкциями, устанавливаемыми Пенсионным фондом Российской Федерации. В частности, Пенсионным фондом определяются формы и форматы сведений для индивидуального (персонифицированного) учета, а также порядок их заполнения. На момент подготовки данной статьи соответствующие документы приняты только в отношении ежемесячных сведений по форме СЗВ-М.


Необходимо учитывать, что согласно п. 4 ст. 11 Федерального закона № 27-ФЗ копия персонифицированных сведений передается страхователем застрахованному лицу не позднее пяти календарных дней со дня его обращения.


В день увольнения работника или в день прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах либо Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» начисляются страховые взносы, работодатель обязан передать ему соответствующие сведения персонифицированной отчетности.


Отчетность в Фонд социального страхования Российской Федерации
В соответствии с положениями ст. 24 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» организации ежеквартально представляют в установленном порядке территориальному органу ФСС России по месту их регистрации расчет по форме 4-ФСС:
а) в бумажном виде – не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом;
б) форме электронного документа – не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.

03.08.2021

Также по этой теме:


Список просмотренных товаров пуст
Список сравниваемых товаров пуст
Список избранного пуст
Ваша корзина пуста