Опубликовано в журнале "«Заработная плата. Расчеты, учет, налоги» с вкладкой «Документы и комментарии»" №10 год - 2017
А. В. Полетаев
Как уже отмечалось на страницах журнала(1), налоговые органы приняли решение сопоставлять расчетные (облагаемые) базы по НДФЛ и страховым взносам.
В случае неприменения определенной формулы и (или) значительного расхождения в данных отчетности, от организаций могут потребовать соответствующих пояснений.
Речь в данном случае идет о письме ФНС России от 30 июня 2017 г. № БС-411/12678, которым доведены контрольные соотношения показателей формы расчета по страховым взносам. Согласно формуле 2.2 контрольных соотношений сумма начисленного дохода по НДФЛ, за исключением сумм дивидендов, должна быть больше либо равна базе для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Применительно к строкам отчетных форм подлежит применению следующая формула:
Строка 020 «Сумма начисленного дохода» раздела 1 формы 6-НДФЛ – Строка 025 «В том числе сумма начисленного дохода в виде дивидендов» данного отчета > = Строка 050 «База для исчисления страховых взносов» графы 1 «Всего с начала расчетного периода» подраздела 1.1 «Расчет сумм взносов на обязательное пенсионное страхование» раздела 1 «Сводные данные об обязательствах плательщика страховых взносов» расчета по страховым взносам.
В случае невыполнения данного соотношения специалистам налоговых органов предписывается направить налогоплательщику требование о представлении пояснений. По информации налоговых органов, их заинтересует и значительное (10% и более) отличие базы по НДФЛ от базы по страховым взносам.
(1) См. статьи «Соотношение учитываемых баз по страховым взносам на обязательное социальное страхование и налогу на доходы физических лиц» («ЗП» № 8/2017 г.) и «Новая отчетность по страховым взносам (ежеквартальный расчет)» («ЗП» № 9/2017 г.).
Плюс к этому по итогам рассмотрения отчетности и пояснений организации ее руководитель может быть приглашен на заседание комиссии по легализации налоговой базы и базы по страховым взносам. Этому посвящены положения письма ФНС России от 25 июля 2017 г. № ЕД-4-15/14490.
При всем этом сравнение расчетных баз имеет как минимум один положительный момент. Отныне налоговые органы и Минфин России стремятся трактовать положения действующего законодательства о порядке обложения выплат НДФЛ и страховыми взносами одинаково.
Случаи невыполнения установленного соотношения расчетных баз
В большинстве случаев показатель налоговой базы по НДФЛ должен превышать расчетную базу по страховым взносам.
Объясняется это положениями ст. 210 НК РФ, согласно которой при определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды.
В полной мере в налоговую базу по данному налогу подлежат включению:
1) заработная плата и иные выплаты, производимые работникам организации в связи с наличием трудовых отношений;
2) доходы по любым гражданско-правовым договорам, включая договоры дарения;
3) оплата (полностью или частично) за работника организациями товаров (работ, услуг) или имущественных прав, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в интересах налогоплательщика (подп. 1 п. 2 ст. 211 НК РФ);
4) полученные налогоплательщиком товары, выполненные в интересах налогоплательщика работы, оказанные в его интересах услуги на безвозмездной основе или с частичной оплатой (подп. 2 п. 2 ст. 211 НК РФ);
5) материальная выгода, полученная от экономии на процентах за пользование налогоплательщиком заемными (кредитными) средствами (п. 1 ст. 212 НК РФ);
6) материальная выгода, полученная от приобретения товаров (работ, услуг) в соответствии с гражданско-правовым договором у физических лиц, организаций и индивидуальных предпринимателей, являющихся взаимозависимыми по отношению к налогоплательщику (п. 2 ст. 212 НК РФ);
7) доходы по договорам страхования (ст. 213, 213.1 НК РФ);
8) доходы от долевого участия (ст. 214, 214.1, 214.2, 214.3 НК РФ).
В свою очередь, в части страховых взносов на обязательное социальное страхование объектом обложения признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, а также по соответствующим авторским договорам.
Таким образом, база по НДФЛ значительно шире и включает не только суммы выплат и вознаграждений, но и доходы в натуральной форме, материальную выгоду и т. д.
Однако в случае если организация производит в пользу физических лиц исключительно выплаты по трудовым договорам и договорам гражданско-правового характера, расчетная база по НДФЛ может быть даже меньше, чем база по страховым взносам. Организациям в таких ситуациях рекомендуется грамотно пояснять различия в формировании облагаемых баз по рассматриваемым платежам.
К выплатам, которые не облагаются НДФЛ, но в свою очередь подлежат обложению страховыми взносами, можно отнести:
1) суммы оплаты дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами в соответствии со ст. 262 ТК РФ (см. письмо Минфина России от 21 марта 2017 г. № 03-15-06/16239 о необходимости начисления страховых взносов);
2) суммы компенсации за нарушение работодателем установленного срока выплаты заработной платы (см. также письмо Минфина России от 21 марта 2017 г. № 03-15-06/16239);
3) суммы компенсации работникам стоимости путевок (по требованию уполномоченных органов власти они должны включаться в базу для начисления страховых взносов, тогда как согласно п. 9 ст. 217 НК РФ суммы компенсации путевок в санаторно-курортные и оздоровительные организации, находящиеся на территории России, в целом ряде случаев не облагаются НДФЛ);
4) суммы, израсходованные на проезд работников к месту проведения отпуска и обратно, оплачиваемый лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в части, приходящейся после пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации (международного аэропорта, в котором работники проходят пограничный контроль в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации). При заграничном отпуске суммы оплаты проезда, начиная с аэропорта вылета за рубеж, с 2015 г. подлежат обложению страховыми взносами, тогда как в части НДФЛ любые суммы оплаты стоимости проезда в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации не подлежат обложению.
Пример 1
Предположим, что организация в период с января по март 2017 г. производила в пользу своих работников начисление только заработной платы и иных выплат в рамках трудовых отношений. В том числе отдельным работникам причитаются суммы оплаты выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом.
Всего начисления составили 1 250 400 руб., в том числе 8700 руб. – суммы оплаты выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом.
В отчетности по страховым взносам вся сумма заработной платы в размере 1 250 400 руб. должна быть отражена по строке 050 «База для исчисления страховых взносов» подраздела 1.1 раздела 1 расчета по страховым взносам.
В свою очередь, в расчете по форме 6-НДФЛ по строке 020 «Сумма начисленного дохода» подлежит отражению величина, равная 1 241 700 руб. (1 250 400 руб. – 8700 руб.).
В части вознаграждений по гражданско-правовым договорам базы по НДФЛ и страховым взносам могут быть «разведены» по времени. Объясняется это тем, что для целей обложения налогом на доходы физических лиц такие вознаграждения признаются по дате выплаты (п. 1 ст. 223 НК РФ), тогда как для начисления страховых взносов указанные выплаты признаются по дню начисления соответствующего вознаграждения.
В частности, как отмечено в письме Минфина России от 21 июля 2017 г. № 0304-06/46733, предусмотренное упомянутыми гражданско-правовыми договорами, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, вознаграждение подлежит обложению страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование после окончательной сдачи результатов работы (оказания услуги) или ее отдельных этапов на основании соответствующих актов приемки выполненных работ (оказанных услуг) в момент его начисления в пользу физических лиц.
Пример 2
Предположим, что акт приемки работ по договору подряда, заключенному с физическим лицом, был подписан в марте 2017 г. Сумма вознаграждения по данному договору составила 25 000 руб.
Выплата вознаграждения произведена в апреле 2017 г.
При формировании показателей ежеквартального расчета по страховым взносам сумма указанного вознаграждения должна быть учтена в отчете за I квартал 2017 г.
К уплате начисленные взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование подлежат до 15 апреля 2017 г.
В расчете по форме 6-НДФЛ сумма вознаграждения в размере 25 000 руб. подлежит отражению в строке 020 «Сумма начисленного дохода» в апреле 2017 г. (отчет за 1-е полугодие 2017 г.), когда данное вознаграждение было выплачено. В частности, как отмечено в письме ФНС России от 21.07.2017 г. № БС-4-11/14329, «в случае если акт сдачи-приемки работ (услуг) по договору гражданско-правового характера подписан в марте 2017 г., а вознаграждение физическому лицу за оказание услуг по данному договору выплачено в апреле 2017 г., то данная операция отражается в разделах 1 и 2 расчета по форме 6-НДФЛ за 1-е полугодие 2017 г.».
Для сведения читателей, в письме Минфина России от 21 июля 2017 г. № 0304-06/46733, впервые за последние годы обращено внимание на то, что суммы предварительной оплаты (аванса) не облагаются страховыми взносами. НДФЛ такие суммы облагаться должны, а потому при осуществлении предварительной оплаты соответствующие суммы должны быть включены в отчетность по НДФЛ и не должны учитываться при формировании расчета по страховым взносам.
Могут «разрываться» по времени для целей формирования отчетности по НДФЛ и страховым взносам и суммы отпускных выплат. Обусловлено это правилами бухгалтерского учета, согласно которым расходы признаются в учете только при условии, если соответствующие суммы могут быть определены. При невыполнении данного условия в бухгалтерском учете признается дебиторская задолженность. Таковы, в частности, положения п. 16 ПБУ 10/99 «Расходы организации», утвержденного приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. № 33н.
В случае если сумма среднего заработка за отпуск быть определена в полном объеме не может, организация вправе производить начисление сумм в учете после появления такой возможности. Соответственно, и страховые взносы должны будут начисляться в том месяце, в котором будут начислены «отпускные».
В части же НДФЛ рассматриваемые доходы облагаются по дню фактической выплаты.
Пример 3
Предположим, что работнику организации с 1 июля 2017 г. был предоставлен ежегодный оплачиваемый отпуск. Расчет среднего заработка должен быть произведен за 12 календарных месяцев, предшествующих июлю 2017 г. Имеется в виду период с 1 июля 2016 г. до 30 июня 2017 г.
Исчисление среднего заработка организация производит 23 июня 2017 г. При этом в расчете среднего заработка не учтены суммы заработка за июнь 2017 г., в связи с чем сумма среднего заработка окончательно не определена. Выплата предварительно исчисленных сумм произведена 26 июня 2017 г.
По решению организации в бухгалтерском учете в июне 2017 г. признаются суммы предварительной оплаты (аванса).
После начисления заработка за июнь 2017 г. работнику 5 июля 2017 г. осуществлена доплата к среднему заработку. Одновременно с этим все суммы средней заработной платы признаны в бухгалтерском учете как расходы.
В данном случае страховые взносы могут быть начислены в июле 2017 г. (после признания расходов) и подлежат включению в расчет по страховым взносам за 9 месяцев 2017 г.
В отчетности по НДФЛ суммы «отпускных» подлежат отражению следующим образом:
1) в отчете за первое полугодие 2017 г. – суммы предварительной оплаты отпуска;
2) в отчете за 9 месяцев 2017 г. – вся сумма начисленного среднего заработка за отпуск.
Применительно к ситуации, изложенной в примере 3, суммы среднего заработка рекомендуется одновременно включать в отчетность по НДФЛ и страховым взносам.
При осуществлении в дальнейшем доплаты к ранее начисленному среднему заработку необходимо включить в расчетную базу дополнительно начисленные суммы.
Пример 4
Воспользуемся условиями примера 3.
Суммы предварительно исчисленных «отпускных» рекомендуется отразить в отчетности по НДФЛ и страховым взносам за первое полугодие 2017 г.
В дальнейшем доначисленные в июле 2017 г. суммы увеличивают налоговую базу по НДФЛ и расчетную базу по страховым взносам за 9 месяцев 2017 г.
Суммы материальной помощи при рождении ребенка не облагаются НДФЛ и страховыми взносами из расчета на каждого отдельного работника
В соответствии с положениями п. 8 ст. 217 НК РФ и п. 3 ст. 422 НК РФ НДФЛ и страховыми взносами соответственно не облагаются суммы материальной помощи, осуществляемой работодателями работникам (родителям, усыновителям, опекунам) при рождении (усыновлении (удочерении) ребенка, выплачиваемой в течение первого года после рождения (усыновления, удочерения), но не более 50 тыс. руб. на каждого ребенка.
Согласно используемой до 2017 г. трактовке для решения вопросов об обложении материальной помощи при рождении ребенка НДФЛ необходимо учитывать суммы помощи, полученной в связи с таким событием другим родителем (усыновителем, опекуном). Фактически рекомендовалось ограничения в 50 000 руб. применять из расчета на ребенка, а не каждого родителя.
В частности, как отмечено в письме Минфина России от 15 июля 2016 г. № 03-04-06/41390, не подлежит обложению налогом на доходы физических лиц единовременная материальная помощь при рождении ребенка, предоставляемая в сумме, не превышающей 50 000 руб., одному из родителей по их выбору либо двум родителям из расчета общей суммы в 50 000 руб. Поскольку при получении сотрудником организации материальной помощи ответственность за правильность удержания налога на доходы физических лиц возлагается НК РФ на организацию, являющуюся налоговым агентом, для подтверждения факта получения (неполучения) материальной помощи одним из родителей может использоваться форма 2-НДФЛ «Справка о доходах физического лица за 20__ год», содержащая данные о доходах, выплаченных физическому лицу его работодателем за период в течение первого года после рождения (усыновления, удочерения) ребенка, а также справка, выданная работодателем в произвольной форме, свидетельствующая о получении (неполучении) им материальной помощи.
В части страховых взносов до 2017 г. трактовка применения оговоренных законодательством норм отличалась от трактовки по НДФЛ. Так, исходя из разъяснений Минтруда России от 27 октября 2015 г. № 17-3/В-521 единовременная материальная помощь в размере, не превышающем 50 000 руб., выплачиваемая организацией работнику-родителю в течение первого года после рождения ребенка, не подлежала обложению страховыми взносами в государственные внебюджетные фонды независимо от того, выплачивалась ли такая материальная помощь другому родителю его работодателем.
С 2017 г. положения НК РФ применяют в части НДФЛ и в части обложения страховыми взносами при материальной помощи при рождении ребенка. Можно предположить, что объясняется это именно необходимостью сопоставлять базы по НДФЛ и страховым взносам.
Впервые за последние годы в письме Минфина России от 14 марта 2017 г. № 03-04-06/14397 указано, что специальных положений, устанавливающих право работодателя при расчете материальной помощи, освобождаемой от обложения налогом на доходы физических лиц, требовать представления сведений по форме 2-НДФЛ «Справка о доходах физического лица за 20__ год» с места работы другого родителя, в НК РФ не содержится.
В свою очередь, в письмах Минфина России от 12 июля 2017 г. № 03-04-06/44336, от 26 июля 2017 г. № 03-04-06/47541 положение абзаца седьмого п. 8 ст. 217 НК РФ об освобождении от обложения налогом на доходы физических лиц материальной помощи при рождении ребенка, выплачиваемой в течение первого года после его рождения в сумме, не превышающей 50 000 руб., подлежит применению работодателем в отношении каждого из родителей.
В части страховых взносов в письме Минфина России от 16 мая 2017 г. № 03-1506/29546 подтверждены подходы, использовавшиеся до 2017 г. Обращено внимание на то, что ст. 422 НК РФ не предусмотрено, что в случае выплаты организацией указанной материальной помощи обоим родителям ребенка, являющимся работниками данной организации, ограничение не облагаемой страховыми взносами суммы материальной помощи размером не более 50 000 руб. на каждого ребенка применяется в расчете на обоих родителей.
С учетом изложенного в случае выплаты организацией в течение первого года после рождения ребенка единовременной материальной помощи обоим родителям, являющимся работниками этой организации, страховыми взносами не облагается сумма материальной помощи в размере не более 50 000 руб., начисленная каждому из работников, являющихся родителями.
В полной мере приведенные положения касаются и ситуации, когда оба родителя заняты у одного работодателя. Даже в этом случае материальная помощь при рождении ребенка, начисленная матери ребенка, не облагается НДФЛ и страховыми взносами в пределах до 50 000 руб., но и аналогичная материальная помощь отцу ребенка также не облагается данными обязательными платежами.
Начиная с августа 2017 г. сходная трактовка правил применения рассматриваемой нормы приводится в письмах Минфина России на основе анализа положений гл. 23 НК РФ (НДФЛ) и гл. 34 НК РФ (страховые взносы) одновременно (см. письмо от 7 августа 2017 г. № 03-04-06/50382).
Дополнительная компенсация, выплачиваемая в случае расторжения трудового договора с работником до истечения срока предупреждения об увольнении
В соответствии с положениями ст. 180 ТК РФ о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации работники предупреждаются работодателем персонально и под расписку не позднее чем за два месяца до увольнения.
При этом работодатель с письменного согласия работника имеет право расторгнуть с ним трудовой договор до истечения указанного выше срока, выплатив ему дополнительную компенсацию в размере среднего заработка, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении.
Порядок обложения выплат при увольнении НДФЛ был определен положениями п. 3 ст. 217 НК РФ, согласно которому освобождаются от обложения данным налогом компенсационные выплаты, установленные законодательством Российской Федерации, связанные с увольнением работников, за исключением компенсации за неиспользованный отпуск, а также суммы выплат в виде выходного пособия, среднего месячного заработка на период трудоустройства, компенсации руководителю, заместителям руководителя и главному бухгалтеру организации в части, превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка или шестикратный размер среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Таким образом, компенсационные выплаты, связанные с увольнением работников, освобождаются от обложения налогом на доходы физических лиц на основании п. 3 ст. 217 НК РФ в общей сумме, не превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка (шестикратный размер среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях).
До 2017 г. согласно используемой Минфином России трактовке все выплаты компенсационного характера, производимые работнику при увольнении (включая дополнительную компенсацию в размере среднего заработка, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении, выплачиваемую в соответствии со ст. 180 ТК РФ), подлежат суммированию и освобождаются от обложения НДФЛ согласно п. 3 ст. 217 НК РФ исключительно в пределах трехкратного (шестикратного) размера в общей совокупности (см., например, письмо от 23 мая 2016 г. № 03-04-06/29283). Исключение составляют суммы компенсации за неиспользованный отпуск, которые в полной мере подлежат обложению налогом.
Пример 5
Предположим, что работник организации увольняется по сокращению с 1 сентября 2017 г. О предстоящем увольнении он должен был быть предупрежден до 1 июля 2017 г. (например, 30.06.2017 г.).
Получив предупреждение об увольнении, работник запросил увольнение с 1 июля 2017 г., с чем работодатель согласился.
В данном случае при увольнении работнику 01.07.2017 г. подлежат выплате:
1) дополнительная компенсация в размере среднего заработка за время, оставшееся до истечения срока предупреждения об увольнении, а именно в размере среднего месячного заработка за июль и август 2017 г.;
2) выходное пособие в размере среднего месячного заработка за сентябрь 2017 г.
В случае если работник не устроится на работу в течение октября 2017 г., ему также подлежит выплате средний заработок за второй месяц трудоустройства.
Если работник в 2-недельный срок после увольнения обратится в орган занятости населения и не устроится на работу в ноябре 2017 г., ему прежним работодателем будет выплачен средний заработок за третий месяц трудоустройства.
Всего работник по причине увольнения по сокращению может получить выплаты в пределах до 5-месячного среднего заработка.
Согласно использовавшейся до 2017 г. трактовке в данном случае НДФЛ не облагаются приведенные выше суммарные выплаты при увольнении в пределах до трехкратного среднемесячного заработка. Соответственно, выплаты среднего заработка за 2-й и 3-й месяцы трудоустройства подлежат обложению НДФЛ, так как они превышают оговоренные законодательством ограничения в размере трехкратного среднемесячного заработка.
В части же страховых взносов Минтруд России допускал освобождение от страховых взносов:
– суммы дополнительной компенсации за срок предупреждения;
– суммы выходного пособия, среднего заработка на период трудоустройства – в пределах трехкратного (в соответствующих местностях – шестикратного) размера среднемесячного заработка.
С 2017 г. трактовка сходных положений глав 23 и 34 НК РФ также является одинаковой, и суммы предусмотренной ст. 180 ТК РФ дополнительной компенсации не подлежат обложению НДФЛ и страховыми взносами в полном размере, так как возможность обложения действующим законодательством не оговорена.
В частности, как отмечено в письме Минфина России от 31 июля 2017 г. № 0304-07/48592, выплачиваемая в соответствии со ст. 180 ТК РФ дополнительная компенсация в случае расторжения трудового договора с работником до истечения срока предупреждения об увольнении, не относится к доходам в виде выходного пособия и среднего месячного заработка на период трудоустройства, освобождаемым от налогообложения в части, не превышающей в целом трехкратный размер среднемесячного заработка (шестикратный размер среднемесячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях), и не подлежит обложению налогом на доходы физических лиц в полном объеме на основании п. 3 ст. 217 НК РФ. Также она не облагается страховыми взносами на основании абзаца шестого подп. 2 п. 1 ст. 422 НК РФ.
Указанное письмо Минфина России доведено до территориальных налоговых органов письмом ФНС России от 21 августа 2017 г. № БС-4-11/16545. Данный факт необходимо рассматривать как прямое указание на необходимость приведения трактовки положений ст. 217 НК РФ в соответствие с новыми реалиями и на невключение сумм компенсации за срок предупреждения в трехкратный (в соответствующих местностях – шестикратный) размер среднемесячного заработка для принятия решения об освобождении выплат от обложения НДФЛ.
Суммы компенсации при увольнении работника по соглашению сторон трудовых отношений не облагаются НДФЛ и взносами в пределах установленных ограничений
В Определении Конституционного суда Российской Федерации от 25 февраля 2016 г. № 388-О указано на то, что п. 3 ст. 217 НК РФ предусматривает возможность освобождения от налогообложения всех видов компенсационных выплат, установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления. Не упомянуты при этом выплаты, установленные коллективными договорами.
Фактически приведенные положения указывали на то, что выплаты при увольнении, которые производятся не на основании положений ТК РФ или иных законодательных актов, должны в полном размере облагаться НДФЛ. На практике в конце 2016 г. налоговые органы начали требовать уплаты налога с выплат при увольнении, производимых по решению организации (в том числе при увольнении по соглашению сторон трудовых отношений).
Такого же мнения начали придерживаться и сотрудники государственных внебюджетных фондов.
Вопрос с обложением рассматриваемых выплат, производимых по решению организации на основании коллективных договоров, трудовых договоров и дополнительных соглашений к ним, положений локальных нормативных актов, решен в течение 2017 г.
Согласно принятым решениям такие выплаты по-прежнему не должны облагаться НДФЛ и страховыми взносами в пределах трехкратного (в соответствующих местностях – шестикратного) размера среднего месячного заработка (см., в частности, письмо Минфина России от 30 августа 2017 г. № 03-04-06/55739).
Как отмечено в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 16 июня 2017 г. № 307-КГ16-19781, в ст. 178 ТК РФ законодатель предусмотрел ряд случаев выплаты выходного пособия, например, при ликвидации организации, сокращении численности или штата работников организации, отказе работника от перевода на другую работу, необходимого ему в соответствии с медицинским заключением, восстановлении на работе работника, ранее выполнявшего эту работу, и одновременно допустил возможность предусмотреть в трудовом или коллективном договоре другие случаи выплаты данной компенсации.
Следовательно, определение конкретных случаев выплаты выходного пособия в результате соглашения, достигнутого между работодателем и работником, не исключает эти компенсационные выплаты из сферы законодательного установления и с учетом положений п. 1 ст. 3 НК РФ не означает, что на данные компенсации не распространяется освобождение от налогообложения, предусмотренное п. 3 ст. 217 НК РФ для такой категории налогоплательщиков, как увольняемые работники.
Принятые Верховном Судом решения доведены до сведения налоговых органов письмом ФНС России от 29 июня 2017 г. № СА-4-7/12540, что указывает на необходимость учитывать положения судебных актов в своей практической деятельности.
Аналогичные решения Верховного Суда Российской Федерации в части страховых взносов зафиксированы в Определении от 20 декабря 2016 г. № 304-КГ1612189. Как отмечено в данном документе, «законодатель, принимая закон в таком виде, исходил из того, что выплаты, установленные в коллективных или трудовых договорах в соответствии с трудовым законодательством, следует рассматривать как выплаты, установленные законодательством Российской Федерации, а потому подлежащие освобождению от обложения страховыми взносами. При этом до 01.01.2015 это не зависело от сумм таких выплат».
Таким образом, и в части выплат при увольнении, производимых по решению самой организации, при обложении НДФЛ и страховыми взносами необходимо использовать сходные трактовки.